Вы здесь

Вечное сокровище. Заря Богоявления. Слово 14. Об истинном следовании за Христом (Митрополит Владимир (Иким), 2016)

Слово 14

Об истинном следовании за Христом

Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою па плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия.

Лк. 9, 62

В субботу двадцать шестой седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)


Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!


Многие люди, видевшие удивительные дела Божии и необыкновенную Божественную силу Спасителя, желали повсюду следовать за Господом, чтобы пребывать в сиянии Его неизреченной славы и благ, уготованных сподвижникам Божиим. Одни стремились к тому искренне, движимые любовью к Нему как к Учителю. Других к следованию за Христом подвигали удивление и любопытство как к Чудотворцу. Третьи же искали своих личных выгод от постоянного пребывания с Иисусом.

В сегодняшнем Евангельском чтении (Лк. 9, 57–62) рассказывается о желавших следовать за Господом, и поясняется: кто же достоин действительного служения Богу.

Евангелист Лука свидетельствует: Случилось, что, когда они были в пути, некто сказал Ему: Господи!я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел.

Ответ же Иисуса Христа на эти слова говорит о том, что Сын Божий не поверил в искренность желаний этого человека, по-видимому, искавшего не полноты Божественного служения, но различных благ для себя, уповая на то, что слава Господа распространится и на него, если он будет находиться рядом.

Спаситель мира отвечает ему, явно предупреждая: лисицы имеют норы, и птицы небесные – гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову.

Видя знамения и чудеса Господни, этот представитель иудейской элиты, вероятно, думал, что Спаситель получает от действий Своих немалую прибыль, потому-то и хотел сделаться последователем Христовым, чтобы пользоваться славой и почитанием толпы, да и материальным достатком тоже. Спаситель мог бы ничего не отвечать, так как, конечно же, ведал настоящие намерения этого лицемера, но сказал: лисицы имеют норы и птицы небесные гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову.

Этот ответ имел глубокий смысл. Господь показывал, что Ему известны все скрытые мысли и ведомо все сокровенное, ибо Он – Сердцеведец. Но одновременно Христос Спаситель давал возможность книжнику исправиться, оставить свое тщеславие и уже с добрым сердцем последовать за Ним. Но тот, посрамленный Божественной правдой, с позором отступил. Не готов он был впустить в сердце свое Вселюбящего и Всевидящего Господа. Вот и здесь Господь преподал книжнику двойной урок: во-первых, обличая тщетность его тщеславных надежд и показывая, что знает тайны его души, и, во-вторых, призывая его исправиться, самому осознать недостойность своего поведения. Но увы, этот вождь иудейский так и не усвоил преподанного ему Сыном Божиим урока и остался в своих сребролюбивых планах и мечтах.

Он не захотел отвергнуть грех, чтобы во Христе преобразиться и наследовать жизнь вечную.

С другой стороны, тем самым Господь Иисус Христос явил перед ним Свою крайнюю нестяжательность, ибо действительно не имел в этом мире постоянного пристанища, определив главную христианскую мысль: нельзя следовать за Христом, ища в этом удовлетворения эгоистических целей и потребностей.

Другому же человеку Иисус Христос сказал: следуй за Мною.

Казалось бы, что может быть выше и значительнее этого Божественного призыва?

Тем не менее для человека, к которому были обращены эти слова Божии, важнее их оказались дела земные, заботы житейские прежде духовных. И он говорит Божественному Учителю: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие.

Блаженный Феофилакт Болгарский так пояснил эти слова: «Кто предает себя Богу, тот не должен опять обращаться к житейскому. Конечно, должно почитать родителей, но Бога надлежит предпочитать им». Мы видим, что ученик этот поступает благоразумно, так как прежде всего испрашивает благословения Божия, не желая отлучаться от Христа по собственной воле. Господь удержал его не потому, что запрещает оказывать почести родным по крови людям, но научая, что в стремлении ко спасению следует Небесное предпочитать всему земному. Разумно ли предпочесть животворному мертвое? Очевидно, что умерший был человеком неверующим, потому Господь сказал: предоставь мертвым погребать своих мертвецов. Неверующие – живые мертвецы, и если они, несмотря ни на что, не желают через веру во Христа ожить, то следует предоставить их самим себе. Остается только молиться об их вразумлении.

Данный пример многому учит и нас, братья и сестры. Если Господь не разрешил ученику даже на короткое время оставить Его, то каково же будет тем, кто, будучи христианами, устремляется в жизнь греховную, нарушая заповеди Господни? Мы удивляемся благоразумию ученика, не посмевшего преступить Христово повеление и пренебрегшего обязанностью похоронить отца. Это не значит, что не нужно любить своих близких, тем более что это заповедует Сам Христос, но любовь к ближнему не должна быть больше любви к Богу. Недаром преподобный Исаак Сирин поучал: «Прекрасна и похвальна любовь к ближним, если только заботы ее не отвлекают нас от любви Божией». И все-таки, может быть, кто-то посчитает непогребение отца знаком крайней неблагодарности со стороны сына. Однако, если бы ученик Христов совершил это по лености, действительно мог бы заслужить столь тяжкий упрек. Но Господь, по словам святителя Иоанна Златоуста, «запретил ему не потому, что повелевал не воздавать почтения родителям, но с целью показать, что ничто не должно быть для нас необходимее небесного и что с великим тщанием должно стараться о небесных благах и не забывать о них даже на самый короткий срок, хотя бы отвлекали от того самые нужные и неминуемые дела». И действительно, что может быть необходимее погребения отца? Да и времени на это уйдет совсем немного. Но если даже на столь незначительный срок Господь не разрешает оставлять служение Богу, то как неразумно поступаем мы, братья и сестры, когда погрязаем в житейских заботах, маловажное предпочитаем необходимому, оставляя добродетели христианские, предаваясь духовному нерадению?! Ведь только подумайте, сколько юноше пришлось бы претерпеть: и рыдания, и скорбь, и распри, связанные с наследством, которые неминуемо бы последовали. Так, втягиваясь в одно за другим, ученик этот все дальше отходил бы от Господа и Его истины.

Потому Спаситель, видя состояние его души, благоразумно прилепляет ученика к Себе, не разрешая удаляться в житейское. Вот почему Господь наш говорит: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия (Лк. 9,62). А святитель Иоанн Златоуст учит: «Подлинно, гораздо лучше проповедовать Царствие Божие и других избавлять от смерти, нежели погребать ни к чему не нужного умершего, и особенно тогда, когда есть люди, могущие исполнить это дело. Итак, отсюда научаемся мы тому, что не должно терять и малого времени, хотя бы было бесчисленное множество побуждений к тому, но всему, даже самому необходимому, должно предпочитать духовное и знать, в чем состоит жизнь и в чем смерть».

Но служение Богу несовместимо также и с сомнениями.

Господь ждет полной преданности, без колебаний и оглядок на прошлую нашу жизнь, если мы решили посвятить себя высшей цели – восприятию Благовестия слова Божия. Ведь говорит же Сын Божий и такие слова: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия.

Нужно предаться Богу вполне и искренно, а иначе мы непрестанно будем оглядываться назад, сравнивая земные блага с духовными, скорбя о плотских удовольствиях и не помышляя о блаженстве будущей вечности благословенного Царства Небесного.

Вера в Господа лежит в основе нашего призвания. Этой верой мы побуждаемся к благим действиям и свершениям, имеем богоугодные желания, получаем оправдание и спасение своей души. Тот же, кто не имеет веры и не думает о покаянии, – находится в самообольщении. Такой человек постепенно уподобляется духовному мертвецу, которому ничего другого не остается, как только погребать таких же мертвецов, как он сам, пребывающий в пустых заботах и развлечениях временной жизни.

Евангельское чтение этого субботнего дня учит нас следовать за Господом в вере, любви и благочестии. Недаром авва Исаия призывал духовных чад Церкви Христовой: «Приложим всевозможное попечение устранить страсти и восстановить в себе свойства человеческие в том состоянии, в котором явил их в Себе Господь наш Иисус Христос. Он свят и обитает в одних святых».

Если мы действительно хотим следовать за Спасителем, пребывать в Господе всей жизнью своей, то должны ревностно соблюдать заповеди Божии, беречь и укреплять нашу веру, устранять от себя все то, что мелочно, тленно и суетно, что уводит от нелегкого жизненного креста, которым мы сораспинаемся возлюбленному Божественному Сыну.

Для этого нужно много потрудиться в духовном преобразовании души, благодушно перенося скорби и уничижения суетного мира, смиряясь перед всеми, не прилепляясь ни к чему тленному, обуздывая греховные желания и помыслы.

Господь принял крестную смерть за весь род человеческий. И потому мы, по словам апостола Павла, должны теперь истинно познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы, достигнуть воскресения мертвых (Флп. 3, 10–11).

Сын Божий оставил Свою земную жизнь для нас, как прообраз человеческой добродетели, которому следуют теперь все, желающие жить богоугодно и благочестиво. Господь Сам поучает и призывает: Кто Мне служит, Мне да последует (Ин. 12, 26).

Святитель Григорий Двоеслов наставлял: «Будем внимательно смотреть, куда шествует Господь, и последуя Ему, держаться стези Его. Ибо Иисусу последует тот, кто подражает Ему. Поэтому Он и говорит: Иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов (Мф. 8, 22). Последовать – значит подражать».

Кто верует во Христа, тот подражает Ему, а потому не может быть лукавым и корыстолюбивым, гордым и тщеславным, стяжательным и завистливым, преисполненным ненависти и лицемерия.

Господь указывает нам нелегкий путь Божественного служения, в котором больше скорбей, чем радостей. Тот же, кто, называясь христианином, стремится лишь к наслаждению и греховному удовольствию, кто желает веселия и превосходства, тот идет другим путем, отличным от пути спасения.

Хотящему же быть со Христом действительно предстоит не иметь попечения о собственной выгоде, не возвращаться в прошлое, и, возложивши руку свою па плуг духовного совершенствования и делания, не озираться назад, дабы не услышать от Господа слова о неблагонадежности для Царства Небесного.

Будем по словам святителя Григория Богослова, всегда «…следовать Тому, Кем мы спасены, и принадлежать к Его достоянию, не заботясь о том, что малоценно и принадлежит только земному». Будем помнить о том, что мы, по слову апостольскому, наследники Божии, сонаследники же Христу (Рим. 8, 17), которые не ищут на земле богатства, мало пекутся о суетном, о земном, дабы в будущей жизни истинно обрести вечные сокровища небесные, по благости Божией, отверзающиеся всем верным в сиянии и торжестве Божественной славы, которая и подобает Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и во веки веков.

Аминь.