Слово 9
О священнослужителях и наставниках
Ибо хорошо служившие приготовляют себе высшую степень и великое дерзновение в вере во Христа Иисуса.
В четверг двадцать шестой седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
В сегодняшнем Апостольском чтении (см. 1 Тим. 3, 1-13) говорится о том, какими должны быть священнослужители, наставники душ и вершители Божественных Таинств.
Апостол Павел, описывая достоинства и добродетели человека, облеченного епископским саном, требует от него чистоты души и всей преданной Богу, самоотверженной жизни.
Павел вдохновенно пишет: Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает.
Ревностное служение Богу стоит гораздо выше всех прочих занятий и профессий человеческих. Священнослужители Божии, будь то епископ, священник или диакон, призваны быть посредниками между Отцом Небесным и людьми, ибо священнодействуют перед Богом, чтобы спасти всех верных и покорных Ему.
Другими словами, это человек, облеченный поистине Небесной властью, потому что призван являть на земле образ Спасителя, живую икону Возлюбленного Господа.
Это – доброе дело, потому что Сам Сын Божий призывал к пастырскому служению: Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков (Мф. 4,19). Потому мы и говорим, что служение епископское и вообще священническое есть дело апостольское. Следовательно, и дух в служителях Божиих должен быть истинно апостольский.
В другом своем Послании апостол Павел писал: И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом (Евр. 5, 4). Никто не может приблизиться к Господу, если не способен в себе вместить невместимую и великую славу Божию.
Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Священство настолько выше всякой власти, насколько дух превосходнее плоти». Ибо то, что священнослужители совершают на земле, Владыка мира довершает в Небесных обителях. Этой власти нет ни у Ангелов, ни у Архангелов, ни у прочих Сил бесплотных!
Епископу в служении Богу вверено Само Тело Христово – Святая Церковь Божия, которую он просто обязан содержать в благости и красоте, в вере и единстве всех ее членов, самолично заботясь о каждом человеке многочисленной паствы своей. И всякий раз, приступая к Богу с молитвенным воззванием, священнослужитель делает это как бы за весь мир, за всех чад духовных своих.
Тот же святитель Иоанн Златоуст учил: «Если кто получит честь священства и будет в ней ходить достойно и беспорочно, то она доставит ему жизнь и нетленный венец».
Об этом же говорилось и в сегодняшнем Апостольском чтении словами апостола Павла, указывающего на то, что епископ (а под этими словами следует понимать и священника тоже) должен быть непорочен, одной жены муж (в апостольскую эпоху и последующие несколько веков истории Церкви епископы не обязательно были монахами), трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителей, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякой честностью; ибо кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией? (1 Тим. 3, 2–5).
Немалые требования пред священнослужителями выдвигает верный воин и последователь Христов.
Душа служителя Божия должна быть совершенно чистою пред Богом и людьми, ибо священническое дело требует полного смирения, благоговения, удержания себя в достоинстве, соответствующем Божественной славе.
Человек сам даже не вправе домогаться подобной чести, хотя может иметь к тому желание. Облечение в сан определяется исключительно Божией волей, и наше несовершенное произволение здесь не имеет никакого существенного значения.
Желание же священства (и в особенности епископства) блаженно лишь тогда, когда человек далек от стремления к первенству и власти, но действительно готов послужить Богу. Только в этом случае он, по слову апостольскому, доброго дела желает. И горе тому, кто, не имея брачной одежды, приходит на Божественную вечерю (Мф. 22, 12).
Ибо священник и епископ должен быть непорочен, не желать властительски предводительствовать над народом Божиим, а стремиться быть людям полезным, самому прикладывать немалые усилия для спасения ближних, просвещая всех светом Православной веры, наставляя в Божественной истине через слово Божие, руководя духовным совершенствованием своей возлюбленной в Господе паствы.
Святитель Иоанн Златоуст толкует: «Сказав непорочен, апостол назвал всякую добродетель. Таким образом, если кто сознает себя виновным в каком-нибудь преступлении, то он нехорошо желает, желая такого звания, от которого он удалил себя поступками…. В самом деле, почему никто не сказал об апостолах [из их врагов], что они прелюбодеи, нечестивцы, корыстолюбцы, но – обманщики (2 Кор. 6, 8), что относилось к одной только проповеди? Не потому ли что вели жизнь безукоризненную?».
И сам Павел не избежал клеветы доносчиков, но при этом в вере и жизни своей всегда оставался чистым и непорочным. Потому теперь и заботился о том, чтобы предстоятель священства был таков же, являя пример праведной и богоугодной деятельности, поскольку все подчиненные как бы сообразуются с жизнью своего начальника, стараясь в добродетели быть похожими на него, как он – на Бога.
Во времена апостола Павла, как мы уже отметили, епископами могли быть и женатые люди. От того в Апостольском чтении этого дня дано законоположение об узах брака, относящееся сегодня ко всем не монашествующим священнослужителям.
Но возможно и символическое толкование слов апостола Павла, в котором благочестивый дом верного мужа одной жены символизирует истинный Дом Божий, Святую Церковь Христову, пребывающую в благости добрых отношений всех членов ее.
Именно муж одной жены непорочен и являет свое целомудрие, подлинную верность.
Святитель Кирилл Александрийский писал: «Однобрачные да не презирают вступивших во второй брак: доброе поистине и удивительное дело – воздержание, впрочем, извинительно вступление и во второй брак, чтобы слабые не любодействовали».
Тот, кто по воле жизненных обстоятельств, став вдовцом, вступает во второй брак, не имеет никакой скверны перед Богом, но лишается права и чести священства.
По мнению апостола Павла, священнослужитель ничем не должен смущать других людей, вводить в греховный соблазн малодушных и нестойких в исповедании имени Божиего, ибо на него непрестанно устремлены людские взоры, ищущие в духовном наставнике пример для подражания и укрепления своей веры.
Павел призывает избегать всего опьяняющего и помрачающего ум, во всем соблюдать должную меру. Не быть бийцей. Имеется в виду не только тот, кто ближних бьет физически (это вообще непозволительно, особенно для пастырей или будущих пастырей), но и тот, кто действиями своими избивает и унижает человеческую душу, кто, смущая совесть собратьев во Христе, жестоко и неправедно, без любви и жалости, обличает, вместо того чтоб наставить.
Легко уязвить совесть слабых, но трудно укрепить их в вере, благости и благочестии. А к этому все епископы Церкви Христовой Самим Господом призваны. Преподобный Ефрем Сирин писал: «Исправлять грешника нужно не насилием, а убеждением… так как Бог награждает тех, которые воздерживаются от пороков по доброй воле, а не по принуждению». А святитель Иоанн Златоуст говорил: «Заботящийся о душах должен быть настолько великодушным, чтобы не только не увеличивать их уныния укорами, но, по возможности, облегчить их состояние утешением».
И еще, обращаясь ко всякому священнослужителю, пастырю Церкви Христовой, святитель Иоанн наставлял: «Бог повелел тебе не упрекать в лености, а помочь в бедности, сделал тебя не обличителем нечестия, а поставил врачом нечестия. Бог повелел тебе не порицать беспечность, но подавать руку лежащему, не осуждать образ жизни, а утолять голод».
По слову апостольскому, епископ Церкви Христовой должен быть хорошо управляющий домом. Святитель Иоанн Златоуст поясняет: «И Церковь есть то же самое, что малый дом. И подобно тому, как в дому находятся дети, жена, слуги и над всеми возвышается своею властью муж, так и в Церкви не иное что, а то же самое: есть дети, жены, слуги. Если же предстоятель Церкви имеет соучастников своей власти, то и там муж имеет соучастницей жену».
Всякий священник должен являть добродетель учителя, во всякую благость и начинание, по воле Божией внося доброе произволение, наставляя не только словом, но примером чистоты всей своей жизни.
Далее апостол Павел говорит, что епископ Церкви Христовой не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом, дабы избежать – от высоты принятого сана – греховной гордости и высокомерия.
Святитель Василий Великий говорил: «Настоятеля да не надмевает сан, чтобы самому ему не лишиться блаженства, обещанного смиренномудрию».
Гордость человеческая настолько пагубна и страшна, что не имеет никаких оправданий и извинений. Тщеславие способно привести к гордости, и отвратить служителя Церкви от Бога, и предать осуждению с диаволом.
Так как предстоятель священства должен стоять с Ангелами и славословить Господа с Архангелами, вознося молитвы к Престолу Вседержителя, обновляя в людях образ Божий, то всякое свое жизненное действие он должен совершать перед Богом, как священнодействие, – с чистотою и святостью, памятуя об ответственности своего служения.
Как пишет апостол Павел: Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую. То есть – положительные отзывы и согласие собратьев во Христе, ведь о всяком человеке по делам его жизни складывается общественное мнение.
И епископ в представлениях паствы должен соответствовать всякому благу и понятию о благочестии. Он должен быть преисполнен любви и милосердия, обладать стойкостью в вере, иметь все качества христианской добродетели.
Впрочем, в сегодняшнем Апостольском чтении содержится не только наставление о епископах (а с ними и о священниках) Церкви Христовой. Апостол Павел говорит и о благочестии диаконском: Диаконы также должны быть честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы, хранящие таинство веры в чистой совести. И таких надобно прежде испытывать, потом, если беспорочны, допускать до служения.
Обратим внимание на то, что диаконы не могут быть двоязычными. Как писал блаженный Феодорит Кирский: «[Диакон должен быть] не говорящим одному одно, другому – другое, но украшающим язык истиною», или по словам блаженного Феофилакта Болгарского: «не одно на уме держащим, а другое говорящим», то есть лукавым или хитрым, как пишет святитель Иоанн Златоуст. Ведь если диаконы, помощники пресвитеров, не исполнят того, что им поручается со всей честью, то не сумеют сохранить таинство веры в чистой совести.
Таинство веры христианской заключено в спасении, в страданиях, которые перенес за нас Господь наш Иисус Христос, являя миру полнейшее, высшее Свое смирение и всепобеждающую любовь.
Чистая совесть же у человека бывает при непорочной жизни.
Все вышесказанное относится и к женщинам Церкви Христовой. Как к женам священнослужителей, так и ко всем сподвижницам в вере христианской, которые также должны быть, по мнению апостола Павла, честны, не клеветницы, трезвы, верны во всем.
Диакон же, как и священник, должен быть муж одной жены, хорошо управляющий детьми и домом своим.
Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Видишь ли, что от диаконов Павел требует той же самой добродетели? Хотя они по сану и не равны епископу, однако должны быть так же непорочны, так же чисты». Ведь и диаконское служение есть верное и преданное служение Богу во всяком благочестии.
И в конце своих наставлений апостол Павел заключает: Ибо хорошо служившие приготовляют себе высшую степень и великое дерзновение в вере во Христа Иисуса.
Не о настоящем веке эти слова, но о веке будущем, о вечном блаженстве Царства Небесного, в котором истинные священнослужители получат торжество Божественной чести и славы.
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Сегодняшнее Апостольское чтение говорит нам об ответственности и высоте священнического сана.
Кто дает благодать епископства и священства? Без сомнения – Бог. Но осуществляется эта благодать Божия через человека. Преподобный Исидор Пелусиот писал: «Священство поставлено как бы в середине между естеством Божеским и человеческим, чтобы Одному служить, а в другом производить перемену к лучшему».
А как говорил преподобный Макарий Египетский: «Предстоятелям нужно трудиться больше других, а думать о себе смиреннее, чем подчиненные».
Честь, предоставленная саном, смиряет всякого верного Господу служителя. И каждый из духовных пастырей готов воскликнуть вместе со святым псалмопевцем Давидом: Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу\ (Пс. ИЗ, 9).
Апостольское чтение, услышанное нами сегодня за Божественной Литургией, по большому счету касается и всякого из нас, братья и сестры, если мы действительные христиане и исповедуем свою веру не только на словах, но и на деле, обнаруживая ее примером праведной, чистой и богоугодной жизни.
Все, о чем слышали мы сегодня, адресовывалось священству, но разве мы с вами не должны быть непорочны, трезвы, целомудренны, благочинны, честны, страннолюбивы, не пьяницы, не сварливы, не корыстолюбивы, но тихи, миролюбивы, не сребролюбивы, хорошо управляющие домом своим, детей содержащие в послушании со всякой честностью?..
Сподобимся же быть верными духовными чадами наставников Церкви Христовой, подвизаясь в любви и подлинном благочестии, чтобы и нам, по милости Божией, иметь великое дерзновение в вере во Христа Иисуса — Воплощенного Единородного Сына Божия, Которому подобает всякая слава, честь и поклонение с Отцом и Святым Духом во веки.
Аминь.