Вы здесь

Великие полководцы. 100 историй о подвигах и победах. Годфрид Бульонский. ок. 1060—1100 (А. И. Ермаков, 2011)

Годфрид Бульонский

ок. 1060—1100

Один из предводителей Первого крестового похода в 1096–1099 годах на Восток, после захвата Иерусалима был провозглашен правителем Иерусалимского королевства.


Герцог Нижней Лотарингии родился около 1060 года. Он был старшим сыном графа Евстафия II Бульонского и Иды. По линии матери он происходил из старинной аристократической семьи, восходящей к создателю империи Карлу Великому. Благодаря обширному и богатому наследству матери, принадлежавшему бездетному дяде, граф Бульонский уже в 15 лет стал владельцем Нижнелотарингского герцогства. Располагалось оно на стыке Франции и Германии и охватывало большую часть современной Бельгии.


Готфрид был голубоглаз и имел русую бороду; отличался недюжинной физической силой – классический образ рыцаря-норманна. Его простота, но твердость в принятии решений и реализации планов, неприхотливость, обходительность с вассалами были известны всем. Он был набожен, что выделяло его из среды феодальной знати, которая стремилась только захватить монастырские земли. Эти его качества и поставили его в ряд главных организаторов Первого крестового похода 1096–1099 годов.

На знаменитом церковном соборе в Клермоне 27 ноября 1095 года папа римский Урбан II произнес речь, в которой призвал христиан освободить Святые места: «Становитесь на стезю Святого Гроба, исторгните землю у этого нечестивого народа, покорите ее себе. Земля эта, как гласит Писание, течет медом и млеком. Иерусалим – это пуп земли… второй рай».

Крупные феодалы собрали вокруг себя вассалов со служилыми людьми. Так действовали во Франции: богатый провансский владетель граф Раймунд Тулузский, граф Гуго Вермандуа, брат короля Филиппа, Стефан, владетель Блуз и Шартра, герцог Роберт Нормандский, брат английского короля Вильгельма II, и граф Роберт Фландрский. Из немцев впереди всех был герцог Нижней Лотарингии с 1089 года Годфрид Бульонский со своими двумя братьями Евстахием и Балдуином. Из Италии пришли два норманнских князя: Боэмунд, сын Роберта Гискара, и его племянник Танкред. Норманнские искатели приключений никак не имели в виду борьбу во имя Господа, а с самого начала думали о возможности захвата земель и владений в восточных странах. Отпущение грехов, и совершенных, и еще не совершенных, а также обещанный «второй рай» с «медом и млеком» – все это и привело в движение громадные толпы. Люди нашивали кресты и начинали готовиться к походу.

Для Западной Европы Крестовые походы стали своего рода выходом накопившейся в громадном количестве энергии, усиленной демографическим взрывом, голодом, чумой и катастрофической нехваткой земли как для рыцарей и крупных феодалов, так и крестьян. Общего предводительства при этом быть не могло. Каждый князь шел со своим войском к Константинополю по удобному для себя пути. Раймунд с провансальцами через Далмацию, часть французов и норманны из Апулии – морем.

Готфрид Бульонский готовился к походу основательно. Он продал Верденское графство и собрал огромное войско – до 90 тысяч отменно вооруженных рыцарей и пехотинцев. 15 августа 1096 года, в назначенный папой срок, они из Бульона начали поход через Майнц, Вену и Буду. К Константинополю эта армия подошла первой – 23 декабря 1096 года.

Достигнув Константинополя, он после долгого сопротивления принес императору Алексею Комнену ленную присягу и обещал передать ему все города, которые удастся отнять у неверных, с тем чтобы тот обязался, в свою очередь, снабжать войско крестоносцев припасами. В апреле 1097 года Годфрид переправился в Малую Азию.

Объединенные войска, переправившиеся в Малую Азию, имели громадную численность: 300 до 400 тысяч вооруженных людей.

1 июля 1097 года крестоносцы наносят туркам-сельджукам сокрушительное поражение при Дорилее. После этой победы путь их проходит по выжженной солнцем Анатолийской равнине к горам Тавра. Князья и бароны начинают подумывать о своих собственных ленах. Турки-сельджуки переходят к тактике партизанской войны. Лишь к концу зимы следующего года крестоносцы подходят к Киликийской Армении. Здесь они находят союзников – армян-григориан. В одном из армянских княжеств – Эдесском – младший брат Готфрида Бульонского Балдуин решил остановиться. Местный князь Торос даже усыновил Балдуина и скоро умер.

21 октября 1097 года главная часть войска христиан подошла к хорошо укреплённой и обильно снабженной продовольствием многолюдной Антиохии. Но они не только встретили здесь сильные препятствия, но и подверглись большой опасности.

После подвоза англичанами осадных орудий и необходимых материалов крестоносцы приступили к сооружению башен. 3 июня 1098 года после подкупа коменданта одной из башен крепости крестоносцы ворвались в город и предали его разграблению. Уже через день осаждавшие и осажденные поменялись местами, к стенам города подошли превосходящие силы эмира Мосула Кербоги. 28 июня 1098 года крестоносцы, воодушевленные найденным копьем, которым был пронзен Спаситель, совершили вылазку, завершившуюся полным разгромом турок-сельджуков.

Несколько месяцев крестоносцы отдыхали, залечивали раны в Антиохии.

7 июня 1099 года войско достигло высот, с которых открылся вид на Святой город. Здесь вновь произошел общий взрыв восторга: все пали на колени, славя Господа за то, что сподобил их дожить до такой минуты.

К Иерусалиму, недавно захваченному каирскими Фатимидами, 7 июня 1099 года подошли лишь 25 тысяч воинов – жалкие остатки некогда могущественной армии. Остальных поглотили битвы, голод, болезни. Часть крестоносцев оставались в гарнизонах на землях Малой Азии и Сирии.

12 июня попытка взять Иерусалим приступом завершилась полным крахом.

Но поблизости оказался лес, предоставивший строительный материал для двух подвижных башен; осадное искусство того времени еще не шло далее средств, известных с древности. Генуэзские суда прибыли в Яффскую гавань с нужными приспособлениями и орудиями как раз вовремя. После вооруженного обхода вокруг города для воодушевления воинов 14 июля 1099 года приступили к новому штурму. 15 июня 1099 года утром в 9 часов – по другим источникам, после полудня – осаждающим удалось спустить подъемный мост с восточной башни на стену, а в другом месте пробить брешь. Первыми ворвались в город два фламандских рыцаря, а за ними Готфрид Бульонский.

Цель была достигнута. Описания этого побоища достигают апокалипсического пафоса: «Крови было пролито столько, что она доходила до конских удил».

Было необходимо учредить здесь правление. Готфрид был единогласно провозглашен иерусалимским королем, но он отклонил это избрание, не желая носить золотого венца там, где Царь царей носил терновый венец. Он предпочел титул защитника Гроба Господня.

Умер Готфрид Бульонский, которого называют рыцарем без страха и упрека, через год после своего триумфа – 18 июля 1100 года. Его гробницу разместили при входе в часовню Адама у горы Голгофа.