Вы здесь

Вечное сокровище. Заря Богоявления. Слово 22. О детском доверии Богу (Митрополит Владимир (Иким), 2016)

Слово 22

О детском доверии Богу

Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу.

Лк. 18, 27

В среду двадцать седьмой седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)


Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!


Сегодняшнее Евангельское чтение (см. Лк. 18, 15–17, 26–30) говорит о том, что мы должны доверять Небесному нашему Отцу в той полной мере, в которой чистые и непорочные малые дети верят своим родителям.

Желая добра и пользы своим чадам, многие матери приносили к Иисусу Христу младенцев своих, чтобы Он прикоснулся к ним. Но, видя это, ученики Его возбраняли им, дабы уберечь Божественного Учителя от неудобств, связанных с непоседливым и несерьезным, как им могло казаться, детским поведением.

Однако Спаситель, подозвав будущих апостолов, ответил на эти их излишние предостережения: пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Для всех же, слушавших Божественную проповедь, добавил: Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него. Но почему прозвучали столь знаменательные слова Спасителя о малых чадах в ответ, что таковых есть Царствие Божией

Выражая снисхождение к детской непоседливости, не отвергнув младенцев, но с удовольствием оказывая им милость, Господь и всех сподвижников Своих поучает смиренному простосердечию, показывая, что дети гораздо ближе Богу по любви и сердечной чистоте.

В детской любви нет никакой фальши, она свободна от каких-либо корыстных помыслов и лукавства, она самозабвенна и искренна. Блаженный Феофилакт Болгарский поясняет: «Дитя не превозносится, никого не унижает, незлобливо, бесхитростно, ни в счастье не надмевается, ни в скорби не уничижается, но всегда совершенно просто. Посему кто живет смиренно и незлобиво и кто принимает Царство Божие, как дитя, то есть без коварства и любопытства, но с верою, тот приятен Богу».

Вот с таким же открытым, с таким же добрым сердцем и мы призваны относиться к Господу, непрестанно благодаря за торжество в нас Его благодати, уповая на неизреченную Его Божественную милость.

Пример детей учит нас смиренномудрию, а еще – быть милостивыми, никого не презирать, никого не обделять, но всех принимать с искренной добротой. Другими словами, все мы, братья и сестры, должны являть Господу расположение детское в смысле смирения, послушания, кротости, незлобия, чистоты и искренности, полноты любви к Небесному нашему Отцу. Дети ведь любят родителей не за что-то, а просто так. И выполняют волю их, понимая, что мать с отцом всегда желают им только добра и блага.

Даже когда дети не слушаются и шалят, они все-таки совестятся, боясь огорчить дорогих им людей. Оттого и соответствующее наказание принимают как должное, со смирением и терпением.

Задумаемся, – а в нашей взрослой жизни всегда ли бывает так? Мы грешим пред Небесным Отцом постоянно, но, в отличие от детей, не всегда переживаем по этому поводу, не всегда и раскаиваемся. Там, где дети просто верят и доверяют, мы начинаем любопытствовать несовершенным своим разумением, колебаться, сомневаться. А если получаем заслуженное вразумление и наказание от Бога в виде испытаний, скорбей и болезней, разве порой не начинаем роптать, унывать, отчаиваться и даже дерзновенно обвинять Бога в трудностях нашего бытия?.. Так где же в нас детская чистота и привязанность? Где любовь и искренность? Где душевная щедрость, с которой младенцы воспринимают весь этот мир и каждого человека в отдельности? Вот и получается, что дети стоят гораздо ближе к Господу, чем мы с суетными своими проблемами, греховными навыками и неправильным восприятием мира.

Только те люди, которые со всей искренностью и доверчивостью уверовали во Христа, могут по праву быть названы чадами Божиими, которым Сам Господь в непрестанной любви к ним говорит: дети! есть ли у вас пища? (Ин. 21, 5). Тот же, кто доискивается ложной премудрости, ставя учение Христово под сомнение, пытаясь постигнуть своим плотским умом истины бытия без Бога и Его Откровения, тот по справедливости становится чуждым Богу и отвергается от блаженной вечности Небесного Отечества. Блаженный Феофилакт Болгарский пишет: «Итак, все церковное, что составляет Царствие Божие, будем принимать без любопытства, с верой и смирением. Ибо любопытство свойственно самомнению и самомудрованию».

Будем же, братья и сестры, воспринимать Божественную истину, все таинства Святой Церкви, все заповеди Господни, как верные и любящие чада Божии, – подлинно и искренне, со смирением и послушанием. Ибо

Евангельское чтение сегодняшнего дня учит: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него.

Царство Божие лишь для таковых людей, пребывающих в вере, которые сознательно и добровольно, со смирением и терпением сподобились приобрести в этой жизни искренность и полноту возвышенного чувства любви к Богу через подлинное христианское благочестие. Одним словом, – все те качества души, которые чистые дети имеют по природе своей, так как еще не поражены греховною скверной личных грехов и развившихся страстей.

Детская искренность должна быть во всем, в ней – совершенство христианских отношений, основанных на взаимопонимании, милосердии и любви. Научимся же прощать и жалеть, как малые чада! Познаем благость искреннего незлобия, свойственного по естеству младенческим душам! Не будем держать в сердце обиды и ненависть! Станем, как дети, доброжелательными ко всем, далекими от клеветы и осуждения, пустословия и лжи.

Но кто-то скажет с сомнением, что это так непросто! Да, непросто. В христианстве нет, и не может быть, легких путей. Стяжание Царства Божия – великий и самоотверженный труд, непрестанная работа Богу, ревностное служение ближним. Когда ученики Господни в сердцах вопрошали, усмиренные своим несовершенством и немощью: кто же может спастись? – Господь отвечал: невозможное человекам возможно Богу. В этих четырех словах заключена вся сущность, сила и глубина христианского исповедания!

Мы сами понимаем, что без Бога ничего не можем. Даже народная мудрость гласит: «Без Бога не до порога». Когда же человек уповает на самого себя, когда ошибочно начинает считать только себя творцом собственной жизни, он находится в опасной и греховной прелести, в сетях вражьих.

Человеческий образ мыслей, увлечение дольним и пристрастие к земному не могут привести душу к спасению. Но тот, кто с Богом, тот действительно способен многого достигнуть, ибо с Господом возможно все.

Блаженный Феофилакт Болгарский писал: «…когда кто будет иметь советником своим Бога и в учители себе возьмет оправдания Божии и заповеди о нищете и будет призывать Его в помощь, тому возможно будет спастись. Ибо наше дело – желать добра, а совершать оное – дело Божие».

В сегодняшнем Евангельском чтении Господь говорит о том, что ради служения Богу человек должен оставить всякие земные привязанности. Самоотверженность в вере справедлива и, безусловно, облечется будущим достойным воздаянием от Бога.

Когда апостол Петр говорил Спасителю: вот мы оставили все и последовали за Тобою, он, конечно, желал узнать о том, сколь хорошо подобное отношение к Господу. Сын Божий же на это сказал: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев, или сестер, или жену, или детей для Царствия Божия, и не получил бы гораздо более в сие время, и в век будущий жизни вечной.

Петр говорил не за себя только, но за всех апостолов, а в духовном смысле его слова относятся и ко всем служащим Богу на все последующие времена. В ответ он слышит благостное обетование, что всякий преданный Богу человек и в нынешнем веке, и в будущем получит достойную награду, если сподобится презреть земное ради Небесного, отринет временное и тленное ради вечного и бессмертного.

Даже если, как нам кажется, ради Бога мы отказываемся всего лишь от малого, даже если мы думаем, что жертва наша с человеческой точки зрения незначительна, но если при этом благотворили мы искренне, с любовью и сердечной щедростью, то и этим немногим, этим, пусть самым малым, мы, по любви Божией, также сможем достичь своего спасения.

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Евангельское чтение сегодняшнего дня наставляет нас в смиренномудрии и послушании для достижения Царства Божия. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин писал: «Если Царство Божие находится внутри нас и это Царствие есть праведность, мир и радость, то кто их имеет, тот, без сомнения, находится в Царстве Божием. И, напротив, живущие в неправде, раздоре и печали, производящей смерть, находятся в царстве диавола, в аду и смерти. Ибо этими признаками различается Царство Божие и царство диавола».

Будем помнить и о том, что Царство Божие изнутри простирается и вовне, по непреложному слову Господа нашего, Который говорил, обращаясь ко всем Своим сподвижникам, исповедникам веры Христовой: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5, 16).

Кто взыскал и обрел в этой жизни Царство Божие, в том, по слову апостольскому, истинно Бог будет все во всем (1 Кор. 15, 28). А в ком Он воцарился, тот не способен ни на какое недоброе начинание, тот чужд злым и коварным помышлениям. И в подобном состоянии души все благое становится доступным и решаемым, достойным образом осуществимым. Ибо, как мы слышали сегодня, невозможное человекам возможно Богу. И прежде всего, когда речь идет о нашем спасении!

Господь воспрещает суетные и пустые попечения, которые отвлекают нас от главного – от богообщения и богопознания, дабы не ослабляли мы своего духовного напряжения в деле спасения и нужного попечения о стяжании Царства Божия. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил: «Суетное попечение есть не что иное, как недуг души, выражение ее неверия».

Когда мы прилепляемся душой к земному, то становимся равнодушными к духовному. Ощутивший же в себе Царство Божие, которое есть Господь, не думает уже ни о чем мирском, по истинной христианской любви желая только одного, – чтобы и в ближних благостно открылось Царство Божие, устанавливающее и во всей вселенной, и в каждой верующей душе торжество всесильной Божественной любви и правды.

Путь в Царство Божие лежит через любовь к Господу. Как писал апостол Павел, не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2, 9). Если мы верны Господу, сподобились стяжать в себе Божественное Царство и имеем в душе Бога, то Отец Небесный совершает в нас волю Свою через Иисуса Христа, Единородного Божественного Сына. А потому – мы не напрасно трудимся, благотворим, милосердствуем и живем, каждый день и час земного бытия посвящая возлюбленному Богу. Недаром преподобный Симеон Новый Богослов писал: «Ибо разумная душа, над которой воцарился Бог, должна опытом познать благодать Божества, Которое в ней царствует, и делом являть плоды Всесвятого Духа, то есть любовь, радость, мир, долготерпение и прочее. Где царствует Бог, там уже нет места никакому действию диавола, но все обращается на служение Богу».

Мы должны показать на деле, что Евангельская правда всегда стоит выше любой человеческой, подзаконной правды. Царство Божие обретается в добродетелях верующей и преданной Богу души, в духовном совершенствовании, в богопознании, в чистоте душевной и телесной. Человек, по свободной воле, вправе сам определять, куда устремлять свои желания, какой путь выбрать, – пребывать ли в рабстве греха или по доброй воле работать для Бога.

Будем же всегда помнить о том, что, по словам преподобного Иоанна Кассиана Римлянина, – «Царство

Небесное восхищают не беспечные, не распущенные, не избалованные, не изнеженные, но ищущие его всеми силами». Будем же стремиться стать истинными чадами Божиими, относящимися к Небесному Отцу с искренней любовью и верой, подобно тому как маленькие дети относятся к своим родителям. В этой чистоте чувства заключается для нас возможность подлинного спасения по благодати Бога, Которому подобает всякая слава во веки.

Аминь.