Гудериан Хайнц Вильгельм
1888–1954
Генерал-полковник германской армии, военный теоретик. Считается отцом моторизованных способов ведения войны. Родоначальник танкостроения в Германии и танкового рода войск в мире.
Хайнц Вильгельм родился в городке Кульме рядом с рекой Вислой, к югу от Данцига. В то время этот район принадлежал Пруссии. Отец был первым кадровым офицером в роду Гудерианов, что впоследствии сказалось на выборе Хайнцем карьеры военного. В 1901 году он был принят в кадетский корпус для младшего возраста. В 1903 году Хайнц был переведён в кадетский корпус для старшего возраста под Берлин, так как он показал выдающиеся способности. В феврале 1907 года он сдал экзамены на аттестат зрелости.
После окончания кадетского корпуса он начал военную службу в егерском батальоне, которым командовал его отец. Чин лейтенанта получил в 1908 году. Гудериан продолжил службу в пехоте, а через четыре года был переведен в роту радиосвязи. Она только начинала входить в систему боевого обеспечения европейских армий.
Первую мировую войну Хайнц Гудериан встретил в должности начальника полевой радиостанции кавалерийской дивизии. К тому времени он был уже признанным мастером радиодела, и его начальники не знали больших проблем в управлении подчиненными им войсками по радиосвязи. Офицер постепенно продвигался по служебной лестнице и в самом конце войны. В начале 1918 года Гудериан прошёл специальный тест «Седан», в ходе которого он показал свою способность решать тактические проблемы в необычных ситуациях, что произвело большое впечатление на его инструкторов. Он успешно сдал экзамены на звание офицера Ставки Верховного Командования. Он стал самым молодым штабным офицером. За военные успехи в войне Гудериан, помимо Железных крестов, награждён Рыцарским крестом 2-го класса Королевского вюртембергского ордена Фридриха с мечами и австрийской медалью за военные заслуги с мечами.
После Первой мировой войны капитан Гудериан продолжил службу в рейхсвере. После поражения в войне по Версальскому договору Германия могла иметь в сухопутных войсках только 100000 человек, и попасть в рейхсвер могли лишь самые лучшие. Как прекрасный специалист, Гудериан оказался в числе четырех тысяч немецких офицеров, отобранных для создания новой германской армии.
В 1919 году служил в штабе «Железной дивизии» в Латвии.
В это время Гудериан серьезно интересовался боевыми возможностями бронетанковых войск. Он видел, насколько эффективны были действия английских танков против германцев на Западном фронте, знал цену быстрой переброски пехоты на автомобилях во фронтовой обстановке.
С 1922 года Гудериан связал свою службу с моторизованными войсками. Сначала он служил в автомобильных частях, затем в танковых на различных штабных должностях. Свое служебное положение офицер использовал для пропаганды концепции «танковой войны», без которой он не видел военной мощи Германии будущего. Постепенно Гудериан формировался как военный теоретик. Гудериан начал писать устав для моторизованных подразделений и был командиром различных моторизованных частей.
Однако сторонников его концепции было немного. Когда Гудериан установил на некоторые из своих грузовиков деревянные башни, вооружённые орудиями, и успешно маневрировал на таких псевдотанках на учениях, его вышестоящее начальство вначале запретило это делать.
В 1929 году Гудериан отправился в Швецию для посещения Шведских танковых батальонов. Он также посетил секретный танковый испытательный полигон в Казани, в СССР, так как по условиям Версальского договора Германии было запрещено разрабатывать собственные танки. В Казани Гудериан познакомился с некоторыми советскими офицерами, которые позже стали его смертельными врагами. В то время Гудериан был командир-инспектором всех моторизованных подразделений рейхсвера, а также преподавал тактику моторизованных подразделений в Берлине. В феврале 1931 года Гудериану было присвоено звание лейтенант-полковника (подполковника), а два года спустя – полковника. Он оказывал помощь в решении технических проблем на первых построенных танках.
Адольфу Гитлеру, главе нового немецкого правительства, командование вермахта продемонстрировало внешне впечатляющее учение с участием танков. Последствия не заставили себя долго ждать. В 1934 году Хайнцу Гудериану было поручено формирование первого в германской армии отдельного танкового батальона. Вскоре, официально игнорируя Версальский договор и установив воинскую обязанность, Гитлер приказал приступить к формированию трёх танковых дивизий. Гитлеровское правительство переориентировало военную промышленность страны на производство современного вооружения и боевой техники, в первую очередь танков. Началась профессиональная подготовка немецких танкистов, некоторые из них обучались в Советском Союзе, в частности в Казанском танковом училище.
К концу 1930-х годов танковая промышленность фашистской Германии добилась немалых успехов в создании новых моделей танков.
В начале 1938 года Гудериан назначен командующим танковыми войсками. Он стал полным генералом танковых войск и получил важнейшую в своей жизни должность, которая изменила ход истории. Поскольку он стал командующим мобильными войсками, это означало, что он становился ответственным за набор, подготовку, тактику и технику во всех моторизованных и бронетанковых частях Вермахта. Теперь он мог полностью реализовать свой потенциал, уникальные и обширные знания, чтобы сделать германские танковые дивизии важнейшим инструментом в предстоящей войне.
Во многом благодаря ему нацистская Германия к началу Второй мировой войны располагала пятью танковыми дивизиями, готовыми пойти в бой. Еще несколько танковых дивизий находилось на различных стадиях формирования. Военные училища готовили офицеров-танкистов, танковые заводы стабильно увеличивали производство броневых машин. Они уже прошли испытания не только на армейских учениях и полигонах, но и на полях гражданской войны в Испании.
Солдаты и офицеры боготворили своего командира, так как он всегда был с ними на самом острие, и они знали то, что он знал. Гудериан мог водить, наводить и стрелять из любого танка. Его способности командира происходили не от безрассудства и интуиции, а от глубоких знаний. Он точно знал, как далеко каждый танк должен идти, и по какой местности, где он должен замедлить продвижение, а где ускорить. Хайнц Гудериан всё это знал точно, так как он был создатель, а германские бронетанковые силы – его творение.
Во время вторжения в Польшу, Гудериан командовал 19-ым армейским корпусом и был снова награждён Железными Крестами второй и первой степени, а затем и Рыцарским Крестом. Во время вторжения во Францию, Гудериан сделал реальностью стратегию блицкрига. Генерал Гудериан стал одним из главных военных идеологов Третьего рейха и принимал самое деятельное участие в подготовке вторжения немецко-фашистских войск в разные страны.
Поражение французской армии не было обусловлено исключительно превосходством германских танков.
Каждый германский танк был оборудован рацией, что в боевых условиях помогало в координации боевых действий и позволяло быстро и просто направить танковые силы туда, где они в этот момент необходимы больше всего. Все танки участвовали в боевых действиях в составе укомплектованных независимых подразделений и не были приписаны к пехотным частям. Все танковые подразделения находились под командой офицеров, которые были обучены и натренированы самим создателем германских бронетанковых сил – Хайнцем Вильгельмом Гудерианом.
Перед вторжением в СССР Гудериан получил звание генерал-полковника, ему оставался всего один шаг до звания фельдмаршала. В июне 1941 года танковые колонны Гудериана шли в первом эшелоне гитлеровской армии, взламывая оборону советских войск на главных направлениях.
В звании генерал-полковника Гудериан командовал на советско-германском фронте 2-й танковой армией, которая входила в состав группы армий «Центр». Этой группе армий предстояло наступать через Смоленск на Москву. Танковая армия Гудериана участвовала в окружениях советских войск под Минском, Смоленском и в районе Лохвины.
Гудериан считал, что столицу Советского Союза следует брать с ходу, но его не поддержали. В начале сентября армия Гудериана, переброшенная на усиление группы армий «Юг», участвовала в операции по окружению Киева, в районе которого оборонялись четыре советских армии. Танковый клин 2-й армии наступал на город Нежин. Однако блестящего танкового блицкрига под Киевом не получилось, и немцы добились здесь лишь большого тактического успеха, что задержало их наступление на Москву.
После этого танковые клинья 2-й танковой армии нацелились на Москву. Сопротивление Красной армии нарастало, и в условиях наступившей зимы продвижение танковых колонн значительно замедлилось. Более того, гитлеровцы стали нести большие потери в танках, которые не успевали восполнять. Советские солдаты научились бороться с ними не только с помощью противотанковых пушек и ружей, но и с помощью зенитных орудий, поставленных на прямую наводку, и бутылок с зажигательной смесью.
Самым большим успехом Гудериана в этом зимнем наступлении на Москву стал захват города Калуги благодаря удачному обходу можайской линии обороны советских войск с юга. Под Москвой началась большая битва, которая закончилась полным поражением немцев. В ходе контрнаступления советских войск немецкие армии группы «Центр» были отброшены далеко от советской столицы. Причем в ходе оборонительных боев и во время контрнаступления советские танковые войска продемонстрировали высокое искусство ведения борьбы с вражескими танками.
Звезда германского идеолога «танковой войны» пошла к закату. В декабре 1941 года, после тяжелого поражения под Москвой, Гудериан был снят с должности командующего 2-й танковой армией и отправлен в резерв.
В феврале 1943 года (после Сталинграда) Гудериан снова был призван на должность главного инспектора бронетанковых войск и снова стал ответственным лицом за модернизацию бронетанковых частей. Он быстро установил хорошие отношения с министром вооружений и снабжения, и обоюдными усилиями они резко увеличили количество выпускаемых за месяц танков. Также много изменений было внесено в конструкции танков лично Гудерианом, который часто посещал с инспекциями заводы, стрельбища и испытательные полигоны.
Поражения немецко-фашистских войск в войне заставили Гитлера обновить Верховное командование своей армии. В июне 1944 года генерал-полковник Гудериан был назначен начальником генерального штаба сухопутных войск. Он приступил к исполнению служебных обязанностей, хорошо понимая всю тяжесть и безысходность сложившейся ситуации.
Гудериан был одним из немногих фашистских генералов, осмеливавшихся спорить с фюрером и отстаивать свое мнение. В марте 1945 года Хайнц Гудериан стал настаивать на заключении немедленного мира с противником. После жаркого спора с Гитлером был сразу же уволен в запас и больше в гитлеровскую армию не возвращался.
Хайнц Гудериан был взят в плен американскими войсками в мае 1945 года и стал военнопленным. Он был доставлен в Нюрнберг, но выступал на трибунале лишь как свидетель. Советская сторона хотела предъявить ему обвинения в военных преступлениях, но союзники с этим не согласились. В 1946 году Гудериан был помещён в тюрьму в Аллендорфе, а затем в Нойштадте. В июне 1948 года был выпущен на свободу.
Хайнц Гудериан активно выступал за восстановление довоенных европейских границ и военной мощи послевоенной Германии. В последние годы своей жизни он был одним из лидеров крайне правых сил Федеративной Республики Германии. Но его реваншистские позиции осуждала вся демократическая общественность страны.
Гудериан умер 14 мая 1954 года в местечке Швангау в Баварии.