Глава 3
Опьяненный безграничной юностью
О, благословенная, пой свадебные песни!
Я пришел домой с богом Рам, моим любимым.
Тело, ум, пять элементов —
Все люблю и отдаю Ему.
Рам пришел, чтобы жить со мной,
И я опьянен безграничной юностью.
Всю сущность Вед
Сам Брахма распевает!
Соединенный с Рам, я хожу по кругу.
Как мне повезло!
Боги прибывают миллионами,
А мудрецы тысячами.
Кабир говорит: я повенчался.
И человек бессмертен!
Жизнь – это подготовка. И эта подготовка происходит каждое мгновение. Осознаете вы это или нет, но вы движетесь в сторону большого празднества. Наступит момент, и вы упадете, но потом вы подниметесь вновь; придет время, и вы собьетесь с пути, но вы снова его найдете. Есть некая могущественная судьба, некая невероятная сила, постоянно влекущая вас к этому великому празднеству. Что-то должно произойти с вами. На самом деле, это что-то уже произошло.
Глубоко внутри вы чувствуете незавершенность, и это происходит потому, что вы являетесь семенем. Семя пробирается на ощупь в темноте, пытаясь вырасти из земли. Оно пробивается сквозь камни, сквозь слои почвы и преодолевает все препятствия на пути к солнцу. Но оно не отдает себе отчета в том, что делает. Если вы спросите его: «Что ты делаешь? Куда ты двигаешься?» – оно не сможет ответить. Внутри него работает некий направляющий инстинкт. Семя должно достичь солнца, оно должно коснуться неба. Другой цели нет. До тех пор, пока оно не увидит солнце, его цветы не смогут распуститься, в его жизни не будет никакого праздника.
Дерево растет вверх, направляя ветви к небу, и когда оно достигает достаточной высоты, распускаются цветы. Через какое-то время цветы опадают на землю и снова становятся семенами. Затем начинается то же самое путешествие. Это повторение заложено в жизни дерева. Тот же самый цикл присутствует и во всей природе.
С другой стороны, человек в своем развитии достиг такой точки, в которой, если он станет осознанным, повторения больше не будет. Но если он останется спящим и несознательным, этот цикл будет повторяться снова и снова.
Есть несколько вещей, которые необходимо понять. Во-первых, эта безграничная вселенная, которую вы видите вокруг, – эти солнце, луна, звезды и планеты, – существует не просто так. Весь этот эволюционирующий организм является великой системой, обладающей великим предназначением. Точно так же, как цветы скрываются в крошечном семечке, а затем распускаются из него, в безграничной вселенной скрывается потенциал божественного цветения. Все движется по направлению к божественному цветению, по направлению к божественному проявлению. Каждый движется к этому, и грешник, и святой. Кто-то немного опоздает, а кто-то прибудет вовремя, но, в конечном итоге, это не составит большой разницы.
Существуют два вида эволюции. Один вид – бессознательная эволюция, и мы о ней вообще ничего не знаем. Мы не понимаем ни того, что происходит, ни того, зачем это происходит. Вы действительно отдаете себе отчет в том, что вы делаете, зачем вы это делаете, и что вами движет? Вы даже не в силах перестать это делать! Вы не знаете, зачем вы делаете определенные вещи, – вас заставляет некая сила, некое предопределение.
Природа – это бессознательная эволюция, а божественное – это осознанная эволюция. Человек – связующее звено между ними. Человек является тем, что связывает божественное с природой.
Человек – это создание, наделенное великим достоинством. Не разбрасывайтесь им. Вы – это то место, где природа становится божественной и трансформируется в бога, где материя трансформируется в осознанность, где форма становится бесформенной, где очертания теряют свои границы. Вы связующее звено – ваше достоинство безгранично.
В настоящий момент это достоинство скрыто во чреве будущего. Вы – семя, вы еще не познали своих цветов. Природа – это просто бессознательное. Это бег вслепую, движение на ощупь. С появлением человека начинается новое звено, но вы не становитесь этим звеном автоматически, только потому что родились человеком. Чтобы стать этим звеном, чтобы достичь этого статуса, вы должны постоянно прилагать усилия. Этого можно добиться посредством йоги, посредством тантры, посредством религии.
В чем смысл йоги, тантры, религиозности? Все эти вещи означают только одно. Они означают, что с определенного момента вы прекращаете путешествовать с повязкой на глазах, что теперь вы двигаетесь вперед с широко открытыми глазами, что теперь вы сознательны во всех своих действиях, отдаете себе отчет, куда вы идете и почему вы туда идете. Вы дышите осознанно и даже осознанно переставляете ноги во время прогулки. Теперь вы выпрыгиваете за пределы слепой гонки природы. Эта гонка способна лишь привести вас обратно – к той же самой точке, откуда вы начали свое путешествие.
Сначала семя становится деревом, а потом дерево становится семенем. Вы рождаетесь, затем умираете. Это круг. Мир – это колесо, оно продолжает и продолжает вращаться. И, кажется, что вы так никуда не попадаете.
Человек должен проснуться, он должен совершать свое путешествие с полной осознанностью. Природа подвела вас к тому моменту, когда вы стали человеком, и теперь вы должны двигаться самостоятельно. Это огромная ответственность, и она беспокоит вас. Вот почему человек постоянно так беспокоится, – в природе же ничто не испытывает беспокойства. Животные, птицы, деревья, камни и реки – они не тревожатся. У них нет причины для этого; они не осознают, что происходит. Человек беспокоится, потому что ясно видит, что, что бы ни происходило, этого не достаточно. Вы чувствуете, что, кем бы вы ни были, этого не достаточно, что чего-то не хватает. Это тревожит вас, не дает покоя, подобно вонзившейся колючке, и, пока вы не станете сознательными, не станете осознанными, будет беспокоить вас всю жизнь.
Ваше путешествие в ногу с природой окончено, природа завела вас так высоко, как только смогла, – и это было очень долгое путешествие. Это был значительный этап, на него потребовалось очень много времени. Ученые говорят: если допустить, что возраст Земли составляет двадцать четыре часа, тогда человек находится здесь всего две секунды. Человек существует не так давно. Природа очень-очень древняя, но из всего двадцатичетырехчасового путешествия с момента появления сознания, которое появилось в человеке, прошло всего две секунды. Это восхождение к стадии человеческого существа является наивысшим расцветом природы.
Путешествие сквозь тьму природы закончилось. Человек подошел к границе, он достиг того места, где дороги пересекаются. Если вы двинетесь назад к природе, то просто снова повторите весь этот цикл рождений и смертей – то, что обычно и делают человеческие существа. Такие люди принадлежат миру, это земные люди.
На языке хинди слово «мир» звучит как сансара, что значит колесо. И человек, который живет подобно колесу, который постоянно совершает один и тот же круг, привязан к миру. Изо дня в день он совершает один и тот же порядок действий. Утром он встает и делает то же самое, что и вчера; он проводит вечер так же, как и предыдущий. Живя по часам, которые тоже движутся по кругу, он повторяет ту же рутину вечером и ту же рутину ночью. Он потерялся в этой бесконечно повторяющейся череде событий. И в какой-то день его больше нет. Тогда, в качестве семени, он попадает в новое чрево, и путешествие вслепую начинается с самого начала.
Индусы – это люди с наиболее древним сознанием, люди, которые пробудились на земле раньше всех остальных. Они первыми заложили основы религии, и у них есть только одно огромное желание, только одно стремление в сердце – стать свободными, освободиться от этого круга рождений и смертей, выпрыгнуть с поверхности этого колеса, достичь сознательности и двигаться за пределы круга сансары. Индусы говорят: «Мы путешествовали вслепую так много раз. Мы снова и снова становились семенами и деревьями, деревьями и семенами. Все это кажется таким бессмысленным, таким бесполезным».
В этот момент появляется напряжение, в этот момент рождается беспокойство. Нерелигиозный или антирелигиозный человек никогда не встретится с такими трудностями, с какими сталкивается религиозный. О чем беспокоиться нерелигиозному человеку? Вы найдете его веселящимся в клубе, в баре или на рыночной площади. Такой человек вообще не беспокоится. Если он и чувствует некий дискомфорт, то быстро от него избавляется. Например, если ему не хватает денег, он может их заработать; его банковский счет можно пополнить. Если ему хочется славы, ее можно добиться. Если у него маленький дом, он может построить больший. Все это не такие уж и проблемы, их с легкостью можно решить. И поэтому такой человек не слишком беспокоится. Вы увидите его смеющимся и веселящимся, но не обманывайтесь этим видимым спектаклем.
Религиозного человека охватывает глубокое беспокойство – он начинает задумываться: «Как долго может вращаться эта карусель?» И это – начало беспокойства: он начинает страстно желать высвободиться из цикла рождений и смертей. Он думает: «Я достаточно ходил по кругу. Уже поздно. Когда же я проснусь? Когда же я стану осознанным?»
Поэтому первым этапом роста религиозного человека будет некое ощущение беспокойства, последним – ощущение безмятежности и мира. Но эта последняя стадия находится очень-очень далеко; чтобы ее достичь, нужно совершить долгое путешествие. В промежутке между этими двумя стадиями, между беспокойством и миром, религиозный человек должен приложить невероятные усилия.
Имейте в виду, что в процессе бессознательной эволюции природа завела вас так далеко, как только смогла. Ее функция завершена. Теперь ваша очередь, теперь вы сами должны что-то делать. Сначала отец берет сына за руку и выводит его на прогулку. Но как долго это может продолжаться? Приходит момент, и отец говорит ему: «Теперь ступай сам. Ты готов идти самостоятельно. Ты уже взрослый. Теперь ты должен сам отправиться в путешествие, ты должен взять ответственность за свою жизнь в свои собственные руки. Ты сам должен позаботиться о себе». Зрелость придет к человеку только тогда, когда он примет подобный вызов. Ваша способность заботиться о себе напрямую зависит от тех усилий, которые вы предпринимаете самостоятельно.
Теперь природа говорит вам то же, что и отец своему сыну. Она довела вас до той точки, где вы стали полноценным человеческим существом. Теперь вы способны думать, теперь вы способны различать, и, когда вас охватывает беспокойство, вы можете выбрать путь, который выведет вас за пределы этого беспокойства. Функция природы завершена. Теперь вы должны взять все в свои руки, теперь вы должны стать искателем.
Искатель – это человек, который сам встал у руля; искатель – это ребенок, сказавший своему отцу: «Этого более чем достаточно. Я тебе благодарен, я многим тебе обязан, но теперь я буду стоять на своих собственных ногах». В момент, когда вы говорите природе, что хотите двигаться самостоятельно, вы становитесь повзрослевшим молодым человеком, и к вам впервые приходит зрелость. Но с этого момента вы будете испытывать большое беспокойство, потому что теперь вы ответственны за самого себя, потому что теперь началась ваша садхана[5].
Следовать садхане значит постоянно идти по пути эволюции. Это путешествие, полное ясности, – это не гонка вслепую. Это устремление всех энергий человека в сторону единой цели. Вот почему я всегда говорю, что если глаза человека не смотрят в сторону Бога, вся его жизнь бессмысленна.
Направить взгляд в сторону Бога – это просто подготовка, просто вступление, реальная работа еще не началась. Представьте классического музыканта, который подтягивает струны своего ситара, настраивая инструмент на нужный тон. Концерт еще не начался, это просто подготовка. Возможно, она займет какое-то время; зрители начнут скучать и спрашивать, как долго будет продолжаться эта какофония, – но музыкант не начнет играть до тех пор, пока его ситар не будет настроен безупречно. Пока вы не подойдете к этой точке, вы все еще на подготовительном этапе.
Подведя вас к этой стадии, природа помогла вам стать человеческим существом. Теперь вы можете петь великую песню. Теперь на вас могут нисходить космические звуки, теперь сквозь вас может вибрировать мелодия вселенной. Но сама по себе настройка не производит музыки. Если вы считаете, что, как только инструменты настроены, концерт заканчивается, тогда для вас уже все кончено, и мне нечего вам сказать. А если так же считает и музыкант, его работа также остается незавершенной.
Я вижу в вас эту незавершенность. Вы заработали достаточно денег, вы построили дом, у вас есть жена и дети, – все ваши инструменты настроены, – что же еще нужно сделать, что же еще нужно выполнить? Теперь вы видите, что все впустую и все усилия были напрасны – вы ничего не достигли. Раньше у вас было какое-то дело. У вас были обязанности, которые нужно было выполнять; вы занимались тем и этим – а теперь? «Теперь» предстает перед вами как глубокая пропасть.
Конец ознакомительного фрагмента.