Вы здесь

Верум. Единственно возможная панацея от всех бед. Несправедливый мир (Владимир Филоверум, 2017)

Несправедливый мир

В несправедливом мире нет закономерного соответствия между делами человека и результатами этих дел. В несправедливом мире происходящее зависит от человека очень слабо. В несправедливом мире человек зависим от внешних обстоятельств, и он вынужден мириться с существованием непреодолимых сил, которые направлены против человека.

Можно выделить три основных варианта несправедливых миров:

1. Мир значительных случайностей.

2. Мир несправедливых объективных законов.

3. Мир несправедливой чужой сильной воли.

В мире случайностей человек является пешкой, которая играет в лотерею. В мире случайностей человек является рабом случайности, и с этим человек ничего и никогда не сможет поделать.

В мире несправедливых законов человек является заложником этих законов, которые человек никогда не сможет преодолеть, даже если он их познает. Результат деятельности человека никогда не будет соответствовать тому, что человек намеревался получить. Мироздание огромно, и нельзя знать всю конкретику, зная общие законы. Может, например, прилететь астероид, может произойти землетрясение, может произойти любой катаклизм, сила которого будет превышать человеческие возможности. Предсказать все невозможно, если нет закона справедливости. Очевидно, что и тут проявляется случайность, которая будет приносить непредсказуемые и неотвратимые беды.

Чужая сильная воля (хоть и божественная) известна только своему хозяину. Правильно говорят: «Чужая душа – потемки». Проникнуть в чужое сознание, чтобы узнать его желания, нельзя. Поэтому проявление чужой воли для человека тоже будет непредсказуемым, если чужая сильная воля сама себя не ограничит каким-то законом, который можно постичь и соблюдать. Если сильная воля ограничит себя несправедливым законом, то получится несправедливый мир, о котором уже было сказано. Если же сильная воля ограничит себя законом справедливости, то получится справедливый мир.


Все несправедливые миры обладают одним общим свойством: для живых существ события их жизни будут формироваться со значительной долей непредсказуемости, что никогда не позволит живым существам избавиться от случайных бед и страданий. В несправедливых мирах надежное счастье невозможно не только из-за отрицательных этических эмоций, но и из-за неустранимой непредсказуемости событий жизни.

В несправедливых мирах человек является рабом либо случая, либо обстоятельств, либо чужой сильной воли. К сожалению, философы этого не понимают. Религиозные философы объявляют светских философов рабами материальных обстоятельств, а светские философы объявляют религиозных философов рабами божьими, но и то, и другое – это рабство. Антиверумические учения – это, по сути, учения рабов, которые не хотят взять всю власть над своей жизнью в свои руки, соответственно, взяв на себя и всю ответственность за все происходящее с ними. Антиверумические знания позволяют людям по своему желанию придумывать и назначать внешних врагов и сваливать на них всю вину за свои страдания. Кто-то винит в своих бедах случайность, кто-то винит объективные обстоятельства, а кто-то винит бога, дьявола или иноверца. Конечно, это очень удобно для самолюбия, этим можно оправдать любой свой порок.

Благодаря случайности в несправедливом мире разумная деятельность невозможна. Разговоры о разумной деятельности в несправедливом мире – это самообман, потому что в несправедливом мире все происходит в значительной мере случайно и сознательному управлению принципиально не поддается.

Несправедливый мир является злом, потому что в нем невозможно использовать разум для избегания страданий и получения удовольствий. В несправедливом мире живые существа всегда будут страдать и умирать, это и есть зло.


Рассматривая эволюцию несправедливых миров, несложно сделать следующий вывод: все несправедливые миры будут в конце концов покинуты разумными живыми существами при достаточном уровне развития их разума, когда будет полностью осознана вся безысходность положения относительно невозможности счастливого существования. Из-за невозможности счастливого существования в несправедливых мирах существует предел разумности живых существ.

Предел разумности в несправедливых мирах формируется за счет того, что эволюция разума живых существ останавливается на определенном уровне. Достигшие высокого развития своего разума живые существа прекратят производить потомство и сознательно вымрут, полностью осознав свою беспомощность в избавлении от страданий и самих себя, и своего потомства в несправедливом мире. Именно из-за предвидения такого результата эволюции несправедливых миров в философии возник антинатализм.

Не достигшие предела разумности живые существа, а потому продолжающие свою активную деятельность, с увеличением уровня и мощности общих знаний уничтожат и себя и весь несправедливый мир, доведя свое общество до грани самоуничтожения и перейдя эту грань, например, реализовав глобальную атомную войну или экологический фатальный кризис.

Существование несправедливого мира всегда заканчивается гибелью этого мира из-за исчезновения жизни. Возможно не только покидание несправедливого мира высокоразвитыми живыми существами, возможно даже сознательное уничтожение всего несправедливого мира вместе с суицидом высокоразвитых живых существ, которые захотят прекратить бессмысленные страдания всех живых существ.

Вечно может существовать только справедливый мир, и, скорее всего, он уже существует, и мы живем именно в таком мире, потому что предыдущей вечности вполне достаточно, чтобы все несправедливые миры в прошлом были уничтожены в результате естественного отбора. Там, где есть жизнь, есть и справедливость, где справедливости нет, там не может быть и жизни.