Вы здесь

Великие матери знаменитых людей. 100 потрясающих историй и судеб. Матери в мифологии (И. А. Мудрова, 2014)

Матери в мифологии

Рея

Мать Олимпийских богов

Рея в греческой мифологии была дочерью Урана и Геи. Уран – бог, олицетворяющий небо, он относится к самому древнему поколению богов. Уран является супругом Геи. Гея – древнегреческая богиня земли. Родилась вслед за Хаосом. Гея – мать всего, что живет и растет на ней, а также мать неба, моря, титанов и титанид, гигантов, циклопов и сторуких исполинов – гекатонхейров.

Одной из главных черт Урана была его бесконечная плодовитость. Но, боясь погибнуть от одного из своих детей, он возвращал их снова в недра земли. Пряча их в утробу Геи, Уран причинял ей тяжкие страдания. Для облегчения участи своей матери Кронос, её младший сын, оскопил Урана при помощи серпа. Плодоносная сила Урана была настолько велика, что от капель крови, упавших на землю, родились эринии, а от упавших в море – богиня Афродита. Результатом было отстранение Урана от продолжения рода богов-чудовищ и переход власти к его сыну Кроносу.

Титаны – в древнегреческой мифологии боги второго поколения, дети Урана и Геи. Их шесть братьев и шесть сестёр-титанид: Океан, Кей, Криос, Гиперион, Иапет, Кронос, Тейя, Тефида, Рея, Фемида, Мнемозина, Феба.

Они вступили в браки между собой и породили новое поколение богов: Прометея, Гелиоса, Лето, а также муз и других. Таким образом, Рея – титанида в древнегреческой мифологии, супруга титана Кроноса и мать олимпийских богов: богини домашнего очага Бестии, богини полей и плодородия Деметры, богини семьи и родов Геры, бога подземного царства Аида, бога морей Посейдона, бога грома и молнии Зевса.

Кронос боялся предсказания Геи, по которому кто-то из его детей, рождённых ему Реей, свергнет его, а поэтому проглатывал их одного за другим. Так проглотил он Бестию, Деметру, Геру, Аида и Посейдона. Рея, беременная Зевсом, не желая лишиться последнего ребенка, родила его в глубокой пещере на Крите и скрыла там, а Кроносу дала проглотить камень. Ее сопровождали куреты. Эти мифические существа подняли невообразимый шум, дабы заглушить им крики новорождённого бога и тем самым спасти его от неминуемой гибели в чреве своего отца. В полном вооружении они охраняли Зевса-младенца на Крите, ударяя копьями о щиты. Тем и спасли маленького Зевса. Позднее Кронос превратил их во львов, а Зевс сделал царями зверей.

Когда Кронос понял, что обманут, стал искать Зевса по всей земле. Выросший Зевс сделал зелье, которое заставило Кроноса изрыгнуть проглоченных им детей. Три брата – Зевс, Посейдон и Аид – разделили власть между собой. Зевсу досталось господство на небе, Посейдону – море, Аиду – царство мёртвых.

После десятилетней войны Кронос был свергнут Зевсом и заключен в глубочайшую бездну – Тартар. Сам Зевс воцарился над миром, сделав и своих сестер олимпийскими богинями: Гестию – богиней домашнего очага, Геру – женой и царицей богов, Деметру – богиней полей и плодородия. Свою мать Рею Зевс сделал благородной царицей всего живого.

Рея изображалась в матрональном типе, обыкновенно с короной на голове, или в покрывале, большей частью сидящей на троне, близ которого сидят посвященные ей львы. Атрибутом ее был тимпан.

С мифологического образа Реи в европейской художественной культуре начинается традиция отдания долга материнству

Гера

Мать древнегреческих богов

Гера – третья дочь Кроноса и Реи, сестра Деметры, Гестии, Аида и Посейдона. Великую богиню Геру, после того как ее и ее братьев и сестер изверг из своих уст побежденный Зевсом Крон, мать ее Рея отнесла на край земли к седому Океану; там воспитала Геру супруга Океана Тефида. В будущем она будет мирить дядю и тетку в их ссорах.

Гера долго жила вдали от Олимпа, в тиши и покое. Великий громовержец Зевс увидал ее, полюбил и похитил у Тефиды. Их тайная связь началась задолго до свадьбы, причем именно Гера играла в ней активную роль. Зевс полюбил Геру, когда она была девушкой, и превратился в кукушку, которую она поймала. Часто Гера изображается со скипетром в руке, наверху скипетра – кукушка. В дни праздников Геры женихи приближались к алтарю богини в масках кукушки. Брак Зевса и Геры оставался тайным 300 лет. Свадьба Зевса и Геры проходила в Кносской земле, в местности близ реки Ферена, где стоит храм в честь этого события. Боги пышно справили свадьбу Зевса и Геры. Все боги подносили дары повелительнице Гере, а богиня Земля-Гея вырастила из недр своих в дар Гере дивную яблоню с золотыми плодами. Зевс чтит ее высоко и сообщает ей свои планы, хотя и удерживает ее при случае в пределах ее подвластного положения.

Гера – покровительница брака, охраняющая мать во время родов.

Гера родила мужу Гебу, Илифию и Ареса.

Геба – в древнегреческой мифологии богиня юности, служившая на Олимпе виночерпием богов до тех пор, пока её не сменил Ганимед. Была выдана замуж за Геракла, когда он обрёл бессмертие. В знак окончания давней вражды Геры и Геракла Гера усыновила Геракла и дала ему в жёны Гебу.

Илифия – в античной мифологии богиня-родовспомогательница, обычно появляется как спасительная, но иногда и как враждебная сила при родах. Без её помощи роды не могут произойти. Богиня Лето мучилась в родовых схватках несколько дней, прежде чем Илифия прибыла с Олимпа тайком от Геры. По требованию Геры Илифия ускорила роды Эврисфея и задержала рождение Геракла Алкменой. Когда беременная царевна Мирра превратилась в мирровое дерево, чтобы скрыться от своего отца после совершения с ним инцеста, Илифия из щели в коре вытащила младенца Адониса.

Apec – в древнегреческой мифологии бог войны. Сам Зевс настолько ненавидел Ареса за его кровожадность, что говорил, что не будь тот его сыном, он отправил бы его в Тартар. Первоначально считалось, что Гера родила Ареса без участия Зевса, от прикосновения к волшебному цветку. Apec был возлюбленным богини Афродиты, позднее её мужем. Спутницами Ареса были богиня раздора Эрида и кровожадная Энио. Apec ненавидел Эйрене, богиню мира, и был неразлучен с Эридой, злостной богиней раздора. Его возлюбленной была Эос.

От прикосновения к земле Гера породила чудовище Тифона.

«Миновав супружеское ложе», самостоятельно родила Гефеста – в отместку мужу, единолично произведшего на свет Афину. Гефест – в греческой мифологии бог огня, покровитель кузнечного ремесла и самый искусный кузнец.

Когда Гефест появился на свет, он оказался больным и хилым ребенком, к тому же хромым на обе ноги. Гера, увидев своего сына, отказалась от него и скинула с высокого Олимпа. Но море не поглотило юного бога, а приняло его в свое лоно. Приемной матерью Гефеста стала морская богиня Фетида. До своего совершеннолетия Гефест жил на дне моря и занимался своим любимым делом: ковал. Прекрасные изделия выходили из кузни Гефеста, не было им равных ни по красоте, ни по прочности. Словно живые летали изображенные птицы, реально жили люди, и даже ветер обретал жизнь в прекрасных творениях Гефеста.

Узнав о том, что он сын Зевса и Геры, и о преступлении матери, Гефест решил отомстить. Он создал кресло (золотой трон), равного которому не было в мире, и послал на Олимп в качестве подарка для Геры. Гера пришла в восторг, никогда она не видела такой великолепной работы, но стоило ей сесть в кресло, её обвили невидимые ранее оковы, и она оказалась прикована к креслу. Никто из пантеона богов не смог разомкнуть путы кресла, поэтому Зевс был вынужден отправить Гермеса, посланца богов, чтобы приказать Гефесту освободить Геру Но Гефест отказал. Тогда боги послали Диониса, бога виноделия, к Гефесту. Дионису удалось напоить Гефеста и доставить его на Олимп. Будучи в опьяненном состоянии, Гефест освободил свою мать. Гера признала своего сына. Гефест же был принят в сонм богов и продолжал работать в качестве кузнеца. Все здания на Олимпе были построены Гефестом, а также отец Гефеста Зевс поручал изготавливать свои не знающие промаха молнии своему сыну.

Также среди детей Геры называют Аргу и Ангелу.

Арга была смелой охотницей, любимицей Зевса. Охотясь на оленя, она громко закричала: «Даже если олень бежит быстрее, чем солнце, я настигну его!» Этим она рассердила влюблённого в неё бога солнца Гелиоса, и он превратил её в собаку.

Ангела отдана отцом на воспитание нимфе. Ангела, вернувшись через 10 лет, похитила у матери её умащения и спряталась от её гнева (сначала в дом роженицы, потом в дом покойника). Хотя Гера простила Ангелу, кабиры успели окунуть её в Ахерусийском озере в Аиде, и с тех пор Ангела принадлежит загробному царству.

Гера ревнива, и коварно преследует своих соперниц. Она питает ненависть к героям – детям мужа от смертных женщин. Гера хорошо знала, что, нанеси она мужу слишком серьезную обиду, его молния не минует и ее. Поэтому Гера предпочитала злые интриги в связи, например, с появлением на свет Геракла, а порой заимствовала у Афродиты пояс, сотканный из вожделения, чтобы разжечь в муже страсть и тем самым ослабить его волю.

Она покровительствует своим любимым ахейцам; ахейские города Аргос, Микены, Спарта – ее любимые местопребывания.

Каждый год Гера купалась в источнике Канаф у города Навплии и становилась вновь девой.

Как единственная законная жена на Олимпе Гера – покровительница браков и родов. Ей были посвящены гранатное яблоко, символ брачной любви, и кукушка, вестница весны, поры любви.

Деметра

«Мать-Земля»

Деметра – в древнегреческой мифологии богиня плодородия и земледелия. Одно из наиболее почитаемых божеств олимпийского пантеона. Ее культ – культ богини-матери, покровительницы земледельцев, охраняющей все живое на земле. Она – «Великая мать», порождающая все живое и принимающая в себя умерших, воплощение первобытной творческой энергии. Деметра – «благая богиня», хранительница жизни, научившая человечество земледелию, помощница в крестьянских трудах, наполняет амбары земледельца запасами. Если женщина хочет быть плодовитой, как сама Земля, она приносит жертвы великой Деметре.

Деметра – вторая дочь Кроноса и Реи, она сестра Зевса, Геры, Гестии, Аида и Посейдона.

В пору молодости и веселья она вне брака родила от своего брата Зевса Персефону и могучего Иакха, ставшего божеством элевсинских мистерий Деметры, объединяющих человека с богом, вплоть до бессмертия и обладания божественной властью.

На свадьбе Кадма и Гармонии Деметра влюбилась в Иасиона, сына Зевса и плеяды Электры. Разгоряченные выпитым нектаром, лившимся на свадьбе рекой, влюбленные незаметно выскользнули из дома и предались любви на трижды вспаханном поле. Когда они вернулись, Зевс по их поведению и испачканным рукам и ногам догадался о том, что между ними было, и возмущенный тем, что Иасион осмелился прикоснуться к Деметре, испепелил его молнией. А Деметра родила сына Плутоса, который стал богом богатства. Он впервые ввел обычай заботиться о жизненных благах, а также собирать и хранить деньги, тогда как ранее к накоплению и тщательному сбережению множества денег все относились с пренебрежением.

Любимой дочерью Деметры была Персефона. Мать вместе с нимфами вскормила ее в пещере. По мифу, вместе с ней росли девушки Афина и Артемида. Девушка была необыкновенно хороша. К ней сватались Apec и Аполлон. Но всех перехитрил Аид, хозяин подземного царства мертвых. Полюбив Персефону, он украл ее, спрятал глубоко в бездне подземного царства. Веселость Деметры прошла, когда она потеряла единственную дочь. Девять дней и ночей без еды и питья искала Персефону Деметра, тщетно взывая к ней. Несчастная мать обратилась за помощью к Гелиосу. Тот назвал ей имя похитителя, и Деметра поняла, что Зевс сам уступил брату свою дочь, она бессильна что-либо изменить. Изменив внешность, богиня отправилась скитаться по свету.

В Элевсине Деметра опустилась на камень (позже его назвали камнем скорби) у родника (колодца) Анфион. Здесь её в слезах увидели дочери элевсинского царя Келея. Богиня не открыла девушкам свою тайну Царевны отвели её в дом отца. Входя в мегарон, богиня задела головой притолоку двери, от чего по дому распространилось сияние. Царица Метанира, заметившая это, поняла, что перед ней не простая смертная. Она поклонилась богине и предложила занять свое кресло. Деметра отказалась и, устроившись на простом деревянном сиденье у стола, предалась печали. Она отказывалась от вина и еды, никого вокруг не замечала.

Всякий рост на земле прекратился. Листья на деревьях завяли и облетели. Леса стояли обнаженными. Трава поблекла; цветы опустили свои пестрые венчики и засохли. Не было плодов в садах, засохли зеленые виноградники, не зрели в них тяжелые сочные грозди. Прежде плодородные нивы были пусты, ни былинки не росло на них. Замерла жизнь на земле. Голод царил всюду: всюду слышались плач и стоны.

Царский сын Триптолем, пасший отцовский скот, узнал Деметру и сообщил ей, куда пропала Персефона. Два других пастуха видели, как Аид похитил юную богиню и скрылся под землей. Имея такое свидетельство, Деметра потребовала вернуть ей дочь. Но оказалось, что Аид похитил ее с тайного согласия Зевса. Деметру это возмутило настолько, что она продолжила свои странствия по земле, запрещая деревьям плодоносить, а травам расти. И так продолжалось до тех пор, пока племя людей не оказалось на грани вымирания. Зевс, не решаясь лично встретиться с Деметрой, послал к ней олимпийских богов с примирительными дарами. Было решено, что три месяца в году Персефона должна будет проводить со своим супругом в царстве мертвых, а остальное время может быть со своей матерью. Аид согласился отпустить Персефону к матери, но предварительно дал ей проглотить зерно плода граната, символ брака. Взошла Персефона на златую колесницу мужа с Гермесом; помчались бессмертные кони Аида, никакие препятствия не были страшны им, и в мгновение ока достигли они Элевсина. Забыв все от радости, Деметра бросилась навстречу своей дочери и заключила ее в свои объятия.

После этого Деметра наконец согласилась вернуться домой.

В благодарность за гостеприимство Деметра научила элевсинцев земледелию. Юный Триптолем стал любимцем богини. Она дала ему посевное зерно, деревянную соху и колесницу, запряженную змеями, и послала его учить людей во всем мире искусству земледелия. До этого никто из людей не знал пшеницу и не умел выращивать этот злак. Вместе с этим знанием люди обрели настоящее богатство.

Великая Деметра вернула плодородие земле, и снова все зацвело, зазеленело. Нежной весенней листвой покрылись леса; запестрели цветы на изумрудной траве лугов. Вскоре заколосились хлебородные нивы; зацвели и заблагоухали сады; засверкала на солнце зелень виноградников. Пробудилась вся природа, все живое ликовало и славило великую богиню Деметру и дочь ее Персефону.

Но каждый год покидает свою мать Персефона, и каждый раз Деметра погружается в печаль и снова облекается в темные одежды. И вся природа горюет об ушедшей. Желтеют на деревьях листья, и срывает их осенний ветер; отцветают цветы, нивы пустеют, наступает зима. Спит природа, чтобы проснуться в радостном блеске весны тогда, когда вернется к своей матери из безрадостного царства Аида Персефона.

В Элевсине был построен храм Деметры, и раз в году в течение девяти дней в сентябре совершались элевсинские мистерии, символически представляющие горе Деметры и поиски ее дочери.

Тефида

Мать земных вод

В древнегреческой мифологии – одно из древнейших божеств, титанида, дочь Урана (неба) и Геи (земли). Она стала супругой своего брата Океана, который обладал властью над мировым потоком, окружавшим, по представлениям греков, земную твердь. Они породили три тысячи сыновей – речных потоков и три тысячи дочерей – океанид. Дети Тефиды: речные божества Иннах и Ахелой, а также Ладон, бог реки в Аркадии. Они являются персонажами греческой мифологии.

Хотя океаниды очень отличались друг от друга по своим функциям и степени важности в мифологической системе, как правило они ассоциировались с бесчисленными реками южной Европы и Малой Азии, как и их братья – речные потоки. Старшая из океанид – Стикс.

Во время борьбы Крона с Зевсом Стикс прежде других богов поспешила со своими детьми, среди которых была богиня победы Ника, на помощь Зевсу, за что тот сделал Стикс богиней клятв, а её воды их символом.

Стикс жила далеко, на крайнем западе, где начинается царство ночи, в роскошном дворце, серебряные колонны которого упирались в небо. Это место было отдалено от обители богов, лишь изредка залетала сюда Ирида за священной водой, когда боги в спорах клялись водами Стикса. Под серебряными колоннами дворца подразумеваются падающие с высоты струи источника; местопребывание богини – там, где из струй образовывался поток. Отсюда воды уходили под землю, в темноту глубокой ночи, ужас которой выражался в ужасе клятвы.

Дочь Тефиды океанида Метида, богиня мудрости, была первой супругой Зевса. Она помогла Зевсу вывести из утробы Крона проглоченных тем своих детей – братьев и сестёр Зевса. Она приготовила волшебное зелье, выпив которое, Крон изрыгнул сначала камень, а потом и детей. Уран и Гея предсказали Зевсу, что она родит ему сына, который свергнет его. Она принимала различные образы, чтобы избежать любви Зевса, но тот сошелся с ней, и, когда она забеременела, проглотил ее по их же совету, после чего из его головы родилась мудрая Афина. Афина уже не дочь непосредственно Метиды, а преимущественно Зевса; в ней соединилась мудрость матери и отца.

Тефида и Океан обитают на краю света. Во время борьбы Зевса со своим отцом Кроном Рея попросила супругов Тефиду и Океана приютить свою маленькую дочь Геру. Гера любила своих дядю и тетю и впоследствии часто прилетала к ним в гости.

Богиня земных вод Тефида дает жизнь всему существующему, ведь на плодовитость богини и заботу о потомстве указывает её имя, что в переводе означает «мать, бабушка, тетка».

Афродита

Мать многих античных героев

Афродита родилась в морской воде из крови Урана, которая попала в море и образовала белоснежную пену. Афродита возникла обнаженной из пены вблизи Кипра. Вышедшую из морских волн Афродиту встретили оры в золотых диадемах и увенчали ее золотым венцом, украсили золотым ожерельем и серьгами, а боги дивились ее прелести и возгорались желанием взять ее в жены.

Все красивое в этом мире было творением Афродиты. Она предпочитала жизнь и мир войне и смерти. Богине были подвластны не только люди и звери, но и сами боги. Лишь три богини были неуязвимы перед силой любви: Афина, Артемида и Гестия. Все остальные, так или иначе, оказывались в ловушках Афродиты.

Супруга громовержца Гера устроила так, что Афродита вышла замуж за Гефеста – самого искусного мастера среди богов и самого некрасивого из них. Хромоногий Гефест трудился в своей кузнице, а Афродита, нежась в опочивальне, расчесывала золотым гребнем кудри и принимала гостей – Геру и Афину Афродита и Гефест не имели детей. Их брак может представлять союз красоты и мастерства, из которого рождается искусство.

Афродита имела долгую романтическую связь с Аресом, богом войны. Безумие войны соединилось с безумием любви, и от этого трудно ждать хорошего. От этого союза родилось трое детей: дочь Гармония и два сына, Деймос (ужас) и Фобос (страх), сопровождавшие своего отца в битвах. Афродита и Apec представляют союз двух наименее контролируемых страстей – любви и войны, но если они находятся в совершенном равновесии, могут создавать гармонию.

Узнав об измене жены, рассерженный Гефест выковал тонкую, как паутина, но удивительно прочную золотую сеть, которую незаметно прикрепил к подножию кровати, опустив с потолка, а затем объявил жене, что отправляется немного отдохнуть на свой любимый остров Лемнос. Стоило только мужу скрыться из виду, как Афродита послала за Аресом, который не заставил себя долго ждать. Наутро любовники обнаружили, что лежат опутанные сетью – голые и беспомощные. Появился Гефест и приглашенные им поглазеть и посмеяться остальные боги (богини из деликатности остались дома). Apec получил свободу только благодаря Посейдону, пообещавшему Гефесту устроить так, что Apec заплатит выкуп, – в конце концов Apec отказался платить и Гефест так и остался без выкупа. Афродита вернулась на Кипр, где вернула себе девственность, искупавшись в море.

Другим ее любовником был Гермес, посланник богов, провожавший души в подземное царство, покровитель путников, воров и торговцев, изобретатель музыкальных инструментов и в то же время бог красноречия, изворотливости и обмана. Ребенком от союза Афродиты и Гермеса был бисексуальный бог Гермафродит, унаследовавший красоту их обоих, носивший оба их имени и обладавший половыми признаками обоих. Как символ, Гермафродит может представлять бисексуальность – эротическое влечение к обоим полам.

От веселого и буйного Диониса Афродита родила ребенка Приапа, маленького бога с огромными гениталиями. Считалось, что так наказала ее Гера за неразборчивость в связях. Также детьми Афродиты от Диониса были три хариты, богини веселья и радости жизни, олицетворение изящества и привлекательности: Аглая, Евфросина, Талия, – и сын Гименей, божество брака, собственно олицетворенная брачная песнь.

Афродита сходилась иногда и со смертными.

Увидев Анхиза, пасшего скот на склоне горы, она возжелала его, смертного с «телом, подобным богу», как описывал его Гомер. Притворившись прекрасной девушкой, она возбудила в нем страсть своими словами и соблазнила его. Когда им овладел сон, она сбросила маску смертной и разбудила своего спящего любовника. Афродита открыла ему, что родит сына, Энея, который прославится как легендарный основатель Рима, и предупредила, чтобы он никому не открывал, что она – мать его сына. Однако позднее Анхиз, выпивший слишком много вина, стал похваляться любовной связью с Афродитой, после чего был сражен молнией и покалечен. Их сын – Эней, предок Юлия Цезаря.

Самой большой любовью Афродиты был прекрасный смертный юноша Адонис, сын красавицы Мирры, превращенной богами в мирровое дерево, дающее благотворную смолу – мирру. Вскоре Адонис погиб на охоте от раны, нанесенной диким вепрем. Из капель крови юноши расцвели розы, а из слез Афродиты – анемоны. Вепря наслал Apec, приревновавший Афродиту Афродита постаралась вернуть себе любимого, но в царстве мертвых его успела увидеть Персефона и тоже влюбиться. Спор богинь был разрешен Зевсом – часть года Адонис проводил с Персефоной, часть – с Афродитой.

Эрос, бог любви, был одним из сыновей Афродиты, рожденный без отца.

Жестоко могла отомстить Афродита за пренебрежение к ней мужчин и соперничество с ней женщин. Она внушала им самые низменные и преступные страсти, подвергала ужасным препятствиям и испытаниям. Она покарала Ипполита, который хотел остаться девственником, и Нарцисса, который отвергал любовь; внушила противоестественные желания Пасифае, которая влюбилась в быка, и Мирре, которая возжелала собственного отца. Лемносских женщин, за то, что они отказались ее почитать, богиня наделила отвратительным запахом, так что мужчины перестали с ними спать.

Богини судьбы наделили Афродиту лишь одной божественной обязанностью – творить любовь, но однажды Афина застала ее тайком сидевшей за прялкой. Посчитав это вмешательством в свои дела, Афина пригрозила вообще бросить свои обязанности. Афродита извинилась и с тех пор больше никогда не прикасалась ни к какой работе.

Афродита представляет побуждение, обеспечивающее продолжение человеческого рода. Афродита способствует половому побуждению и силе страсти, она может превратить женщину в «сосуд порождающий». Женщина, находящаяся под влиянием Афродиты, имеет ребенка потому, что испытывает страсть к мужчине.

Фетида

Мать Ахилла

Морской царь Нерей праздновал день рождения своей младшей дочери Фетиды. Посейдон был принят со всеми почестями, и сама Фетида ухаживала за ним. Очарованный, он не мог оторвать взора от нимфы. Чем больше Посейдон смотрел на нее, тем сильнее страсть охватывала его. Посейдон объявил, что намерен жениться на Фетиде. Нерей ответил, что если Посейдон подождет один год, Фетида сможет стать его невестой.

Однажды во время пиршества на Олимпе была затронута щекотливая и опасная тема – красота богинь. Бог моря удивил всех, заявив, что самые прекрасные создания не богини, а нимфы. И тогда он описал красоту Фетиды, когда она танцевала на берегу. Жизнелюб Зевс считал своим долгом сочетаться браком со всеми прекраснейшими женщинами земли и неба. На следующую ночь, превратившись в орла, Зевс тайно полетел искать Фетиду. Он увидел ее, танцующую на ослепительно белом песчаном берегу, освещенном луной. Вернувшись на Олимп, он объявил, что хочет взять ее в жены. Посейдон возражал, говоря, что Фетида уже обещана ему ее отцом.

Фемида, богиня правосудия, была посвящена в тайны прошлого и будущего и открыла собравшимся судьбу морской принцессы: первый сын, которого родит нимфа, будет могущественнее своего отца. Если отцом будет бессмертный, то ребенок сможет свергнуть олимпийских богов. Тогда Зевс и Посейдон согласились смирить свою страсть. Фемида посоветовала им выдать ее замуж за смертного. В мужья Фетиде боги выбрали юношу по имени Пелей. Пелей был прельщен юной красавицей. Однако невеста отнюдь не стремилась к браку. Для того чтобы овладеть ею, ему придется пройти одно испытание. Ночью, когда она будет танцевать на берегу, он должен поймать ее и крепко держать, что бы ни случилось. Он легко согласился, полагая, что хрупкая нимфа не соперник ему.

Как только Фетида появилась, Пелей, влюбленный еще сильнее, чем прежде, поймал ее и стал крепко держать. И началось тяжелое испытание. Прекрасное лицо девушки исказила ярость, вместо нее появилась огромная пантера, а ее когти со всей силы впились в тело юноши. Хвост пантеры обвился вокруг его ног, затем превратился в жалящую змею. Змея исчезла, вместо нее возник огненный столб, его сменил грохочущий водопад, затем появился морской орел. Пелей держал крепко. Наконец силы нимфы иссякли, и она, побежденная, приняла прежний вид. Она сказала ему, что он первый из смертных, кто завоевал право быть женихом нереиды. Они провели ночь в объятиях друг друга.

Когда рассвет зажег небо, Фетида попросила Пелея обещать прежде, чем они поженятся, выполнить одно ее условие. Он не должен к ней относиться, как смертные относятся к своим женам – никогда не разговаривать грубо, не сметь командовать ею. Пелей дал ей слово.

Кентавр Хирон радостно приветствовал их. Все боги и богини прибыли в этот вечер на свадебное пиршество, чтобы удостоить своим присутствием первый брак между смертным и богиней. На высотах горы Пелиона, в пещере кентавра Хирона была отпразднована их свадьба, на которой присутствовали все олимпийцы, принесшие новобрачным великолепные дары. Зевс подарил Фетиде крылья Арки, Гефест Пелею меч, Афродита – фиалу с фигурой Эрота, Гера – хламиду, Афина – свирель. Аполлон и Артемида не пришли на свадьбу. Праздник удался на славу. И только Нерей не разделял общего веселья, ибо он знал, что имя первенца Фетиды будет Ахилл.

От этого брака действительно остался единственный сын Ахилл. У Фетиды было несколько сыновей, но каждый раз, как она становилась матерью, она погружала новорожденного в котел с кипящей водой либо в огонь, чтобы испытать, бессмертен ли младенец. Таким образом Пелей лишился нескольких сыновей, пока не родился Ахилл, который был вовремя спасен отцом. Когда Пелей не позволил бросить Ахилла в огонь, Фетида покинула мужа.

Покинув Пелея, Фетида как морская богиня поселилась в морской глубине, откуда продолжала следить за участью своего сына.

Ахиллу было предсказано, что он пойдет на войну греков против Трои, которая будет взята только с его помощью, но что он сам там погибнет.

Поэтому богиня-мать всячески старалась обмануть судьбу. Фетида, желая сделать своего сына бессмертным, погрузила его в воды Стикса, так что одна лишь пята, за которую она его держала, осталась уязвимой. При ее содействии во время сборов на войну скирский царь Ликомед помог Фетиде спрятать Ахилла в своем доме, где юноша воспитывался с несколькими царскими дочерьми. Одной из девушек, Деидамией, Ахилл увлекся, и она родила сына Неоптолема. Когда же участие Ахилла в войне стало неизбежным, Фетида предупредила сына, чтобы он не спрыгивал с корабля первым на троянскую землю, так как, по предсказанию, первый высадившийся ахеец должен был погибнуть.

Ахилл, конечно, попал на войну с Троей. Сразив множество врагов, герой в последней схватке дошел до Скейских ворот Трои, но здесь стрела, пущенная из лука принца Париса рукой самого Аполлона, поразила его в пяту, и сын Фетиды погиб.

Морская богиня Фетида была любящей матерью, готовой на все ради спасения сына Ахилла от судьбы, предсказанной ему, согласно которой он должен умереть под стенами Трои, не дожив даже до своей тридцатой зимы. Ее борьба с судьбой была напрасной, то, что предрекли Мойры, не может не исполниться.

Лето

Мать античных богов Аполлона и Артемиды

Лето – «титанида», дочь титана Кея и Фебы. Она была возлюбленной Зевса, матерью близнецов Аполлона и Артемиды.

В мифах создан образ Лето как страдающей матери, «вечно милой», «самой кроткой», которая благодаря своим детям заняла почетное место на Олимпе. О ней писали многие античные авторы.

Зевс овладел Лето, превратившись в перепела. Гера страшно злилась на Лето. Когда той пришло время родить, ревнивая Гера запретила земной тверди дать роженице место для родов. Она послала дракона Пифона преследовать Лето. Несчастная Лето проводит много времени в долгих странствиях по материку и островам греческого мира, она обращается с просьбой к Делосу, носившемуся в те времена по волнам бурного моря, стать ей пристанищем и обещает прославить этот остров великолепным храмом: «Делос, – воскликнула она, – ты такой же одинокий, как и я, и у тебя нет убежища; тебя, меня преследует ярость Геры. Прими меня!»

Девять дней мучается Лето в тяжелых схватках, рядом с ней «лучшие среди богинь» – Фемида, Рея, Амфитрита, Диона и другие. Злобная Гера задержала свою дочь, богиню родов Илифию, под облаками на Олимпе. Через Ириду богини одаривают Илифию ожерельем. Под пальмами Делоса Лето родила своих детей. Артемида родилась первой и сразу же начала принимать у матери роды своего брата Аполлона.

Родив детей, Лето скиталась по Ликии и просила воды у местных жителей. Но они замутили воду в озере, и Лето превратила их в лягушек. Она омыла детей в реке Ксанфе.

Лето особенно любима своими детьми, которые оберегают ее и убивают тех, кто пытается оскорбить их мать. Сразу после рождения юный, светозарный Аполлон понесся по лазурному небу с серебряным луком за плечами; золотые стрелы громко звенели в его колчане. Он стремился туда, где жил грозный Пифон, преследовавший его мать Лето; он хотел отомстить ему за все зло, которое тот ей причинил. Выполз из своего логовища ужасный Пифон. Громадное тело его, покрытое чешуей, извивалось меж скал бесчисленными кольцами. Раздался звон тетивы серебряного лука, как искра сверкнула в воздухе не знающая промаха золотая стрела, за ней другая, третья; стрелы дождем посыпались на Пифона, и он бездыханный упал на землю.

Однажды жена фиванского царя Ниоба возгордилась своими детьми и вздумала сравниться с Лето. Она стала говорить, что она плодовитее богини, и та разгневалась. Раздраженная высокомерием Ниобы, Лето обратилась к своим детям, которые своими стрелами уничтожили всех детей обидчицы. Артемида умертвила всех дочерей Ниобы в ее собственном доме, а сыновей, охотившихся на склонах Киферона, убил Аполлон. Ниоба от горя обратилась в камень и в вечной тоске проливала слёзы о погибшем потомстве.

Лето, Аполлон и Артемида всегда единодушны. Они вместе помогают троянцам в Троянской войне, что связано с их малоазийским происхождением. Аполлон спасает Энея, а Лето и Артемида возвращают герою мощь и красоту.

Великую гордость материнства испытывает Лето, когда на Олимпе в доме Зевса появляется Аполлон. Она помогает сыну снять оружие, усаживает его в кресло. И пока все боги трепещут от страха, встав со своих мест, а Зевс подносит сыну в золотой чаше напиток, Лето веселится, сердцем радуясь, что родила столь мощного сына.

Образ Лето – это образ богини-матери, прославленной в детях.

Леда

Мать Елены Прекрасной

Леда была дочерью этолийского царя Фестия и Евритемиды. Ее выдали замуж за спартанского царя Тиндарея, когда он, изгнанный из Спарты, спасался у отца Леды в Этолии. Геракл, победив его врага, передал ему царскую власть. Тиндарей отдал землю Гераклу, а тот отдал страну на сохранение Тиндарею.

У Тиндарея и Леды родились дети Клитемнестра и Кастор.

Поразившись красотой Леды, Зевс на реке Еврот явился к Леде в образе белого лебедя и так нежно заигрывал с ней, что Леда не смогла устоять. Леда родила яйцо. Из этого яйца появились на свет Елена и Полидевк.

Имя Леда объясняется как «Ночь» и символизирует «мать звездных богов». Ее сыновья – Кастор и Полидевк – путеводные звезды. Сказание говорит об участии их в предприятиях других героев – в охоте на калидонского вепря, в походе аргонавтов; в Аттике рассказывали о походе их против Тесея с целью вернуть похищенную им сестру их Елену. Посейдон подарил им коней и дал силу спасать терпящих кораблекрушение. Кастор обучал Геракла сражаться в полном вооружении. Кастор известен как наездник, упражнялся в военном деле. Кастор победил в беге на Олимпийских играх, устроенных Гераклом. Полидевк упражнялся в кулачном бою и победил на этих же Олимпийских играх. Полидевк получил от Зевса звезду (то есть дар бессмертия), но поделился даром с братом. Когда Зевс, на просьбу Полидевка дать ему умереть вместе с братом, предоставил ему на выбор или вечно пребывать на Олимпе одному, или вместе с братом проводить один день на Олимпе, другой – в подземном царстве, то верный брат выбрал последнее, и с тех пор они один день были бессмертными, другой смертными. Позднее было принято, что один брат по очереди пребывал на Олимпе, другой – в подземном царстве; это сказание находится в связи с представлением о них, как о богах рассвета и сумерек, причём один был утренней, другой – вечерней звездой.

Дочь Леды Елена была самой прекрасной из женщин, даже богини завидовали ей. Герой Аттики Тесей похитил Елену из Спарты, когда ей было 12 лет, когда она плясала в храме Артемиды. Её братья Кастор и Полидевк освободили Елену и вернули в дом Тиндарея, она осталась девушкой.

За Елену сватались множество женихов, но Тиндарей опасался распрей и никак не мог решиться отдать Елену замуж. Одиссей предложил Тиндарею предоставить право выбора жениха самой Елене, которая выбрала могучего сына Атрея Менелая.

Когда отец Елены Тиндарей состарился, он уступил власть в Спарте своему зятю Менелаю.

Когда Менелай отсутствовал в Спарте, Елена была похищена троянцем Парисом, чем подан был повод к троянской войне.

Елена провела в Трое 20 лет. После гибели Париса она стала женой Деифоба.

Леда не смогла перенести позора, когда троянцы похитили Елену, и покончила с собой.

Гекуба

Мать троянских царевичей

Гекуба – в древнегреческой мифологии жена царя Приама. Жила во времена Троянской войны. Гекуба была матерью 20 сыновей и нескольких дочерей: Креусы, Лаодики, Поликсены, Кассандры, Илионы.

Первенцем её был Гектор. Это был герой, защитник Трои. Во время боя под стенами родного города Гектор убил Патрокла, друга Ахилла. За это Ахилл вызвал Гектора на поединок и убил его. После этого победитель в знак своего превосходства несколько раз протащил тело поверженного врага своей колесницей вокруг стен Трои. Это происходило на глазах Приама, Гекубы и всех троянцев, охваченных горем и трагическими предчувствиями. За выкуп Ахилл отдал Приаму тело Гектора. Тело Гектора выкуплено равным весом золота. При погребении Гектору были оказаны достойные почести. Гекуба на надгробии своего сына-героя оставила прядь волос. С этого момента у защитников Трои начались поражения, приведшие в конце концов к взятию Трои ахейцами.

Во время второй беременности Гекуба видела во сне, что она носит во чреве факел, который подожжёт всю Трою; сон был истолкован в смысле рождения сына, который принесёт гибель Трое. Этим сыном был Парис. Напуганные таким предвещанием родители по рождении ребёнка велели рабу Агелаю отнести его на гору Иду и оставить там на произвол судьбы; но младенца вскормила медведица и воспитали в своей среде пастухи. Там его возлюбленной стала нимфа Энона.

Гера, Афина и Афродита пришли к нему за решением спора о том, кто из них прекраснейшая. За обещание получить в жены самую прекрасную из смертных жену царя Менелая Елену Парис отдал первенство Афродите. Богиня помогла Папрису украсть Елену, что привело в конечном итоге к войне ахейцев против троянцев. Гекуба никогда не одобряла поступок своего сына и не приняла Елену в семью. Во время военных действий Парис вступил в единоборство с Менелаем, кончившееся тем, что Афродита спасла своего любимца от неминуемой смерти. Именно Парис поразил стрелой неуязвимого и непобедимого Ахилла.

Вскоре Парис был смертельно ранен Филоктетом; стрела была ядовитая, и он обратился к своей первой возлюбленной за исцелением, но она отказала ему в помощи, и он умер от раны.

После девяти лет кровавой войны ахейцам удалось победить. Троя была захвачена хитростью, придуманной Одиссеем и сожжена. Гекуба, как и все троянки, попала рабыней в руки греков. Горше всего для нее было то, что она оказалась пленницей Одиссея, самого ненавистного троянцам грека. Тут Гекуба дрогнула и хотела броситься в огонь, чтобы сгореть вместе с родным городом. Но стража удержала ее и увела к ахейским кораблям.

Потерявшая мужа и сына, бывшая царица Трои становится свидетельницей новых бедствий.

Погибла ее дочь Поликсена. Когда-то Ахилл, случайно увидев её, воспылал к ней любовью, решил взять её в жены и перейти к троянцам, но был изменнически убит Парисом как раз тогда, когда пришёл, безоружный, для бракосочетания с Поликсеной. После взятия Трои голос из могилы Ахилла потребовал свою часть добычи. Гекуба молит богов спасти ее дочери жизнь. Но дух Ахилла требует, чтобы ему была принесена в жертву Поликсена. Царица-рабыня умоляла Одиссея, пришедшего за Поликсеной, сжалиться, она напомнила ему, что в свое время сама пощадила его. Посланник ахейцев остался непреклонен, даже когда она предложила себя в жертву вместо Поликсены. Гекуба стойко перенесла смерть дочери, которую закололи на могиле Ахилла.

Гекуба была свидетельницей того, как остервенелые враги сбрасывают с крепостной стены ее маленького внука Астианакса, сына героя Гектора, как невестку Андромаху отдают в рабство сыну Ахилла Неоптолему, дочь Кассандру, провидицу, отдают в жены Агамемнону.

Неожиданно морской прибой выносит на берег труп еще одного сына Гекубы Полидора, предательски убитого фракийским царем Полиместром. Несчастная мать отомстила Полиместру, убив его детей и ослепив его самого.

Гекуба не теряет своего царского достоинства, она не боится посоветовать Менелаю, ослепленному красотой возвращенной ему жены Елены, казнить ту за измену мужу и за те беды, которые она принесла троянцам и ахейцам.

Гекуба бросилась в море и стала собакой, когда Одиссей уводил ее в рабство.

Образ Гекубы стал символом материнского страдания, способного на месть.

Андромаха

Мать сына Гектора

Андромаха – дочь Ээтиона, родом из Фив Плакийских, супруга Гектора, вождя троянцев в их войне с греками. Она приходилась невесткой царю Приаму и царице Гекубе. Была очень любима ими. Еще во время ранней ее молодости, отец и семь ее братьев были убиты Ахиллом. Незадолго до трагических событий нападения ахейцев на Трою у Андромахи и Гектора родился сын Астианакс. Андромаха – любящая и верная жена Гектора. Самым большим счастьем для нее стало рождение от любимого мужа прекрасного сына.

Весь ее облик проникнут трагедией. Темные предчувствия мучили ее, когда Гектор должен был выйти на поединок с Ахиллом. На руках молодой цветущей матери был прелестный малыш, когда Андромаха провожала Гектора на бой. Малыш, как бы предчувствуя трагедию, расплакался, и Андромаха разрывалась надвое: уйти и утешать ребенка или остаться на крепостной стене наблюдать за мужем. Она была свидетельницей того, как погиб на поединке ее муж Гектор, как Ахилл провез его тело по земле вокруг троянской стены. Она оплакивала любимого и не представляла, что судьба приготовила для нее еще большее испытание.

После гибели Трои и дележа добычи ахейцами Андромаха стала рабыней и наложницей сына Ахилла – Неоптолема. Этот молодой человек был царем Эпира. Получив вдову Гектора Андромаху вместе с сыном Астианаксом, он был счастлив, потому что полюбил Андромаху. Но она не любит его. Она оплакивает гибель Трои, любимого мужа, ненавистный новый брак и свою рабскую долю. Ей «страшно из благородства в рабство перейти». Андромаха даже завидует Поликсене, которая была принесена в жертву на могиле Ахилла. Героине «слаще смерть, чем бедственная жизнь». Утешает Андромаху в ее горе лишь то, что с ней остался малолетний сын Астианакс. Но вестник сообщает несчастной женщине, что по совету Одиссея греки решили убить сына Гектора, сбросив с крепостной стены. Оплакав Астианакса, героиня проклинает богиню Афину, называя ее дочерью Духа Зла, Зависти, Убийства и Смерти, и гордо говорит посланнику греков: «Казнь так казнь… Насытьтесь детской плотью!»

Андромаха привезена Неоптолемом в Эпир. Вместе с ними отправился Гелен, брат Гектора, сдружившийся с царем Неоптолемом. Именно он посоветовал царю возвращаться на родину по суше, благодаря чему Неоптолем, доставшаяся ему в добычу Андромаха и сам Гелен избежали гибели во время морской бури, обрушившейся у острова Эвбея на ахейское войско.

В Эпире Андромаха была наложницей Неоптолема, родила детей. После трагических событий, дележа трона в Эпире, гибели Неоптолема Андромаха становится женой Гелена, которому Неоптолем ее завещал. После смерти Гелена вместе с сыном от него отправилась в Азию.

В мировой культуре Андромаха представляет собой образ верной любви и трагедии молодой матери, на глазах которой погибает сын-младенец.

Антиклея

Мать Одиссея

У Гермеса и хитроумной Хионы был сын Автолик. В наследство от Гермеса получил умение перевоплощаться и принимать любой облик, делать предметы невидимыми или изменять их до неузнаваемости. Также от отца получил дар придавать вещам другой облик, почему был лучшим из воров. Путешествовал с Ясоном за золотым руном. Автолик был женат на Неэра, у них родилась дочь Антиклея. Девушка была спутницей Артемиды, охотилась вместе с ней.

Антиклею просватали за Лаэрта, царя острова Итаки. Он тоже был аргонавтом, отличился в бою с колхами, ранен, но исцелён Медеей.

Уже предназначенная в жены Лаэрту, Антиклея сошлась с гостившим в доме её отца царем Коринфа Сизифом, от которого и родила Одиссея. После смерти в Аиде Сизиф был приговорён богами вкатывать на гору тяжёлый камень, который, едва достигнув вершины, каждый раз скатывался вниз. Причинами тяжёлой кары, постигшей Сизифа были проступки: разглашение тайн богов, многочисленные ограбления путешественников, похищение и заточение бога смерти Танатоса. Он пытался обмануть смерть, но безуспешно.

Одиссей был прекрасным царем своей родной Итаки. Он женился на одной из лучших женщин Греции Пенелопе, у них родился сын Телемак. Счастливо жили они на Итаке, трудясь и заботясь друг о друге. Но пришла беда – Одиссея заставили пойти на войну против Трои, которую затеяли братья, цари Агамемнон и Менелай. Долгие годы об Одиссее не было вестей. Страдали все: и старик-отец, и молодая красавица Пенелопа, подрастал без отца царевич Телемак. Много раз приходила в отчаяние о проходящей молодости Пенелопа. Но старая царица Антиклея, глядя на внука, сурово повторяла невестке: «Твой долг – вырастить царя». И все они вместе берегли свое маленькое царство и воспитывали мальчика. Никто не мог знать, что творилось в душе самой Антиклеи, как страдала она от разлуки со своим драгоценным и нежным сыном. Она не спала ночи, молила богов о нем, изводила себя мрачными предчувствиями, мечтала только об одном, чтобы боги дали ей дожить до свидания с сыном. Однажды Навплий, который был свидетелем гибели в морской пучине многих ахейцев, возвращающихся из-под Трои, принес им ложную весть о гибели Одиссея. Потеряв надежду на возвращение сына, Антиклея скончалась от тоски.

Одиссей тем временем пытался добраться до дома. Волшебница Цирцея сказала ему что раньше чем вернуться на родину, он должен посетить царство мрачного Аида и там вопросить о судьбе своей тень прорицателя Тиресия. Цирцея рассказала ему, как достигнуть входа в подземное царство теней, и научила, как должен он приносить жертвы и призывать тени умерших. Выслушал Одиссей наставления богини и стал собирать в путь товарищей. Вместе они поспешили ко входу в царство мрачного Аида.

Они несли подаренных Цирцеей овцу и черного барана для жертвы подземным богам. Одиссей вырыл глубокую яму, совершил над ней три возлияния медом, вином и водою, пересыпав все ячменной мукой, и заколол над ямой жертвы.

Кровь жертв лилась в яму. Около этой ямы столпились души обитателей подземного царства. Прилетела к яме и душа Антиклеи. Одиссей очень расстроился, увидев ее здесь, она была жива, когда он покидал Итаку, теперь он знал, что мать его умерла. Как ни больно ему было, но и ее не подпустил он к яме. Только после разговора с прорицателем, который объяснил ему, как задобрить Посейдона, не пускающего его домой, Одиссей подпустил к яме других. Душа его матери рассказала ему, напившись крови, что делалось в родной Итаке до ее смерти, и успокоила его, сказав, что живы и отец его Лаэрт, и Пенелопа, и юный Телемак. Хотел сын обнять нежно любимую мать, три раза простирал он к ней руки, но трижды ускользала легкая тень ее.

Образ Антиклеи вечен, как вечна любовь и тоска матери по сыновьям, далеко и надолго покинувшим отчий дом.

Медея

Мать детей Ясона

Медея была дочерью колхидского царя Ээта, сына бога Гелиоса, и океаниды Идии. Также по отцовской линии она была родной племянницей колдуньи Цирцеи, волшебницей, а также жрицей Гекаты, божества лунного света. Колхида располагалась на восточном побережье Черного моря. Сюда приплыл царь Ясон со своими товарищами-аргонавтами за похищенным из его царства золотым руном. Это золотая шкура барана, посланного Гермесом по приказу Геры, на спине которого дети орхоменского царя Афаманта – Фрике и Гелла – отправились к берегам Азии, спасаясь от преследований мачехи. По дороге Гелла упала в море, названное после этого Геллеспонт – «море Геллы» (современный пролив Дарданеллы).

Фрике достиг берега Колхиды (современная Западная Грузия). Здесь он принёс барана в жертву Зевсу, а снятое золотое руно подарил царю Колхиды Ээту. Золотое руно, ставшее магическим гарантом благоденствия колхов (древнегрузинских племен), охранялось драконом в роще Ареса. Ээт выставил аргонавтам трудные условия. Но бог любви Эрот по просьбе Афины и Геры вселил в сердце дочери Ээта волшебницы Медеи любовь к герою. Ясон обещал Медее жениться на ней и с её помощью выполнил все требования Ээта. Затем Медея усыпила охранявшего золотое руно дракона и помогла похитить руно. Медея со своим братом Апсиртом и аргонавтами бежала из Колхиды. Дорогой, чтобы задержать преследователей, Медея убила брата и разбросала куски его тела по морю. Сраженный горем Ээт прекратил погоню, чтобы собрать части тела сына и предать их погребению.

Таким образом только с помощью Медеи руно было похищено и увезено в Грецию аргонавтами под предводительством Ясона.

Ясон женился на Медее уже в Колхиде. Когда аргонавты вернулись на родину Ясона, ради трона в которой Ясон добывал золотое руно, там все ещё правил его враг Пелий. Он отказался уступить Ясону власть. Дочери Пелия, обманутые Медеей, убили своего отца. После убийства Пелия Ясон и Медея были вынуждены сбежать в Коринф и несколько лет жили там. Когда у Медеи рождались дети, она скрывала их в святилище Геры, думая сделать их бессмертными.

Царь Коринфа Креонт решил выдать за Ясона свою дочь Главку и убедил его оставить Медею. Ясон изменил клятвам, данным Медее тогда, когда он получал от нее помощь; он изменил той, которая шла на все ради него.

Когда Медея узнала об измене Ясона, отчаяние овладело ею. По-прежнему любила она Ясона. Словно обратившись в бездушный камень, сидела Медея, погруженная в печаль. Она не ела, не пила, не слушала слов утешения. Понемногу неистовый гнев овладевал Медеей. Неукротимый дух дикарки Медеи ничем нельзя было смирить. Она не переставала думать о том, за что так жестоко поступил с ней Ясон, с ней, которая спасла его, помогла, усыпив дракона, добыть золотое руно. Медея пыталась найти поддержку у богов, самого великого Зевса и богини правосудия Фемиды, искала у них сочувствия своему горю, просила быть свидетелями того, как несправедливо поступил с ней Ясон. Чем больше она сосредотачивалась на своих несчастьях, тем сильней и сильней становилось решение Медеи любым способом отомстить Ясону.

Престарелый царь Креонт пытался уговорить Медею покинуть Коринф. Медея, чтобы выиграть время, сделала вид, что подчиняется Креонту, что признает его право изгнать ее, но попросила лишь об одном – разрешить ей остаться еще на один день в Коринфе. Ясон пытался внушить своей бывшей супруге Медее, что для ее блага и для блага детей ему надо жениться на царевне этой страны Главке, что сыновья его найдут опору в своих будущих братьях, если пошлют ему боги детей от нового брака. Ослепленная ненавистью Медея не может верить ему. Ясон, которого когда-то она так любила, для которого забыла отца, мать, брата и родину, стал ей ненавистен.

Тем временем Медея договорилась с царем Афин Эгеем, что поможет ему своими чарами, пообещав, что он будет иметь многочисленное потомство, не останется бездетным, как до сих пор, взамен прося убежища в Афинах. Эгей поклялся богиней земли Геей, Гелиосом, дедом Медеи, всеми богами Олимпа не выдавать Медею ее врагам. Тогда Медея начинает задуманную месть. В гневном исступлении она решает погубить не только Креонта и дочь его Главку, но и убить своих детей, детей Ясона. Она решила убить своих детей, чтобы еще сильней заставить страдать Ясона.

Под предлогом того, что она стремится склонить Главку оставить ее детей в новом доме Ясона, Медея послала Главке в подарок драгоценную одежду и золотой венец. Этот дар и был гибельным. Лишь только надела Главка одежду и венец, присланные Медеей, как яд, которым были они покрыты, проник ей в тело; как медный обруч, сжал ей голову венец. Одежда жгла огнем ее тело. В страшных мучениях умерла Главка. Креонт поспешил ей на помощь, он обнимал несчастную дочь, тогда горящая одежда прилипала и к нему. Отрывая эту одежду, с нею вместе он отрывал и куски своего тела. И Креонт погиб от дара Медеи. Их гибель не утолила мести Медеи. Тем более что она понимала, какая участь грозит ее сыновьям, когда родственники Креонта будут мстить им за преступления их матери. Увидав маленьких сыновей, Медея зарыдала, она обнимала и целовала своих детей. Но жажда мести неверному супругу сильнее любви к детям.

Ясон прибежал во дворец, чтобы спасти своих детей. Но он увидел страшную картину. В воздухе на запряженной драконами колеснице, посланной богом Гелиосом, стояла Медея; у ног ее лежали убитые сыновья. Родная мать убила их. Ясон был в ужасе. Он молил Медею оставить ему хотя бы тела его сыновей, чтобы он сам мог похоронить их. Но и этого утешения не дала ему Медея. Она унеслась на колеснице.

Безрадостна была вся дальнейшая жизнь Ясона. Нигде не находил он себе пристанища. Он умер под обломками своего легендарного корабля «Арго», который, вытащенный на берег, пришел в негодность и обрушился на спящего Ясона.

Медея оказалась в Афинах и стала женой царя Эгея. Родился сын Мед. Когда в Афины возвратился неузнанный отцом Эгеем его наследник Тесей, Медея, боясь, что он, а не Мед унаследует власть отца, убедила мужа попытаться погубить пришельца. Но Эгей узнал сына, раскрыл коварство Медеи и изгнал её из Афин. После этого Медея и её сын Мед возвратились в Колхиду, где к тому времени Ээт был свергнут с престола братом Персом. Медея убила Перса и вернула власть отцу. В Колхиде воцарились Медея и ее сын Мед, который впоследствии завоевал значительную часть Азии.

В образе Медеи мировая культура имеет пример дикого и необузданного, мстительного чувства, которое пожирает женщину и делает из нее воплощение зла.

Исида

Мать Гора

Исида – одна из величайших богинь древности, ставшая образцом для понимания египетского идеала женственности и материнства. Одна из самых главных богинь египтян. Ее имя определяется как «трон», «место». Она считалась богиней плодородия, воды и ветра, была символом женственности, семейной верности, богиня мореплавания, а также колдовства и магии. Исида была самой почитаемой и любимой богиней в Египте и далеко за его пределами. В античном мире её называли «та, у которой тысяча имён». Исида входила в главную группу богов. Она была дочерью Геба, бога земли, и Нут, богини неба, сестрой Осириса, бога возрождения, и его супругой, а также сестрой Нефтиды, Сета, бога мирового зла, матерью Гора, бога неба, царственности и солнца.

Основные повествования об Исиде тесно переплетены с мифом об Осирисе. После убийства Осириса его братом богом Сетом она отыскала с помощью своей сестры Нефтиды тело мужа. Собрав воедино разрубленные на части останки Осириса, Исида с помощью бога Анубиса сделала из них первую мумию. Исида вылепила фаллос из глины (единственной частью тела Осириса, которую Исида так и не смогла найти, был фаллос: его съели рыбы), освятила его и прирастила к собранному телу Осириса. Превратившись в самку коршуна – птицу Хат, Исида распластала крылья по мумии Осириса, произнесла волшебные слова и забеременела.

Сет не подозревал, что тело Осириса восстановлено. Он думал, что Исида только оплакала и похоронила останки мужа. Но и этого было достаточно, чтоб бога пустыни обуяла ярость. Он призвал стражу, велел схватить Исиду и заточить ее в темницу. Исиду бросили в подземелье. Но на выручку ей пришел бог Тот. Он помог Исиде бежать. Исида укрылась от преследователей в непролазных болотах дельты Нила.

Вскоре у нее родился сын. Богиня назвала его Гором. В тайне ото всех Исида стала растить малыша и с нетерпением дожидалась того дня, когда он окрепнет, возмужает, сделается непобедимым богатырем, отомстит Сету за убийство отца и сядет на престол Та-Кемет (Черная Земля, то есть Египет). Никто другой не решался оспаривать трон у могущественного Сета.

По утрам Исида, накормив и убаюкав малютку прятала его в тростниковый шалаш и отправлялась в какое-нибудь селение за пищей, а к вечеру возвращалась назад.

Однажды во время ее отсутствия Гора ужалил скорпион. Вернувшись, богиня увидела, что ее сын умирает. Исида схватила ребенка на руки и с плачем обратилась к Ра, умоляя владыку спасти Гора. Ра внял мольбе богини. Ладья Вечности, в которой Ра с приближенными богами каждый день пересекал небо, остановилась над болотами Дельты, бог Тот покинул свое место в Ладье и спустился с небес к Исиде. Он прочел волшебное заклинание, которое исцелило малыша. Когда же Гор выздоровел, Тот, обращаясь ко всем жителям Та-Кемет, сказал:

– Слушайте меня! Слушайте и помните: вы должны беречь Гора, заботиться о нем и помогать Исиде. Если же вы не будете этого делать, на землю обрушатся голод, мрак и запустение.

Когда Гор подрос, Исида явилась с ним на суд богов и стала требовать для него, как законного сына Осириса, царский престол. По настоянию Сета она была отстранена от участия в судебном разбирательстве. Боги-судьи собрались на Внутреннем острове и строго запретили перевозчику Немти доставлять туда Исиду. Приняв образ старухи, она подкупила перевозчика золотым кольцом, и он переправил её на заповедный остров. Там она превратилась в прекрасную девушку и рассказала Сету историю о сыне пастуха, которого ограбил чужеземец, лишив его стад умершего отца. Сет возмутился незаконностью такого поступка и этим невольно осудил самого себя и признал, что наследство отца следует передавать сыну.

Исида помогла Гору в дальнейших спорах и столкновениях с Сетом. Когда жизненная сила Сета проникла в руку Гора и наполнила её отравой, Исида оторвала руку и заменила её здоровой. Она добилась осуждения Сета и признания царём Египта сына.

Основной задачей Гора стало восстановление справедливости. Как и его отец, Гор покровительствует власти фараона. Фараоны являются «служителями Гора», преемниками его власти над Египтом. Своими крыльями Гор охраняет царя. Гор изображался в виде сокола, человека с головой сокола, крылатого солнца. Его символ – солнечный диск с распростёртыми крыльями. Во многих областях Египта издавна было распространено почитание богов-соколов, носивших различные имена, но, как правило, связанных с небом и солнцем. Первоначально Гор почитался как хищный бог охоты, когтями впивающийся в добычу.

После длительной тяжбы с Сетом, продолжавшейся по одному варианту мифа восемьдесят лет, Гор признается правомочным наследником Осириса и получает царство; бог Тот записывает решение суда богов. После этого Гор воскрешает своего отца Осириса, дав ему проглотить свое око. Однако Осирис не возвращается на землю и остаётся править царством мертвых – Аменти, предоставляя Гору править царством живых.

В древнеегипетской традиции образ Исиды предстает в виде любящей жены и матери, защищающей права своего мужа и сына.

Нефертити

Мать шестерых дочерей фараона Аменхотепа IV

Легенды рассказывают, что никогда ранее в Египте не было такой красавицы. Не обнаружено ни одного чёткого свидетельства о происхождении Нефертити: одни считают Нефертити египтянкой, другие – иноземной принцессой. Большинством исследователей считается, что Нефертити – это митаннийская принцесса, присланная ко двору отца Эхнатона – фараона Аменхотепа III.

Юную красавицу обменяли на тонну украшений из золота, серебра и слоновой кости и привезли в египетский город Фивы. Там назвали ее новым именем Нефертити и отдали в гарем фараону Аменхотепу III. Предположительно ей было тогда одиннадцать лет. Гарема в классическом понимании этого слова не существовало, младшие царицы жили в своих отдельных резиденциях рядом с дворцом. Те же, кого тексты именуют «Владычица Верхнего и Нижнего Египта», «Великая супруга царская», «Супруга Бога», «Украшение царя», были, прежде всего, верховными жрицами, вместе с царем участвовавшими в храмовых службах и ритуалах.

Девушка была лучшей подругой двенадцатилетнего принца, являвшегося надеждой всего Египта. Это был Аменхотеп IV, названный так в честь своего отца, но позже он сам для себя выбрал другое имя – Эхнатон. Он был единственным отпрыском мужского пола одной из самых могущественных семей мира.

В те времена Нефертити была счастливым, юным, но уже очаровательно женственным созданием. Как все египетские дети, она носила длинную прядь волос на лбу, кокетливо свернутую в завиток над правым ухом, и искусно сделанные детские украшения: браслеты, кольца и ожерелья из золотых и серебряных бусин, окрашенных семян и множество мелких амулетов с изображениями богов. Обычно она ходила босиком или носила маленькие сандалии. Она могла носить одинарное, почти прозрачное одеяние из лучшей, тончайшей ткани, вручную сплетенной из египетского льняного волокна, но большую часть времени она ходила обнаженной, даже в присутствии царей. Появление в обнаженном виде считалась вполне нравственным и естественным в жарком климате Египта, так ходили все дети и даже взрослые.

Принц и Нефертити играли в больших, великолепно обставленных комнатах огромного дворца и окружающих его садах, спускавшихся к Нилу Египетских детей никогда не исключали из жизни семьи, поэтому у наследника были свои хоть и мелкие, но важные обязанности в церемониальных обрядах, являвшихся обычной частью жизни царской семьи. В обязанности Нефертити входило наблюдать за всем происходящим и находиться поблизости от царственной, но дружелюбной особы – царицы Тиу, супруги Аменхотепа III, матери наследника. Во времена детства Нефертити и Аменхотепа, династический Египет достиг безопасности, процветания и достатка, которыми ему не суждено было наслаждаться впоследствии. Мать Аменхотепа Тиу родилась в бедности. Но ее со дня свадьбы всегда изображали сидящей или стоящей рядом с царем, и ее имя писалось вслед за именем царя во всех официальных документах и на памятниках. Она обладала признанным влиянием на царя Аменхотепа III. Ее власть была абсолютной. В каждом монаршем действии Аменхотепа III была заметна его глубокая привязанность к Тиу, бывшей его доверенным лицом, его другом и его царицей. Сильный, любящий и добрый, он служил образцом верности для молодого принца, будущего царя Египта. Аменхотепа и Нефертити воспитывали в атмосфере глубокой любви.

Дети росли. Со временем Нефертити могла с восхищением наблюдать, как Аменхотеп вместе с молодыми придворными участвовал в играх молодежи. Молодому принцу поклонялся весь Египет. Авторитет Аменхотепа, как перворожденного и единственного сына своих родителей, был непререкаем.

После смерти отца юный принц стал фараоном Аменхотепом IV и получил иноземную красавицу в качестве жены по наследству. Любовь молодого фараона вспыхнула не сразу, но она вспыхнула. В результате он распустил огромный гарем отца и объявил жену своей соправительницей. Принимая иноземных послов и заключая важные договоры, он клялся духом бога Солнца и любовью к жене.

В историю Египта супруг Нефертити вошел как один из самых гуманных правителей. Иногда его изображают слабым, странным, болезненным юношей, одержимым идеями общего равенства, мира и дружбы между людьми и разными народами. Однако именно Аменхотеп IV провел смелую религиозную реформу Реформа была необходима для создания общей религии для более тесного сплочения обширной Египетской державы, где в каждом городе почитался свой бог, нередко являющийся враждебным по отношению к богу другого города. Такое многобожие мешало объединению египетского народа в единое целое.

Из белого камня был построен огромный храм Атона. Началось строительство новой столицы Египта – города Ахетатон, что обозначает «Горизонт Атона». Он был заложен в живописной долине между Фивами и Мемфисом. Вдохновительницей новых планов была супруга фараона. Теперь самого фараона называли Эхнатоном, что значит «Угодный Атону», а Нефертити – «Нефер-Нефер-Атон». Это имя переводится очень поэтично и символично – «прекрасная красотой Атона» или, другими словами, «ликом подобная солнцу».

Одновременно возводились храмы Атона, дворцы, здания официальных учреждений, склады, дома знати, жилища и мастерские. Выбитые в скальном грунте ямы наполняли почвой, а затем в них сажали специально привезенные деревья – ждать, пока они вырастут здесь, было некогда. Словно по волшебству среди скал и песка вырастали сады, плескалась вода в прудах и озерах, поднимались ввысь стены царского дворца, подчиняясь царскому приказу. Здесь жила Нефертити. Иероглифические надписи восхваляют не только красоту царицы, но и ее божественную способность внушать к себе уважение. Нефертити называли «владычицей приятностей», «умиротворяющей небо и землю сладостным голосом и добротой». Сам Эхнатон называл свою жену «усладой своего сердца» и желал ей жить вечно.

Стены царского дворца были украшены росписями: гроздья лотосов и папирусов, вылетающие из водоемов болотные птицы, сцены жизни Эхнатона, Нефертити и их шести дочерей. В египетском искусстве появлялись произведения, живо демонстрирующие чувства царственных супругов. Нефертити с супругом сидят с детьми; Нефертити болтает ногами, взобравшись мужу на колени и придерживая рукой маленькую дочь. На одном из рельефов, обнаруженном в Ахетатоне, запечатлен кульминационный момент этой идиллии – поцелуй Эхнатона и Нефертити. На каждой сцене обязательно присутствует Атон – солнечный диск с многочисленными руками, протягивающими царственной чете символы вечной жизни.

Вместе со своим супругом Нефертити правила Египтом около двадцати лет. От Эхнатона она родила шесть дочерей: Меритатон, то есть «возлюбленная Атоном», Макетатон, Анхесенпаатон, Нефернефруатон-ташерит, Нефернефрура, Сетепенра.

Счастье оборвалось внезапно. На двенадцатом году правления Эхнатона и Нефертити скончалась принцесса Макетатон. На стене усыпальницы, приготовленной в скалах для царской семьи, изображено отчаяние супругов. Вскоре скончалась и царица-мать Тиу. Отсутствие у царицы сына – наследника царского престола, могло сказаться на ухудшении взаимоотношений внутри царской семьи.

Основной проблемой царственной четы стало отсутствие сына, который мог бы унаследовать престол. Дочери Нефертити не обеспечивали надежность продолжения династической смены власти. В своем почти маниакальном желании иметь сына Эхнатон вступает в браки даже со своими дочерьми. Судьба посмеялась над ним: старшая дочь, Меритатон родила собственному отцу еще одну дочь – Меритатон-младшую; одна из младших – Анхесенпаатон – еще одну дочь.

Смерть Макетатон, по-видимому, стала переломным моментом в жизни Нефертити. У нее появилась соперница. Конечно, у каждого египетского царя было множество жен, однако разница в статусе между «Великой царской супругой» и дамами из гарема была колоссальна. Именно с этого момента все внимание Эхнатона было сосредоточено на второстепенной супруге по имени Кийа. Кийа была матерью принцев Сменхкара и Тутанхатона, ставших мужьями старших дочерей Эхнатона и Нефертити.

Нефертити оказалась в опале и провела остаток дней в одном из второстепенных дворцов столицы. Одна из статуй, обнаруженных в мастерской скульптора Тутмеса показывает Нефертити на склоне лет. Перед нами то же лицо, все еще прекрасное, но время уже наложило на него свой отпечаток, оставив следы утомленности годами, усталости, даже надломленности. Идущая царица одета в облагающее платье, с сандалиями на ногах. Утратившая свежесть молодости фигура принадлежит уже не ослепительной красавице, а матери шести дочерей, которая многое видела и испытала в своей жизни.

Нефертити жила в загородном доме и воспитывала мальчика, предназначенного в мужья ее дочери – будущего фараона Тутанхамона. Эхнатон скончался на семнадцатом году правления. Ему унаследовал Сменхкара, муж Меритатон, а спустя год, после загадочной смерти последнего, – совсем еще мальчик, двенадцатилетний Тутанхатон. Он возрождает культы традиционных богов и покидает столицу своего отца, изменив имя на «Тутанхамон» – «Живое подобие Амона». Так после смерти Эхнатона Египет вернулся к старому богу Амону.

Анхесенпаатон, третья дочь Эхнатона и Нефертити, стала супругой юного Тутанхамона, изменив, подчиняясь новой идеологии, свое имя на Анхесенамон – «Живет она для Амона». Супруги-дети процарствовали всего шесть лет. Тутанхамон погиб при загадочных обстоятельствах. Анхесенамон стала женой Эйе, престарелого сановника, закрепившего свои права на престол женитьбой на девушке царских кровей, годившейся ему, по крайней мере, во внучки.

Нефертити прожила в опале до восшествия на престол Тутанхамона. Умерла она в Фивах.

Лада

Мать славянских богов семьи и любви

Лада – богиня красоты, плотской любви, а также крепкой любви супругов в семье. Она считалась еще и причиной горя из-за несчастной любви. Жениться следовало непременно по любви, богиню просили участвовать в бракосочетании, чтобы на долгие годы получить ее благоволение вновь созданной семье. Молодожены приносили богине в дар цветы, живых птиц, мед и ягоды. Кроме того, Лада считалась покровительницей первой зелени, первых всходов, первых колосьев. С наступлением весны, когда сама природа вступает в союз с Ярилой, наступали и Ладины праздники. В конце зимы девушки испрашивали у Лады благословения. Праздники, посвященные Ладе, приходились на весну и первую половину лета. Также Лада считалась подательницей животворящего летнего дождя.

У Лады трое детей: дочь Леля, сыновья-близнецы Лель и Полеля.

Леля – божество весны и молодости, покровительница девушек, дочь богини Лады. Ей был посвящен праздник ляльник, он отмечался 25 апреля. Девушки плели венки из первых весенних цветов. Одна из них изображала Лелю, она садилась на дерновую скамью, рядом с ней раскладывали венки. Остальные девушки водили вокруг Лели хоровод и пели обрядовые песни. В конце праздника Леля раздавала девушкам венки.

Лель – бог, сын богини красоты и любви Лады. Лель вызывал страсть друг к другу у людей. С его пальцев сыпались искры, которые зажигали в сердцах неугасимый огонь плотской, жаркой любви. Изображался он в виде златовласого, как и мать, крылатого младенца. В то же время он олицетворяет свободу в любви, которая рождается неожиданно и колеблется, как пламя. От его имени до сих пор существует глагол «лелеять», обозначающий нежить, любить.

Полеля – бог брака, один из сыновей богини любви Лады, младший брат Леля. Даже самое имя его означает: «следующий после Леля», ибо брак всегда следует за любовью, венчает ее. Полеля – древнейшее и наиболее чтимое нашими предками божество. Облаченный в дорогие, златотканые одежды, увенчанный венком из цветущего шиповника, он подает молодоженам такой же венок и рог, в котором всегда пенилось вино столь же хмельное, как счастье, которого желал им сей добрый и ласковый бог.

Лада связывалась славянами с периодами летнего плодородия, когда созревает и тяжелеет урожай. С именем Лада в русском языке связано множество слов и понятий, и все они имеют отношение к установлению порядка: ладить, наладить, сладить, ладно. Лада считалась также и матерью двенадцати месяцев, на которые делится год.

Храмы Лады стояли во всех без исключения древнерусских городах. Они были изящны, богато украшены красивой деревянной резьбой и напоминали собой ажурные, покоящиеся на резных деревянных колоннах пирамиды. В каждом таком храме находились выполненные неизвестными ныне талантливыми русскими мастерами изображения Великой Лады. Обычно статуи богини вырезались из дерева и покрывались тонким золотом. На капищах её изображения оставались деревянными. Только одна статуя Лады была выполнена из чистого золота. Эта статуя находилась в главном храме Богини, который некогда стоял на берегу Ладожского озера. Озеро Ладога значит «дорога к Ладе».

Храм Лады стояли в Киеве, на Подоле. Это был величественный храм. В центре стояла статуя божественно красивой женщины в розовом венке. Ее золотые волосы были украшены речным жемчугом, а длинное русское платье, перехваченное в талии золотым поясом, покрывали драгоценные и сложные орнаментальные вышивки. У основания статуи дымились благовония, лежали груды цветов, которые служители ежедневно заменяли новыми букетами. Здание храма было традиционно построено из «живого» материала – дерева, сплошь покрытого серебряными пластинами. Тысячи горящих свечей отражались в этих серебряных плитах и сполохами освещали все вокруг. Она держала за руку крылатого младенца, своего сына и бога любви Леля.

Лада покровительствовала матерям и детям. Ее любил весь народ, женщины приносили в подарок вышивки, платки, кольца, которые чаще, чем идолу, оставляли на деревьях в священных рощах. Потом, в христианские времена, подобным образом начали украшать иконы Богоматери, на которую невольно перенеслась прежняя любовь к богине Ладе.

Гертруда

Мать Гамлета

В трагедии Шекспира «Гамлет» не последней является проблема отношений взрослого сына и матери. Овдовевшая датская королева быстро выходит замуж за брата своего умершего мужа. Гертруда охотно вышла за Клавдия и, видимо, полюбила его.

Вернувшийся из-за границы, где он получал образование, ее сын, принц датский, застает мать уже счастливой супругой ненавистного молодому человеку Клавдия. Первый муж любил Гертруду нежно и беззаветно. Для Гамлета отец был идеалом, ему непонятно, как могла мать обратить на кого-то свой взор, да еще так скоро после смерти его отца, да еще выбрать такого, по мнению принца, недостойного человека. Сравнивая братьев, Гамлет уподобляет отца богу солнца, а Клавдия – сатиру с козлиными ногами и рогами, отличающемуся блудливостью. Гамлет твердо уверен, что только низменная сторона натуры матери побудила ее стать женой Клавдия, и оскорблен этим.

Вины в смерти первого мужа за Гертрудой нет. В этом Гамлет быстро убедился, но то, что она разрушила его идеальное представление о ней самой, для Гамлета не меньшее преступление. Этим вызвано ожесточение, с каким он осуждал ее. В своем осуждении матери Гамлет дошел до крайности. Королева, наслушавшись упреков сына, восклицает: «О милый Гамлет, ты рассек мне сердце».

Гертруда находилась как бы между двумя противниками. Она так слепо предалась своей жажде счастья с новым мужем, что не распознала истинного характера того, в чьи руки отдала свою судьбу. Чувство к Клавдию не мешает ей любить сына. Пособницей Клавдия в борьбе против Гамлета она не становится. Ей хотелось бы примирить обоих.

Кто больше Гертруда: королева или мать принца? Клавдий постоянно подчеркивает, что Гертруда – королева, объясняя причины быстрого брака, называет ее «государства наследницей-вдовьей», но это только слова, по закону ни у Гертруды, ни у него нет прав на датский престол. Ради Клавдия и своей собственной власти Гертруда переступает через права своего совершеннолетнего сына. Она подминает закон, так как на престол должен взойти совершеннолетний сын ее умершего супруга Гамлет. Не только любовь, а и желание власти объединяет ее с Клавдием, поскольку после коронации сына она была бы королевой только номинально. Она много теряла через коронацию Гамлета.

Гертруда больше королева, чем мать. И в этом ее предательство не только закона, но и человеческое предательство как матери.

Злодей Клавдий, естественно, должен избавиться от возможного соперника. Когда он убедился, что Гертруда не будет ему помогать в устранении Гамлета, более того, когда он видит, что она все ближе становится на сторону сына против него, Клавдий решается на убийство. Клавдий сразу начал отравлять свою супругу и довершил нравственное отравление Гертруды уже не моральным, а реальным ядом как раз тогда, когда в ее душе наметилось начало перелома в лучшую сторону.

То, что Гертруда случайно выпила яд, предназначавшийся ее сыну, имеет символическое значение. Она, как и Гамлет, падает жертвой коварства Клавдия, и это хотя бы отчасти искупает ее нравственную вину