Вы здесь

Вечное сокровище. Заря Богоявления. Слово 17. Об отношении к ближним (Митрополит Владимир (Иким), 2016)

Слово 17

Об отношении к ближним

Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного.

1 Тим. 5, 8

В понедельник двадцать седьмой седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)


Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!


В Апостольском чтении (см. 1 Тим. 5, 1-10) этого дня мы услышали слова апостола Павла, напомнившего нам о необходимости особого уважения к престарелым людям, о кротости христианской, о дружелюбии ко всем ближним. А еще – о вдовах и о необходимости добродетельной жизни.

Эти апостольские поучения являются духовными наставлениями верного воина Христова, адресованными сквозь века всем нам, исповедующим Господа.

Апостол пишет: Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших – как братьев; стариц – как матерей; молодых – как сестер, со всякою чистотою.

Обличениями и укорами, наносимыми со злобой и раздражением, мало чего доброго можно достичь. Потому что в основе всех христианских отношений Самим Господом заповедана быть любовь. На любви и взаимопонимании, на милосердии и сострадании, на желании помочь словом и делом должно строиться наше с вами общение, общение собратьев во Христе, объединенных Телом Христовой Церкви.

Но как же поступать с теми, кто, в Церкви Христовой пребывая, впадает в тяжкие грехи?

Павел говорит, что таковых необходимо увещевать, но делать это следует с милосердием, со всякою чистотою. Ведь каждый человек может и оступиться и упасть… И никто в этой суетной жизни не застрахован от согрешений, в том числе и мы…

Настоящий последователь Христов всегда протянет руку помощи. Он с любовью и состраданием постарается освободить погибающего от пучины греховной скверны, делая это с добрым расположением души и неравнодушного сердца, помогая спасению с теплотой и искренним сопереживанием.

Святитель Иоанн Златоуст учил: «По самому существу дела… слушание замечаний, тягостно, и в особенности – когда это случается с престарелым человеком; а если замечания делаются к тому же юношей, то это становится втройне безрассудным. Поэтому и нужно смягчать обличение кротостью и дружелюбием. Можно ведь обличать без жестокости, если кто захочет упражняться в этом; только для этого требуется большое благоразумие; однако это возможно».

В любом случае мы всегда должны с уважением относиться к престарелым людям, сострадать их немощи и принимать их мудрость: пожилой человек прожил долгую жизнь и многое повидал на свете; или наоборот – слабость: от многих лет и болезней, немощей души и тела ослабел человек, и потому к нему надо снисходить.

Однако если все же старый человек подает недобрый пример, если ведет к погибели юные души, то подобное должно непримиримо пресекаться и действенным замечанием, и духовным вразумлением, хотя и с обязательным признанием возраста. То есть – с искренней сыновней любовью: увещевай, как отца. Лучше всего, если это сделают пастыри церковные.

Нелегок и крест женщины, оставшейся без мужа.

Вдовиц почитай, истинных вдовиц, – призывает далее в своем Послании к Тимофею апостол Павел. При этом он дает наставление и самим вдовым женщинам: Если же какая вдовица имеет детей или внучат, то они прежде пусть учатся почитать свою семью и воздавать должное родителям, ибо сие угодно Богу. Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь; а сластолюбивая заживо умерла.

Добродетель вдовы определяется не только ее телесным воздержанием, но и постоянным стремлением к Богу, духовным и молитвенным деланием, непрестанной заботой о близких, особенно о детях и внуках. Истинная вдова живет не для себя, но для Господа и ближних, пребывая в чистой и совершенной любви христианской, лишенной всякой плотской чувственности.

Апостол призывает почтить таковых заслуженной честью искреннего уважения, говоря о том, что вдовица обладает двойной любовью к благочестию, самоотверженно воспитывая в вере возлюбленных чад своих, и к Богу, почитая Его, славословя Ему и только на Него Единого имея в жизни надежду и упование.

Святитель Иоанн Златоуст в связи с этими словами Павла говорил: «Подобно тому, как дева не через то становится девою, что она не сочеталась браком, но требуется и многое другое – непорочность, прилежание, так и вдовою делает не одна только кончина мужа, но терпение с целомудрием и совершенное уединение. Таких вдовиц он заповедует почитать – и справедливо, потому что они достойны великого уважения, живя одинокими и не имея мужей, которые заступались бы за них».

У таких женщин совершенно особое предназначение в земной жизни, выражаемое смирением, кротостью, терпением, воздержанием от греховных потребностей плоти, непорочным служением Богу и ближним.

Блаженный Феодорит Кирский пояснял апостольские строки: «Вдовам, не имеющим никакого источника к удовлетворению своих нужд, надлежит пользоваться, говорит апостол, вспомоществованием Церкви. Они же, как освобожденные от забот, имеют у себя одно дело – пребывать всегда в божественных молитвах». Ибо только Божественная любовь утешает и покрывает любую скорбь человеческую.

Да, одинокая женщина, схоронившая мужа и не родившая детей, лишена счастья женского и материнского в общепринятом понимании. Зато ей дано несказанное благо и неизреченная духовная радость: вместо уз брака иметь узы Божии. Она убегает греховных и страстных удовольствий ради блаженства постоянного Богообщения. А потому – всегда найдет Того, Кто всесилием Своим непременно вступится за нее.

Вдова, которая, оставшись в одиночестве, отринула всякое плотское удовольствие, имеет нужду в твердости, помогающей ей сохранить целомудрие и чистоту, поскольку в памяти ее остаются еще чувственные плотские воспоминания. Угашая же пламень страстей самоотверженной любовью к Богу, постом и молитвенными подвигами, она через это ревностное делание приобретает подлинное духовное совершенство. Сластолюбивая же, – по слову апостольскому, – заживо умерла.

Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Нелегко обуздать порочную похоть, укротить тщеславие, смирить гордость, отстать от веселия, вести строгую жизнь. А кто этого и тому подобного не делает, тому невозможно спастись».

Живущие в удовольствиях и греховных страстях не спасутся. Ибо они уже при жизни пребывают в духовной смерти. Как поучал преподобный Макарий Египетский: «Есть иная смерть, кроме видимой, и иная жизнь, кроме видимой».

Сластолюбие плоти, греховное по своему существу, приводит к духовному забвению, отвращает от Бога. И есть многие, которые, живя в теле своем, бывают мертвы духовно, уже при жизни находясь в аду, так как не имеют общения с Господом и не могут восхвалять Бога.

Апостол Павел не забыл сегодня и тех женщин-вдовиц, которые остались наедине со своими нелегкими семейными попечениями, с помощью Божией, поднимая по жизни детей и растя внуков. Их задача по-особенному трудна и почетна.

Поднимать детей одиноким матерям, лишенным мужского участия, особенно трудно. Лишь упование на Бога является действенной помощью и защитой для них во всех испытаниях нелегкого жизненного креста.

Всякое попечение о ближних, любые наши семейные заботы есть истинное дело Божие, которое мы призваны Господом совершать с тщанием и любовью. Обо всех же отступивших от этого Божественного назначения апостол Павел пишет так: Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного.

Господь наш Иисус Христос дал нам две главные заповеди: любовь к Богу и любовь к ближнему. А в них мы находим три предмета своей любви: Бога, себя и окружающих нас людей.

Здесь все логично и закономерно: любя Бога, мы не заблуждаемся в любви к самим себе, потому что через любовь к Господу обретаем спасение своей души, то есть проявляем истинную о себе заботу. Из этого же проистекает и наша любовь к ближним, когда мы хотим, чтобы дорогие нашему сердцу люди, и все люди вообще, знали и любили Бога, так же как возлюбили Его мы.

Мы же хотим для всех домашних наших спасения? Значит, желаем, чтобы и они пребывали с Богом, непрестанно боролись со своими грехами, не были оторваны от христианской веры.

В подобном стремлении к спасению их мы уподобляемся Самому Господу, Который жаждет спасения всего человечества. Если же мы отвергаем попечение о самых близких и дорогих наших людях, с которыми связаны семейными узами, а заботимся только о себе, то этим тяжко грешим и становимся, по слову апостольскому, хуже неверного.

Страшно вступать в стан предателей Божиих. Но именно это мы делаем, игнорируя заботу о ближних своих по лености или по равнодушию. И как же после этого мы сможем назидать других своих собратьев во Христе, если даже и со своими родными поступаем так недостойно?..

Святитель Иоанн Златоуст говорит, что, поступая так, христианин совершает насилие над природой христианских отношений вообще, и человеческих, семейных в частности: «Если, наставляя чужих, он оставляет в заблуждении сродников, несмотря на то, что благотворить последним было бы для него и удобнее, и справедливее, не назовут ли все это тщеславием? Без сомнения. Разве не скажут тогда, что можно ли назвать милостивыми христиан, когда презирают они своих? Хуже неверного, говорит Павел. Почему? Потому что последний, если и презирает чужих, то, по крайней мере, не презирает ближних себе. Сказанное имеет такой смысл: кто не радеет о своих, тот нарушает закон Божий и закон природы».

Во времена апостола Павла и позже существовал церковный чин диаконисе. Его обретала вдовица, не менее, как шестидесятилетняя, бывшая женою одного мужа, известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу.

Богоугоднее всех прочих становится та, которая в силу возрастной мудрости укрощает пылкий жар плоти, не желает ни повторного брака, ни материального достатка и освобождена от забот о детях, сподобившись достойно взрастить их в Боге, вере и благочестии. После чего служащая Богу должна и далее все совершать с таким же усердием, с каким она принимала бы Самого Христа, оказывая милость бедствующим и усердствуя ко всякому доброму делу, проявляя себя в самоотверженной любви.

Апостол ставит в заслугу таковым различные добрые и милосердные дела, конечно же – и попечение о ближних, и благорасположение к исповедникам веры Христовой, а еще – старание, сопряженное с добродетельным намерением.

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Апостольское чтение этого дня говорит нам о необходимости праведной и богоугодной жизни для всех, исповедующих имя Христово.

Речь идет о нас с вами, о христианах, которые не должны забывать, что увещевать заблуждающихся надо со всякой чистотою, что воздавать должное родителям наша обязанность, что пребывать в молениях и молитвах день и ночь — необходимость и что прежде всего следует быть известными лишь по добрым делам.

Сказанное апостолом Павлом в равной степени относится ко всем благоподвизающимся в деле спасения.

Раз мы называемся христианами и Господа нашего Иисуса Христа исповедуем Богом, будем же доказывать благими и добрыми делами свое истинное исповедание. Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Слово Божие повелевает исполняющему заповеди Божии делать все, имея в виду Его одного и Ему единому угождать, не гоняясь за славой у людей, избегая похвал и тщеславия; всего себя являть жизнью и делами, чтобы видящие их… прославляли Отца нашего Небесного», ибо Ему подобает всякая слава, честь и поклонение с Единородным Его Сыном и Всесвятым, Благим и Животворящим Духом всегда, ныне и присно и во веки веков.

Аминь.