Слово 8
О покаянии грешников
Сказываю вам, что так па небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии.
В среду двадцать шестой седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Вокруг Господа нашего Иисуса Христа в земной жизни всегда находилось очень много людей, жаждущих Его слова, чудотворений и готовых идти за Божественным Учителем хоть на край земли. Приходили ко Христу не только праведники, но и люди грешные, всеми презираемые и отвергнутые. В Евангельском чтении (см. Лк. 15,1-10) этого дня мы слышали, как приближались ко Спасителю все мытари и грешники слушать Его.
По слову блаженного Феофилакта Болгарского, «Господь, допуская к Себе мытарей и грешников, как врач – больных, делал то, для чего Он и воплотился».
Но фарисеи, книжники и вожди иудейские возмущались на такое Божие человеколюбие, досадовали в зависти и озлоблении, отвечали ропотом. Они осуждающе говорили: Он принимает грешников и ест с ними. По их мнению, допуская к Себе мытарей и грешников, Господь принуждал и их самих невольно вступать в нежелательное общение, поскольку и они были рядом с Иисусом Христом, хотя делали они это с единственною целью – найти повод к обличению Господа и восставить против Него народ иудейский. Грешниками же в их понятии были все отступники от различных предписаний ветхозаветного закона.
Фарисеи и книжники всей душой презирали также и мытарей, зачастую нечистых на руку, занимавшихся сбором податей для римских оккупационных властей и для династии царей Иродов. Вожди иудейские считали представителей этой профессии отвратительными, хотя на деле, в своем постоянном лицемерии, оказывались хуже их. Мытари в открытую брали деньги и часть оставляли себе; первосвященники делали это более тонко: облагали податью простых людей, вдов и сирот, страдающих под бременем первых налогов, прикрываясь благими целями и вроде бы даже духовными потребностями – на Храм и его содержание; а третьей инстанцией по взиманию налогов были фарисеи, которые указывали на необходимость приносить еще и десятину с пряностей и лекарственных трав, и хотя показывали это и своим примером, но этим очень гордились как великой добродетелью.
Господь же наш Иисус Христос являл человеколюбие ко всем людям, без исключения. И к грешникам, и к мытарям, и к тем, кто безжалостно поносил Его и осуждал.
В ответ на речи, осуждающие Его, Спаситель рассказал притчу о заблудшей овце: кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяносто девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее? А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу.
Сын Божий желает открыть глаза вождей иудейских на их заблуждения, на их жестокосердие к ближним. По слову блаженного Феофилакта Болгарского, «Он не отвращается и от них как от неисцелимых и ропотников, но с кротостью врачует их, сказывая им притчу об овцах и действенно, и наглядно убеждая их, и обуздывая не досадовать на столь великое излитие благости».
Господь говорит, что если об одной овце, малой и неразумной, когда она находится вдруг после пропажи своей, бывает столько искренней радости после ее нахождения, то не большим ли должно быть ликование о человеке, разумном и любимом творении Божием, сбившемся с пути спасения, заблудившемся в грехах, но потом образумившемся.
В притче Христовой под девяноста девятью овцами образно подразумеваются все праведники, смиренно и послушно исполняющие волю Божию. А потерявшаяся овца, по сути, представляет падшего грешника, блуждающего в потемках, далеко от Божественного света, но не лишенного при этом Божией любви и милости.
Мы слышали сегодня в Евангельском чтении, что хозяин стада, Который и есть Господь наш Спаситель, найдя заблудившуюся овцу, взвалил ее с радостью на Свои плечи, ибо Он, как сказано в книге пророка Исаии, понес наши болезни и грехи (Ис. 53, 4). Сын Божий не отяготился тем, что возложил на Себя бремя всего падшего человечества, что нашел нас, грешных и недостойных, что принял, призвал к покаянию и спасению, к служению Божественной любви, что на плечах Своих принес в дом Господний, – блаженное Небесное Отечество.
И вот, когда Он обретет утраченное, найдя заблудившегося и теперь спасенного Им грешника, Он созовет друзей и соседей, Ангельские Силы небесные. Святой Григорий Нисский под овцами подразумевал и Ангелов Божиих, сопоставляя их с количеством людей как девяносто девять к одному человеку. И сделает так, чтобы и Ангелы возрадовались вместе с Господом, возликовали об еще одной возрожденной и спасенной человеческой душе: Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии.
Спаситель говорит о том, как истинно Он радуется, возвращая Небесному Отцу потерянных овец Божественного стада. Вожди иудейские, обличенные этими словами, злобно молчали, поняв, что Иисус Христос укорил и пристыдил их рассказанной притчей.
Но, видя продолжающуюся, хотя и скрытую, ненависть, кипевшую в их душах, Сын Божий, чтобы показать фарисеям и книжникам еще и их духовную несостоятельность, продолжил Свое повествование: Или какая женщина, имеющая десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи, и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет, а найдя, созовет подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною, я нашла потерянную драхму.
Под женщиной нередко понимается здесь Церковь Христова.
Потерянная драхма, человек грешный, утративший в своих беззакониях первозданное подобие Божие, заложенное в него Творцом, Создателем мира.
Свеча — свет веры Христовой, освещающий и освящающий все и вся, преображающий людей в чистоте и святости. Свеча Божия суть Господь наш Иисус Христос, принявший на Себя естество плоти земной, чтобы воссияла она Божественным торжеством и славой, обожилась.
Выметенная комната — мир, очищенный Господом от греха, ибо Божественный Сын взял на Себя грехи человеческие.
Найденная драхма — человек, пришедший к покаянию, обновленный и возрожденный для вечной жизни Царства Небесного.
Царственное изображение, отчеканенное на монете, – возвращение подобия Божия в человеке.
А радость женщины – ликование как для Самого Христа, нашедшего в грешнике через покаяние нового праведника, возлюбленное чадо Божие, так и для всех подруг и соседок, бестелесных духов Божиих, в благости и трепете исполняющих волю Господню.
Произнеся эту притчу, Спаситель заключает: Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся.
Подобно ищущей драхму старательной женщине, Церковь Христова неустанно заботится о спасении нас, грешных и погибающих, пребывающих в рабстве своих беззаконий. Но мы, призванные Господом и признающие Божественное человеколюбие и милосердие, осознавая свои грехи и искренне каясь в них, обретаем прощение от Бога для жизни новой, жизни в Господе нашем, единственном драгоценном Сокровище, Которое приобретаем в праведности и чистоте.
Радующимся о грешнике, приносящем покаяние, в притче представлен Отец Небесный, Чье Божие неизреченное ликование передается всем Ангелам, окружающим Божественный престол, непрестанно славословящим любовь и милость Божию ко всему человечеству.
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Сегодняшнее Евангельское чтение говорит нам о покаянии, преподавая в том истинную духовную мудрость.
Сам Спаситель провозглашает: Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф. 9, 13). И в Деяниях святых апостолов сказано: оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться (Деян. 17, 30).
Почему оставляются ныне времена неведения? Потому что посредством воплотившегося и пришедшего в мир Господа нашего Иисуса Христа получили мы путь и надежду к вечному спасению, открыли Истинного
Бога через торжество Божественной правды и любви, удостоились неизреченной Божией милости.
Как писал в своем Послании апостол Иоанн Богослов, если исповедуем грехи наши, то Господь Бог, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды (1 Ии. 1, 9). И вот Небесный Отец, по величайшей Божией милости, долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию (2 Пет. 3, 9).
Но с чего же начинается покаяние?
С полнейшего смирения, с уничижения себя, с осознания перед Богом немощи и несовершенства, с осознания собственного недостоинства, не позволяющих нам возвыситься ни в Божиих, ни в людских очах.
Владеющий истинным самоукорением всегда готов к терпению, постепенно приучаясь считать себя грешнее всех остальных людей, подвизаясь в духовной нищете и кротости.
Святитель Иоанн Златоуст учил: «Начало покаяния – осуждение грехов. Осуди и ты свои грехи; этого достаточно для Господа к твоему оправданию, потому что осудивший свои грехи не так скоро решится опять впасть в них».
Мы все, как та заблудшая в неизвестности овца Господней притчи, блуждаем, не зная верного пути, пребывая в соблазнах и искушениях суетного мира. А ведь так недалеко и до погибели. Но Господь, как истинный Пастырь, заботящийся о Своем стаде, неустанно ищет нас в греховном мраке пустыни и, обретя, помогает нам, изнемогшим от долгого и бесполезного скитания, принимая на Себя грехи всего заблудшего человечества.
Как же хорошо, как благостно нам на плечах Божиих! Покаяние воскрешает от греховной смерти, возрождает для жизни праведной и богоугодной. Преподобный Ефрем Сирин говорил: «Время покаяния коротко, Царствию же Небесному нет конца».
Мы – и та потерянная, но найденная Святою Церковью Христовой драхма. Мы – монета с царским изображением, ибо Господь – Царь славы, обновляет в нас подлинное подобие Божие, утраченное с грехопадением.
Если бы не было покаяния, то давно бы погиб весь род человеческий. Но ныне, ликующие о нашем духовном возрождении, истинным покаянным очищением от грехов, по слову преподобного Ефрема Сирина, «…все Небесные Чины пиршествуют, побуждаемые покаянием к радости», вечному торжеству явленной благодати неизреченной Божественной любви. И потому, как поучал преподобный, «…блажен, кто исправил себя покаянием и жизнью своею умилостивил Господа».
Но тот, кто, пребывая в грехах, оправдывает себя, ищет причины своего недостойного и порочного поведения, нисколько не раскаиваясь, тот сам отчуждает себя от величайшего, данного нам Богом блага, которым является покаяние.
Грех не может ничего сотворить там, где присутствует покаяние. И, наоборот, отвергающие покаяние, не желающие принять на себя Божией милости, впадают в еще более страшное состояние, ведущее в рабство к врагу рода человеческого.
Да, порой мы тяжко согрешаем и падаем. Но при этом всегда должны помнить о любви Божией, о благости и милосердии Небесного Отца, не желающего для чад Своих погибели. Воскликнем же словами пророческими от всего верующего и любящего Бога сердца: Не радуйся ради меня, неприятельница моя! (утопающая в грехах и страстных устремлениях плоть человеческая). Хотя я упал, но встану; хотя я во мраке, но Господь свет для меня (Мих. 7,8). Брань наша внутренняя, борьба с собою, не прекращается до самой смерти. Но Божие дыхание всегда благодатно оживляет тех, кто готов принять Божественную любовь и милость, принеся в жертву Создателю искреннее и истинное покаяние, рожденное от веры в милосердие Праведного Воздаятеля, Справедливого Небесного Судии.
Преподобный Иоанн Лествичник говорил: «Нам, которые впали в ров беззакония, невозможно быть извлеченными из него, если не погрузимся в бездну смирения кающихся».
Взыскующий милости Божией пребывает в кротости сердца своего, ища сострадания и милосердия, никого не упрекая, не осуждая и тем более не возносясь над другими людьми. Он понимает свою греховность, ненавидит совершённые беззакония и готов в полной мере перед Богом искупить представленную вину. Свою вину! И какое ему дело до грехов ближних, пусть и зримо видимых со стороны, если собственные его беззакония и преступления омрачают ум и отягощают душу, которая в нечистоте становится неспособной принимать и сохранять в себе возлюбленного Господа-
Бог же никогда не отвергает искреннего покаяния, как бы порочны мы ни были в прегрешениях своих! Потому, как призывал святитель Иоанн Златоуст, «…воспользуемся спасительным лечением покаяния, или лучше, получим от Бога врачующее нас покаяние, потому что не мы приносим Ему покаяние, а Он даровал его нам».
Покаяние возводит нас от земли на Небо, умилостивляет Бога, поднимает душу, преисполненную Господом, на беспредельную высоту Божественной чести и славы. Если же не потрудимся прекраснейшим покаянным трудом, то лишимся по справедливости Божией и надежды на спасение, и истинной свободы умиротворенного духа, и подлинного очищения от греха.
И тогда жившие по плоти через покаяние становятся живущими по духу.
Что толку надеяться на славу, на богатство, на положение в обществе, когда все это – временно и тленно, все прах и пепел земного бытия? Зачем же надмеваться всем этим, пустым и бесполезным, в ущерб действительной пользы для души, которая осуществляется через покаяние в грехах?..
Господь способен очистить нас от всякой видимой и невидимой нечистоты. Ведь все мы, грешники, искуплены слишком дорогой ценою – драгоценной Кровью нашего Спасителя, Единородного Сына Божия, пошедшего на смерть за грехи мира!
«Да будем же и мы, по словам святителя Димитрия Ростовского, все скорыми в восстании от грехов и приписанными к праведникам!» и чего да сподобимся все мы благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцом и Святым Духом во веки веков.
Аминь.