Слово 13
О законе, вере и любви
А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет.
В субботу двадцать шестой седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Оправдание верных Богу возможно только через веру, столь же сильную, как у Авраама, но – не через многочисленные предписания и обычаи ветхозаветного закона, дарованные Богом в древности иудейскому народу, а затем отмененные Христом, а часто дополненные еще и людьми по собственному несовершенному разумению. Об этом говорилось в сегодняшнем Апостольском чтении (см. Гал. 3, 8-12), предложенном для нашего внимания за Божественной Литургией.
То, что Авраам поверил Богу, вменилось ему в праведность. Именно вера, а не человеческая праведность спасла праотца иудейского народа, который явил пример истинной веры и преданности Богу.
Галатов, к которым было обращено апостольское Послание, весьма смущал факт древности закона по сравнению с молодой верой в Господа нашего Иисуса Христа, пришедшей недавно. И апостол Павел пытается объяснить случившееся, показывая, что вера в Бога, по сути своей, древнее закона. И это видно из примера с Авраамом, который истинно получил оправдание по своему неизреченному доверию Богу задолго до того, как было утверждено и дано людям законодательство Ветхого Завета.
Чтобы доказать это, Павел пишет: Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы. Апостол явно показывает, что случившиеся события были проречены Богом в Священном Писании. Что события последующих времен произошли не случайно, а по древним пророчествам, которые народ Израиля, конечно же, знал, но не осознавал, не понимал их подлинной сущности, продолжая толковать Откровение несовершенным человеческим разумением.
По тому же неверному пути шли и галаты, духовное состояние которых очень волновало апостола Павла. Они по-прежнему слишком много внимания уделяли различным условностям и предписаниям, которые ставили в их сознании непосредственную веру во Христа на второй план, и при этом требовали от новообращенных христиан непременного следования еще и древним иудейским обычаям, что становилось особенно тяжело для выходцев из язычников.
Вот апостол Павел и подчеркивает, что Бог верою, а не законом оправдает язычников, что о том предвозвестило Аврааму и Священное Писание.
Святитель Иоанн Златоуст толковал: «Что же это значит? Сам Законодатель, говорит этим апостол, прежде, нежели дал закон, определил, чтобы язычники оправдывались верою. И не сказал: [Писание] “открыло”, но – благовествовало, дабы ты знал, что такому способу оправдания радовался и патриарх [Авраам], и сильно желал, чтобы это было приведено в исполнение».
С приходом Господа Иисуса Христа на землю и с Его благовестием Царства Божиего обряд обрезания, которому иудеи и христиане, обращенные из иудейской среды, уделяли столь пристальное внимание, естественно, потерял свое прежнее значение. На его место заступило духовное обрезание – Святое Таинство Крещения, дарующее подлинное духовное рождение в новую жизнь, жизнь Духа.
Если некогда Бог отмечал печатью обрезания народ Израиля, как отличительным от других народов знаком, то теперь от Господа и Спасителя нашего все верующие получали новое обрезание – обрезание духовное.
Авраам же, еще даже прежде закона, прежде обрезания, сумел явить такую веру, которая была ему зачтена в праведность во спасение и оправдание перед Богом. И потому именно к нему по справедливости относится Божие благословенное обетование: в тебе благословятся все народы.
Но как в одном человеке, пусть даже и очень угодном Богу, могут получить благословение все народы?
Здесь разумеется, конечно же, подражание истинной и искренней вере праведника, которою он сподобился прежде закона снискать оправдание. И обряд обрезания был воспринят Авраамом не как источник спасения, но лишь как знак веры, не более того. Обрезание и христианское Таинство Крещения, совершаемое по вере, несопоставимы как знак реальности и сама реальность.
Иудеи же воспринимали обрядность с противоположной точки зрения, подменяя ею саму веру.
Закон был дан, чтобы наложить на людей рабство Богу для того, чтобы удержать в рамках обрядовой чистоты и внешней праведности, чтобы научить не преступать Божественную волю. Обретшие же веру, исповедующие Господа всем любящим своим сердцем в благодати учения Христова получили подлинное освобождение от рабства закона. Они теперь усыновлены Богу и потому не рабы, а сыны Божии. По крайней мере они к этому призваны.
Апостол Павел говорит: Итак верующие благословляются с верным Авраамом, а все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона.
Блаженный Феодорит Кирский писал: «Восхвалив веру и плоды ее показав в дарованиях Духа, свидетельством самого закона доказав, что вера старше закона, потому что Ветхий Завет повествует об Аврааме, апостол напоследок сравнивает закон с верой, показывая их различие».
Поэтому оставившие дела закона ради веры в Господа Иисуса Христа не только не будут прокляты Богом и законом, но, наоборот, благословляются с верным Авраамом. Те же, которые упорно утверждаются на законе, еще не достигли должного духовного уровня, стоят на более низкой ступени развития и не способны жить по вере и любви, открывшейся во Христе. Над такими людьми все еще тяготеет рабство закона, и они находятся под клятвою, не принимая Божественного Сына, не веруя в Него как Мессию и Спасителя; они отвергают истинную свободу, которую принес человечеству Иисус Христос.
Только вера дает оправдание и сообщает Божие благословение. Через закон ничего подобного не происходит, потому что он, по сути своей, является виновником проклятия, как это ни парадоксально звучит. Но судите сами, – еще в древности в Ветхом Завете было сказано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона (Гал. 3,10). Но кто способен по жизни носить все тяжкие бремена множества законодательных условностей и предписаний? Очень немногие, а по сути – никто. В итоге же не исполняющий закон даже в малом бывает проклят. В связи с этим блаженный Феофилакт Болгарский пояснял: «Ведь, держась [закона], вы скорее подпадете проклятию, будучи не в силах его исполнить». Закон не мог оправдать не потому, что был неправдив или нехорош, а даже и в силу своей полной невыполнимости.
И далее апостол Павел в сегодняшнем Апостольском чтении заключает: А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет. А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им.
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Итак, вместе с галатами и нас апостольское слово призывает к пониманию того, что никакой закон не способен заменить веру.
Но с Господом Иисусом Христом вошла в мир Божественная благодать, явленная в торжестве всепобеждающей и всепрощающей любви Божией. Указывающая легкий и благостный путь спасения – святую веру христианскую, посредством которой перед Богом мы и оправдываемся, и получаем прощение в исповедуемых нами согрешениях, и благословляемся на дальнейшую добродетельную, благочестивую жизнь в Боге.
Сын Божий уже искупил всех нас, Его верных последователей, от клятвы закона. Древнее проклятие было уничтожено на Животворящем Кресте Господнем, превратившемся для нас из орудия позорной и тяжкой казни в благословенный источник спасения и вечной жизни в Царстве Божием.
Сегодняшнее Апостольское чтение содержит поучение о великой значимости христианской веры, которой мы способны получить истинное оправдание, самоотверженной любовью и всей жизнью своей явив Богу ее чистоту. В этом заключено благословенное обетование, ибо, по слову апостольскому, праведный верою жив будет.
Блаженный Феофилакт Болгарский писал: «Итак, доказано, что вера сообщала благословение и оправдание не только до закона, но еще более и после него».
Вера в Господа поставлена как бы посредницей, невидимым мостом между людьми и Богом, чтобы мы по благодати, ниспосылаемой по несомненной вере нашей, становились чадами Бога Небесного, уподобляющимися нашему Спасителю и стремящимися к Божественному усыновлению в вечности Царства Небесного.
Святой Климент Римский говорил: «Мы, по воле Божией призванные во Христе Иисусе, оправдаемся не сами собой и не своей мудростью, или разумом, или благочестием, или делами, но верой, которой Бог Вседержитель всех от века оправдывал».
В вере мы таинственно соединяемся своею душой с Господом нашим Иисусом Христом, соединяемся так, как верная невеста соединяется в браке с женихом.
Верою мы обручаемся Божественному Сыну.
Еще в древности сказано: Обручу тебя Мне в верности, и ты познаешь Господа (Ос. 2, 20). И апостол Павел вторит этим мудрым словам: Обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою (2 Кор. 11, 2).
Ради этого теснейшего единения с Господом верой очищаемся мы от всякого греха и всякой скверны, именно через искреннее наше исповедание приобретая благодать спасительного покаяния и Божию милость.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) поучал: «Вера во Христа – жизнь. Питающийся верою вкушает уже во время земного странствия вечную жизнь, назначенную праведникам по окончании этого странствия».
Зная, что Бог Всеведущ и Всемогущ, уверуем в Него всей душой и возлюбим Господа всем сердцем! Не Отцу Небесному это нужно, но истинно необходимо всем нам! Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Вера… не достаточна для спасения, но, чтобы не спасать нас без всякого нашего участия, Бог требует ее от нас».
А святитель Василий Великий писал о свойствах истинной христианской веры так:
«Что свойственно вере? Несомненная уверенность в истине богодухновенных глаголов, которая не колеблется никаким помыслом, наводит ли его естественная необходимость, или прикрывается он видом благочестия. Что свойственно верному? Располагаться к таковой уверенности силою сказанного и не отваживаться что-нибудь отринуть или добавить… ибо все то, чего нет в Богодухновенном Писании, будучи не от веры, грех есть… В отношении сказанного Господом не должно приходить в колебание и сомнение, но несомненно принимать, что всякий глагол Божий истинен, всесилен, хотя бы в противном уверяла природа. Ибо в этом – и подвиг веры»… Поэтому также «должно быть не переменчивым, но твердым в вере и не терять благ, приобретаемых о Господе».
Но он же и добавлял, очевидно имея в виду знаменитые слова апостола Павла из Первого Послания к Коринфянам: Если имею [дар] пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что [могу] и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто (1 Кор. 13, 2) и апостола Иакова, что вера без дел мертва (Иак. 2, 20): «Что свойственно христианину? Вера, действующая любовью (Гал. 5, 6)».
Вот и мы да будем стараться сами и просить о том Господа, чтобы Он укрепил в нас веру, чтобы стяжать нам по вере ту любовь, которая долготерпит, милосердствует…. не завидует…. не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит… никогда не перестает (1 Кор. 13, 4–8), ту любовь, которая способна ввести нас в вечное Царство любви – Царство Небесное Единого в Троице Бога – Отца, Сына и Святого Духа, Которому подобает слава, честь и поклонение во веки веков.
Аминь.