Глава 2. Происхождение, язык антропология и проблематика
Происхождение курдов в настоящее время является дискуссионным.
Высказываются различные гипотезы происхождения этой народности, в частности, скифско-мидийское происхождение курдов и яфетическая (картвелы, армяне, халды, курды) гипотеза Н. Я. Марра, учёного-этнографа из России, академика Императорской академии наук.
Версию о происхождении современных курдов от населявших Северную Месопотамию и Иранское плато куртиев, подтверждают также античные источники).
В частности, сообщается о племени Куртиев, издревле обитающих в Персии. Куртии населяли горные области стыка Персии и Атропатены Мидийской, а также Армянское нагорье и Курдистан и были скотоводческим и разбойничьим племенем.
Имя курдов (kwrt) упоминается в среднеперсидских источниках (Карнамак-и Ардашер-и Папакан), но, как отмечают исследователи, в раннем средневековье это был прежде всего социально-экономический термин, означавший у оседлого иранского населения кочевых, живущих в шатрах горцев на западе Иранского плато и мог применяться к любому ираноязычному племени, соответствовавшему этим характеристикам.
Именно поэтому вплоть до Нового времени под именем «курдов» объединяли иранские народности, широко расселившиеся в горах Загроса, Верхней Месопотамии и на Армянском нагорье, разговаривающих на разнородных языках/диалектах: курманджи, зазаки, сорани, леки, келхури, горани, авромани.
Собственно «курдскими» языками/диалектами в настоящее время называют курманджи, сорани и группу южнокурдских языков и диалектов (леки, келхури, фейли).
Согласно исследованиям Д. Н. Маккензи, курдский вместе с белуджским из всех северо-западных иранских языков обнаруживают наибольшую близость к юго-западным языкам (персидскому и его ближайшим родственникам).
По этой теории, эта близость отражает существование персо-курдско-белуджского единства в центральном Иране (Мидии), при этом пракурды изначально населили гористые земли Луристана к западу от Исфахана.
Существующие в горах Загроса переходные говоры между южнокурдскими и луро-бахтиарскими диалектами могут считаться «мостом» между курдским и персидским.
Территория курдов, луров и бахтиаров расположена на стыке двух современных антропологических типов: долихокефального – хорасанского и брахикефального.
Поэтому очевидно, что в формировании антропологического типа курдов, луров и бахтиаров участвовали представители обоих указанных типов.
В научной литературе принято связывать луров с древними эламитами и касситами.
Курдов связывают с кардухами, народом неизвестного происхождения, упоминаемым античными авторами: однако возможно, что со времени арабского завоевания термин «курд» прилагался к населению, образовавшемуся в результате смешения иранских, семитских племён и, быть может, армян.
Напротив, происхождение таких «курдских» языков как гурани и зазаки, также относящихся к северо-западной подгруппе и распространённых соответственно в среднем Загросе и в истоках Тигра и Евфрата, не связано с собственно курдскими диалектами.
Данные языки происходят из прикаспийского региона и их распространение связано с миграциями дейлемитов на запад Иранского плато, где они в дальнейшем вступили в тесное взаимодействие с курдами.
Гуранийское и зазайское влияние заметно соответственно в северном (курманджи) и центральнокурдском (сорани) языках.
На самом деле ныне на территории Турции, Ирака, Сирии и Ирана проживают различные народности, которые по истории, культуре, быту, ментальности и т.д., безусловно, близки друг к другу.
Но когда дело касается самого главного признака этничности – языка, выясняется, что их нельзя причислять к единому этносу, так как у каждого из них свой язык, существенно отличающийся от других.
Эти народности не понимают друг друга. Представители каждого из этих курдских народов при проведении какого-нибудь мероприятия настоятельно требуют, чтобы рабочим языком был именно их язык.
Вот почему достичь хоть какого-нибудь согласия между ними нередко оказывается проблематичным. Отсюда и нестабильность курдских политических организаций, которых в мире около ста, и их лидеров.
О том, что даже в случае появления на карте мира Курдистана, против которого мы ничего не имеем, в долгосрочной перспективе не приходится ожидать хоть какой-нибудь стабильности на его территории.
Это государство, судя по всему, будет не прочным, тяготеющим, по меньшей мере, к федерации (по конфессиональным и этническим границам), если не к распаду.
Например, сложно сказать, какой из языков – курманджи (основной диалект Турецкого и Сирийского Курдистана) или сорани (официальный язык Иракского Курдистана) – станет официальным.
Говоря об отношении самого крупного курдоязычного этноса Турции – курманджи к другим курдоязычным (в понимании курдских активистов) этносам, следует обратить внимание на то, как они вели себя в двух ситуациях:
реакция курдской общественности в Турции и во всем мире на прошлогоднее нападение джихадистов на езидов в иракском Синджаре (которых тоже считают курдами, хотя многие представители этого народа против этого)
была не такой резкой, чем на их атаку на сирийских курдов-курманджи в районе Кобани.
Но именно курды сумели сохраниться как этническая и языковая общность, проживающая на территории Турции, Сирии, Ирака и Ирана.
Другие племена если и существуют фактически, не идентифицируют себя как нация, способная создать собственное государство. Именно этот фактор стал решающим при выборе западными государствами дополнительных сил, на которые можно опираться для оказания давления на четыре ближневосточные страны.
Итог 1.
Из материала глав 1 и 2 следует наличие двух проблем:
Проблема 1. Курды говорят на разных языках.
Значит здесь для решения проблемы возрождения Великого Курдистана надо проделать следующую работу:
провести среди курдов опрос о том, кто на каком языке говорит,
подбить итоги,
выяснить на каком языке говорит самая большая группа курдов,
объявить их язык старшим братом,
прочие языки объявить младшим братом,
всем курдам учить язык который получит статус «старшего брата».
Потому что единое государство начинается с единого государственного языка.
Кто учит будущий государственный язык Великого Курдистана – тот курд.
Кто не учит – тот не курд.
Проблема 2. Споры о происхождении.
Конец ознакомительного фрагмента.