ИЗ КНИГ ИИСУСА НАВИНА СУДЕЙ ИЗРАИЛЕВЫХ, РУФЬ, ЦАРСТВ
СОТНИЦА
1. Господь сказал Иисусу Навину: Как Я был с Моисе ем, так буду и с тобою, будь тверд и мужествен и исполняй весь закон, который завещал тебе Моисей (Нав. 1, 5–7).
2. И совершил Бог чудо: когда священники внесли ков чег завета во Иордан, вода стала стеною, и народ перехо дил как посуху, и со дна Иордана взяли двенадцать боль ших камней, перенесли на берег и сделали памятником их навек в Галгале (Нав. 3, 15–17; 4, 5–8, 20).
3. И еще было чудо: шесть дней обносили по одному разу ковчег вокруг Иерихона и трубили, а в седьмой день семь раз обнесли вокруг города, и стены сами рухнули до основания (Нав. 6, 1–19).
4. Язычникам Бог стал являть Богопознание, ибо Раав, и отца, и матерь ее, и братьев, и всех ее родственников двое юношей вывели из погибающего города и поселили среди Израиля да живет, за то, что Раав скрыла этих юношей и показала страх Божий и веру в Бога истинного, Которого прославляли сыны Израиля (Нав. 6, 24).
5. А за то, что Ахан взял и утаил и украл для себя одеж ду и 250 сиклей серебра и слиток золота, было поражение на войне и погибло 36 воинов. И за эту беду сам потерпел беду: и одежда, и золото, и серебро, и все семейство Ахана сожгли огнем, и утихла ярость гнева Божия (Нав. гл. 7).
6. Когда Иисус Навин поднял меч и держал его в сторону города Гая, то неведомая сила помогла воинам поразить жи телей, и это за мерзости их (Нав. 8, 8–26).
7. Во всяком деле должно молиться и вопрошать Госпо да, дабы не быть обманутым, как было при Гаваоне (Нав. гл. 9).
8. Было чудо: стояло солнце над Гаваоном, и луна над долиною Аиалонскою, и камни с неба поражали во время брани (Нав. 10, 11–13).
9. Иисус Навин ввел народ в землю обетованную, раз делил ее по 12 уделам и сказал народу: «Живите и питайтесь плодами земли, бойтесь Господа и служите Ему», и поставил камень свидетелем завета с Богом (Нав. 13, 6–33).
10. Сыны же Израиля забывали Бога, вступали в брач ные союзы с язычниками, подражали их развращению и не честию, кланялись Ваалу (солнцу) и Астарте (луне), и за это Господь оставлял их и предавал Израиль в руки врагов их, и были они данниками, и грабили их (Суд. 2, 11–13).
11. Когда же Израиль с плачем и раскаянием обращался к Богу, то Господь посылал судей, и они силою Духа Святаго побеждали врагов, утверждали благочестие и Богопочитание и управляли в мире до конца жизни своей (Суд. 2, 16).
12. От смерти Иисуса Навина до первого царя Израиль ского – 450 лет – был период судей Израилевых – богоправление, и было тринадцать судей.
13. Мир Свой Господь послал Гедеону, и Дух Господень объял его и дал ему чудо: роса была на шерсти, а на всей земле сухо, а в другую ночь сухо было на шерсти и роса на всей земле, и дал ему силу с отрядом в 300 человек прогнать всех врагов (Суд. 6, 34–40).
14. И на Иеффае был Дух Господень, когда его Господь поставил судьей, и он любимую единственную дочь свою обручил по обету на всегдашнее девство и служение Господу при скинии (Суд. 11, 29–40).
15. И явился Господь прежде неплодной Анне и мужу ее Маною и сказал: «Ты зачнешь сына, и будет он назорей». И это был Сампсон. И дал ему Бог великую телесную силу, и он наводил страх на врагов Израиля (Суд. 13, 2–5).
16. Народ же часто совершал зло в очах Божиих. Так, сыны Дановы поставили истукан и самочинных священников (Суд. 18, 30–31), а сыны Вениаминовы во граде Гивы совер шили грех жителей Гоморры и Содома, и было великое пора жение и распря, и погибло сто пятнадцать тысяч мужей из народа за грех тот, и чуть не погибло все колено Вениаминово, ибо осталось только шестьсот человек мужей, и объявили им мир и дали жен (Суд. гл. 19–21).
17. И еще великое знамение даровал Господь через язычницу Руфь, ибо свет богопознания и спасение иудеям и языч никам открыл. Случилось, что Ноеминь с мужем и двумя сы новьями во время голода ушла в землю Моавитянскую. Сы новья женились на язычницах. Потом муж Ноемини и два ее сына умерли. Жена одного умершего ушла к родителям сво им, а Руфь осталась с матерью мужа, возлюбила Бога Израилева и сказала Ноемини: Народ твой будет моим наро дом, и твой Бог – моим Богом. Куда ты пойдешь, туда и я пойду, и где ты будешь жить, там и я буду жить. И где ты умрешь, там и я умру и погребена буду; смерть одна разлучит меня с тобою (Руфь 1, 16–17). Ноеминь увела невестку свою Руфь в землю Израилеву, и там старейшины народа обручили Руфь в жены Воозу, чтобы оставить имя умершему родственнику. И сказал народ и старейшины: да соделает Господь жену, входящую в дом твой, как Рахиль и как Лию, которые обе устроили дом Израилев (4, 11). И родился сын от язычницы. И взывали женщины к Ное мини, которая носила в объятиях своих внука и была ему нянькою: Благословен Господь, ибо Он не оставил тебя ныне без наследника! И да будет славно имя его в Израиле. И на рекли ему имя: Овид (4, 14, 17). Он отец Иессея, отца Давидова. И во шел Овид в родословие Иисуса Христа, Сына Божия, сына Авраамова, Исаака, Иакова, Иуды… сына Иакова, Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос.
18. Анна, мать Самуила, в молодости была бесплодна и, придя в дом Господень, в скорби молилась и горько плакала и дала обет, говоря: Господи Всемогущий, Боже Саваоф! Ес ли Ты дашь рабе Твоей дитя мужеского пола, то я отдам его Господу в дар на все дни жизни его, и вина и сикера не будет он пить, и бритва не коснется головы его (1 Цар. 1, 11).
19. И Господь благословил Анну, и родила она Самуила, и вскормила дитя, и отдала его в храм служить Господу (1 Цар. 1, 19–22).
20. И за дар, что Анна привела Богу Самуила, Господь благословил ее, и она еще родила трех сыновей и двух доче рей (1 Цар.
2, 20–21).
21. Отрок Самуил был в благоволении у Господа и лю дей, а о Илии первосвященнике и судии Израильском за то, что он не обуздывал своих сыновей Офни и Финееса, кото рые отвращали своим нечестием людей от Бога и спали с женщинами, собиравшимися у входа в скинию, был суд Бо жий: Я прославлю прославляющих Меня, а бесславящие Меня Илия и его сыновья и дом их будут посрамлены (1 Цар. 2, 30).
22. И прославил Господь Самуила и открыл ему глас Свой, и он узнавал глас невещественный – Божий: «Самуил, Самуил», и открывал ему Бог тайны, и волю Свою, и суд Свой (1 Цар. гл. 3).
23. И узнал весь Израиль, что Самуил удостоен быть пророком Господним (1 Цар.
3, 20).
24. За нечестие Офни и Финееса, за то, что священники оскверняли приношение и угашали веру в народе, филистим ляне умертвили 30000 израильтян, был взят ковчег Божий, и два сына Илии умерли, а сам Илия умер от скорби (1 Цар. 4, 10–18).
25. А от ковчега Господня было наказание язычникам Вефсамиса. За то, что они открывали ковчег и не чтили свя тыню Господню, погибло 50000 (1 Цар. 6, 19).
26. И сказал пророк Самуил дому Израилеву: «Не слу жите идолам, и солнцу, и луне, ибо они не сотворили вас, а служите одному Господу, и Он поможет вам». И покаялся народ, и вознесли всесожжение Богу, и возгремел Господь сильным громом над филистимлянами и навел на них ужас, и они были поражены пред Израилем (1 Цар. 7, 3, 10).
27. Старейшины Израиля пришли к Самуилу и сказали ему: Поставь над нами царя. И молился Самуил Богу, и не угодно было это Богу (1 Цар. 8, 4–6).
28. И сказал Господь Самуилу: «Израиль отверг Меня, чтобы Я не царствовал над ними, они и раньше часто остав ляли Меня и служили иным идолам» (1 Цар. 8, 7–8).
29. И сказал Господь Самуилу: «Объяви народу права царя, ибо они – тяжелое бремя» (1 Цар. 8, 9).
30. Самуил сказал народу, что царь их сыновей возьмет и приставит к колесницам и будут они всадники и бу дут бегать пред ним (1 Цар. 8, 11).
31. Царь заставит возделывать поля и жать хлеб и гото вить оружие (1 Цар. 8, 12).
32. Царь ваш поля и виноградные и масличные сады отберет у народа, отдаст своим слугам (1 Цар. 8, 14).
33. От трудов ваших и от посевов ваших возьмет царь десятую часть (1 Цар. 8, 15).
34. Еще и рабов ваших, и рабынь ваших, и юношей ва ших, и ослов ваших возьмет царь и употребит на свои дела (1 Цар. 8, 16).
35. И восплачете тогда от царя вашего, которого вы из брали себе, и не будет Господь отвечать вам тогда (1 Цар. 8, 18).
36. Но народ не послушался пророка и сказал: Нет, пусть будет царь над нами. И пересказал Самуил слова на рода вслух Господа, и сказал Господь Самуилу: Послушай голоса их и поставь им царя (1 Цар. 8, 5, 22).
37. И поставил Самуил в первого царя в Израиле Саула и сказал народу: Я воззову к Господу, и пошлет Он гром и дождь, и вы узнаете и увидите, как велик грех, который вы сделали пред очами Господа, прося себе царя. И Господь по слал гром и дождь в тот день; и пришел весь народ в боль шой страх от Господа (1 Цар. 10, 1; 12, 13–18).
38. И сказал Самуил народу: Бойтесь Господа и слу жите Ему истинно, от всего сердца вашего, если же вы буде те делать зло, то и вы, и царь ваш погибнете (1 Цар. 12, 24–25).
39. Во второй год царствования Саул, забывши грех и кощунство Дафана и Авирона, сам совершил всесожжение, хотя было это ему запрещено, и Господь отверг Саула, дабы ему не быть вождем народа за то, что царь отверг слово Божие (1 Цар. 13, 9–14).
40. И сказал Господь Самуилу пророку: Я смотрю не так, как смотрит человек, ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце (1 Цар. 16, 7). И избрал Господь Давида вместо Саула, и он был помазан елеем, и по чил на нем Дух (1 Цар. 16, 13).
41. Давид вышел на Голиафа, который был ростом шесть локтей и пяди – около 3 метров, в брони и шлеме, с копьем и мечом (1 Цар. 17, 4–7) и воскликнул: «Я иду во имя Господа Саваофа, Которого ты поносишь» – и взял один из пяти камней и бросил из пращи, и поразил великана (1 Цар. 17, 45–49).
42. И много скорбей терпел Давид от Саула, ибо он по зависти искал убить его (1 Цар. 18, 29).
43. Однажды Саул и с ним 3000 воинов искали Давида, и Господь навел на них сон, и пришел Давид в стан их и видит: Саул спит, и люди его, но Давид не поразил врага своего, сказав: «Кто, подняв руку на помазанника Господня, окажется ненаказанным?» (1 Цар. 26, 10).
44. Какое благородство явил Давид! И сказал: «Жив Гос подь, пусть поразит его Сам Господь, я же не подниму руку на Саула». И взял копье царское и сосуд с водою, и никто не видел, и никто не знал, и никто не проснулся, но все спали (1 Цар. 26, 10, 12).
45. И великодушный поступок поразил душу Саула, и он сказал: Благословен ты, сын мой Давид – и возвратился в дом свой, а Давид ушел в чужую страну, и брань утихла, а Саул вскоре погиб в сражении с филистимлянами (1 Цар. 26, 25; 27, 1; 31, 1–6).
46. И вопросил Давид Господа: Идти ли мне в какой-либо из городов Иудиных. И сказал Господь: иди в Хеврон. И мужи Иудины помазали Давида на царство над домом Иудиным (2 Цар. 2, 1–4).
47. Когда же Давиду было тридцать лет, пришли все старейшины Израиля и заключили завет в Хевроне пред Гос подом, и помазали Давида в царя над всем Израилем (2 Цар. 5, 3).
48. И взял Давид крепость Сион и поселился там, и на звал его городом Давида – Иерусалимом (2 Цар. 5, 7, 9).
49. Давид в делах своих вопрошал Господа и просил благословения, и он знал глас Господень, ибо Бог часто гово рил с ним. Давид поражал врагов и сжигал их истуканы и идолы (2 Цар. 5, 19–25).
50. И много скорбей понес Давид за то, что взял в жены Вирсавию у воина Урии и много плакал и писал покаянные псалмы (2 Цар. 11, 2–4).
51. И плакал Давид о том, что Авессалом, сын его, убил другого его сына Амнона за то, что он обидел сестру свою. Нарушен был мир в семье Давида за то, что он нарушил мир дома Урии (2 Цар. гл. 13).
52. И умер первый сын от Вирсавии. Авессалом своей притворной лаской, приветливостью привлекал народ и устроил мятеж против отца своего Давида и воцарился в Хевроне (2 Цар. 12, 18; 15, 1–10).
53. И плакал Давид и ушел из Иерусалима в пустыню, бежа от родного сына (2 Цар. 15, 14).
54. Давид пошел на гору Елеонскую, шел босой, пла кал о грехе, и народ с ним плакал (2 Цар. 15, 30).
55. Семей бросал камнями в Давида и злословил: Ухо ди, убийца и беззаконник! Предал Господь царство в руки Авессалома (2 Цар. 16, 5–8).
56. И говорил Давид: «Не убивайте Семея, ибо Господь повелевает ему злословить Давида» (2 Цар. 16, 10).
57. Господь призрит на уничижение мое, – говорил Давид (2 Цар. 16, 12).
58. Авессалом занял Иерусалим и вошел к наложницам отца своего (2 Цар. 16, 20–22).
59. А Господь через Хусия разрушил совет Ахитофела, чтобы навести бедствия на Авессалома (2 Цар. гл. 17).
60. При мятеже погибло 20 тысяч и Авессалом, и во дворился мир (2 Цар. 18, 7–10).
61. Три года на земле был голод, и это за то, сказал Господь, что Саул нарушил мир и умертвил жителей Гаваона (2 Цар. 21, 1).
62. И исчислил Давид народ во Израиле, и было 500 тысяч в Иудее и 800 тысяч в десяти коленах, способных носить ору жие (2 Цар. 24, 9).
63. А гора Мориа была избрана для построения храма.
64. Давид при жизни еще своей повелел помазать на цар ство над Израилем Соломона, и трубили в трубы и возглаша ли: Да живет царь Соломон! (3 Цар. 1, 32–34).
65. И дал Господь Соломону разум, мудрость и ум вы ше разума сынов Востока (3 Цар. 2, 35; 4, 30).
66. Соломон просил у Бога премудрости, дабы различать добро и зло и управлять народом (3 Цар. 3, 5–9).
67. И сказал Бог Соломону: Я даю тебе сердце мудрое и богатство и славу, и если будешь исполнять заповеди Мои, Я продолжу и дни твои (3 Цар. 3, 11–14).
68. В четыреста восьмидесятом году по исшествии из Египта, в четвертый год царствования Соломона, в месяце Зиф – апреле – стали строить храм Господу (3 Цар. 6, 1).
69. Храм длиною был в шестьдесят локтей, шириною в двадцать и высотою в тридцать, с притвором в десять локтей, весь в золоте (3 Цар. 6, 2–3, 21–22).
70. И внесли священники ковчег из Сиона в храм во Святая святых, под крылья херувимов, и слава Господня напол нила храм (3 Цар. 8, 1–11).
71. Соломон молился Богу за народ свой Израиля и за иноплеменников, дабы и они боялись Бога и да познали все народы, что Господь есть Бог и нет кроме Его (3 Цар. 8, 22–43).
72. Первый храм во вселенной строили семь лет 180 тысяч работников и 3600 приставников по образу скинии, только в большем размере и в великолепии и богатстве (3 Цар. 2, 35).
73. Но Соломон неугодное делал пред Богом. Завел мно го чужеземных жен и строил им капища и Молоху идолу, и Господь отторг от него царство и отдал рабу его (3 Цар.
11, 1–11).
74. И сказал Господь Иеровоаму: Я исторгаю царство из руки Соломоновой и даю тебе десять колен (3 Цар. 11, 30–31).
75. Ровоам, сын Соломонов, остался царем только в ко лене Иудовом (и Вениаминовом), и познал весь народ, что это суд Божий (3 Цар. 12, 22–24).
76. Иеровоам вел дом свой ко греху и погибели, ибо сде лал двух золотых тельцов и поставил их в Вефиле и Дане и избрал священников из народа, а не из левитов (3 Цар.
12, 26–31).
77. И в Иудейском царстве, где царем был Ровоам, сын Соломонов, делали зло: устроили статуи, капища на холмах, появились блудники и делали все мерзости тех народов, которых Господь изгнал (3 Цар. 14, 21–24).
78. И послал Господь Сусакима, царя Египетского, и взял он сокровища дома Господня и царского и золотые щи ты (3 Цар. 14, 25–26).
79. И наказал еще Господь тем, что между Иудейским и Израильским царствами была все время война – за грех их (3 Цар. 14, 30), и по слову Господню за идолопоклонство был избит весь дом Иеровоамов (3 Цар. 15, 25–30).
80. Пророк Илия заключил небо, и был голод за то, что Ахав поставил Ваалу жертвенник и капище, и дубраву (3 Цар. 16, 30–33; 17, 1).
81. Илия явил чудо воскресения, когда, простершись над умершим отроком Сарептской вдовы, трижды воззвал: Господи, Боже мой! да возвратится душа отрока сего в него (3 Цар. 17, 21).
И предание говорит, что воскресший отрок был пророк Иона.
82. И приказал пророк Илия царю Ахаву собрать весь народ на гору Кармил и 450 лживых пророков Вааловых и 400 пророков Иезавелиных (3 Цар. 18, 18–19).
83. И сказал Илия народу: Я один остался пророк Господень (3 Цар. 18, 22).
84. Пусть Вааловы пророки приготовят жертвы и я, при зывающий имя Бога Вседержителя. И тот Бог, Который даст ответ огнем, есть Бог истинный (3 Цар. 18, 23–24).
85. И служители Ваала приготовили тельца и призывали от утра до полудня: Ваале, услышь нас! И кололи себя ножами, и кровь лилась, и не было ответа (3 Цар. 18, 25–26, 28).
86. А Илия смеялся над ними и говорил: Кричите громче, ибо Ваал ваш задумался, или занят чем-либо, или в дороге, а, мо жет быть, и спит, так он проснется (3 Цар. 18, 27).
87. И подозвал Илия народ к себе, и поставил жертвен ник Господень, и взял двенадцать камней, и выкопал ров, и положил дрова, и на них тельца, и вылили двенадцать ведер воды, и ров напол нился водою (3 Цар. 18, 30–35).
88. И воззвал Илия на небо: Господи, Боже Авраамов, Исааков и Израилев! Услышь меня в огне! Да познают, что Ты един Бог (3 Цар. 18, 36).
89. И ниспал огонь Господень и пожрал всесожжение, и дрова, и камни, и прах, и поглотил воду, которая во рве. Увидев это, весь народ пал на лице свое и сказал: Господь есть Бог, Господь есть Бог! (3 Цар. 18, 38–39).
90. И сказал народу Илия: схватите лживых пророков Вааловых, чтобы ни один из них не укрылся. И схватили их, и отвел их Илия к потоку Киссону и заколол их там (3 Цар. 18, 40).
91. А Илия взошел на верх Кармила, и наклонился к зем ле, и положил лице свое между коленами своими, и молился о дожде и о народе (3 Цар. 18, 42).
92. И была на Илии рука Господня, и по молитве его небо стало мрачно от туч и от ветра, и пошел большой дождь, и все заплакали, и наполнились реки, и зазеленели поля, и на питалась земля и дала плоды свои (3 Цар. 18, 45–46).
93. Пророки открывают величие славы Божией и добра, и правды Божией. Бог ревнитель Своей славы, ибо Он со творил вселенную, человека, дал ему дух бессмертный, душу, различающую добро и зло, имеющую свободу и самовластие, познающую истину и ложь. Бог дал человеку для жизни ду ховные и материальные блага, и свет солнца, и тепло, и воз дух, и воду, и плоды земли, и богатства лесов, морей и рек, и человек должен быть благодарным своему Творцу и жить в святости, благочестии, мире, трудолюбии, доброделании. И тогда открывается жизнь с Богом, и благословляется че ловек и в земной жизни, и в вечной.
94. Пророки нам говорят, что когда люди живут в стра стях, когда начинают воздавать Божественную часть солнцу, луне, людям, животным, когда умерщвляют, обижают сла бых и невинных, совершают убийства, прелюбодеяния, то уподобляются скотам грубым, несмысленным и лишаются от Бога дара жизни и благ на земле, ибо эти народы учат не честию других, и Бог, сохраняя добро и благочестие на зем ле, истребляет города, целые племена и народы. Примером тому Содом и Гоморра, Ноев потоп, болезни бедствия, мя тежи, войны, когда люди уничтожают друг друга.
95. Достоверную действительность пророческих библей ских сказаний подтверждают часто ученые. Так в «Вечерней Москве» № 60, 1960 года В. Кустов сообщает, что в 1959 году, 3 марта, водолазные экспедиции на дне Мертвого моря нашли библейские города Содом и Гоморру, исчезнувшие примерно в 1900 году до нашей эры. Нашли вымощенные дороги шири ной более трех с половиной метров и остатки древних строе ний.
96. Также о Ноевом ковчеге и всемирном потопе во мно гих народах хранится предание, об этом свидетельствуют и Иосиф Флавий, историк I века, и Моисей Хоренский, армян ский историк IV века, и турецкой экспедицией 1840 года со общается о том, что Ноев ковчег стоит во льдах, и при восхождении на Арарат он виден.
Перед Первой мировой войной русский летчик Росковицкий доносил, что на высоте вечных снегов на Арарате виден остов корабля. Была снаряжена экспедиция русской Акаде мией Наук к ковчегу, путь которой прокладывали 500 солдат. Корабль был измерен и сфотографирован.
А в 1956 году Фернандо Новар с 11-летним сыном восхо дил на Арарат, ковчег видели и принесли кусок дерева с не го, исследовали в лабораториях Каира и Мадрида и опреде лили его давность около 5000 лет. Еще ученые указывают, что на глубине 15 метров при раскопках Ура на Ефрате, Иерихона и Месопотамии находится слой мути потопа – оса док от 2 до 4 метров, отделяющий допотопный период от послепотопного. Он подобен снежному покрову на горах и полях, ибо он сплошной и разнится толщиной.
97. Заповедь о почитании истинного Бога, как Творца и Промыслителя, понимается правильно в Ветхозаветной Церк ви и в Новозаветной Церкви Христианской, но старейшины народа Израилева не приняли Христа Мессию, хотя пророк Моисей и все пророки возвещали о Нем.
98. Чтобы войти в Божественное сыноположение нужна вера во Иисуса Христа как истинного Бога и истинного Чело века, нужно новое рождение водою и Духом, пребывание в Церкви Христовой, прославление Отца и Сына и Святаго Духа. А все верования, установленные духовными вождями человечества, не прославляющие Христа Бога, носят языче ский характер, где собраны заблуждения и служения стра стям и духу тьмы, и диаволу.
99. Отрицать совершенно бытие Божие дух человеческий не может, ибо чувствует внутри себя бессмертную душу, ви дит каждый в себе два человека – внешнего, смертного, свя занного с материальным миром, живущего по закону природы животных, и внутреннего, духовного, бессмертного, который имеет влечение к Богу, к добру, к истине, красоте, прав де, различает ложь, стыдится грубости внешнего человека, имеет совесть, ум, слово, волю духа и чувствования духов ные. Рассматривая вселенную, дух человека или исполняется любовью к Богу, или, ожесточаясь, становится сначала язычником, потом сознательным сыном диавола, как мы видим в Антонии Лавее, главе церкви сатаны в Америке. Его сатанисты, вступая в члены церкви сатаны, вместе с взносом 100 долларов дают клятву быть верным душою и телом диа волу и обязанность ненавидеть Иисуса Христа, ибо Он тре бует соблюдать заповеди Моисея о любви к Богу и ближнему и святости. Диавол же разрешает все мерзости содомские и нечестие древних сынов Востока.
100. Полнота богообщения только в Православной Церк ви. И мы видим, что Бог дарами Духа Святаго: чудотворения, прозорливости, исцеления, любви и смирения – обогащает только православных христианских подвижников веры и благочестия, и благодатный огонь у гроба Господня даруется только православным.