Слово 19
О внутрицерковных правилах
Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении.
Во вторник двадцать седьмой седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры!
В сегодняшнем Апостольском чтении (см. 1 Тим. 5, 11–21) продолжается разговор о том, как должно себя вести в Церкви Христовой верным ее чадам.
Апостол Павел дает наставление Тимофею в его духовной деятельности истинного пастыря, богодухновенными советами поучая и вразумляя по многим внутрицерковным вопросам. Но эти наставления интересны и важны для всех нас, поскольку определяют подлинное церковное благочестие на все времена для всех православных христиан.
Так, апостол Павел призывает, например, не принимать в сан диаконис – служительниц Церкви Христовой, молодых женщин, оставшихся на жизненном пути без мужа, поясняя это тем, что в силу природных склонностей и возраста, они, впадая в роскошь в противность Христу, желают вступить в повторный брак.
Как пишет далее апостол: Они подлежат осуждению, потому что отвергли прежнюю веру; притом же они, будучи праздны, приучаются ходить по домам и бывают не только праздны, но и болтливы, любопытны, и говорят, чего не должно.
Апостол говорит так о тех вдовах, которые, в силу греховной похоти, не предпочитают в дальнейшей жизни своей нищету Христову и подвиги благочестия, но склонны к мирской роскоши, которая неизменно приводит их к различным согрешениям.
Молодым же еще труднее иметь воздержание и сохранять целомудренность, ведь для них жизнь безбрачная – действительный подвиг, если он сознательно определяется и совершается ради Господа.
Познавшим брачные отношения нелегко обуздать движения плоти и страстные побуждения. Требуются несомненная вера, любовь к Богу и мужество, чтобы молодым женщинам, схоронившим мужа, не впасть в блудные грехи и скверну страстных вожделений.
К тому же вдовье освобождение от прежних семейных обязанностей, в особенности когда нет попечения о детях, способно привести к праздности, лености, любопытству, болтливости и, как следствие всего этого, – к осуждению ближних. Свободные вдовицы приучаются ходить по домам и говорить чего не должно.
У подобных женщин не остается никаких проблем, кроме одной: как угодить своей плоти и своим душевным капризам.
Страшно и то, что своими льстивыми речами, праздными разговорами они способны и окружающих совратить на зло, размягчив до чувственности самые твердые души. Вспомним, как в другом своем Послании тот же апостол Павел говорил: Худые сообщества развращают добрые нравы (1 Кор. 15, 33).
Общение с подобными не ведет к добру, любви и благочестию, ибо отвращает от веры, отрывает от Господа и подчиняет прежнему игу греховного рабства, от которого Спаситель всех нас освободил.
Именно из этих соображений апостол заключает: Итак, я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию; ибо некоторые уже совратились вслед сатаны.
Страх перед возможностью греховной жизни молодых женщин, лишившихся по воле каких-то трагических обстоятельств мужа, и побуждает апостола Павла говорить о необходимости для них второго брака. Это делается для того, чтобы они не подавали противнику никакого повода к злоречию, ибо, к сожалению, много было примеров тех, которые уже совратились вслед сатаны и пребывали в похотливом прелюбодеянии, в служении собственным постыдным страстям, но – не Богу.
Святитель Иоанн Златоуст толкует: «Таким образом, он (апостол) повелел вдовам вступать в брак для того, чтобы они не подавали поводов к злословию и не вели постыдной и распутной жизни».
Всякое прелюбодеяние, как бы тщательно ни скрывалось от глаз окружающих, несет бесчестие, разрушает душу и подрывает основы веры. И с этой точки зрения повторный брак является благом.
Преимуществами последнего, в определенно сложившихся обстоятельствах жизни, являются дальнейшая возможность рождения детей, соблюдение целомудрия и таинства семейных отношений, благословленных Церковью Христовой для добродетели и благочестия. Ибо, по слову Божиему: Что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19, 6).
Но еще похвальнее, по мнению апостола Павла, в достойном вдовстве быть свободной от плотских пороков, побеждая в себе греховные помышления постом и молитвенным деланием, ревностным служением Богу и ближним.
За самоотверженный духовный труд обещаны блистательные венцы на Небесах и сияние Божественной славы. Такой была святая Олимпиада – ученица святителя Иоанна Златоуста и другие святые вдовы и девы.
Однако не все способны понести тяжкий крест праведного вдовства. Поэтому собратья их во Христе должны оказывать подобным благочестивым сподвижницам Господним всякую помощь и благорасположение. Своей щедростью они должны постоянно укреплять их в подвиге искреннего служения Богу, поддерживая в столь добродетельном намерении, приносящем пользу всем членам Церкви Христовой.
В связи с этим преданный воин Христов пишет: Если какой верный или верная имеет вдов, то должны их довольствовать и не обременять Церкви, чтобы она могла довольствовать истинных вдовиц.
Таким образом, апостол Павел, по словам святителя Иоанна Златоуста, «…не противоречит и самому себе», так как он не осуждает второй брак, предпринимаемый для сохранения благочестия, но судит только тех, «…которые, избрав вдовство, не хотели устоять в своем намерении».
Далее апостол Павел переходит к разговору о священнослужителях, духовно наставляя Тимофея, а в его лице и всех христиан: Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении. Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей.
Добрые и верные служители Бога, благовестники Христовы, совершители Таинств Божиих должны почитаться среди собратьев во Христе самою высочайшею честью, то есть – не только будущей Небесною славой, но и настоящей, земной. Это совершенно необходимо, чтобы их ревностный труд по окормлению вверенной им Богом паствы, труд благовествования, проповедничества, просвещения и духовного наставления, проходил плодотворно и благодарно. Чтобы он не был омрачен печалями повседневных забот, необходимостью поиска удовлетворения текущих расходов. Чтобы он всегда оставался ничем не обремененною чистою радостью истинного христианского служения, совершаемого, благодаря их активным усилиям, повсеместно. Святитель Григорий Богослов писал: «Блажен, кто, восприняв на себя власть над народом, чистыми и великими жертвами примиряет Христа с живущими на земле». И еще, его же мудрые слова: «Священник должен стоять с Ангелами, славословить с Архангелами, возносить жертвы на горний жертвенник, священнодействовать со Христом, воссоздавать создание, восстанавливать образ Божий, творить для горнего мира и, скажу более: быть богом и делать людей богами».
Тот, кто недобро относится к священнослужителю, тот презирает Самого Господа. Недаром преподобный Ефрем Сирин призывал: «Возлюби иереев Божиих, ибо они друзья благого Бога и ходатайствуют за нас и мир». А святитель Григорий Богослов наставлял: «Первое место отдай Богу, а следующее затем – иерею, земному Христу – руководителю твоей жизни. Спеши за ним на крыльях, безмолвно покоряйся ему; с ним радуйся, когда устремляешься вверх, и ему подчиняйся, когда падаешь, чтобы, устрашившись, опять вознестись высоко».
С трепетом и благоговением должны мы относиться к наставникам Церкви Христовой. Не злословить, не осуждать и не клеветать на них, потому что подобными неправедными измышлениями мы гневим Самого Бога, поставившего наших духовных отцов на столь трудное и важное поприще.
Потому и апостол Павел, сегодня мы слышали о том в Апостольском чтении за Божественной Литургией, пишет к Тимофею, как к епископу, правящему архиерею: Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях. Согрешающих обличай пред всеми, чтобы и прочие страх имели. Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами заклинаю тебя сохранить сие без предубеждения, ничего не делая по пристрастию.
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Нельзя, с другой стороны, остановиться на этой благостной и возвышенной картине и не сказать ничего более. Ибо есть и другая сторона. Как сказал Сам Спаситель, от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут (Лк. 12,48). Высота священства подразумевает и великую ответственность, которой не все оказывались и окажутся соответствующими. И Церковь не умалчивает об этом. Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Не думаю, чтобы в среде священников было много спасающихся; напротив – гораздо больше погибающих, и именно потому, что это дело требует великой души». Огонь и смерть собирают на себя недостойные служители Церкви Христовой. Тот, кто призван Христовой благодатью в священническое служение, но предает Бога грехами своими, тот готовит себе величайшее наказание и Суд Божий без милости. Ничто так не возмущает и не гневит Бога, как недостойное пребывание в священническом сане. Нерадивость священника в служении, неправедными словами и действиями оскорбляющего Господа, некогда почтившего его величайшим саном и властью, может ввергнуть того в безысходность вечных мук и страданий.
При этом апостол Павел призывает всякое отрицательное заключение о деятельности священнослужителей, которое в назидание и наказание должен совершать архипастырь, епископ Церкви Христовой, производить не тайно, а прилюдно, имея на то свидетелей, без предубеждения, ничего не делая по пристрастию. Не личные интересы должны при этом стоять во главе угла, но только благоустроение церковной жизни. Но с другой стороны, будем помнить, дорогие братья и сестры, что мы не должны, видя грехи пастырей, впадать в осуждение, злословие и уж тем более злорадствие, но выяснив доподлинно по возможности, сообщать священноначалию о наших подозрениях. Ибо суд в делах церковных Бог поручил не нам – мирянам, а епископам Церкви.
Как видно из слов апостола, не стоит молчать, видя согрешающих, особенно тем, кто поставлен заботиться о нравственном состоянии церковного народа и клира. Святитель Василий Великий писал: «Ложная снисходительность к закореневшим в пороках есть измена истине, злоумышление против общего блага, приучение равнодушно смотреть на всякий порок… Согрешающих же, говорит апостол, обличай перед всеми, и тотчас приводит на это причину: чтобы и прочие страх имели».
Слова Апостольского чтения о должном наказании согрешающих без покаяния относятся не только к священнослужителям, грехи которых всегда особенно заметны, потому что на них устремлены людские взоры, но и ко всем нам. Это касается и всех нераскаявшихся грешников, которые совращают своим поведением других, сбивая их с единственно верного пути спасения. Подобные действия надо разумно, но решительно пресекать, дабы зараза вседозволенности не распространилась на других собратьев во Христе, а безнаказанность согрешающих не послужила поводом к соблазну.
Грех не должен оставаться без должной оценки и наказания, если у человека нет потребности омыть его покаянными слезами, очиститься от всякой скверны, попросив у Бога прощения. Не только любое скоропалительное обличение пагубно, но и умолчание греха по равнодушию или по ложной снисходительности к нему подает дурной пример многим. Вспомним пример наказания Богом ветхозаветного священника Илия (1 Цар. 4, 17–18).
Недаром святитель Иоанн Златоуст, обращаясь к пастырю Церкви Христовой, духовному руководителю христианской жизни, писал: «Не тотчас отсекай, но все исследуй с великой точностью. Когда же ясно узнаешь, строго взыскивай, чтобы и другие вразумлялись. Как вредно бывает необдуманно осуждать, так и не наказывать явно согрешивших значит давать дорогу другим к тому, чтобы и они то же самое делали и на то же покушались… Будем же любить Бога со страхом… Следовательно, как всегда я говорю, геенна не менее Царствия [Божия] показывает попечение Божие о нас». Пускай же благой страх Божий охранит нас от всякого падения делом или мыслью и введет в блаженное Небесное Царство любви – Царство Отца и Сына и Святого Духа – Бога единого в Троице, Коему подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков.
Аминь.