Вы здесь

Великие матери знаменитых людей. 100 потрясающих историй и судеб. Матери в Библии (И. А. Мудрова, 2014)

Матери в Библии

Ева Мать всего человечества

Прародители человечества – мужчина и женщина – созданы «по образу и подобию Божьему» в конце шестого дня творения, и им дано господствовать над всей землей и живыми существами.

Человек был сотворен по образу Божьему и внешне, и по характеру. Бог вылепил человека из «праха земного», вдохнул жизнь в его ноздри и поместил его в сад Эдемский. Позже Бог усыпил Адама, взял одно из его ребер и сотворил из него первую женщину – Еву, которая стала женою для первого человека. То, что Ева была сотворена из ребра, взятого у Адама, означало, что она не будет ни господствовать над ним, ни унижаться им, но будет равной ему, любимой и защищаемой им. Часть его самого, кость от костей его и плоть от плоти его, она была его вторым «я». Это говорило о том, насколько тесной и нежной должна быть связь между ними.

Сотворенный Богом человек обладал величественным ростом и безукоризненными пропорциями. Его лицо, отмеченное здоровым румянцем, выражало довольство и радость. Адам был намного выше современных жителей земли. Ева – чуть ниже Адама, благородна и прекрасна. Безгрешная чета не носила никаких искусственных одежд; подобно ангелам, они были одеты в сияние света и славы. Теперь процесс творения земли был завершен.

Среди Эдемского сада было два особых дерева: Дерево Жизни и Дерево познания Добра и Зла.

Дерево жизни – особое дерево, посаженное Богом посреди Эдемского сада. Оно приносит плоды 12 раз в год, которые дарят вечную жизнь, и имеет листья для исцеления народов. Плоды Дерева жизни не были запрещены человеку для вкушения в Эдемском саду.

Дерево познания Добра и Зла тоже посажено Богом посреди Эдемского сада. Оно символизирует познание прежде всего этических категорий, способность осознанно выбирать между Добром и Злом.

Господь разрешил Адаму есть «от всякого дерева в саду» и лишь плоды от Дерева познания Добра и Зла запретил ему есть, предупредив, что последствием непослушания будет смерть. Бог угрожает Адаму смертью за неповиновение.

Змей, который «был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог», уловками и хитростью убеждал Еву попробовать плод запретного Дерева познания Добра и Зла. Женщина сначала колебалась, но любопытство и желание быть как Бог взяли над собой верх и она поддалась уговорам змея, нарушив волю Господа: «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание». Когда она попробовала плоды, то ей показалось, будто в нее вливается какая-то живительная сила и вводит ее в высшие сферы бытия. Без страха Ева срывала и ела плоды. Испытывая какое-то странное, неестественное возбуждение, Ева набрала плодов с запретного дерева и отправилась искать в саду мужа. Она рассказала ему о своих ощущениях, уверив, что не испытала никаких проявлений Божьего недовольства, а, напротив, ощутила в высшей степени приятную бодрость, охватившую все ее существо. В его душе происходила страшная борьба. Адам решил разделить с Евой ее участь: если она должна умереть, они умрут вместе. Стоявшая перед ним Ева была прекрасна и с виду так же невинна, как и прежде, до своего непослушания. Ее любовь к Адаму стала еще горячей. Он взял плод и быстро съел его.

За проступком последовало наказание: змей был проклят, лишен рук и нор а также обречен ползать на животе и питаться прахом; женщине было определено «в болезни рождать детей» и находиться в подчинении у мужа; мужчине было назначено со скорбью и в поте лица трудиться во все дни жизни его на земле, которая «проклята за него». Люди перестали быть бессмертными и после смерти должны вернуться в землю в виде праха, из которого и был создан Адам.

После этого Бог сделал людям одежду и выслал человека из Эдемского сада «чтобы возделывать землю, из которой он взят». Чтобы люди не смогли вкусить плодов Дерева жизни, у входа был поставлен херувим и «пламенный меч обращающийся».

Ева зачала и родила Каина. Затем Ева зачала снова и родила второго сына – Авеля. Затем она родила дочь свою Аван.

Авель был скотоводом, а его брат Каин – земледельцем. Конфликт начался с жертвоприношения Богу, произведенного обоими братьями. Авель принес в жертву первородных голов своего стада, а Каин – плоды земли. Бог благосклонно принял только жертву Авеля., а на Каина и на дар его не призрел. Жертва Каина Господу была совершена не из любви, а из небрежения и поэтому была отвергнута. В душе приносящего жертву не было любви к Приемлющему приношения. Каин сильно огорчился, и поникло лицо его. После этого Каин убил Авеля.

После совершенного преступления Каин подвергнут Божьему проклятию и изгнан. При этом был наложен запрет на месть самому Каину. Каин взял себе свою сестру Аван в жены. Потомки Авеля и Каина погибли во время Всемирного потопа.

В 130 лет у Адама и Евы родился третий сын – Сиф. Ева родила третьего сына Сифа после убийства Каином Авеля и после того, как Бог проклял Каина и его потомство. Сиф жил 912 лет и родил сына Еноса. Разные предания приписывают Сифу изобретение письменности, либо его детям – изобретение астрономии и других наук. В конце своей жизни Адам передал Сифу тайное учение. Сиф был предком Ноя и стал, тем самым, одним из родоначальников всего человечества. Сиф упоминается в родословии Иисуса Христа.

В честь Евы назван астероид, открытый в 1876 году

Сарра

Мать Исаака

Сарра – одна из четырех праматерей еврейского народа, возлюбленная жена патриарха и пророка Авраама, основателя рода Израилева. Сарра вошла в историю как праведница, пророчица и «Мать Народов».

Аврааму свыше дано было обетование, особенно дорогое для людей той эпохи, – о многочисленности его потомков и могуществе этого народа. Когда Авраам смотрел на звезды, он услышал слова: «Столько будет у тебя потомков».

Авраам получил повеление от Бога: «Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе».

Вся жизнь Сарры принадлежала Аврааму, куда шел он, туда и она, но не как тень его, а как могучая сила. Вместе они испытали все превратности кочевой жизни и обрели в них великий духовный смысл. Патриарх Авраам покинул свой отчим дом и страну ради неведомого – он не знал, куда идет и что от него потребуется, и любимая жена всегда была рядом с ним. Разлука с родиной, с единственной землей, которую они знали, не разделила их в любви и намерениях.

Пустыни и города, по которым они странствовали, были полны опасностей, но Сарра ни разу не оглянулась назад. Во время странствий Авраам и Сарра обрели великое процветание, которое сопровождало почти всю их жизнь. Когда они отправились в свои странствия, они были уже немолоды, на тот момент ей было шестьдесят пять лет, а ему – семьдесят пять.

Жена Авраама была необычайно красивой женщиной. Сарра приходилась сводной сестрой своему мужу. В те патриархальные времена подобные браки не были редкостью. Когда они путешествовали по незнакомой и опасной стране, он представлял свою жену как сестру, что было наполовину правдой. А поступал так, потому что опасался, что правители тех стран любыми способами захотят заполучить ослепительно красивую Сарру в наложницы и за это могут убить его как мужа. Неоднократно она попадала в дом правителей, но её страстную любовь к Аврааму не смогли уменьшить пышность, богатство и власть покровителей. Из-за Авраама Сарра подверглась великой опасности. Египетский царь, узнав о ее красоте, повелел привести ее во дворец, намереваясь сделать своей женой и пообещал за неё целую провинцию. Но Бог в Своей великой милости защитил Сарру, послав кары на царскую семью.

«Караванная» торговля позволила Аврааму разбогатеть. Большой его караван состоял из слуг и служанок, овец, быков и прочей живности.

Любовь и доверие между Авраамом и Саррой, отражается в том, как она управляла хозяйством в его отсутствие. Муж признавал ее равной, и она никогда не ставила себя в зависимое положение, хотя Авраам никогда этого и не требовал. Сарра была настоящей царицей по характеру и поведению.

Чувствуя растущее нетерпение в ожидании обещанного рождения сына Авраама и не понимая Божественного промедления, Сарра решила отдать мужу свою любимую служанку Агарь. Такое явление было обычным в патриархальные времена. Согласно древней традиции, ребенок от союза между служанкой и её мужем должен был считаться ребенком самой Сарры. И Авраам послушался слов жены.

Неверие Сарры, что она сама способна родить ребенка, принесло ей долгие годы страданий, потому что ребенок наложницы Агари Измаил, как она позже узнает, не был Обетованным Сыном Всевышнего.

Когда мальчику исполнилось тринадцать лет, Авраам сам совершил обрезание сыну, что означало, что он заключил с Богом договор. Но Бог сказал ему: «Ты поставишь свой завет не с Измаилом, а с сыном, которого выносит Сарра». Вскоре после обрезания Измаила, когда Авраам сидел при входе в свой шатер, к нему пришли три человека. Желая встретить их в лучших традициях гостеприимства, он поспешил к шатру жены и попросил её испечь лучшие хлеба для гостей. Так Сарра стала первой из библейских женщин, оказавших гостеприимство путникам, посланцам Бога, пришедшим сказать Аврааму, что Сарра вскоре подарит ему сына и от неё произойдут народы и цари народов.

И когда она на девяностом году жизни узнала, что Всевышний обещал её мужу рождение сына, рассмеялась, ведь и Аврааму на тот момент исполнилось уже 99 лет. И поэтому когда произошло Божественное чудо – рождение долгожданного мальчика, Сарра назвала его Исаак. Рождение Исаака, принесшее с собой после томительных лет ожидания исполнение самых дорогих надежд, наполнило шатры Авраама и Сарры великой радостью.

Сарра нянчила ребенка на своей груди, чувствуя наглядное проявление чудесной власти Бога и Его неизменной любви к ней. В один из дней рождения Исаака, когда ему исполнилось три года, его отец устроил большой пир, празднуя отлучение малыша от материнской груди.

По приказу Господа Авраам выступил в путь со своим Обетованным сыном Исааком, чтобы принести его в жертву на алтаре. Трудно представить, с какой душевной болью провожала Сарра мужа и сына на Святую гору Мория. Но вера её была настолько сильна, что она нашла в себе силы снова обратиться к Всемогущему Богу, Который сотворил чудо и подарил ей на старости лет материнское счастье. Тогда произошло ещё одно чудо, ей стало известно, что Бог вовсе не требует Исаака в жертву И вместо мальчика в жертву был принесен овен.

Сарра была воплощением духа святости и в пророческом даре превосходила даже Авраама. До тех пор, пока жила Сарра, над шатром Авраама парило облако присутствия Божия. Тесто, замешанное Саррой, было благословенно, а свеча, зажженная в пятницу вечером, горела до исхода субботы. После её кончины все эти чудеса прекратились, но возобновились с приходом Ревекки, жены Исаака, которую после свадьбы он ввел в шатер матери.

Сарра скончалась ста двадцати семи лет. По случаю смерти ее Авраам купил известную пещеру Махпелу, назначенную для погребения патриарха и многих его потомков и составляющую цель путешествия многих путешественников даже до настоящего времени.

Такова Сарра – первая из четырёх прародительниц еврейского народа.

Ревекка

Мать Исава и Иакова

Авраам послал своего верного слугу Елиезера найти жену своему сыну Исааку и дал ему предписание: «Господь пошлёт ангела своего перед тобою, и ты возьмёшь жену сыну моему оттуда».

Проделав долгий путь из Ханаана, Елиезер взмолил Бога указать ему жену для Исаака из тех девушек, у которых он попросит воды и которая из них также предложит воды и для его верблюдов. Наносить достаточное количество воды, чтобы утолить жажду верблюдов после долгого путешествия по пустыне было работой не из легких. Но Ревекка сделала это, и Елиезер должен был быть довольным. Она приглашает слугу в дом своего отца, и посланец сообщает отцу Ревекки и ее брату о свидетельствах, полученных от Господа, и говорит, что Ревекке следует стать женой Исаака, сына его господина. Семья Ревекки сказала: «Вот Ревекка пред тобою; возьми ее и пойди; пусть будет она женою сына господина твоего, как сказал Господь». Ревекка поверила, что Бог избрал ее в жены Исааку, и ответила: «Пойду».

Встреча жениха и невесты состоялась в поле, куда Исаак вышел поразмыслить. Их глаза встретились – и они полюбили друг друга с первого взгляда. Милая, услужливая, невинная, скромная Ревекка стала женой Исаака. Она вошла в семью Авраама – родоначальника еврейского народа, отца всех верующих.

Первые годы семейной жизни Исаака прошли еще при жизни его престарелого отца патриарха.

Жена его Ревекка была бездетна в течение двадцати лет, но он не отчаивался и молился Господу «И Господь услышал его, и зачала Ревекка, жена его». Перед родами ей было откровение, что у нее родятся два сына-близнеца, «и два различных народа произойдут из утробы ее», «один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему». Старший – Исав, младший – Иаков.

«Дети выросли…» Исав стал искусным охотником и много времени проводил в полях и лесах. Иаков больше находился дома в обществе матери и деда, Авраама.

Исаака и Ревекку долгожданные дети не соединили, а разделили их. Когда они выросли, «Исав стал человеком искусным в звероловстве, человеком полей, а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах». Как нередко бывает, родители относились с некоторым пристрастием к избранным любимцам, и замечательно, что спокойный, кроткий Исаак больше любил смелого, отважного зверолова, между тем как Ревекка особенно любила скромного и нежного Иакова.

Однажды Исав пришел с поля усталый и голодный, и увидев, что Иаков сварил кушанье из чечевицы, он стал настойчиво просить у него дать ему поесть этого «красного». Голод его был так силен, что когда Иаков заметил ему, чтобы он продал ему за это кушанье свое первородство, то Исав даже не обратил внимания на предложение Иакова и в нетерпении заметил: «Вот я умираю, что мне в этом первородстве?» Исав знал, что с первородством он продавал все свои духовные преимущества и все права на обладание землею обетованной.

Он надеялся возвратить их себе при помощи благосклонности к себе отца и даже прямым насилием над кротким братом, и таким образом он из-за удовлетворения своего голода продал свое первородство. Также Исав без благословения родителей в сорокалетием возрасте женился на двух хананеянках, вступив таким образом в родство с идолопоклонниками. «И они были в тягость Исааку и Ревекке».

С приближением преклонных лет у Исаака него ослабело зрение, и он нашел благовременным совершить торжественное благословение для передачи связанных с ним обетований своему потомству. По установившемуся обычаю, право первородства он, конечно, намеревался передать Исаву, как старшему сыну Исав, едва ли сообщил ему о продаже своего права первородства, а Иаков, в свою очередь, не смел открыто высказывать своих притязаний на это право.

Ревекка, услышав о намерении Исаака, решила употребить хитрость, чтобы посредством ее доставить благословение на первородство своему любимцу Иакову. И они обманули старого отца. Ревекка взяла всю ответственность на себя. Она хотела, чтобы благословение отца коснулось ее любимого сына Иакова, тем более что он купил право на первородство.

Как только Исаак благословил Иакова, пришел Исав с охоты. И сказал ему Исаак: «брат твой пришел с хитростью и взял благословение твое».

Обиженный Исав в сердце своём замыслил убийство своего брата. Он жаждал отомстить ему и ждал лишь смерти Исаака. Поэтому Ревекка говорила с болью: «Для чего мне в один день лишиться обоих вас (Исаака и Иакова)?» Ревекка узнала об этой опасности и, зная буйный и неукротимый нрав Исава, решила отправить Иакова на некоторое время в Месопотамию к родному брату своему Лавану в Харране, пока не утишится ярость Исава. Но, чтобы не тревожить своего престарелого мужа, она не сказала ему о кровожадном намерении Исава, а выставила пред ним другую причину для временного ухода Иакова из дома, именно, чтобы он мог жениться на ком-нибудь из ее родства, что несомненно было вместе с тем и истинным желанием ее сердца. Исаак внял ее жалобе и отпустил Иакова. Иаков бежит из родного дома и скрывается 20 лет в Харране. Ревекка лишилась любимого сына и никогда больше не видела его, хотя обещала забрать его.

Как горевала Ревекка, расставаясь со своим любимым сыном при таких обстоятельствах. Знай она, что ему предстоит быть в изгнании более 20 лет, и что они больше никогда не увидятся друг с другом, ей могло быть намного больнее. Но она думала, что он скоро вернётся. Ревекка не могла сопровождать Иакова сама, она послала с ним человека, которому она всегда полностью доверяла, и который мог бы заботиться о нём – свою старую няньку.

В дальнейшем Ревекку ожидали лишения, когда филистимляне прогнали Исаака, испугавшись его растущего процветания.

После этого Исаак еще прожил сорок три года.

Сколько горя и сердечной боли пережили Ревекка и Исаак из-за вражды между их сыновьями.

Ревекка умерла прежде Исаака и погребена была в пещере Махпельской, там же где похоронены Авраам и Сарра.

Иохаведа

Мать Моисея

Иосиф, сын Иакова, был продан своими братьями в рабство в Египет. В Египте на Иосифа сначала свалились беды, но в возрасте 30 лет он истолковал два сновидения фараона, предсказав, что ближайшие семь лет будут плодородными, а затем наступит семь лет недорода. Таким образом он спас страну от бедствий голода своей мудрой предусмотрительностью.

Будучи приближенным к фараону, он добился переселения всего своего рода с престарелым отцом Иаковом во главе в Египет, где фараон отвёл им для поселения округ Гесем.

В лёгкие изобильные времена народ этот размножился и очень увеличился в числе. Когда явился новый фараон, который не знал Иосифа, он стал опасаться, что израильтяне могут объединиться с врагами Египта и свергнуть нацию египтян. Чтобы предотвратить это, он придумывал различные средства, которыми можно было бы уменьшить число детей Израиля. Жизнь в Египте стала невыносимой для израильтян. Их изнуряли рабским трудом; а убедившись в живучести и выносливости евреев, царь египетский повелел повивальным бабкам евреянок: когда вы будете повивать у евреянок, то, если будет сын, умерщвляйте его, а если дочь, пусть живет. Это были происки сатаны. Повивальные бабки боялись Бога, не слушались сатаны и оставляли детей в живых. За это Бог делал добро повивальным бабкам, а народ умножался и весьма усиливался. Тогда фараон всему народу своему повелел: «Всякого новорожденного у евреев сына бросайте в реку а всякую дочь оставляйте в живых».

Этот указ был в полной силе, когда в благочестивой израильской семье Амрама и Иохаведы должен был родиться третий ребенок. Дочь Мариам и сын Аарон родились и выросли в условиях рабства, но им ничего не угрожало, потому что они уже подросли.

Ожидая рождения третьего ребенка и зная страшный приказ фараона, Иохаведа с трепетом задавала один и тот же вопрос: «Господи, а что если мальчик?» Она часто слышала душераздирающие крики других матерей, детей которых убивали у них на глазах. Возвращаясь домой после тяжелой изнурительной работы по изготовлению кирпичей, Амрам садился рядышком со своей женой, и они тихонько обсуждали страшные новости дня и молили Бога сохранить во что бы то ни стало их ребенка.

Вскоре родившийся младенец был очень красив, и родители, веря, что время освобождения Израиля приближается и что Бог пошлет избавителя для Своего народа, решили спасти своего малыша. Кругом рыскали египетские шпионы, которые в любую минуту могли ворваться в дом и выхватить малыша из материнских объятий.

Иохаведа скрывала малютку три месяца. В этом возрасте малыш легко может выдать своё присутствие криком или обычным воркованием здорового ребенка.

Иохаведа молилась, и Бог отцов израильского народа дал ей идею. С верой Иохаведа сделала из камыша корзину, обмазав её сначала нильским илом, потом смолой, чтобы сделать его водонепроницаемым. Осторожно она положила туда своего малыша. Корзина с драгоценной ношей была оставлена среди тростника на берегу реки. Сестра Моисея осталась на берегу и внимательно наблюдала за тем, что будет происходить с ее маленьким братом.

В это время дочь фараона пришла купаться, а её служанка, прохаживаясь вдоль реки, вскоре заметила корзину. Дочь фараона приказала служанке принести корзину. Открыв корзину она увидела маленького плачущего ребенка. Догадавшись, что ребенок еврейский, она должна была бы вернуть его в реку и оставить умирать. Но Бог управляет всем. И сжалилась над ним дочь фараонова и сказала: это из еврейских детей. Она поняла, что любящая еврейская мать пыталась таким необычным способом сохранить жизнь любимого малыша, и сразу решила усыновить ребенка. Сестра Моисея тотчас подошла к ней и поинтересовалась: «Не сходить ли мне и не позвать ли к тебе кормилицу из евреянок, чтоб она вскормила тебе младенца?» Дочь фараонова сказала ей: «Сходи».

Мариам пошла и призвала мать младенца. Дочь фараона сказала ей: «Возьми младенца сего и вскорми его мне; я дам тебе плату». Женщина взяла младенца и кормила его. Так Иохаведа стала нянькой своего собственного сына. Самые важные годы своего детства Моисей был окружен любовью и лаской своей матери. Иохаведа была рабыней. Ее участь была незавидной, и она несла тяжелое бремя.

На свете мало женщин, получивших большее благословение. Иохаведа оставалась при сыне двенадцать лет. Понимая, что вскоре уже не сможет воспитывать своего сына, она стремилась вселить в его сердце любовь и верность Богу. И это поручение она выполнила достойно. Никакое влияние не могло заставить Моисея отказаться от принципов веры, воспринятых им от своей матери, для которой они были смыслом жизни. Ещё на коленях матери он узнал, что надо любить и поклоняться только одному единственно верному Богу. Моисею было около двенадцати лет, когда мать передала его принцессе, а та объявила его своим сыном и дала ему имя Моисей – «вынутый из воды».

Силы к Моисею пришли через веру в Бога, сущность которого он узнал от учения и примера своей матери. Когда он вошёл в лета понимания, он отказался от звания сына фараоновой дочери. Моисею было предназначено вести детей Израиля из рабства Египта в назначенное Богом время.

С его именем неразрывно связана эпопея исхода народа Израиля из Египта и обретение земли обетованной – Палестины. Для Иохаведы предназначено было подготовить этого человека с детства. Как важно родителям учить своих детей в их ранние годы.

Простая женщина Иохаведа, вся жизнь которой была изнурительным рабством, не сделалась жертвой разочарования и отчаяния. Не оставила своих детей на произвол судьбы. Все трое ее детей: Мариам, Аарон и Моисей – были столь особенными людьми. Ее дочь Мариам-пророчица, с тимпаном в руках, повела за собой всех женщин Израиля, а Аарон – стал великим священником, служителем Бога. Моисей, сильный в слове и деле, вывел народ из рабства.

Рахиль

Мать Иосифа и Вениамина

Иаков, любимый сын Ревекки от Исаака, после того как обманом получил от отца благословение как старший брат, будучи на самом деле младшим, боясь мести брата, по совету матери бежал из дома к своему дяде, брату матери Лавану.

После долгого пути Иаков, наконец, пришел на место, где было много прекрасных пастбищ. Он остановился у колодца, отверстие которого закрывалось большим камнем. Когда стада под надзором нескольких пастухов собирались на водопой, то камень отваливали от колодца, а потом опять закрывали его.

Дочь Лавана Рахиль подходила к колодцу со стадом овец своего отца, которых она пасла. Когда Иаков увидел Рахиль, он отвалил камень от колодца и напоил овец своего дяди Лавана. Затем он поцеловал Рахиль и от радости заплакал, сказав, что он ее двоюродный брат. Когда Рахиль услышала это, она побежала домой и сообщила отцу. Услышав об Иакове, Лаван выбежал к нему навстречу обнял его, поцеловал и ввел в свой дом.

Иаков полюбил прекрасную Рахиль с первого взгляда и согласился работать за нее на Лавана семь лет.

Прошло семь лет. Иаков питал к Рахили глубокие чувства, и годы ожидания для него пролетели как «несколько дней». Пришло время выдавать замуж Рахиль, и вот, наконец, свадебный пир. Невеста рядом с женихом, он очень счастлив.

После свадебного пира отец невесты Лаван ввел в шатер к жениху не Рахиль, старшую свою дочь Лию. Утром обман прояснился, Иаков был в ярости, на что Лаван сказал ему, что в их народе не принято выдавать младшую дочь прежде старшей. Так Иаков был невольно женат на нелюбимой женщине Лии. «Если хочешь получить Рахиль, работай еще семь лет», – сказал Лаван.

14 лет работал Иаков, чтобы получить свою любимую в жены. Так и получилось, что Иаков был женат и на той, которая покорила его сердце – Рахили. Лия всегда была в стороне, так как Иаков проявлял открытые чувства к Рахили. Рахиль была «красива станом и красива лицом», и Иаков любил ее больше, чем «слабую глазами» Лию.

Видя, что Лия – нелюбимая жена, Господь сделал ее счастливой матерью, и она родила одного за другим нескольких сыновей.

Рахиль оставалась бесплодна и завидовала плодовитости Лии. Рахиль страдала, так как не могла иметь детей, но была любовь и уважение мужа. У Лии были дети, но она хотела любви. Каждая хотела иметь то, что было у другой. Две женщины любили Иакова, и обе хотели родить ему детей. Рахиль послала свою служанку к Иакову и, как было принято, рожденных детей считала своими. Сестры не прекращали соперничать с друг другом. Лия, чтобы не потерять своего преимущества, тоже отдала свою служанку Иакову. И та родила детей.

В те времена бесплодие было для женщины большим горем. Иаков был богобоязненным человеком и считал, что только Бог может услышать молитвы Рахили, чтобы она родила сыновей. Бог ответил на ее молитвы. Прошло шесть лет, и Рахиль, наконец, забеременела и родила Иосифа. Она с облегчением сказала: «Снял Бог позор мой». Она дала сыну имя Иосиф, сказав, что «Господь даст мне и другого сына». Она была счастлива, что, наконец, получила прощение. Это произошло, когда она смирилась со своим положением и из ее сердца ушла зависть. Тогда Господь, пожалев смиренное сердце, дал ей детей, может быть, в зрелом возрасте. У Лавана Исаак прожили около 20 лет: семь лет за одну, семь лет за другую и несколько лет еще.

После этого Иаков решил вернуться на родину. Он почувствовал, что пора ему быть самостоятельным и освобождаться от опеки своего тестя. Он говорит, что хочет уйти и завести свое хозяйство, вернуться в землю Ханаанскую.

Иаков шел на родину и боялся мести своего брата. Он посылал ему дары – все больше и больше и горячо молился Богу, чтобы примирил их. И Бог молитву услышал. Исав встретил его, и эта встреча закончилась примирением.

Вторые роды у Рахили были тяжелые, рожая, она почувствовала, что умирает, и нарекла младенцу имя Бенони, что означает «сын моей скорби». Но Иаков назвал его Вениамином, что означает «сын правой руки» такое двойное имя получилось.

На месте захоронения жены Иаков поставил памятник. Позднее близ этого места был основан город Вифлеем, в котором родился Иисус Христос.

Иосиф и Вениамин были очень дороги для Иакова. Они росли послушными и так же, как отец, чтили Бога.

И Лия и Рахиль немало выстрадали, но дали детей народу Израиля. Двенадцать сыновей Иакова дали в потомстве двенадцать колен Израилевых.

Елизавета

Мать Иоанна Предтечи

Святой пророк Малахия предсказывал, что раньше Мессии явится его предтеча, который укажет на его пришествие. Поэтому иудеи, ожидавшие Мессию, ожидали и явления его предтечи. В городе Иудином Нагорной страны Палестины жили праведные священник Захария и жена его Елизавета, беспорочно соблюдавшие заповеди господни. Однако супруги были несчастны: дожив до преклонных лет, они были бездетны и не переставали молиться Богу, чтобы он даровал им дитя.

Женщины с именем Елизавета и в Ветхом, и в Новом Заветах принадлежали мужьям-священникам. Священник имел право брать в жёны девушку только безукоризненной репутации. Он не должен был жениться на опороченной или отвергнутой мужем своим, так как посвящён Богу, и через это осквернилось бы его священство. Захария был священником в Иерусалимском храме. Елизавета, жена его, была женщиной безукоризненной репутации. Они оба «были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно».

Елизавета была сестрой святой Анны, матери Пресвятой Богородицы. Елизавета в духовном отношении не просто следовала за своим благочестивым мужем, как это наблюдается у многих жён, но она имела личное призвание от Бога и вела самостоятельную духовную жизнь. Это видно из её пророческого озарения при появлении в её доме Марии, Матери Иисуса. Елизавета служит Богу больше духом своим, своей духовной жизнью, нежели по обрядовой форме. У неё истинная духовная жизнь, руководимая Духом Святым.

Евангелист Лука отмечает, что Елизавета была бесплодной и уже в летах преклонных. Для неё самой её бесплодие было печальной загадкой. Как и всякая иудейская женщина, она хотела бы быть матерью, так как у евреев бесплодие считалось прямым неблагословением Божиим, и бездетных людей обыкновенно презирали, как больших грешников. Но проходят годы, уходят её молодость и сила, а ожидаемого ребёнка нет и нет. И Елизавета сама чувствует себя униженной, лишённой благословения, и сама себе задаёт вопрос: «За что и почему Бог немилостив ко мне?»

Для неё пока было закрыто то, что Бог готовил её особым образом к рождению необыкновенного сына, того, о котором впоследствии Христос скажет: «Из рождённых жёнами не восставал больший Иоанна Крестителя».

Точно так Господь приготавливал некогда матерей праотцов Исаака и Иакова. Когда для великого дела Божия нужен соответственно человек с великим духом, то Бог готовит прежде его родителей. То же самое случилось и с матерью Иоанна. Все эти женщины после долгих лет ожидания, подготовленные Духом Святым, подарили миру славных сыновей, которым от Бога предназначалась высокая задача.

Конечно, Елизавета вместе с мужем не один раз обращались к Богу, умоляя, чтобы он помиловал их и послал им сына. Ей так хотелось посвятить его Богу, хотелось, чтобы позор бездетности был снят с неё.

Однажды, когда Захария был очередным священником в храме Иерусалимском, он вошел во время богослужения в святилище для каждения фимиамом. Войдя за завесу святилища, он увидел ангела божия. Ангел сказал ему: «Не бойся, Захария, твоя молитва услышана, жена твоя, Елизавета, родит тебе сына, и наречешь ему имя Иоанн». Захария не поверил словам небесного вестника, и тогда ангел сказал ему: «Я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан благовестить тебе это. Ты будешь немым до дня рождения, потому что не поверил словам моим».

Господь определил его быть предтечей Мессии, и в его задачу входило приготовить ему путь, то есть подготовить сердца людей к принятию Евангелия. Елизавету не смутило то, что Захария потерял дар речи. Ведь ангел благовестил не ей, а её мужу. Она довольствовалась словами, которые муж написал ей на дощечке. Но верой она была крепка и не сомневалась в том, что сказанное ангелом Захарии будет исполнено.

Елизавета зачала и, боясь насмешек над поздней беременностью, таилась пять месяцев. Елизавета умеет сдерживать себя: она спокойна и владеет собой. Её самообладание под стать мужскому, это редкий дар для женщин преклонного возраста. В ней нет и превосходства над мужем, как нет и слова упрёка в его адрес. Она, как подобает благочестивым жёнам, по-прежнему заботлива и покорна. Их праведность и непорочность не нарушаются. Елизавета очень самостоятельна и благородна не только по своему происхождению из священнического рода, но и по своему характеру и поведению. Её кротость и смирение достойны подражания.

После того как Дева Мария узнала, что её родственница Елизавета беременна, она пришла навестить её. Когда Елизавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве её; Елизавета исполнилась Святого Духа. Тогда Мария уже получила благовестие ангела и поспешила к ней, чтобы поделиться радостью. Елизавета, исполнившись Святого Духа, первая приветствовала Деву Марию как Матерь Божию: «Благословенна Ты между жёнами, и благословен плод чрева Твоего!» Вот оно, заслуживающее восхищения смирение: мать великого пророка стоит перед матерью Господа, пожилая – перед юной, и её не терзают ни ревность, ни зависть, но с трепетным благоговением она воздаёт ей должное почтение. Так Елизавета, женщина, которая из-за своей бездетности много лет страдала от людского презрения, была помазана Духом Святым и стала пророчицей.

Три месяца обе женщины, обе знаменитых матери, сыгравшие величайшую роль в истории человечества как на земле, так и для вечности, находились вместе. Многие искренне радовались, принимая живейшее участие в этом событии.

Настало время, и святая Елизавета родила сына, все родственники и друзья радовались вместе с ней. Мать назвала его Иоанном. Все были удивлены. Но Елизавета настояла на том имени, каким Господь повелел назвать его, а именно: Иоанном. Все жители Иудеи удивлённо говорили: «Что будет младенец сей?»

Когда нечестивый царь Ирод услышал от волхвов о родившемся Мессии, он решил избить в Вифлееме и его окрестностях всех младенцев в возрасте до двух лет. Услышав об этом, святая Елизавета убежала со своим сыном в пустыню и скрывалась в пещере. Святой Захария как священник находился в Иерусалиме и исполнял свое священническое служение в храме. Ирод послал к нему воинов с приказанием открыть местопребывание младенца Иоанна и его матери. Захария ответил, что это ему неизвестно, и был убит прямо в храме. Праведная Елизавета с сыном продолжала жить в пустыне и там умерла.

Только великая мать способна родить великого пророка. Своим служением Иоанн доказал, что Елизавета – уникальная женщина, сильная в благочестии, преданная жена и мужественная мать.

Иоанн сподобился крестить пришедшего в мир Господа.

Жизнь Елизаветы, образ её поведения, её скромность, её смирение – замечательный пример для всех женщин.

Мария

Мать Иисуса Христа

В Назарете, в Галилее, у благочестивой немолодой семейной пары Иоакима и Анны долгое время не было детей. Когда первосвященник отказал Иоакиму в праве принести Богу жертву, так как он «не создал потомства Израилю», Иоаким удалился в пустыню, а его жена осталась дома в одиночестве. В это время им обоим было видение ангела, возвестившего, что «Господь внял молитве твоей, ты зачнешь и родишь, и о потомстве твоем будут говорить во всем мире». Анна зачала и родила дочь.

Когда девочке исполнилось шесть месяцев, Анна поставила её на землю, чтобы посмотреть, может ли та стоять. Мария сделала семь шагов и возвратилась в руки матери. Анна решила, что дочь не будет ходить по земле, пока её не введут в храм Господень.

Когда Марии исполнился год, Иоаким устроил пир, на который собрал священников, старейшин и много народа, и принес в это собрание Марию, прося всех благословить девочку.

Предание говорит о воспитании Марии в обстановке особой ритуальной чистоты.

Мария была введена в Храм в возрасте трех лет. Иоаким и Анна поставили дочь на первую ступень, и, к всеобщему изумлению, трехлетняя Мария без посторонней помощи взошла на самый верх, где её принял первосвященник Захария. В храме она должна была жить до своего обручения.

Иоаким преставился через несколько лет после введения дочери во храм, в 80-летнем возрасте. Анна скончалась 79-ти лет, через два года после него, проведя их при храме рядом с дочерью.

Во время пребывания в Иерусалимском храме Мария воспитывалась вместе с другими благочестивыми девами, изучала Священное Писание, занималась рукоделием и постоянно молилась, имела различные видения ангелов. В связи с этим к 12 годам Мария дала обет вечного девства.

По достижении совершеннолетия она не могла остаться при храме, и для неё традиционным обрядом был избран супруг, охраняющий её и уважавший её обет – выбранный из колена Давида престарелый Иосиф. Причём Иосиф был избран из числа прочих женихов, так как его посох чудесным образом расцвёл.

Однажды Мария работала над пурпурной пряжей для храмовой занавесы. В то время Иудея была покорена Римом. Чужаки топтали Святую землю, завоеватели вели себя, как и положено римлянам: «горе побеждённым». Необходимость перемен ощущалась и в знойном воздухе, и в затравленных, а порой и в горящих решимостью взглядах. Народ иудейский стонал в ожидании Мессии. Посланный с небес Богом архангел Гавриил объявил Марии, что она станет матерью обещанного Мессии, зачав его посредством Святого Духа.

Но девушка ещё не замужем, Иосиф только собирается жениться на ней, прошел только первый этап брачного союза – обручение. Иосиф, увидев, что Мария ожидает ребёнка, огорчился и лишь из жалости к ней не захотел опозорить её публичным обвинением, поэтому решил отпустить её без огласки. Но явившийся Иосифу архангел Гавриил успокоил его, сказав: «Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречёшь Ему имя Иисус, ибо Он спасёт людей Своих от грехов их». Иосиф взял свою жену в свой дом, завершив свадебный обряд.

Узнав при Благовещении от архангела Гавриила о том, что её немолодая бездетная родственница Елизавета наконец-то беременна, Мария немедленно отправилась из Назарета навестить её в «город Иудин», где встретила пожилую Елизавету на последних месяцах беременности, а её мужа, Захарию – потерявшим способность говорить. Он лишился дара речи с тех пор, когда усомнился в пророчестве ангела о будущей беременности жены.

Елизавета стала первым человеком, провозгласившим Богоматери её будущее: «Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!» Согласно Евангелию, Мария прожила в доме Захарии и Елизаветы около трех месяцев и вернулась в Назарет незадолго до рождения у Елизаветы Иоанна Крестителя.

По требованию римской администрации при переписи населения Мария и Иосиф, как представители рода Давидова, отправились в Давидов город Вифлеем, где и родился Иисус – в яслях, так как все гостиницы были заняты, и путешественникам пришлось остановиться в стойлах. Там их нашли пастухи. На 8-й день ребёнок был обрезан, а на 40-й день принесён в Иерусалимский храм.

По закону Моисееву, родители должны были приносить в храм для посвящения Богу своих первенцев на сороковой день после рождения. При этом полагалось в благодарность Богу принести жертву. Во исполнение этого закона Мария с Иосифом и принесли младенца Иисуса в храм Иерусалимский. Мария не могла принести в благодарность за рождение сына богатые жертвоприношения. Она возложила на жертвенник только двух горлиц, как и полагалось бедным людям. Господь видел доброту ее сердца, и ее любовь сделала эту малую жертву благоуханной.

Произошла встреча старца Симеона с Богом. Когда-то Симеон переводил книгу пророка Исайи и прочитал слова «Се Дева во чреве приимет и родит Сына», он подумал, что это явная описка и вместо «Дева» должно стоять «Жена», и посчитал своим долгом исправить текст. Но ангел Господень остановил руку святого Симеона и уверил его, что он не умрёт, пока не убедится в истинности пророчества пророка. Симеон долго ждал исполнения обещания Божия – он жил, по преданию, около 300 лет. И вот в этот день по внушению Духа Святого он пришёл в храм. Симеон благословил семейство и, обратившись к Марии, предсказал Ей страдания.

Спасаясь от избиения младенцев, устроенного Иродом, Святое семейство покинуло Израиль.

Отрок Иисус не обучался в школе при синагоге. Мать была Его первым учителем. Он постигал небесные истины из ее уст и из Писаний пророков. Юноша Иисус не стремился учиться в школах раввинов. Он не нуждался в образовании, которое можно было получить там, потому что Сам Бог был Его наставником. В возрасте 12-ти лет Иисус при поездке в Иерусалим отправился в Иерусалимский храм и общался со священниками.

В течение всей Его земной жизни Мария разделяла Его страдания. Ей было больно видеть, сколько испытаний выпадает Ему, ребенку, юноше. Ей также пришлось немало пережить, защищая своего Сына в тех случаях, когда она считала Его поведение правильным. Она была убеждена, что семейные взаимоотношения и нежная материнская забота являются жизненно важными для формирования характера. Христос проявлял большое уважение, преданность и любовь к матери.

С тех пор как Мария услышала слова ангела у себя дома, она бережно собирала в своем сердце все свидетельства того, что Иисус – Мессия. Его непорочность и бескорыстие вселяли в нее уверенность, что Он не может быть ни кем иным, как только Посланцем Божьим. Но и ею порой овладевали сомнения и разочарования. Поэтому Мария с нетерпением ожидала того времени, когда откроется Его слава. Смерть разлучила ее с Иосифом, который вместе с ней хранил тайну рождения Иисуса.

Мария слышала о том, что Иисус был провозглашен Сыном Божьим во время крещения. Как и весь Израиль, Марию глубоко взволновало служение Иоанна Крестителя. Она прекрасно помнила пророчество, прозвучавшее при его рождении. Узнав, что Иоанн общался с Иисусом, она преисполнилась еще большей надежды. Но до нее также дошли слухи о таинственном уходе Иисуса в пустыню, и сердце матери тяготили горестные предчувствия.

Последние два месяца были для нее особенно тревожными. Из книг Священного Писания неясно, как часто Мария виделась с Иисусом до Его распятия, и видела ли она Его вообще.

Осужденных привели на место распятия. Привязали к орудиям казни. Мать Иисуса, поддерживаемая Его любимым учеником Иоанном, сопровождала Сына на Голгофу. Она видела, как Он падал под тяжестью креста, и ей так хотелось поддержать Его, омыть Его окровавленное чело, израненную голову, которая некогда покоилась на ее груди. Но ее не удостоили этой печальной чести.

Во время страданий взгляд Иисуса блуждал по толпе, собравшейся на Голгофе поглазеть на Его казнь. Он заметил у подножия креста Иоанна, поддерживавшего Его мать Марию. Она пришла к месту ужасной казни, не в силах больше оставаться вдали от Сына. Последний урок, преподанный Иисусом, был урок сыновней любви. Взглянув в убитое горем лицо Своей матери, Он перевел глаза на Иоанна, и сказал, обращаясь к матери: «Жено! Се, сын Твой!» Затем Он сказал Своему ученику: «Се, Матерь твоя!» Иоанн хорошо понял Иисуса и Его священное поручение. Он сразу же увел мать Христа подальше от этого ужасного места на Голгофе. С того часа он заботился о ней, как послушный сын, взяв ее к себе домой.

Когда Мария увидела воскресшего Иисуса, сияющего святостью в небесах, она грустно опустила голову. Иисус воскрес, стал Богом, но её мальчик умер, и его больше нет.

Мария умерла спустя 12 лет после Вознесения Христа. Согласно Святому Преданию, Мария покинула этот мир в 48 году. Традиция считает, что к смертному одру Богоматери со всех концов света успели съехаться апостолы, за исключением апостола Фомы, который прибыл на три дня позже и не застал Богородицу в живых. По его просьбе её гробница была открыта, но там были только благоухающие пелены. Христиане верят, что за смертью Марии последовали её Вознесение, а за её душой в момент смерти явился сам Иисус Христос с сонмом небесных сил.