Вы здесь

Вечерний чай при свечах и картах Таро. ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Человек и закон (С. В. Савченко)

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Человек и закон

Что такое Посох?

Сам по себе Посох – это символ власти. Не сама власть, не сила этой власти, а только символ. Для примера – это указка учителя, которую он использует как символ власти, а не для того, чтобы показывать на доске. Скипетр Императора – это палка, которой когда-то били рабов, и которая впоследствии трансформировалась в этот скипетр. Но это уже символ власти, это не сама власть. Символом власти, символом законности является конституция. В Советском Союзе в 1936 году была принята конституция, и мы жили по этой чудесной конституции. И не важно, что 3/4 статей этой конституции не работало. Допустим, «Граждане СССР имеют право на труд». Конечно, если человек не работал, его привлекали за тунеядство. Также человек имел право на отдых – поработал 5 дней – иди отдыхай. А потом объявлялся субботник, и оказывается, что право на труд полностью перекрывало право на отдых.

Законом является то, что написано, что принято в данном обществе, в данной социальной среде. У воров есть свои воровские понятия. Но они соблюдают их до того времени, пока эти понятия выгодны. Сами по себе Посохи – очень правильные, но до тех пор, пока их выгода совпадает с их правильностью. А когда выгода с правильностью не совпадает, то все законы куда-то исчезают и улетучиваются.

Посохи определяются степенью соблюдения законов, причинами, по которым законы соблюдаются, и тем, как именно это происходит. У меня давно была идея подобрать пословицы. Вот, допустим, в данной ситуации: «Закон – как дышло, куда повернёшь – туда и вышло» или

«Жалует царь, да не жалует псарь». Точные наблюдения, которые сильно помогают раскрыть суть посоховости происходящего. Законы возникли очень давно. Закон – это попытка упорядочить взаимоотношения, привести их к каким-то нормам, чтобы, сделав какое-то дело, человек мог сориентироваться: это дело правильное, или же неправильное; и если оно правильное, то какую награду я за него получу, а если неправильное, то какое наказание я за него понесу. Или какое наказание понесёт тот, кто сделал неправильное, незаконное дело относительно меня.

Изначально в первобытном обществе закон был один – принцип талиона, – равным за равное – око за око, зуб за зуб и нет никаких вопросов. А потом выяснилось, что «Все животные равны, а некоторые животные – равнее». Выяснилось также, что социальная значимость некоторых людей больше, чем остальных. Что это значит? Что некоторые люди более значимы для социума, чем другие. А как определяется социальная значимость? Близостью к центру. Чем ближе к центру какого-то строя, тем выше социальная роль, которую исполняет человек.

Если я судья – у меня очень важная социальная роль и, естественно, преступление против меня должно караться намного тяжелее, чем, если бы я был пастухом. И это получает отражение во второй серии законов, в так называемых «Варварских правдах», когда принцип талиона «око за око, зуб за зуб» сменяется принципом денежного вознаграждения, когда появилась возможность оценить жизнь человека, определить меру наказания. Появилась какая-то условная единица, например, золотой. Допустим, за убийство княжеского дружинника 50 золотых, а за убийство княжеского начальника дружины – 1000 золотых, потому, что его социальная роль выше. Возникает целый ряд вопросов – правильно или неправильно. Далеко не однозначные вопросы. Этому учат в 7 или 8 классе школы по истории России, когда показывают классовое неравенство. Скажите мне: научить княжеского пастуха и научить начальника княжеской дружины – разные деньги? У этих людей разная степень ответственности и они должны быть оценены по-разному. Причём, в данном случае оценивается не личность, а должность. Если бы какой-то юрист услышал меня сейчас, он бы яростно протестовал против того, что закон – это символ власти. Закон – не власть как таковая, закон не имеет силу сам по себе. Должен быть механизм, который обеспечивает его действие. А люди, которые работают с законами, говорят: «Вот это правильно, вот это неправильно».