Вы здесь

Великие мыслители. История и основные направления философии в кратком изложении. Введение (Л. В. Шманева)

Введение

Слово «философия» в переводе с греческого буквально означает «любовь к мудрости» (phileo – любовь, Sophia – мудрость).

По свидетельству античных авторов, слово «философия» впервые встречается у Пифагора, а в качестве определения философии как особой науки это слово впервые употребил Платон. До Пифагора греческие ученые называли себя «sophos», что означает «мудрец».

Первоначально термином «философия» обозначали стремление к знанию и общую или единую науку, которая объединяла все виды знания, доступные своему времени.

Вопрос, что такое философия и в чем заключается ее ценность, является спорным. Невозможно отрицать, что в философии нет единодушия, присущего сфере окончательного познания.

Согласно Платону, философия является познанием сущего или вечного; по Аристотелю, философия – исследование причин и принципов вещей; стоики определяют философию как стремление теоретической и практической обстоятельности; эпикурейцы – как путь для достижения счастья посредством разума. Ф. Бэкон и Р. Декарт понимают под философией целостную, единую науку, облеченную в понятийную форму. Э. Кант отличает философию как систему всех философских знаний.

Человек всегда стремился к тому, чтобы иметь целостное представление о мире, и самым важным для разумного человека представляется решение вопросов: что есть наш мир, по каким законам он устроен, какой в нем смысл и каково место человека в этом мире; в чем вообще смысл нашей жизни. Решать эти вопросы призвана философия, которая дает представление о мире и об отношении человека к миру.

Творческие поиски философской мысли связаны со стремлением теоретически осмыслить проблемы взаимоотношений человека и мира, выработать такое целостное понимание мира, которое делает возможным рассматривать человека как универсальное целое, понять его место и предназначение в природном и социальном мире. Говоря словами английского философа Бертрана Рассела (1872—1970), «Философия может дать беспристрастное и широкое понимание целей человеческой жизни. Она может дать человеку чувство меры в понимании своей роли в обществе, роли современности по отношению к прошлому и будущему, роли всей истории человечества по отношению к космосу».1

А русский философ В. С. Соловьев говорил, что предмет философии – «ни одна какая-нибудь сторона сущего, а все существующее, вся вселенная в полноте своего содержания и смысла»2.

Основным вопросом философии является вопрос об отношении мышления к бытию, сознания к материи. Основным вопросом потому, что от его решения в конечном итоге, зависит решение не только всех остальных вопросов самой философии, но и основных теоретических проблем любой конкретной науки, а также вопросов морали, нравственности, искусства. Вопрос об отношении мышления к бытию предполагает не только решение вопроса о том, что из них чему предшествует, но и выяснение возможности познания человеком реального мира.

Представления о сущности, границах и задачах философии, об отношении ее к другим наукам, а также способ рассмотрения ее проблем менялись по мере развития общественной практики и науки.

В своем развитии философия постоянно так или иначе опиралась на опыт других видов общественного сознания, других способов освоения действительности.

Понимание предмета философии в значительной мере зависело от того, как решался вопрос о взаимоотношении между философией и конкретными науками. Если древнегреческая философия включала в себя почти все теоретические представления этой исторической эпохи, то впоследствии происходил процесс отделения от философии одной части науки от другой.

Постепенное и последовательное выделение отдельных наук из сферы философии по мере накопления специальных знаний, выработки конкретных приемов исследования, все большего уточнения своего объекта имело огромное значение для прогресса познания, практики и развития самой философии, которая все больше выступала как наука наук. Одной из выдающихся попыток построения всеобъемлющей системы знания, т. Е.«царицы наук» была философии Г. Гегеля.

– Значит, философия – это наука? – спросите вы. И да и нет.

«О соотношении философии и частных наук было и видимо будет много споров», – считает член-корреспондент РАН А.Г.Спиркин.«Конкретная наука, как определенный вид эмпирического и теоретического познания действительности, – поясняет ученый, – имеет дело с определенными понятиями, суждениями, выводами, принципами, законами, гипотезами, теориями… В философии, как и в любой науке, люди ошибаются заблуждаются, выдвигают гипотезы, которые могут оказаться несостоятельными, и т. п.

Но все это совсем не значит, что философия есть одна из наук в ряду других наук. Как уже говорилось, у философии предмет иной – она есть наука о всеобщем, ни одна другая наука не занимается этим… Можно отметить, что философия существует и развивается не только …в академической, университетской форме, в виде специальных философских сочинений, но и в совсем не похожей на науку форме, например в виде творений писателей, когда они через художественные образы… выражают порой гениальные собственно философские воззрения»3.

«Философия есть искусство, а не наука, – у тверждает русский философ Н. А. Бердяев (1874—1948). —Философия – особое искусство, принципиально отличное от поэзии, музыки или живописи, – искусство познания. Философия – искусство, потому что она – творчество. Философия – искусство, потому что она предполагает особый дар свыше и призвание». Философия есть искусство познания в свободе через творчество идей, противящихся мировой данности и необходимости и проникающих в запредельную сущность мира».4

Значит, философия – это искусство? Нет, говорит немецкий философ Э. Гуссерль (1859—1938). «С самого момента своего возникновения философия выступила с притязанием быть строгой наукой и притом такой, которая удовлетворяла бы самым высоким теоретическим потребностям, и в этически—религиозном отношении делала бы возможной жизнь, управляемую чистыми нормами разума… Итак, философия по своей исторической задаче высшая и самая строгая из наук»5.

«Я настаиваю на том, чтобы наконец перестали смешивать философских работников и вообще людей науки с философами… – предупреждает философ Ф. Ницше (1844—1900) и заключает с гордостью. – Подлинные философы суть повелители и законодатели»6.

И современный немецкий философ И. Шмуккер-Гартман, обозначивший свою философскую концепцию как «дидактическую философию», говорит: «Наука – это теория, философия – размышления, т. е. Являются антиподами».

Можно привести еще массу доводов и мнений великих мыслителей на тему, «что есть философия». Но нужно ли это делать? Думаю, что нас устроит любое определение, потому что оно исходит от великих. Давайте согласимся, что философия – это одна из форм духовной культуры и деятельности человека, которая пытается понять мироздание и человека. Тем более, что и немецкий философ Г. В. Гегель (1770—1831), занимая осторожную позицию в определении места философии, в принципе согласен с этим.

«Философия лишена того преимущества, которым обладают другие науки. Она не может исходить из предпосылки, что ее метод познания заранее определен в отношении исходного пункта и дальнейшего развития… Философию можно предварительно определить вообще как мыслящее рассмотрение предметов… Так как, однако, философия есть особый способ мышления, такой способ мышления, благодаря которому оно становится познанием, и при этом познанием в понятиях, то философское мышление отличается, далее, от того мышления, которое деятельно во всем человеческом и сообщает всему человеческому его человечность»7.

В заключение необходимо отметить, что глобальные вопросы философии не имеют однозначных ответов. Это вечный поиск истины, и мы ищем ответы на вечные вопросы сегодня так же, как искали их мыслители древних времен тысячи лет назад.