Слово 20
О кончине мира
Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее, тот оживит ее.
Во вторник двадцать седьмой седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Евангельское чтение (см. Лк. 17, 26–37) этого дня повествует нам о Суде Божием. Господь наш Иисус Христос говорит о том, какие тяжкие испытания ожидают людей в предверии конца этого мира. И прежде всего предупреждает о неожиданности и непреложности этого величайшего события.
Никто не ведает срока и часа Второго Пришествия Христова и Дня Судного. Только Богу открыты истинные сроки.
Сколько бы люди ни пытались исчислить неисчислимое, этого сделать просто невозможно, все предположения ложны и не имеют под собой никакого основания.
Между тем еще и со времен апостольских людей, безусловно, интересует вопрос о том, как это произойдет и случится. Господь же, не говоря, когда это будет, тем не менее не оставляет Своих верных в неведении, но преподает признаки конца мира.
Сегодняшнее Евангельское чтение передает слова Христовы: И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого: ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех.
История человечества закономерна в своем нравственном измерении, и закон этот гласит о наказании за грех и беззаконие. Ведь и во времена, о которых здесь вспоминается, никто предположить не мог, что скоро наступит конец и все погибнут в наказание Богом за совершенные беззакония, за греховность и свое безверие.
И другие слова Сына Божия говорят нам о том же: Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили; но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех; так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится.
Господь наш Иисус Христос этими словами указывает на внезапность Своего Второго пришествия и призывает всех верных быть готовыми к тому: не расслабляться в духовной лености, но непрестанно бодрствовать и ревностно работать Богу. Ибо, как при Ное неожиданно начался Всемирный потоп, который истребил всех, и как при Лоте, при исходе его из Содома, был выжжен дотла весь город дождем огненным и серными потоками, льющимися с неба, так и в День Судный, после времени антихриста, когда в обществе людей умножатся беззакония, распутства и всякие преступные удовольствия, мерзость которых и язык вряд ли может высказать, – все нераскаянные грешники также понесут наказание за совершенные грехи.
По слову апостольскому, в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся (2 Тим. 3,1–5).
Блаженный Феофилакт Болгарский пояснял: «И неудивительно, что при царстве обольстителя процветет зло, ибо он есть пристанище злобы всякого греха. Что же иное постарается он вселить в жалкое поколение тогдашних людей, как не свои свойства? Ибо от нечистого что может сделаться чистым?».
Другими словами, люди погрязнут в беззакониях и чувственных наслаждениях, совершенно забыв о духовном, трудясь не для Бога, но для собственной, ненасытной в удовольствиях, плоти. В забвении духовном они даже не станут помышлять о прореченном Судном Дне, стремясь урвать от жизни временной как можно более, не думая о последствиях греховного своего поведения.
Если бы даже во времена Ноя или Лота вслух заговорили о приближающейся погибели, то погрязшие в чувственности просто не поверили бы таким разговорам, не пожелали бы прекращать свое распутство. Также и во время конца света. Только немногие верные будут с нетерпением и благоговением ожидать Божественного Сына и не поддадутся на искушения и угрозы антихриста, желающего царствовать и властвовать над всеми людьми.
Господь говорит: В тот день, кто будет на кровле, а вещи его в доме, тот не сходи взять их; и кто будет на поле, также не обращайся назад. Вспоминайте жену Лотову. Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее, тот оживит ее.
Слова эти надо понимать не только буквально, в смысле неожиданности, внезапности и краткости сроков, отпущенных на спасение, но и образно. Ибо в них заключено еще и иное глубокое содержание…
Блаженный Феофилакт Болгарский давал такое толкование Евангельским строкам: «В день пришествия антихристова кто будет на кровле, то есть на высоте добродетели, тот не сходи с оной, не спускайся за каким ни есть житейским предметом, ибо всякие житейские предметы называются сосудами для человека, служащими иному к добродетели, а иному – к злодеяниям. Стоящий на высоте добродетели, вниз не сходи ни за чем житейским и не спадай со своей высоты, но противься злобе и не ослабевай».
Подобно тому говорится и о тех, кто будет на поле, то есть в трудах на ниве христианского благочестия, в мире возделывающих любовь и милосердие. Таковым также не должно обращаться назад, но следует самоотверженно продолжать работать Богу, уверенно простираясь вперед, в устремлениях к Небесному нашему Отечеству, благодати и торжеству Божественной славы. Вспомним в связи с этим другие слова Божии, когда Господь говорит: Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия (Лк. 9, 62).
Итак, выходит, что и в те времена Господь призывает верных Своих чад не прекращать спасительных трудов добродетели.
В пример отступлению Спаситель представляет нам жену Лота, обратившуюся по любопытству и малодушию назад и превратившуюся в соляной столп, то есть вернувшуюся в прежнее зло и ставшую памятником видимого поражения. Неужели и мы, познавшие Бога, но возвращающиеся к грехам своим ради сиюминутного и мнимого удовольствия, хотим вот так же навечно застыть соляным столбом зла и богоотступничества?
Недаром ко всему сказанному Сын Божий присовокупляет вывод: Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее, тот оживит ее.
В гонениях и соблазнах антихристовых многие погонятся за тем, чтобы сберечь свою физическую жизнь, сознательно примут печать отступления от Бога (какова ни была бы эта пресловутая печать), чтобы только избежать смерти. Но именно этим они, безумные, обрекут себя на подлинное поражение и примут вечную погибель мук адовых.
Люди же верующие и верные, самоотверженно служащие Господу, сознательно, с терпением и надеждой переносящие различные беды и испытания ради Христа, терпеливо и смиренно несущие свой жизненный крест, другими словами, – стоящие на вершине христианской добродетели и не сходящие с нее за житейскими суетными предметами, и не ослабнут, по милости Божией, в этой нелегкой борьбе, и будут вознаграждены достойно в грядущей блаженной вечности Царства Небесного. А по предречению некоторых древних святых окажутся еще и выше великих подвижников и чудотворцев древности.
Если мы готовы противостоять обольстителю, искусителю рода человеческого, даже не дорожа и собственной жизнью, то наши старания духовного совершенствования и преобразования никогда не будут Богом посрамлены. И мы получим желаемое не только в этом, ограниченном во времени, сроке земного бытия, но и в будущей жизни непосредственного благого общения с Господом. Однако награды от Бога удостоятся только действительно верные и преданные Ему.
Сегодняшнее Евангельское чтение напомнило нам и такие слова Спасителя: Сказываю вам: в ту ночь будут двое на одной постели: один возмется, а другой оставится; две будут молоть вместе: одна возмется, а другая оставится; двое будут на поле: один возмется, а другой оставится. На это сказали Ему: где, Господи? Он же сказал им: где труп, там соберутся и орлы.
Слова будут двое на одной постели обозначают человеческую беспечность и беззаботность. Равно и молотьба на поле – суетные дела житейские, которым все мы придаем слишком большое значение.
И вот мы слышали сегодня из Евангельского чтения, что одни люди спасутся, а другие нет. Одни будут восхищены, как писал апостол Павел, в сретение Господу (1 Фес. 4, 17) и вознесены в Царство Небесное, другие же останутся внизу, в тяготах от своих мирских дел и грехов, как осужденные. Все зависит от состояния человеческой души, от ежеминутного духовного выбора всей жизни и от степени должной готовности дать ответ перед Богом в момент Судный.
Ученики Христовы спрашивали Божественного Учителя, где именно совершится разделение людей, отделение праведников от грешников, одних – в вечное блаженство и совершенство последующего бытия, других – в вечное наказание и осуждение. Господь отвечал образно, что это будет совершаться везде, где будут люди, оставшиеся еще в живых или воскресшие, но все ожидающие Суда.
Смысл приведенного образного сравнения в том, что, когда жизнь покидает тело, оно становится трупом, на который слетаются орлы. Так будет и тогда, когда в мире распространится зло, когда будет явлено сильнейшее развитие ненависти, греха и беззакония. Тогда придет Сын Божий, Господь наш и Судия с Ангелами небесными, дабы совершить над всеми Справедливый и нелицеприятный Суд Божий. И каждому человеку уготована будет на нем своя вечная участь.
Блаженный Феофилакт Болгарский писал: «Как тогда, когда лежит мертвое тело, все плотоядные птицы слетаются к нему, так и тогда, когда явится с небес Сын Человеческий, умерший за нас и вмененный в труп, соберутся все святые и самые Ангелы, – ибо с ними придет Он во славе Отца и в несказанном блистании. Хотя Он назвал это время ночью, но Он назвал его так потому, что оно неожиданно и что грешников тогда обымет тьма. Но праведникам свет воссияет, да и сами они просветятся, как солнце».
В Святом Евангелии сказано: пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит! (Мф. 13, 41–43).
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Сегодняшнее Евангельское чтение говорит нам о внезапности Судного Дня, когда судимо будет все человечество. И Господь Сам предупреждает о том, напоминая нам, чтобы мы пребывали в ожидании этого великого события всегда, в любую минуту нашей жизни.
Мы не должны думать, что Второе Пришествие Сына Божия как Судии мира будет ограничено каким-либо пространством или видимым пределом. Господь придет во славе Божией сразу во всей вселенной. Он будет везде и во всем! Единый и Всемогущий!
По слову Евангельскому: …тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачут все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их (Мф. 24,30–31).
Восстанет Господь на Суд и вознесется над всеми Своими врагами, и всякая тварь обымется ужасом, и весь мир разрушится, впрочем не исчезнет окончательно, а обновится, и будет новое небо и новая земля. Святитель Василий Великий писал: «Необходимо миру измениться, если и состояние душ перейдет в другой род жизни. Ибо как настоящая жизнь наша имеет качества, родственные этому миру, так и будущее состояние наших душ получит жребий, свойственный своему состоянию».
Преподобный Симеон Новый Богослов, который известен тем, что много раз на молитве был сподоблен зримых Божественных явлений в сопровождении ярчайшего и неизреченного нетварного Божественного Света, писал: «Владыка и Бог всяческих Господь наш Иисус Христос воссияет тогда сиянием Божества, и блистанием
Его закроется солнце, так что его совсем не будет видно, померкнут звезды, и все видимое совьется, как свиток, то есть отстранится, давая место своему Творцу. Тот, Кто теперь для всех невидим и живет в неприступном свете, тогда для всех явится таким, какой Он есть во славе Своей. И все исполнит Своим Светом, и станет для Своих святых днем невечерним и нескончаемым, преисполненным непрестанной радости. А для грешников и нерадивых… Он пребудет совершенно неприступным и незримым. Так как они при жизни не стремились очиститься, чтобы узреть свет славы Господа и Его Самого принять внутри себя, то и в будущем веке по всей справедливости Он будет для них незрим и неприступен».
Но есть и еще признаки конца времен. День Судный не наступит, доколе, по слову апостольскому, не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели (2 Фес. 2, 3). Речь идет об антихристе. И другие – схожие с этим признаки объявлены Господом:… восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных (Мф. 24,24). Сам Господь говорит, что в те дни будет такая скорбь, какой не было от начала творения (Мк. 13,19).
Во всех этих испытаниях нужна будет, братья и сестры, не просто искренне верующая, но твердая и мужественная душа, которая может сохранить чистоту свою и преданность Богу среди немыслимых и пагубных соблазнов. Если же человек окажется слабым и беспечным в своей предшествующей христианской жизни, то он легко подвергнется ожесточенной атаке со стороны богоборца, желающего погубить людей, оторвать их от Господа. Именно потому, как сказано в сегодняшнем Евангельском чтении, кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее, тот оживит ее.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил: «В последние времена почти все оставят тесный путь, почти все пойдут по широкому. Из этого не следует, что широкий потеряет свойство вводить в пагубу, что тесный сделается излишним, ненужным для спасения. Желающий спастись, непременно должен держаться тесного пути, завещанного Спасителем».
Обилие же земного преуспеяния и всеобщего кажущегося благоденствия есть верный признак грядущей кончины мира в тот час, которого никто не будет ожидать, как и во времена Ноя и Лота… Ибо во многих людях, по причине умножения беззакония…охладеет любовь (Мф. 24, 12). И Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле? (Лк. 18, 8).
Сын Божий придет, чтобы воздать каждому верному за все понесенные труды и подвиги достойной Божества наградой и чтобы осудить всякое совершённое беззаконие неверных суровой, но справедливой Божественной карой. Ибо еще псалмопевцем Давидом сказано: Он будет судить вселенную по правде, и народы – по истине Своей (Пс. 95, 13). Но, как писал апостол Павел, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, – жизнь вечную, а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, – ярость и гнев (Рим. 2, 5–8).
Убоимся же, братья и сестры, быть среди последних! Будем пребывать в покаянии, молитвенном бодрствовании и духовной бдительности, чтобы день сей не застал нас неготовыми, но просить заступничества Божией Матери и святых угодников Божиих, чтобы и нам вместе с ними оказаться на облаках небесных и встретить Господа в неизреченной славе, ибо Ему – Господу славы подобает всякая слава, честь и поклонение с Отцом и Святым Духом во веки веков.
Аминь.