Вы здесь

Великие русские женщины. От княгини Ольги до Терешковой. Екатерина II. Императрица «золотого века» ( Сборник, 2017)

Екатерина II. Императрица «золотого века»


Кто не знает посвящения, написанного на Гром-камне Медного всадника, – «Петру Первому Екатерина Вторая»? Наверное, их всегда будут сравнивать, двух великих преобразователей России. Перемены, безжалостно насаждаемые Петром, были неудержимым девятым валом, реформы же Екатерины стали настоящим половодьем. И согласитесь, верно же было сказано князем П. А. Вяземским о них обоих: «Как странна наша участь. Русский силился сделать из нас немцев; немка хотела переделать нас в русских».

Маленькая Фике

София Фредерика Августа принцесса Ангальт-Цербстская родилась на свет 21 апреля 1729 года в маленьком прусском городке Штеттине. Будущая императрица была очень знатного происхождения и по отцу, и по матери, но обе ветви семьи переживали трудные времена. Семья жила бедно, отцу принцессы, князю Христиану Августу, приходилось служить в армии прусского короля. Фике, как звали будущую царицу родители, получила домашнее образование: иностранные языки, музыка, танцы, основы истории, географии, богословия и, конечно же, рукоделия. В 1738 году она познакомилась с троюродным братом, Карлом Петером Гольштейн-Готторпским. Конечно, тогда никто не мог и помыслить, что этим детям суждено взойти на российский престол!




В 1741 году началось царствование дочери Петра Великого – Елизаветы Петровны. Детей у нее не было, герцог Карл Петер Голыитейн-Готторпский приходился ей ближайшей родней (племянником) и потому был «выписан» в Россию и объявлен наследником короны. Недалекий, плохо образованный и невоспитанный голыптинец разочаровал императрицу. Но она озаботилась и его будущим семейным положением, ведь дети от этого брака должны были продолжить род Романовых. Вот тогда и «вышел случай» – первый, но далеко не последний! – маленькой Фике, не особенно красивой, не имеющей ни приданого, ни влияния. В 1744 году вместе с матерью Иоганной она прибыла в Петербург.

«Я, ставившая себе за правило нравиться людям, с какими мне приходилось жить, усваивала их образ действий, их манеру; я хотела быть русской, чтобы русские меня любили»

Фике была ошеломлена роскошью и блеском русского двора. Перед ее глазами проходила бесконечная вереница танцев, маскарадов и прочих увеселений, которые так любила Елизавета Петровна. Но за этой искрящейся мишурой вертелись колеса большой политики: Россия была серьезной фигурой на политической шахматной доске. Пятнадцатилетняя принцесса сразу обнаружила недюжинный талант к этому сложному искусству. «Я, ставившая себе за правило нравиться людям, с какими мне приходилось жить, усваивала их образ действий, их манеру; я хотела быть русской, чтобы русские меня любили», – написала она позже в мемуарах.

И Фике преуспевала в этом стремлении. Известна легенда о том, как, занимаясь по ночам, чтобы поскорее овладеть русским языком, она простыла у открытого окна. Простуда переросла в тяжелое воспаление легких, принцессу уже даже хотели соборовать. Иоганна предложила позвать лютеранского пастора, но дочь потребовала православного священника. Это ее желание очень высоко оценили при русском дворе. К счастью, Фике выздоровела.

28 июня 1744 года София Фредерика Августа приняла православие и имя Екатерина Алексеевна, а на следующий день была обручена с будущим императором Петром III. Этот брак мог стать ее величайшей удачей, а оказался тяжелейшим разочарованием. Молодые супруги ни в чем не находили согласия. Воспитанная строго и чинно, Екатерина не могла воспринять инфантилизм супруга. Всему на свете он предпочитал… игру в солдатики. Петр даже заставлял жену стоять с ружьем в карауле по ночам! Екатерина же, лишенная нормального супружества, погрузилась в самообразование. Она изучала труды по философии, истории и праву, читала Вольтера, Тацита и Плутарха, развлекалась охотой, верховой ездой и балами. Елизавета Петровна постоянно упрекала великокняжескую пару в отсутствии детей, а когда после двух выкидышей Екатерина все-таки родила мальчика, нареченного Павлом, императрица тут же отобрала его у матери, сказав, что воспитанием займется сама.

В 1756 году Елизавета Петровна тяжело заболела. Презираемая и ненавидимая мужем, лишенная сына, Екатерина понимала, что после смерти государыни супруг постарается избавиться от нее как можно скорее.


Петр III не интересовался своей женой (худ. Л. К. Пфанцельт, 1762)


Молодая Екатерина

Великая княгиня начала собственную игру. Образованная, прекрасно воспитанная, умная, она так разительно отличалась от нервного, бестолкового и недалекого Петра, что ей нетрудно было привлекать на свою сторону сердца. Тем более что взгляды наследника и его супруги резко расходились и в области политики. Екатерина не понимала и не поддерживала восторженного преклонения Петра перед Фридрихом Прусским, и это снискало ей расположение знати и армии. Великая княгиня прекрасно помнила, что именно штыки Преображенского полка проложили путь к трону Елизавете Петровне, так почему бы и ей не опереться на гвардию?

«Изучайте людей, старайтесь пользоваться ими, не вверяясь им без разбора; отыскивайте истинное достоинство, хоть бы оно было на краю света»

У нее уже были романтические увлечения и любовники: красавец Салтыков, шляхтич Станислав Понятовский, будущий польский король… Но настоящая, жгучая страсть вспыхнула в Екатерине к отчаянному рубаке, храбрецу и известному донжуану Григорию Орлову. Весной 1762 года молодая княгиня родила от Григория внебрачного сына Алексея, впоследствии родоначальника графского рода Бобринских. Именно гвардейцам – Григорию, четырем его братьям, вахмистру Потемкину и адъютанту Федору Хитрово – решилась Екатерина доверить свою жизнь после кончины императрицы Елизаветы. «Я буду царствовать или погибну», – писала великая княгиня в одном из своих писем.


Екатерина твердо верила: просвещенный абсолютизм – вот будущее державы (худ. Ф. С. Рокотов, 1763)


После отречения императора Екатерина Алексеевна была коронована под именем Екатерины II. В изданном по случаю ее восшествия на престол манифесте указывалось, что ее правом на престол является «желание всех наших верноподданных, явное и нелицемерное». Но признаем, что прав историк В. О. Ключевский, который писал: «Екатерина совершила двойной захват: отняла власть у мужа и не передала ее сыну, естественному наследнику отца». Еще одной жертвой переворота стал несчастный Иоанн Антонович, объявленный императором еще во младенчестве по завещанию государыни Анны Иоанновны, свергнутый Елизаветой и заточенный в Шлиссельбургскую крепость. Двадцатитрехлетнего узника пытались освободить, но попытка провалилась, а Иоанн был заколот часовыми. Переворот свершился, пришло время царствования.

«Обо мне нельзя судить до истечения нескольких лет. Мне надобно по крайней мере пять лет для восстановления порядка»

Быть может, вступивший на трон после смерти Елизаветы Петр III был не так уж неправ в своих политических решениях, внешних и внутренних, но он так и не сумел заслужить поддержку армии, а все его действия только усугубляли царившую в обществе неприязнь по отношению к императору. 28 июня 1762 года, в день апостолов Петра и Павла, был поднят бунт. Екатерина, прибывшая в Петербург в сопровождении Григория и Алексея Орловых, приняла присягу гвардии. Петр, находившийся в Ораниенбауме, был просто раздавлен внезапностью и мощью выступления. После того как его взяли под стражу, он покорно подписал отречение от престола, мечтая теперь только о том, чтобы жена отпустила его в родной Гольштейн. Но живой супруг был бы постоянной угрозой ее положению на престоле, это Екатерина понимала совершенно ясно. Судьба Петра III была решена.


С. Торелли «Коронация Екатерины II22 сентября 1762 года» (1777)


Матушка-императрица

Правление Екатерины II продлилось более трех десятков лет, ему посвящено множество исторических трудов, а изложение подробностей заняло бы не одну сотню страниц.

Громкий, шумный, красочный водоворот празднеств и торжеств, бурливший при Елизавете, сменился новыми порядками.

День Екатерины был расписан по часам, и режим этот никогда не нарушался. Только с годами императрица стала позволять себе лишний час сна: сначала подъем был в пять утра, потом в шесть, к концу жизни – в семь, что государыня почитала вставанием поздним. Всю жизнь она с полной самоотдачей, не щадя себя, трудилась на благо государства.

«Вольтер и многие другие воспевали „северную Семирамиду“ и провозглашали Россию самой прогрессивной страной»

(Н. И. Павленко)

Практически сразу по восшествии на престол Екатерина провела судебную реформу и переустройство Сената, который стал главным административным и судебным учреждением империи. В ходе секуляризации церковных земель было упразднено более полутысячи монастырей, в казну перешло более миллиона крепостных душ. Страна все еще жила по Соборному уложению царя Алексея Михайловича Тишайшего (1649), но было очевидно, что интересы всех сословий оно учитывать не могло. Созванная Екатериной Уложенная комиссия, в которую входили представители дворянства, купечества и казачества, получила «Наказ», написанный самой государыней, с изложением ее мыслей по поводу правильного устроения общества: сильная самодержавная власть, наличие сословного деления, взаимоотношение закона и нравственности, – собственно, «Наказ» представлял собой переработку идей мыслителей Просвещения. Увы, положительных результатов работа комиссии не принесла, так как каждое представительство защищало интересы лишь собственного класса.


В. Л. Боровиковский «Екатерина II на фоне Чесменской колоны» (1795)


Екатерина II также провела административную реформу, которая определила территориальное деление страны вплоть до 1917 года, да и площадь государства была существенно увеличена. В правление императрицы были присоединены южные земли: Крым, Причерноморье, восточная часть Речи Посполитой. По численности населения Россия стала самой крупной страной Европы.

Екатерине, почитательнице Вольтера, мы обязаны основанием Смольного института благородных девиц, да и вообще началом системного среднего образования в целом. Именно в это время Академия наук обзавелась обсерваторией, физическим кабинетом, анатомическим театром, ботаническим садом, мастерскими, типографией, огромной библиотекой. Екатерина II ввела в России прививку от оспы, первой пройдя процедуру вакцинации. Есть ли сфера жизни, не затронутая ее деятельной натурой?

Конец ознакомительного фрагмента.