Вы здесь

Великий князь Константин Николаевич на Святой Земле. 1859 г.. Отчет о поездке великого князя Константина Николаевича в Святую Землю[17] (К. А. Вах)

Отчет о поездке великого князя Константина Николаевича в Святую Землю[17]

28 апреля, в 1 час пополудни, великий князь Константин Николаевич прибыл на Яффский рейд на фрегат «Громобой» под генерал-адмиральским флагом, в сопровождении фрегата «Палкан»[18]. Лишь только фрегат стал на якорь, прибыли к Его Высочеству д.с.с. Мансуров, генеральный консул в Сирии и Палестине Мухин[19], консул в Иерусалиме Доргобужинов и вице-консул в Яффе Марабутти. Через час после того, государь великий князь, государыня великая княгиня и в[еликий] к[нязь] Николай Константинович съехали в город, которого террассы и набережные были покрыты толпой народа.

На пристани Их Высочества были встречены наместником Патриарха Иерусалимского, митрополитом Петры Аравийской, Высокопреосвященным Мелетием, а также каймакамом города и комендантом гарнизона. Затем, в присутствии патриаршего наместника с крестом и св[ятой] водой, сопровождаемого православным яффским духовенством, Их Высочества шествовали в греческий собор, где совершено было краткое молебствие, после которого великий князь, великая княгиня и в[еликий] к[нязь] Николай Константинович отправились в приготовленные для них покои в греческом монастыре[20]. Там они принимали Высокопреосвященного Мелетия, с которым беседовали по-русски. В 7 часов Их Высочества обедали, а в 9 часов вечера принимали консулов, пребывающих в Яффе.

На другой день, 29-го апреля[21], в 7[22] часов утра Их Высочества отправились со свитой и в предшествии патриаршего наместника, каймакама и яффского коменданта, под начальством коего находился конвой из регулярных турецких войск и башибузуков в Иерусалиме. Их сопровождали сверх того контр-адмирал Истомин и капитан 1-го ранга барон Таубе и[23] 300 матросов с военных судов эскадры при 8 офицерах. Великий князь ехал на лошади, присланной иерусалимским пашой; великая княгиня была несена в тахтиреване (крытый портшез, несомый мулами) также присланном пашой; в[еликий] к[нязь] Николай Константинович путешествовал частью в тахтиреване, частью на лошади на особо устроенном седле[24], полученном от королевы греческой. В 10 1/2 часов утра Их Высочества прибыли в селение Рамла (древняя Аримафея) и были встречены игуменом греческого монастыря, в котором для них были отведены покои. Там они завтракали со свитой и в 3 часа пополудни выехали из Рамлы, прибыв в 9 1/2 часов вечера в Сарис. Их Высочества провели ночь в палатках и 30 апреля, в 6 часов утра, отправились далее. В получасе расстояния от Сариса, навстречу к Их Высочествам выехал шейх Мустафа Абу-Гош[25] и, сойдя с лошади, просил августейших путешественников удостоить его посещением. Их Высочества приняли это приглашение и пили у Абу-Гоша кофе. Затем они отправились далее и, после небольшого отдыха в[26] Теревинфовой долине были встречены в расстоянии одного часа от Св[ятого] Града Иерусалимским Патриархом и турецким губернатором Сурейя-пашою. Великий князь и Патриарх сошли с лошадей и Блаженнейший Кирилл произнес краткую речь, которую заключил словами «благословен Грядый во Имя Господне»[27].

За полчаса расстояния от Иерусалима навстречу к Их Высочествам выехал Армянский Патриарх и абиссинское духовенство. Близ Св[ятого] Града были поставлены три палатки. В одной из них, самой большой, куда великий князь и великая княгиня вошли при салюте из орудий, поставленных вблизи, они принимали пашу, иностранных консулов, англиканского епископа и главнейших мусульманских улемов[28].

После того Их Высочества направились к Св[ятому] Граду, куда въехали в полдень среди многочисленной толпы, в которой особенно обращали на себя внимание русские поклонники, усыпавшие дорогу цветами и приветствовавшие августейших путешественников восклицаниями «Христос Воскресе!»[29].

Перед городом вышло на дорогу навстречу Их Высочествам еврейское духовенство[30]. Их Высочества были встречены у самих врат Иерусалима епископом Мелитопольским Преосвященным Кириллом и членами Русской Духовной Миссии. Отсюда Их Высочества пошли к храму Гроба Господня, у входа в который их встретил Патриарх Иерусалимский, окруженный архиепископами, и произнес краткое слово, в коем упомянул, между прочим, о благодеяниях, оказанных Православной Восточной Церкви в Бозе почившим Императором Николаем[31]. Их Высочества поклонились здесь Камню Помазания, Голгофе и Св[ятому] Гробу. По совершении молебствия в соборе они были проведены Патриархом в приготовленные для них Его Блаженством покои в греческом монастыре. Вечером того же дня Их Высочества посетили одни храм Гроба Господня.

1-го мая, в полдень, Их Высочества принимали Блаженнейшего Патриарха Кирилла, который вручил великому князю письмо от султана. Их Высочества благодарили Патриарха за устройство приготовленных для них покоев. Его Высочество выразил также свое удовольствие по случаю согласия и добрых отношений между Его Блаженством и Русской Духовной Миссией, «представляющей Российскую Церковь». К этому великий князь прибавил, что Православная вера может достигнуть своей высокой цели и противодействовать замыслам и ухищрениям ее врагов только посредством единства и непрерывного союза между четырьмя Патриаршими Церквами и двумя Синодальными: Российскою и Греческою. На все это Патриарх отвечал, что, считая всех православных братьями, он не желает никакого исключения для русских. Через 1/4 часа по уходе Патриарха Их Высочества удостоили его своим посещением, причем великий князь от имени Государя Императора вручил Его Блаженству крест, украшенный драгоценными камнями[32].

В тот же день, в 2 часа пополудни, Их Высочества принимали епископа Мелитопольского и членов Русской Духовной Миссии. В 4 часа они прошли пешком по Скорбному пути, осматривали место римского претора, французскую церковь, построенную на месте бичевания Спасителя, церковь Св[ятой] Анны, подаренную султаном императору Наполеону, где французский консул указал Их Высочествам место, на котором находился дом Св[ятых] Богоотцев Иоакима и Анны. Оттуда Их Высочества прошли[33] в Гефсиманскую пещеру, где на гробе Пресвятой Богородицы совершено было Патриархом Иерусалимским молебствие. Посетив затем сад, где молился Спаситель, они поднялись на гору Элеонскую и поклонились месту Вознесения Христова[34].

2 мая в 10 часов утра в присутствии Их Высочеств Преосвященный епископ Мелитопольский Кирилл служил обедню на Голгофе. После того Их Высочества принимали архиереев Иерусалимской Патриархии, бывшего Кефалонского митрополита Агафангела, управлявшего долгое время Балаклавским монастырем, и, наконец, францисканских монахов. Вечером Их Высочества осматривали англиканскую церковь, армянский собор, в коем поклонялись мощам св. Иакова Заведеева; посетили Армянского Патриарха, армянскую церковь, устроенную на месте домов первосвященников Анны и Каиафы, гору Сион и на ней место Тайной Вечери и гробницу царя и пророка Давида; наконец, осмотрев сирийскую церковь, возвратились в греческий монастырь. 3 мая, в 9 часов утра, слушали обедню, совершенную у Гроба Господня Блаженнейшим Патриархом Кириллом при сослужении митрополита Петры Аравийской, архиепископов Лидды, Вифлеема и епископа Мелитопольского. Перед обедней Патриарх возложил на Их Высочества золотые кресты с частицами Честного Древа[35]. В 4 часа Их Высочества объехали верхом по долинам вокруг города.

4-го мая предполагалась поездка в Вифлеем, но, по причине усталости и нездоровья великой княгини, поездка эта была отложена. Вместо того великий князь поехал с в[еликим] к[нязем] Николаем Константиновичем в монастырь Св. Саввы, где был встречен Патриархом, епископом Мелитопольским и настоятелем обители. Великий князь возвратился в Иерусалим в 7 3/4 часов вечера.

5-го мая великий князь осматривал купленные нашим правительством во Св[ятом] Граде участки земли и затем посетил абиссинский и коптский монастыри. В 1 час пополудни великий князь завтракал у консула Доргобужинова, к которому были также приглашены Патриарх Иерусалимский с наместниками своими. После завтрака Его Высочество вручил от имени Государя Императора наместникам Патриарха, митрополиту Петры Аравийской и архиепископу Лидды, украшенные драгоценными камнями панагии[36]. В 3 часа пополудни великий князь принимал Сурейя-пашу, а в 5 часов с великой княгиней осматривал мечеть Омара, построенную над скалой, с которой, по верованию мусульман, Магомет вознесся на небо. После того Их Высочества осмотрели мечеть Аль-Акса, бывший храм Введения Богоматери[37].

6 мая Их Высочества провели день в Вифлееме, где в соборе совершена была Патриархом Иерусалимским и епископом Мелитопольским литургия; перед выездом из города совершено было молебствие в Вертепе Рождества Христова. Их Высочества были помещены в Вифлееме в греческом монастыре, где в 2 1/2 часа пополудни принимали Блаженнейшего Патриарха Кирилла. После чего великий князь ездил в Вифсахур, где по преданию ангелы возвестили пастырям Рождество Спасителя.

7 мая, в 10 часов утра, совершена была в присутствии Их Высочеств литургия в храме Воскресения Блаженнейшим Патриархом Кириллом при сослужении 6 архиереев и 12 священников, а потом панихида о в Бозе почившем Императоре Николае I. В 5 часов вечера великий князь ездил в Вифанию, а в 7 1/2 часов у Их Высочеств был обед, к коему были приглашены: Патриарх Иерусалимский с своими наместниками, епископ Мелитопольский и Армянский Патриарх.

8 мая в 1 1/2 пополуночи Их Высочества слушали обедню на Гробе Господнем, после чего Блаженнейший Патриарх Иерусалимский ввел великого князя и великую княгиню в алтарь храма Воскресения, где Их Высочества прикладывались к св[ятым] мощам св. Константина, св. Александры, св. Василия Великого и Св. Марии Магдалины.

Затем Патриарх отделил частицы от св[ятых] мощей и вручил их великому князю. В 2 часа пополудни Их Высочества посетили Патриарха Иерусалимского, наместника Его Блаженства и митрополита Агафангела. После того великий князь посетил монастырь Св[ятого] Креста. В 8 часов вечера к обеденному столу Их Высочеств были приглашены англиканский епископ Гобат, Сурейя-паша и консулы; австрийский, великобританский, прусский, французский и испанский.

9 мая в 7 часов утра Их Высочества посетили Элеонскую гору и затем слушали в Гефсиманской пещере обедню, совершенную Преосвященным Кириллом. В 4 1/2 часа, по совершении у Гроба Господня епископом Мелитопольским напутственного молебствия, великий князь, великая княгиня и в[еликий] к[нязь] Николай Константинович выехали из Св[ятого] Града при салюте в крепости и из орудий, поставленных вместе с войсками гарнизона на дороге в Яффу.

Их Высочества были сопровождаемы Патриархами Греческим и Армянским и генерал-губернатором Палестины. Их Высочества простились с Блаженнейшим Патриархом Иерусалимским в Теревинфовой долине. Наместник Патриарха, Высокопреосвященный Мелетий сопровождал их до Яффы. Ночь с 9 на 10 мая Их Высочества провели в деревне шейха Абу-Гоша. Отправились оттуда в 5 ч[асов] утра. Их Высочества после кратких отдыхов у колодца Иакова (Бир Якуб) и в Рамле прибыли в Яффу 10 мая, в 7 1/4 часов вечера и остановились в греческом монастыре. Проведя там ночь, Их Высочества, по совершении литургии епископом Мелитопольским, переехали 11 мая в 6 ч[асов] вечера на фрегат «Громобой».