Вы здесь

Веретейская волость. Веретейские церкви (Тимур Бикбулатов)

Веретейские церкви

«…из дома моего отца «Борок», где я родился и вырос, виднеются в нескольких верстах шесть каменных церквей: в Никульском и Кузьме-Демьяне к югу, две в Веретее к северу, одна к западу в Копани и одна к востоку в Коприне. Среди сплошь деревянных сельских домов они представляют величественное зрелище, бросающееся издалека в глаза, а постройка их явно недавняя, никак не более полутораста лет. Воздвигнуты они, как и все деревенские церкви конца XVIII и начала XIX века, благочестивыми помещицами на доходы их мужей и, конечно, объявление их постройки, и вся ее процедура и первое открытие, вызывали в окрестном населении небывалую сенсацию. Да и с тех пор все крестьяне от мала до велика десятки раз в год приходят в них на богослужения.

Но пойдите и спросите у кого хотите, не только у молодежи, во и у стариков, дома которых находятся всего в нескольких десятках шагов от храма: сколько лет назад выстроен этот храм, при каких обстоятельствах и кем? Никто вам ничего не ответит: все прошлое уже забыто, и остался в умах только современный вид этих церквей, да ежегодно повторяемые имена святых, в память которых они воздвигнуты».

Николай Александрович Морозов. «Христос»

Трудно сказать, когда в селе появились первые храмовые сооружения. Граф С. А. Мусин-Пушкин в «Очерках Мологского уезда» (1895 год) упоминает, что в Веретее был монастырь, но даже он не имеет сведений, когда тот был упразднен. Скорее всего, это был деревянный раскольничий монастырь (эту гипотезу подтверждает и то, что кладбище в селе разделено надвое искусственным рвом – староверы и раскольники хоронили своих отдельно от реформистов). Самые ранние источники, в которых упоминаются веретейские церкви, относятся к началу восемнадцатого века. Мы знаем, что в 1724 году в Веретее служили священник Василий Яковлев и дьячок Кузьма Федотов. Первые церкви были также деревянными и из-за ветхости неоднократно перестраивались. Последнее деревянное здание церкви Покрова Пресвятой Богородицы было построено в 1738 году, а Святого Пророка Ильи – в 1751.


Каменная церковь Покрова Пресвятой Богородицы (летняя) строилась 10 лет на средства прихожан. Ее торжественное освящение состоялось на Покров, 14 октября 1792 года. Имеет три престола: средний, во имя Покрова Пресвятой Богородицы; правый, во имя Предтечи и Святителя Иоанна; левый, во имя Святителя и Чудотворца Николая. В 1846 году по указу Священного Синода включена в третий класс. Расписана была художниками Ярославской школы иконописи. Вот что пишет о ней Преосвященнейший Ионафан, архиепископ Ярославский и Ростовский, в своем «Обозрении епархии…» (1881): «Покровский храм, увенчанный пятью массивными главами; сооружен в прошлом столетии; имеет в длину восемнадцать, в ширину восемь и высоту тринадцать сажен, при нем тогда же была пристроена значительной вышины колокольня, в настоящее время снабженная благозвучным звоном, имеющим во главе своей колокол в триста пятьдесят пудов».

Архиепископ Ионафан прибыл не просто с инспекционной поездкой, но и освятил обновленное и перестроенное здание церкви Покрова. Он приехал в Веретею 17 июля 1881 года:

«При встрече Преосвященного столь поместительный храм был до тесноты переполнен народом, поэтому Архипастырь только вошел в храм, нимало не медля начал всенощное бдение и, ради имеющего быть на другой день освящения трех алтарей холодного возобновленного храма, совершил оное торжественно, выходя на литию и величание в соучастии трех протоиереев и трех священников.

На другой день, по личному распоряжению Преосвященного, местный благочинный с трех часов утра начал всенощное бдение в возобновленном

С пяти часов утра начата ранняя литургия протоиереем Рыбинского собора при соучастии двух священников, пред которою было совершено освящение бокового правого придела в честь Рождения Иоанна Предтечи. При этом обхождение вокруг храма было оставлено для соблюдения высшей степени торжества освящения к архиерейскому Богослужению, как самая видная и величественная принадлежность таковых священнодействий.

С семи часов начата местным благочинным вторая ранняя литургия в сослужении двух священников и совершено освящение другого придела во имя святителя и чудотворца Николая. Между тем массы народа приходили все больше и больше, и село Веретея начало походить на многолюдное торговое местечко, переполненное торгующими в базарные дни.

С девяти часов начался благовест к поздней литургии, пред которую имело совершиться освящение главного алтаря по чину Архиерейского освящения храмов».

Восстановленный, расширенный и обновленный храм поразил Архипастыря:

«Древний иконостас храма семиярусный, считая с рядом малых икон, и поднятый до свода храма, весь озолочен червонным золотом, предстает величественным и придает всему храму изящный и благолепный вид. Все иконы в нем древнего греческого письма, очищены от копоти, покрыты лаком и представляются совершенно новыми. Живопись и уборка, покрывающая своды храма, вновь оживлены, местами исправлены и представляют зрению предстоящие картины и связанные события, одно другого красивее и назидательнее. В уровень с благолепным убранством стен иконостаса приобретены новые подсвечники и три паникадила; священная церковная утварь, очень ценная и красивая, заведена в прежние годы. За работы позолотные и живописные уплачено Санкт-Петербургскому мещанину духовному мастеру Тихонову, по условию с ним, десять тысяч рублей. На переделку и окраску полов, перекраску крыши, наружную отбелку церкви и другие строительные работы истрачено четыре тысячи рублей. Так что обновление храма обошлось в четырнадцать тысяч рублей (Основные средства на перестройку храма дал купец из переслегинских крестьян С. Г. Ивонин, за что был награждён Государевой наградой по духовному ведомству – золотой медалью для ношения на Станиславовской ленте. Награждён он: «за пожертвование из собственности 12000 рублей на благоустройство и украшение церкви села Веретеи, Мологского уезда, из коих 7000 рублей пожертвованы Ивониным, после получения двух грамот с благословением Святейшаго Синода» – авт. по данным Г. И. Корсакова).

Далее продолжается описание богослужения:

«С половины десятого часа 18 июня начато Преосвященным в с. Веретея торжество освящения обновленного храма в сослужении двух протоиереев и двух священников; оно совершенно обычным порядком по чину Архиерейского служения. По окончании оного, во время чтения часов было совершено посвящение в стихарь четырех псаломщиков. На малом входе Архипастырь благословил возложением набедренника священника села Никольского Ушаковых Иоанна Брянцева. При окончании литургии святитель предложил вниманию молящихся свое Архипастырское слово из текста: «Возвеселихся о рекших мне в дом Господен пойдем (Псал. 121,1)» и развил ту мысль, что для людей благочестивых не только пребывание в храме Божием составляет величайшее благо, но и одно собеседование о Нем приносит им радость и счастие.

При окончании литургии открылось новое величественное зрелище. Вся площадь перед церквами была занята народом и представляла из себя разноцветный ковер головных уборов и женских украшений. Шествие Архипастыря из храма продолжалось более часа, окружавшие Владыку поселяне не думали об его утомлении и волна за волной приливали к нему, прося святительского благословения. Народу при освящении храма собралось не менее семи тысяч человек. Утружденному продолжительным богослужением Преосвященному не пришлось успокоиться, и после службы. Младший священник и дьякон-псаломщик просили, как милости, Архипастырского посещения, а Владыка не пожелал огорчить их своим отказом. Несколько минут он провел у священника беседе с его гостями. Дом, занимаемый священником, обратил на себя внимание Преосвященного хорошим своим устройством, – гости священника не замедлили объяснить, что дом этот церковный, что заботами церковных старост и тщанием прихожан приобретено три дома для жительства настоятеля прихода, его помощника и третий для псаломщика-дьякона и все они переданы в церковную собственность. В доме настоятеля приготовлен был обеденный стол. Преосвященный попросил его не задерживать, наскоро разделил трапезу с некоторыми из гостей священника и, благословляя священнослужителей, завещал им вести себя достойно своего высокого призвания быть примером жизни для своей многочисленной и чисто православной паствы и поспешно отправился в путь».

16 февраля 1804 года крестьяне Веретейской волости решают деревянное здание церкви Ильи Пророка (зимней) перестроить на каменное и подают прошение об этом Архиепископу Ярославскому и Ростовскому Павлу:

«Святейшего Правительствующего Синода Члену Преосвященнейшему Павлу Архиепископу Ярославскому и Ростовскому и Разных Орденов Кавалеру Мологского уезда села Веретеи Церкви Покрова Пресвятой Богородицы священно и церковно служителей и всех приходских людей


Всепокорнейшее прошение.


В нашем селе Веретее находятся две церкви:

1-я Покрова Пресвятыя Богородицы с двумя приделами: 1-м с южной стороны – святого Иоанна Предтечи, 2-м с северной стороны – святого Николая Чудотворца. Каменная, железом покрытая и утварью довольная, а вторая деревянная, во имя святого Пророка Илии, пришедшая в ветхость: ныне мы, нижеподписавшиеся, желаем вместо деревянной на том же месте построить каменную, теплую, во имя святаго пророка Илии, с приделом во трапезе святых чудотворцев Космы и Дамиана церковь.

Почему Ваше преосвященство и просим всепокорнейшее означенную деревянную церковь упразднить, на том месте позволить построить каменную церковь во имя святаго пророка Илии с приделом в трапезе святых безсеребренников Космы и Дамиана. Благословенного Архипастырскою грамотой снабдить и о сем прошении милостивейшее учинить решение.

Февраля дня 16-го 1804 года.

К сему прошению села Веретея священник Матвей (неразборчиво) руку приложил, священник Михайло Иоаннов руку приложил, священник Иоанн Иоаннов руку приложил, диакон Петр Иванов руку приложил, диакон Зосима Федоров руку приложил, дьячок Петр Матвеев руку приложил, пономарь Павел Матвеев руку приложил.

К сему прошению вместо волостного головы за неумение его грамоте по его велению волостной писарь Козма Егоров руку приложил. К сему прошению вместо старосты Ивана Тиханова по его велению и вместо мирских людей по их прошению земской писарь Тихон Яшин руку приложил».

Пять лет строилось новое здание, и в Ильин день, 2 августа 1809 года состоялось ее освящение. Очень быстро она оказалась тесной – приход был более пяти тысяч человек. 10 июня 1866 года веретейские крестьяне подают новое прошение. Перестройку церкви курирует лично брат великого писателя Ф. М. Достоевского, бывший в то время ярославским губернским архитектором. Из дневников Андрея Михайловича Достоевского:

«1870 год

12—17го Iюня я опять былъ внѣ дома; ѣздилъ по Волжскимъ городамъ для осмотра казенныхъ зданiй а именно: въ Романовъ, Рыбинскъ, Мологу, Мышкинъ и Угличъ; а изъ Мологи проѣхалъ въ Село Веретею (Мологскаго Уѣзда) для указанiя работъ по постройкѣ церкви…

По отъѣздѣ отъ насъ батюшки, я снова ѣздилъ 5—9 Августа въ Г. Мологу, и оттуда въ С <ело> Веретею на постройку церкви…

2го-4го Октября я ѣздилъ снова въ Мологскiй Уѣздъ въ Село Веретею на постройку Церкви, и этою поѣздкою закончились мои разъѣзды въ этомъ году».

Храм перестраивается, и 1 сентября 1873 года – новое освящение этой церкви. Имеет четыре престола: средний, во имя Ильи Пророка; правый, во имя Богоявления Господня; левый, во имя Царьградской Божьей Матери; в трапезе, во имя святых бессеребренников Косьмы и Дамиана.

Из детских воспоминаний старейшего жителя села Алексея Александровича Карпова: «Мне Любовь Алексеевна Норикова рассказывала: «А знаешь, Леша, зимнюю церковь расписывал мой отец, Алексей Березин. Он и расписаться-то не умел, неграмотный был, но талант имел огромный. Там все лица Богородицы похожи на мою мать»

Архиепископ Ионафан описывает и ее: «Теплая выстроена в 1809 году и с первого же года оказалась тесною, принимая в расчет многолюдность прихода, имеющего в своем составе две тысячи триста душ мужского пола. В устранении сего недостатка, в шестидесятых годах приходские жители пристроили к ней два боковых придела. Иконостасы всех алтарей одноярусные, греческого письма, и стены, и своды покрыты приличной живописью. В этой церкви нет особенного благолепия, но вся ее обстановка прилична и благообразна, пространна и поместительна внутри, ибо имеет в длину 63 аршина и ширину 31 аршин, только мало освещена по недостатку окон, что отнимает у нее немало достоинств…». Также в деревне Дуброва была небольшая деревянная часовня. По данным 1861 года приход составлял 24 селения: 613 домов, душ мужских 2119, женских 2367. К приходу Веретейских церквей, в силу своего географического положения, относилась и деревня Ермаково Брейтовской волости, сейчас уже, к сожалению, несуществующая.

На 1863 год – 384 дома, 2168 мужчин и 2392 женщины.

Остальные жители Веретейской волости относились к Шуморовскому приходу. Семиглавая церковь в честь Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме была построена в 1796 году тщанием прихожан.

Г. И. Корсаков на основе исторических документов так пишет о ней: «Каменная церковь и колокольня с таким главным престолом построены на средства прихожан села Шуморово в 1796 году. По правую руку трапезной размещался тёплый придел в честь Успения Божией Матери, а по левую – святителя и чудотворца Николая. Над каждым приделом стояла отдельная глава с крестом, поэтому, над покрашенной медянкой железной крышей, возвышались не традиционные пять, а семь глав. Их шеи были обиты жестью, которая, как и крыша, окрашивалась медянкой. Все главы опаяны белым железом. 36 окон храма ограждались коваными железными решётками. На, пристроенной непосредственно к церкви, колокольне, с общей с церковью восточной стеной, звучало восемь колоколов весом: 1) 183 пуда, 2) 35 пудов, 3) 20 пудов, 4) 12 пудов, 5) 5 пудов, 6) 3 пуда 7) 3 пуда и 8) 20фунтов.

Пятиярусный иконостас церкви Воскресения Христова столярной работы был вызолочен червонным золотом на полимент. Царские врата украшены позолоченной резьбой, а в шести клеймах написаны иконы: Благовещение Пресвятой Богородицы и четырёх евангелистов. Верх царских врат украшал резной потир с сиянием. В иконостасе много было икон древнего греческого письма.

Из небесной дали купола, где был изображён Господь Саваоф, спускалась позолоченная железная цепь, державшая вызолоченное через огонь паникадило.

За правым клиросом в позолоченном киоте находился, украшенный серебряной ризой с позолоченными венцами, образ Успения Пресвятой Богородицы. За кованой решёткой левого клироса хранилась плащаница с живописным изображением Христа Спасителя. Её края обшиты золотой бахромой с кистями и, вычеканенными золотом, бархатными подвесками. Своды трапезной, потолки, и стены алтаря были украшены стенописью. Над святым престолом находилось изображение Святого Духа в виде голубин. Напротив жертвенника – живописная икона «Моление о чаше» Иисуса Христа в Гефсиманском саду, Во всех простенках трапезной стояли в серебряных и аппликовых ризах живописные иконы.

Конец ознакомительного фрагмента.