Вы здесь

Великие американцы. 100 выдающихся историй и судеб. Предприниматели и финансисты (А. Ю. Гусаров, 2014)

Предприниматели и финансисты




«Автомобиль для всех!»

Генри Форд (Henry Ford)

(30 июля 1863, Детройт – 7 апреля 1947, Дирборн)

на небольшой проселочной дороге в штате Луизиана спряталось шестеро мужчин – четверо техасских рейнджеров и двое полицейских. Эту засаду организовал шериф Ф. Хеймер, давно охотившийся за одной парочкой преступников. Наконец, 23 мая 1934 года на дороге показалась легковая машина. Как только она приблизилась, полицейские открыли по автомобилю шквальный огонь, выпустив 167 пуль. Известные всей Америке грабители Бонни и Клайд были убиты в своем любимом автомобиле марки «Форд». За месяц до этого Клайд Барроу послал благодарственное письмо владельцу автоконцерна, где хвалил компанию за удачные модели машин и обещал угонять только эту марку. Получатель письма Генри Форд был польщен такой оценкой его работы.

Будущий автомобильный магнат родился в бедной семье ирландца Уильяма Форда и мичиганки Мари Литогот О’Херн (родители – эмигранты из Бельгии). Жизнь на ферме под Детройтом легкой назвать нельзя.

С 15 лет Генри занимался починкой часов для друзей и соседей, а когда в 1876 году умерла мама, отец предложил Генри взять в свои руки семейную ферму. Молодой Форд отказался. В 1879 году он покинул семейный дом и устроился в Детройте учеником машиниста. Правда, через три года вернулся на ферму, но только для того, чтобы доработать паровой двигатель компании Вестингауз. Попутно Г. Форд учился на бухгалтера в детройтском колледже Голдсмита, Брайнта и Стреттона. В довершение ко всему в этот период жизни Форд женится на Кларе Брайнт. Венчание состоялось в 1888 году, и через пять лет у супругов родился сын – Эдсел.

Генри Форд


Карьеру инженера, ставшую основой его будущего успеха, Генри Форд начал в 1891 году в знаменитой компании Эдисон Иллюминейтинг. Одновременно талант механика и дар исследователя заставляли Форда вести эксперименты с бензиновым двигателем. В 1896 году он собрал свой первый автомобиль – «Форд Квадроцикл», а показ машины состоялся в праздник 4 июля. Возможно, в это интересное для Форда время он нашел тот путь в жизни, пройти который ему и предстояло. Первый свой «Форд Квадроцикл» Генри продал за 200 долларов Чарльзу Эйнсли, но позднее выкупил машину обратно за 60 долларов. Еще один «Квадроцикл» выпущен Фордом в 1899 году и третий – в 1901 году. Это его первый опыт производства автомобилей на продажу, как и участие в «Детройт Аутомобил Компани» («ДАК»), покинутой Г. Фордом из-за разногласий с остальными акционерами. Кстати, «ДАК» стала первой автомобилестроительной компанией будущего центра автомобильной промышленности США.

Рождение «Форд Мотор Компани» относится к 1903 году, но настоящий триумф Форда, и человека, и завода, состоялся в 1908 году, с выходом на рынок новой модели – «Форд Т». Машину сразу прозвали «Жестянкой Лиззи», и этой массовой моделью Форд посадил Америку на колеса. «Автомобиль для всех!» стал лозунгом компании. Для выпуска сотен тысяч автомобилей нужен был новый подход к организации производства. Первое, что сделал Генри Форд, упростил конструкцию автомобиля, хотя по надежности и техническим возможностям новая машина не уступала продукции других производителей. Второе, что сделало возможным постоянный выпуск машин, – поточное производство, конвейер. То, на чем стоит сегодня весь автомобильный бизнес. Движущаяся сборочная линия впервые появилась в США в 1882 году. Но только Форду удалось эффективно организовать поточное производство в промышленных масштабах, что послужило началом новой эры в мировой экономике.

В 1910 году он открывает совершенно новый завод по выпуску автомобилей «Хайленд Парк». Интересно, что первым агрегатом, собранным на конвейере, стал генератор, а не автомобиль. И Форд пошел далее в своих экспериментах. Один двигатель рабочий собирал почти десять часов. Операция по сборке того же двигателя на конвейере занимала сорок минут при участии 84 человек. Генри работал над оптимальным вариантом. Искал лучшую высоту для конвейерной дорожки, использовал платформы на колесах, разделил сборку агрегатов и самой машины. В результате этого сборка «Форда Т» занимала у рабочих менее двух часов вместо запланированных двенадцати. Сжатыми сроками объясняется и использование черной краски при окрашивании кузова в первые годы выпуска модели «Т». Асфальтовый лак, которым покрывали машины, высыхал за 48 часов, но авто с кузовом другого цвета были доступны по специальному заказу. Как только компания Дюпон в 1925 году предложила быстросохнущую разноцветную эмаль, Форд тут же ввел ее в производство своих машин.

Но всего этого казалось мало знаменитому промышленнику. Он изменил условия оплаты труда и ввел на заводах три смены по восемь часов. Форд понимал, что главное в производстве машин – люди, его рабочие. В 1914 году на его заводах ввели самую высокую в стране заработную плату – 5 долларов в день. Он строил для своих рабочих жилье, привлекал их к управлению производством и продажей автомобилей. С 1917 года к выпуску легковых автомобилей добавилось производство противогазов и касок, легких танков и подводных лодок. Шла Первая мировая война, и военные заказы были чрезвычайно выгодными для промышленности. В августе 1925 года Форд купил небольшое авиационное производство и занялся выпуском самолетов. Первый трехмоторный моноплан носил название «Форд 3-АТ Эйр Пульман», а самый знаменитый самолет Г. Форда прозвали «Жестяной Гусь» (модель «Форд Тримотор»). Эта машина предназначалась для перевозки пассажиров и выпускалась с 1927 по 1933 год. Последний раз в своей долгой карьере «Жестяной Гусь» взлетел в 1989 году!

Компания процветала и расширялась – во многих странах мира Г. Форд открыл свои дочерние предприятия, владел электростанциями, рудниками, заводами и лесными угодьями. С нашей страной «Форд Мотор Компани» имеет давнюю историю плодотворного сотрудничества. В 1923 году на Путиловском заводе начали выпуск по лицензии трактора «Фордзон-Путиловец», ставший его визитной карточкой 1920-х годов. Американская компания в 1920-х годах реконструировала АМО, известный всем как ЗИЛ. В 1929 году на Волге началось грандиозное строительство Горьковского (первоначально – Нижегородского) автозавода по американской документации инженерами завода Г. Форда. Для выпуска наметили модель «Форд-А» и «Форд-АА» (грузовик), а их конструкции адаптировали к российским условиям. По соглашению, в течение пяти лет «Форд Мотор Компани» оказывал ГАЗу техническую помощь. Так знаменитая «Эмка» – ГАЗ-М-1 является модификацией серийного «Форда» модели «Б», чертежи которой американцы передали ГАЗу в 1933 году. А «Полуторка» – это «Форд-АА». Во время войны здесь также собирали грузовики «Форд» и «Шевроле».

Генри Форд управлял своей промышленной империей до 1945 года, когда он передал бразды правления своему внуку, Генри Форду III. Через два года великого американского промышленника не стало. Форд умер от кровоизлияния в мозг в возрасте 83 лет в своем поместье Фер-Лейн.

Компания «Форд Мотор Компани» в наши дни является ведущим мировым производителем автомобилей.

Знаменитый автомобиль «Форд Т» стал героем многих анекдотов. Самым любимым у Генри Форда был следующий: «Идет горожанин по кладбищу и видит, как рабочие копают огромную могилу. Он подходит и задает закономерный вопрос: „кого собираются хоронить в такой огромно яме? – Один из копателей отвечает: – Покойный завещал похоронить себя в автомашине „Форд Т“, сказав, что „…этот автомобиль вывозил меня из многих ям, дай Бог, вывезет и из этой“».

Джинсы «Левайс»

Ливай Стросс (Levi Strauss)

(26 февраля 1829, Буттенхайм, Германия – 26 сентября 1902, Сан-Франциско)

Бюро патентов и торговых марок США 20 мая 1873 года выдало патент № 139121 на производство рабочих комбинезонов без бретелей с карманами для ножа, денег и часов. Такая одежда стала востребована в Калифорнии во времена «золотой лихорадки», когда тысячи старателей со всех уголков Америки бросились сюда на поиски золота. Брюки (и комбинезоны) шились из парусины, с тремя большими карманами – двумя спереди и одним сзади, и с маленьким кармашком для часов. Для прочности карманы крепились медными заклепками. Для ткани использовали самый стойкий темно-синий краситель индола. Первые джинсы продавались по 1 доллару 46 центов, а за год продали 21 тысячу пар курток и брюк. Владельцем патента и компании по пошиву рабочей одежды был Ливай Стросс.

Ливай родился в Баварии в еврейской семье мелкого торговца Гирша Штраусса и его жены Ребекки Хаас. После рождения мальчика записали как Леб (Лейб). После смерти отца в 1845 году он с двумя сестрами и матерью решает эмигрировать в США, куда ранее уехали два старших брата Джонас и Луис, открывших торговлю тканями в Нью-Йорке. На новом месте Леб Штраусс полностью меняет имя и фамилию на американский лад – Ливай Стросс. Он изучает торговое дело, а в 1848 году устраивается в штат Кентукки коммивояжером по продаже галантереи и инструмента. После открытия золотого месторождения в Калифорнии в 1849 году Стросс вместе с братьями тоже едут в противоположную от Нью-Йорка часть страны, но не за золотом – в 1853 году они на корабле везут ткани, которые раскупают еще до захода в порт Сан-Франциско. Из всех запасов остается только парусина, и предприимчивый Ливай заказывает из этой ткани рабочие брюки, которые быстро продает в городках старателей. Он открывает магазин на паях с мужем сестры Дэвидом Стерном, а вскоре регистрирует компанию «Ливай Стросс и Ко». Основная продукция предприятия – рабочая одежда. Вначале Ливай использует парусину или другую прочную ткань, но затем переходит на более мягкую французскую саржу. На рулонах этой ткани производители писали «Serge de Nime» – саржа из Нима. Со временем это сократилось до слова «Деним». Так возникло обозначение особой одежды – джинсов. Для пошива джинсов использовали парусину. Парусный флот вытеснялся паровым, а производителей конопляной парусины было в Англии и США довольно много, что и объясняет ее использование в производстве рабочей одежды. Только в XX веке полностью перешли на хлопок.

Ливай Стросс


Само слово джинсы (jeans) происходит от саржи диагонального переплетения, называемой в Европе jean, с давних пор производимой в итальянском городе Генуя. Так с итальянского gene (Генуя) слово перешло в старофранцузский как janne и трансформировалось в jean. Так или иначе, но еще в 1597 году итальянские матросы из Генуи носили брюки из парусины, хотя они оставались единственными, кто пользовался этой одеждой.

В США прочнейшие джинсы, изготовленные Ливай Строссом, полюбили золотоискатели, затем ковбои и покорители Запада, а в XX веке их оценили во всем мире. В 1886 году компания начала пришивать новый кожаный лейбл с изображением двух лошадей, тянущих джинсы в разные стороны. Говорили, что до Стросса дошел один рассказ о машинисте паровоза, связавшего джинсами «Левайс» два вагона, так как межвагонная сцепка сломалась. Благодаря джинсам находчивый машинист дотащил вагоны до ближайшей станции. В 1900 году компания Стросса выпускает свои знаменитые джинсы 501-й модели. Невероятно, но они производятся и продаются до сих пор, а в 2000 году журнал Time назвал их одеждой XX века.

Партнером по джинсовому бизнесу выступал выходец из России – портной Якоб Девис (Яков Йофис). Именно он придумал вставлять медные заклепки на карманы и швы, что явилось отличительной особенностью джинсовой одежды.

Кроме работы Ливай Стросс много занимался общественной деятельностью – его хорошо знали в Сан-Франциско. Он много помогал еврейской общине города, финансировал строительство первой городской синагоги. В 1877 году его выбрали казначеем городского совета по торговле. Много денег отдавал Стросс на благотворительные цели, поддерживая несколько приютов и в том числе два еврейских при римско-католической церкви. В 1897 году организовал фонд для финансирования 28 стипендий малоимущим студентам Калифорнийского университета в Беркли.

Как-то, проснувшись около часа ночи, Ливай сказал медсестре, присматривающей за ним последнее время: «Сегодня мне хорошо, как никогда за последние дни». Стросс закрыл глаза и тихо умер. Основатель всемирно известной марки джинсов скончался в Сан-Франциско в возрасте 73 лет, а компания Levi Strauss & Co перешла к наследникам. У Ливая не было жены и детей, и управление фирмой подхватили его племянники Джекоб, Зигмунд, Луис и Абрахам Стерны – сыновья его сестры Фанни. После кончины осталось около 6 миллионов долларов капитала, часть из которого Стросс завещал на благотворительные цели.

Дьякон

Джон Дэвисон Рокфеллер (John Davison Rockefeller)

(8 июля 1839, Ричфорд – 23 мая 1937, Ормонд Бич)

Во Флориде в середине 1920-х годов гулявшие по улице горожане часто видели необычное представление, исполнял которое пожилой суховатый господин. Он появлялся неожиданно на велосипеде. Во время движения он не держался за руль – в руках старичок был большой раскрытый черный зонтик. Поравнявшись с кем-нибудь, велосипедист, словно акробат, вскакивал обеими ногами на седло и в таком положении проносился мимо. Велосипед со стариком катился все дальше и дальше по улице, пугая голубей и зазевавшихся кошек. Немногие знали, что акробатические фокусы на велосипеде исполнял сам Джон Рокфеллер – богатейший человек на земле. Это звание еще никто не смог у него отобрать.

Джон родился в городе Ричфорде, штат Нью-Йорк, в семье протестантов Уильяма Эвери Рокфеллера и Элисы Дэвисон. Родители будущего миллионера были людьми интересными. Пока Элиса занималась домашним хозяйством и растила детей, Уильям занимался «бизнесом». Начинал лесорубом, но тяжелая работа ему быстро надоела, и он решил торговать. Покупателям, а многие из них были соседями семьи Рокфеллеров, он представлялся «Ботаническим доктором» и предлагал приобрести чудодейственное снадобье от всех болезней. Он доставал небольшой пузырек с темной жидкостью и тряс им перед ошарашенным горожанином. БАДы уже тогда входили в моду, и бизнес приносил какие-то деньги. Жена Уильяма была экономна, и Уильям сумел купить участок земли за 3 тысячи долларов. Любимым его занятием было пересчитывать наличные деньги. Он выкладывал их на стол большой горой и, запустив руки в бумажную массу, перебирал ее, словно снегоуборочная машина. Деньги стали главным занятием и для сына.

Джон Дэвисон Рокфеллер


В семь лет Джон разводит индюшек и продает их, а также за деньги выкапывает соседям картофель. Заработав десяток центов, Джон бежит в магазин и покупает конфеты, которые дома режет на мелкие кусочки и продает сестрам с прибылью. Деньги мальчик не тратит – копит, а доходы и расходы скрупулезно записывает в тетрадь. В 13 лет он ссужает соседу-фермеру 50 долларов под 7,5 % годовых. Джон оканчивает школу, затем бухгалтерские курсы, решив, что нужно делать деньги, а не учиться в колледже неизвестно чему.

В Кливленде его принимают ассистентом бухгалтера в компанию по торговле недвижимостью и морским перевозкам. Довольно быстро он становится бухгалтером, а затем и управляющим. Тут Д. Рокфеллер встречает Д.М. Кларка, ищущего компаньона для одного дела. Из нужных 2 тысяч долларов у Джона имелось всего 800, и он обращается к отцу. Папа с радостью выдает сыну недостающие 1200 долларов наличными… под 10 % годовых. Так Джон Рокфеллер стал младшим компаньоном в торговой компании.

В 1864 году он решает жениться, и его избранницей становится школьная учительница Лора Селестина Спелман. Доподлинно неизвестно, как Джон решился на покупку обручального кольца, но выложил он за него 118 долларов. Но это было последнее, на что хватило жениха. Свадьбу сыграли тихо, а дом, где обосновалась молодая семья, Рокфеллер снял самый дешевый.

С появлением на рынке потребности в нефти и нефтепродуктах Рокфеллер занимается поиском и добычей этой маслянистой жидкости. В Кливленде он с партнерами строит нефтеперерабатывающий завод. В 1870 году появляется знаменитая рокфеллеровская компания «Стандарт Ойл», позволившая Д. Рокфеллеру стать монополистом в добыче нефти в США. К 1880 году «Стандарт Ойл» перерабатывала 95 % нефти. Кроме этого, предприниматель тайно владел и железнодорожной компанией, занимающейся перевозкой нефти к перегонным заводам. Для борьбы с конкурентами Рокфеллер использовал все способы. Он взрывал нефтедобывающие вышки, причем лично. Отказывался доставлять нефть на перегонку, и завод разорялся. Акции банкрота тут же покупал сам Рокфеллер. Он наводнил конторы и заводы конкурентов своими шпионами, получая первым всю технологическую и экономическую секретную информацию. Промышленный шпионаж родился и окреп в борьбе за черное золото. Если нужно было уничтожить чужой нефтепровод, Джон нанимал бандитов, и те методично разрушали его. Суды многих штатов вели уголовные и административные дела против «Стандарт Ойл», но штат Нью-Йорк не выдавал своего лучшего жителя. Причем Джон оставался набожным христианином, часто посещал церковь, за что партнеры дали ему кличку – Дьякон. Он с самого детства исправно переводил церковную десятину. К 1905 году эта сумма составила 100 миллионов долларов.

Вакханалию на нефтяном рынке прекратили федеральные власти в рамках борьбы с монополиями и трестами. Они потребовали разделить «Стандарт Ойл» на несколько независимых и конкурирующих между собой компаний. В результате этого появились известные сейчас корпорации «Эксон», «Шеврон», «Амоко», «Коноко Филипс», «Маратон Ойл» и некоторые другие. Сам Д. Рокфеллер имел контрольный пакет акций во всех новых компаниях.

Пока работал «Стандарт Ойл», Джон ежегодно получал 3 миллиона долларов в виде дивидендов. Кроме этого, он владел шестью сталелитейными заводами, девятью банками, тремя апельсиновыми рощами, пароходами, железными дорогами и еще многим.

Да, у Джона Рокфеллера имелись особняк в Кливленде, дома в Нью-Йорке и Флориде, а также вилла «Покантино Хиллз». Но в обычной жизни миллионер был скуп и не любил тратить попусту деньги. Его сын до восьми носил лет платье сестры: зачем покупать новую одежду – эта хороша. Жена Рокфеллера лично ставила заплатки на свое платье – на новое денег было жалко. В целях экономии вечером во всем доме выключали свет. Однажды Джон решил купить детям по велосипеду, но супруга остановила его: «На четверых можно иметь и один велосипед – дети дружнее будут».

В конце XIX века Д. Рокфеллер начинает отходить от дел, переключаясь на благотворительность. Он основывает Чикагский университет, медицинский институт имени Рокфеллера, а в 1913 году – Фонд Рокфеллера.

С конца 1890-х годов Джон страдал выпадением волос и в итоге лишился их полностью. Одно время он пользовался париками, заказывая самые необычные. Умер Д. Рокфеллер в возрасте 97 лет в своем доме во Флориде.

Морис Кларк, долгое время работавший с Д. Рокфеллером, говорил так: «Джон верил только в две вещи на земле – в баптистское вероучение и нефть».

Железный Шотландец

Эндрю Карнеги (Andrew Carnegie)

(25 ноября 1835, Данфермлин, Великобритания – 11 августа 1919, Ленокс)

Несколько дней в мае 1889 года в городах Саус Форк, Вудвейл и Джонстаун шли ливневые дожди. Эти города защищала дамба высотой 22 метра, которую незадолго до этого купили железнодорожные магнаты. Там разместился охотничий клуб, а территорию вокруг дамбы и саму дамбу реконструировали. Насыпь немного уменьшили, чугунные устройства для экстренного сброса воды демонтировали и продали на металлолом, а около дамбы выстроили гостевые домики. 31 мая 1889 года дождевая вода прорвала дамбу, и 20 миллионов тонн воды обрушилось на лежащие в долине города. Местные жители через суд пытались взыскать с клуба охотников огромные убытки, но проиграли – деньги сильнее правосудия. Одним из охотников был сталелитейный магнат Эндрю Карнеги.

Эндрю Карнеги родился в Шотландии, в районе, жители которого занимались ткацким трудом. В 1846 году семья решает переехать в Новый Свет и, заняв денег, отправляется в далекое путешествие. Так они оказываются в штате Пенсильвания. Отец работает на хлопчатобумажной фабрике, торгует постельным бельем вразнос, а мама чинит за деньги соседскую обувь. В 13 лет Эндрю тоже отправляют работать – он отвечает за бобины на ткацкой фабрике, работая по двенадцать часов шесть дней в неделю. Подростку платили 2 доллара в неделю. Время идет, и Эндрю находит лучшую работу – рассыльным в телеграфном офисе. Здесь он получает уже 2,5 доллара. В 1853 году его назначают оператором связи, а вскоре он возглавляет телеграфный отдел в Питтсбурге.

Эндрю Карнеги


В это время он начинает активно интересоваться железными дорогами – выгодным и быстрорастущим бизнесом. Удачно вложенные 500 долларов дали ему возможность стать обладателем акций железнодорожной компании Вудроффа. Карнеги помогает Вудроффу в реорганизации железной дороги. Волею случая его начальник по телеграфу Т. Скотт становится помощником военного министра, а Карнеги соответственно получает должность руководителя военной железной дороги – в его руках сосредоточены все перевозки по железной дороге в военное время. В стране бушует Гражданская война, и работа Э. Карнеги приблизила победу Севера. Кроме дорог его интересует сталь – он сам разрабатывал ее разные типы. Но его пристальное внимание к стали было неспроста. Позднее на своих заводах он наладит выпуск стальных рельсов – многомиллионный бизнес на десятилетия вперед. К концу 1880 года «Карнеги Стил Компани» больше всех в мире производила чугуна, рельсов и кокса. Это была вертикально-интегрированная компания, включавшая весь цикл производства: от добычи железной руды до изготовления готовых металлических изделий и конструкций.

Интересно отметить одну особенность Эндрю Карнеги в отношении своих предприятий. Всю жизнь он выступал за права рабочих, равенство и братство, но как только на его предприятиях началась забастовка, он написал управляющему Фрику требование сломить рабочих хоть полицией, хоть штрейкбрехерами. Фрик так и сделал, а Карнеги, приехав на завод, обвинил во всем управляющего и уволил его за жестокое обращение с рабочими – при разгоне демонстрантов погибло двенадцать человек.

Сталелитейный бизнес Карнеги подкосил его конкурент Дж.П. Морган, договорившись с Ч. Швабом, помощником Карнеги. Активы Эндрю вошли в знаменитую корпорацию «Юнайтед Стейтс Стил». Он потребовал за них 400 миллионов долларов.

Оставшиеся годы Э. Карнеги жил в своем замке в Шотландии, иногда наведываясь в Нью-Йорк. Из 400 миллионов долларов почти 350 миллионов ушли на благотворительность. Он финансировал открытие более 3 тысяч общественных библиотек в США, Канаде, Австралии и Великобритании. На открытие Технологического института в Питтсбурге в 1901 году Карнеги выделил 2 миллиона. Через год такая же сумма пошла на открытие института его имени в Вашингтоне. На деньги Эндрю Карнеги сооружен знаменитый и самый престижный концертный зал Карнеги-холл на углу 7-й авеню и 57-й улицы в Нью-Йорке. Здание построено по проекту архитектора У. Татхилла и торжественно открыто 5 мая 1891 года концертом Нью-Йоркского симфонического оркестра под управлением Петра Ильича Чайковского.

Э. Карнеги написал несколько книг, самыми знаменитыми среди них являются «Евангелие богатства» и «Автобиография».

Жениться Эндрю смог только после смерти матери, которая жестко контролировала миллионера. Эндрю было уже сорок пять, его избраннице Луизе Уитфилд – тридцать. Свадьба была закрытой. У супругов родилась дочь, которую назвали в честь бабушки – Маргарет.

Карнеги умер в своем доме от бронхиальной пневмонии. К моменту кончины на его счетах находилось всего 30 миллионов долларов, да и те были завещаны благотворительным организациям и пенсионерам.

Железнодорожный король

Корнелиус Вандербильд (Cornelius Vanderbilt)

(27 мая 1794, Стейтен-Айланд – 4 января 1877, Нью-Йорк)

С открытием в 1850 году пароходного сообщения через Никарагуа по Панамскому перешейку стали короче на четыре дня сроки доставки грузов и путешествий по воде из Атлантики в Тихоокеанский регион. Все перевозки по этому маршруту контролировала компания «Асессори Транзит Ко», дававшая огромную прибыль своим владельцам. Но пока один из них путешествовал по Европе, два оставшихся решили завладеть доходным бизнесом. Вернувшись после долгого путешествия, главный акционер не стал обращаться в суд, а заявил своим нечестным партнерам: «Я не буду обращаться в суд – это слишком долго. Я просто разорю вас». Имя автора заявления – Корнелиус Вандербильд.

Будущий мастер демпинга родился в фермерской семье, чьими предками были выходцы из Голландии. Кроме тяжелой работы на ферме отец мальчика Корнелиус подрабатывал перевозкой людей на лодке в порту Нью-Йорка. Возможно, это и предопределило первую работу Корнелиуса-младшего, оставившего в 11 лет школу, чтобы помогать родителям на ферме. Как-то Корнелиус сказал матери, которую звали Феба, что хочет уйти из дома и стать моряком. Умная женщина предложила другой вариант – он вспашет ей землю, и она заплатит сыну за это 100 долларов – достаточные средства для покупки собственной лодки. Так и решили, и после получения денег Корнелиус Вандербильд-младший стал владельцем собственного небольшого речного судна. Суденышко перевозило пассажиров за 18 центов. Предпринимательский талант подсказал Корнелиусу необходимость расширить бизнес, и спустя некоторое время он владел уже несколькими судами. К 22 годам он скопил 9000 долларов – неплохую сумму для того времени. С деньгами появилась и возможность жениться. 19 декабря 1813 года Корнелиус обвенчался с Софией Джонсон. У них родилось тринадцать детей, а в Америке в итоге появился влиятельный клан Вандербильдов.

Корнелиус Вандербилъд


Несмотря на владение небольшой пароходной компанией, в 1818 году Корнелиус нанимается управляющим в крупную пароходную компанию Томмаса Гиббонса. Для управления своим бизнесом Вандербильд берет на работу управляющего. Зачем же понадобилось это делать? Корнелиус понимал, что опыт управления большим и сложным пароходством является бесценным, а связь с таким известным предпринимателем, как Т. Гиббонс, открывали перед начинающим бизнесменом огромные возможности. Кончина Гиббонса стала сигналом для Корнелиуса к развитию собственного дела. Он продолжал работать на сына своего нанимателя, но теперь занимался открытием собственных линий на тех же маршрутах. Но этим планам и уходу от Гиббонса-младшего неожиданно решила помешать супруга Корнелиуса, владевшая и управлявшая небольшой гостиницей «Беллона Холл». София не хотела оставлять нажитое место в Нью-Джерси, а Корнелиус планировал перебраться в Нью-Йорк. Решение Вандербильда было неожиданным и действенным. Он отправил свою супругу в сумасшедший дом на два месяца. И она согласилась на все.

В конце 1830-х годов К. Вандербильд направил свой интерес на железнодорожный транспорт – самый быстроразвивающийся в то время. К 1847 году он получил контроль над железной дорогой «Стонингтон», проложенной между Бостоном и Нью-Йорком. Эта дорога стала одной из первых, приобретенных Корнелиусом. Другие будут позже.

К середине XIX столетия Корнелиус Вандербильд стал крупнейшим судовладельцем Америки. Интересно, что основным способом борьбы с конкурентами у Вандербильда был демпинг. Он кардинально снижал цену на проезд и перевозки. У конкурентов билет стоит 3 доллара, на линии Вандербильда – 1 доллар. Если конкуренты снижали стоимость до одного доллара, Вандербильд возил пассажиров бесплатно. Корнелиус мастерски использовал это, умудряясь и от бесплатных перевозок получать прибыль, повысив в два раза стоимость питания на судах, и конкуренты сдавались. Кроме этого, Вандербильд строил суда с роскошной отделкой, поражающие комфортом и качеством услуг. Это также давало ему преимущества в борьбе за пассажиров.

И без того сказочно богатый человек, он любил и умел спекулировать на бирже, еще больше увеличивая свое состояние.

В 1870-х годах Корнелиус вновь обращает внимание на железную дорогу. Он скупает мелкие частные железнодорожные компании и объединяет их в сеть национальных железных дорог. В 1873 году Вандербильд открывает сообщение между Нью-Йорком и Чикаго. Удивительно, но убыточные предприятия он делает процветающими. Например, долго не имевшая прибыли железная дорога Гарлем – Нью-Йорк через год после приобретения Вандербильдом дала 1 млн долларов прибыли. Корнелиуса по праву назвали Железнодорожным королем.

В личной жизни К. Вандербильд был весьма сдержан – не посещал званых вечеров, избегал светской жизни богатеев Нью-Йорка. Придерживался трех основных правил – во всем подавлял семью и друзей, ненавидел хвастунов и любил комфорт. Он владел только двумя по-настоящему дорогими объектами: особняком на Стейтен-Айленд и роскошной яхтой «Норд Стар». Второй раз Корнелиус женился в 1869 году, через год после кончины свой первой супруги. Его избранницей стала тридцатилетняя Френк Армстронг Кроуфорд.

Корнелиус Вандербильд умер в резиденции на Вашингтон плейс 4 января 1877 года от истощения, вызванного осложнением хронических недугов.

По завещанию, оставленному К. Вандербильдом, его состояние в 100 млн долларов распределялось следующим образом. Один миллион предназначался университету в городе Нешвилл, а остальное переходило в руки старшего сына – Уильяма Генри. Другие дети получили выходные пособия по 100 тысяч долларов. Вдове достались особняк в Нью-Йорке, 2 тысячи акций Нью-Йоркской центральной железной дороги и 500 тысяч долларов наличными.

Юпитер

Джон Пирпонт Морган I (John Pierpont Morgan I)

(17 апреля 1837, Хартфорд – 31 марта 1913, Рим, Италия)

Осенью 1907 года финансовый рынок США трясло. Индекс Нью-Йоркской фондовой биржи рухнул, банки массово закрывались – трастовые компании разорялись, предприятия объявляли себя банкротами. Эту катастрофу в октябре 1907 года вызвали манипуляции с акциями добывающей компании «Юнайтед Копер». Региональные банки в спешке стали переводить деньги с Уолл-Стрит, а жители США по всей стране забирали банковские депозиты. Кризис 1907 года остановил один человек – Джон Морган.

Будущий финансист родился в семье банкира Джуниуса Спенсера Моргана и его супруги Джульетты Морган, урожденной Пирпонт. Мальчик получил хорошее среднее образование, окончив среднюю школу Хартворда, затем Епископальную академию в Чешире и Английскую высшую школу Бостона. Последняя славилась своими математическими классами и готовила юношей к карьере предпринимателей. Весной 1852 года у пятнадцатилетнего Джона обострился ревматизм – он не мог даже ходить. Чтобы поправить здоровье сына, Джуниус отправил его на Азорские острова – теплый архипелаг в Атлантическом океане. Вернувшись через год в Америку, Джон закончил среднее обучение и поступил в Геттингенский университет в Германии.

Как и положено сыну банкира, Джон начал работать в 1857 году в филиале Нью-Йоркского банка «Данкан, Шерман и Ко» в Лондоне, где прослужил четыре года. В это же время он пробует свои силы в торговле ценными бумагами, но первая сделка с акциями пароходной компании принесла ему убыток в 1500 долларов. Неудача не остановила Джона. На заемные средства (их дал отец) Морган покупает акции железной дороги Мичигана и продает их через месяц, получив 100 % прибыли.

Джон Пирпонт Морган I


В 1861 году Джон встретил дочь железнодорожного магната Амелию Старджесс. Ее большие голубые глаза пленили начинающего финансиста, и они поженились. Недолго радовались молодожены семейной жизни – через год Амелия умерла от туберкулеза. Морган решился на второй брак не сразу. Только в 1865 году он вновь женится. Его избранницей становится Френсис Луиз Трейси, и в браке рождается четверо детей: Луиза, Джек, Джульетт и Энн. Но он не любит жену, и со временем его миллионы притягивают многочисленных любовниц.

С началом Гражданской войны Джон Морган активно торгует оружием, и делает это не всегда чисто. Его спекуляциями позднее заинтересуется Конгресс, но санкций не последует – Джон воспользуется обширными связями в Вашингтоне и заплатит 300 долларов штрафа.

В 1871 году Морган становится партнером в финансовой компании «Дрексел, Морган и Ко», а после кончины в 1893 году Энтони Дрексела станет полноправным ее владельцем. Контора реорганизуется в банкирский дом, в состав которого входят банки Филадельфии, Парижа и Лондона. К концу XIX века банкирский дом Моргана занимает первое место в мире по объемам капитала. За относительно короткий период времени Джон Морган посредством своего банка участвует создании знаменитых промышленных компаний США: «Ю. Эс. Стил корпорейшн», «Дженерал Электрик», «Америкэн Телефон энд Телеграф», Вестингхауз электрик корпрейшн» и некоторых других. Друзья и враги называли его Юпитером – в честь бога неба и дневного света, отца всех богов. Слияния и скупка компаний становятся фирменным стилем Д.П. Моргана. Этому дают даже название – морганизация. В 1900 году Морган предложил Э. Карнеги приобрести его сталеплавильный бизнес. Карнеги согласился отдать его за 487 миллионов долларов. В начале следующего года в США появилась первая в мире компания с капитализацией более одного миллиарда долларов – U.S. Steel Corporation. Подвергся морганизации и бизнес знаменитого Т. Эдисона – изобретателя лампы накаливания. В результате объединения с конкурирующей фирмой возник гигант General Electric. Заодно Морган провел уличное освещение по Манхэттену.

Успеху Моргана сопутствовал и общий подъем промышленного производства. Капитализация всех акций и облигаций с 1890 по 1915 год увеличилось в США с 200 миллионов до 20 миллиардов. Огромными темпами строились железные дороги, шахты и рудники, заводы и фабрики. В такой ситуации деньги Джона Моргана, и таких как он финансистов с Уолл-Стрит, стали как кровь для кровеносной системы американской тяжелой индустрии.

Как и большинство финансовых магнатов, он собирает произведения искусства, книги, да и вообще ценные вещи, как, например, редкие камни. Но и это не все, Морган слыл заядлым яхтсменом и владел несколькими дорогими яхтами. Его коллекции уникальных книг хватило на целую публичную библиотеку, открытую в 1924 году в Нью-Йорке сыном. Морган щедро выделяет средства Американскому музею естественной истории, Тринити-колледжу и Гарвардскому университету. По всей Америке финансирует он трудовые школы – специальные учебные заведения для рабочей молодежи. Музею «Метрополитен» кроме денег достаются и произведения искусства – живопись, графика и гравюры, а музею естественной Истории – его камни. Личная коллекция живописи Моргана оценивалась в 50 миллионов долларов. Д.П. Морган любил благотворительность. Он выдал инженеру Н. Тесле деньги на его опыты по беспроводной передаче электрической энергии. Фотографу Э. Кертису банкир выделил средства на серию фотографий «Коренные жители Америки»

Личное воздействие Джона Моргана было фантастическим. Кто-то после встречи с ним сказал, что когда пришел Морган, будто «…ураган пронесся по дому». Внешний вид финансиста приковывал к себе внимание – крупный мужчина, с пронзительными глазами и фиолетовым носом, разросшимся к старости до чудовищных размеров. Морган страдал ринофимой – заболеванием сосудов и сальных желез носа. Так, благодаря своему влиянию и своей внешности, Д. Морган сразу стал объектов внимания карикатуристов, изображавших «акул капитализма». Собственно Морган и был такой акулой, грозой мирового финансового океана.

Смерть настигла финансового магната в Италии, в римском Гранд-Отеле.

Личный библиотекарь банкира Белль да Коста Грин писала в одном из писем: «Он был искренен как ребенок и легко открывал все, о чем думал. Никто не знал, как он одинок – мистер Морган походил на человека, обреченного на вечные страдания. Он был готов пожертвовать людям все, но что он получал за это? Только тошнотворное ощущение собственного богатства и власти над миром».

Империя кр асоты

Жозефина Эстер (Эсте) Лаудер (Josephine Esther (Estée) Lauder)

(1 июля 1908, Нью-Йорк – 24 апреля 2004, Нью-Йорк)

На благотворительном обеде в шикарном нью-йоркском отеле Валдорф-Астория собрались все сливки городского общества. После выступлений гостей и торжественных речей участниц всем присутствующим женщинам преподнесли подарочный набор с косметикой. Особенно понравилась дамам новая помада в ярком блестящем контейнере. Через неделю в старейшем магазине дорогой одежды, украшений и парфюмерии «Saks Fifth Avenue» появилась такая же косметика. К кассам тут же выстроились длинные очереди. Дамы Нью-Йорка жаждали купить новую продукцию Эсте Лаудер.

Эстер родилась в большой семье эмигрантов из Венгрии и России. После рождения родители назвали девочку Жозефиной Эстер Ментцер. Ее отец Макс Ментцер владел в Нью-Йорке магазинчиком и происходил из еврейской семьи; мама – Роуз Щетс Розенталь была дочерью французской католички и венгерского еврея. Розенталь была фамилией ее первого мужа, а сама Роуз принадлежала к католической вере. В такой запутанной с точки зрения веры семье и родилась будущая королева косметики. Роуз и Макс с восемью детьми жили в пригороде Нью-Йорка – Куинсе, а когда Эстер исполнилось шесть лет, к ним приехал брат мамы Джон – химик и дерматолог. В будущем он еще сыграет важную роль в косметическом бизнесе Эстер Ментцер, а пока девочка ходит в школу. Но неуемная натура и жажда деятельности толкают ее на приключения. Она бросает учебу, составляет рецепты кремов для кожи и выходит замуж за бухгалтера Джозефа Лаудера. В семье родились два сына – Леонард и Рональд.

Жозефина Эстер Лаудер


В 1944 году супруги открывают свой первый магазин и первую фабрику по изготовлению косметики. Они купили заброшенный ресторан, отремонтировали его и открыли продажу чудодейственных кремов. По ночам Эстер и Джо варили четыре их разновидности, а днем продавали нью-йоркским женщинам. Чтобы торговая марка лучше звучала, Эстер отбросила последнюю букву своего имени и писала его на французский манер – косметика, мода и Париж были неразделимы. Так в 1946 году появился брэнд – Estée Lauder.

Кстати, первые четыре рецепта кремов для кожи разработал упоминавшийся выше дядюшка Джон. В пристройке к дому у него находилась лаборатория, где он работал над рецептами. Удивительно то, что эти крема продаются до сих пор – настолько удачным оказался их рецепт.

Эсте сама стояла за прилавком и консультировала покупательниц. Она делала это и позднее, уже став владелицей большой корпорации. Эсте ввела правило дарить к каждой покупке небольшой подарок, использовала для продвижения своего товара любое средство коммуникации: от личного общения до выступления на телевидении. При этом Эсте считала, что внешний вид продавца косметики должен быть безупречным. Недаром главный редактор журнала Vogue Г. Мирабелла сказал об Эсте: «Зелья, конечно, были хороши, но продавщица была лучше. Гораздо лучше».

Эсте была открыта миру. Она делилась со всеми секретами своего успеха – жизненной позицией, обеспечившей ей победу. Прежде всего, считала Лаудер, нужно точно определить место продаж. Она обратила внимание, что женщины покупают косметику заодно с другими товарами, и начала открывать отделы в больших универмагах. «Никогда не нужно заниматься делом, – говорила Э. Лаудер, – если вы злитесь».

Эсте бесплатно делала макияж и раздавала маленькие подарочки. Она, как хороший рыночный торговец, боролась за каждого клиента. Имидж продавца косметики должен был быть безукоризненным – словно заклинание повторяла королева косметики. Лаудер никогда не копировала конкурентов, а искала оригинальные способы продаж. Действовала жестко и напористо. И продавала, продавала, продавала, доверяя собственной интуиции, ошибаясь, пыталась исправить ошибку. Она не только тщательно готовила своих продавцов, но и привлекала лучших из лучших для рекламы товара.

Для продвижения продукции в Европе Э. Лаудер отправилась в Париж. В Галерее Лафайет она остановилась в центре зала, неспешно достала большой флакон духов «Youth Dew» и… выронила его. Стеклянный сосуд разлетелся на тысячу осколков, а превосходный аромат пополз по этажам универмага. «Ой, это мои новые духи, – с улыбкой сказала Эсте. – Это „Youth Dew“, а я Эсте Лаудер. Вы разве не слышали мое имя?» Успех марки обеспечили французские средства массовой информации, а француженки, как когда-то жительницы Нью-Йорка, выстраивались в очередь за косметикой Estée Lauder.

В 1960-х годах к абсолютно женскому ассортименту компании добавилась и мужская серия «Aramis» – вновь влияние законодательницы мод Франции. Светская хроника заполнена сообщениями о балах и вечерах в домах и квартирах Лаудер. Ей даже не нужно давать большую рекламу – обычные люди покупают то, что используют знаменитости, а уж Эсте постарается, чтобы знаменитости пользовались Estée Lauder.

Королева американской косметики воплотила главную американскую мечту – стала богатой и знаменитой. «Бизнес, – писала она, – это не то, что можно слегка попробовать. Это не развлечение и не приключение, не минутное увлечение. Бизнес женится на вас. Вы спите с ним, вы едите с ним, вы постоянно думаете о нем. Это очень серьезное чувство – это акт любви».

Эсте Лаудер скончалась от остановки сердца в 95 лет в своем нью-йоркском особняке, оставив миру огромную косметическую империю и марки: «Aramis», «Clinique», «Tommy Hilfiger», «M.A.C., Kiton», «La Mer», «Jo Malone», «American Beauty», «Tom Ford», «Ermenegildo Zegna», «Aveda» и конечно – «Estée Lauder».

Гуру гамбургерологии

Раймонд Альберт Крок (Raymond Albert Kroc)

(5 октября 1902, Оук-Парк – 14 января 1984, Сан-Диего)

В последний день января 1990 года Пушкинская площадь выглядела весьма необычно. Огромная очередь протянулась к Большой Бронной улице. Более 30 тысяч человек стояли в ожидании чуда – в Советском Союзе открылся первый ресторан быстрого питания «Макдоналдс». Этот ресторан стал тогда самым большим в мире и располагался на месте известного кафе «Лира». И сейчас он остается крупнейшим в Европе заведением знаменитой корпорации. К сегодняшнему дню в России работает 356 ресторанов «Макдоналдс». А все начиналось в далеких 1950-х годах, когда основатель сети ресторанов быстрого питания Рей Крок разорился на продаже миксеров.

Рей Крок родился в семье эмигрантов из Чехословакии. Бросив среднюю школу в 15 лет, Рей пошел на курсы водителей – предполагалась служба на санитарной машине в армии, воевавшей в Европе на полях Первой мировой. Но война закончилась, и профессия молодому человеку не пригодилась. Надо было чем-то заниматься, и Рей стал пианистом в джазовом оркестре. Они выступали в кафе, ресторанах, на радиостанциях – ездили по всей Америке. Кочевая жизнь и безденежье заставили Крока найти постоянную работу. К этому же его подталкивал и отец. И Рей начал продавать бумажные стаканчики, устроившись в компанию Lily Tulip Cup. Бизнес шел весьма успешно, но денег было мало. Рей бросил стаканчики и уехал во Флориду торговать недвижимостью. Но там дела не пошли вовсе, и Крок вновь вернулся домой продавать одноразовую посуду. В 1929 году Рей перенес два сильных потрясения – началась Великая депрессия и умер его отец.

Раймонд Альберт Крок


Как-то Р. Крок повстречал Э. Принса, придумавшего миксер для взбивания нескольких молочных коктейлей одновременно. Рею новинка понравилась, и он уговорил изобретателя отдать ему эксклюзивные права на этот кухонный прибор. Продажи шли хорошо до тех пор, пока большие компании не освоили выпуск аналогичной техники и не стали продавать ее гораздо дешевле. Крок разорился. Случайность свела предпринимателя-неудачника Рея Крока и братьев Макдональд, державших закусочную в городке Сан-Бернардино.

Макдональды заказали восемь миксеров – в своей закусочной продажу еды они поставили на поток: гамбургер, картофель «фри» и коктейль выдавались клиенту за считаные минуты. Посуда была одноразовой, а меню состояло из девяти блюд. Гамбургер у них стоил в два раза дешевле, чем у конкурентов. Одним словом, Морис и Ричард Макдональды придумали основные принципы современного фаст-фуда. Вернее сказать, не придумали – братья посещали курсы организации ресторана быстрого питания, – а на практике «обкатали» положения теории быстрого и качественного обслуживания клиентов. Как известно, первый гамбургер появился в 1900 году в ресторане Луи Лессинга в городе Нью-Хейвен. В 1921 году открылась компания «Белый замок», продававшая сэндвичи по 5 центов. Началась эра фаст-фуда, расцвет которой произойдет через два-три десятка лет. Но вернемся к Кроку и Макдональдам.

Идея промышленной организации торговли едой стала распространяться по стране. Так, уже работал первый ресторан по лицензии Макдональдов в Аризоне. Братья не спеша продавали права на открытие ресторанов по созданному им типу за 1000–2500 долларов. Сама сеть их не интересовала вовсе. Увидев все это, Рей Крок пришел в полный восторг. Он предложил организовать компанию по продаже франшизы на использование названия, фирменного стиля ресторана и системы организации его работы. Лицензия продавалась за 950 долларов на 20 лет. Плюс к этому каждый ресторан «Макдоналдс» платил 1,9 % от годового дохода. Эта прибыль делилась между братьями и Реем. В апреле 1955 года в штате Иллинойс открылся первый ресторан новой системы «Макдоналдс».

За первый год Крок продал восемнадцать франшиз, что, конечно, было мало. Да и удержать единообразие он не смог – в некоторых ресторанах появилась пицца, а цены поползли вверх. Тогда Крок на деньги чикагского журналиста открывает образцовый ресторан – чистое приятное заведение, где продаются недорогие и вкусные гамбургеры. Успех превзошел все ожидания, а от новых претендентов на франшизу не было отбоя, хотя условия ведения бизнеса жестко регламентировались. В 1965 году в одном из ресторанов «Макдоналдс» Рей Крок лично продал миллиардный гамбургер. Он уже выкупил долю братьев Макдоналдс и создал бизнес с многомиллионным оборотом. Знаменитая двойная золотая арка в виде буквы «М» стала символом Америки. Для будущих покупателей франшизы и их работников он придумал систему обучения – целый университет гамбургерологии и поддерживал одинаковые стандарты работы по всей стране, а в итоге – и по всему миру. В 1970 году годовой оборот сети достиг 587 млн долларов, и компания не намерена была останавливаться на этом. Через пять лет Крок придумал новую форму обслуживания клиентов – МакАвто. Покупатель приобретал обед не выходя из машины.

Кроме работы в корпорации Рей Крок основал и финансировал систему гостиниц при больницах для родителей, ухаживающих за своими больными детьми – Дома Рональда Макдональда. Кроме этого он оплачивал благотворительные учреждения для лечения алкоголизма, изучения диабета и других болезней.

Сам основатель прожил 81 год и умер в 1984 году от сердечной недостаточности в мемориальном госпитале Скриппса в Сан-Диего. Король фаст-фуда был трижды женат.

В нашу страну «Макдоналдс» пришел только в 1990 году и сразу стал необычайно популярен. На 2013 год в России работает 356 ресторанов. Ресторан на Пушкинской площади в Москве является самым посещаемым в мире. В год он обслуживает 2,8 миллиона человек. В 17 странах мира каждый день открывают свои двери 32 тысячи ресторанов «Макдоналдс».

Рей Крок часто любил говорить: «Я верю в Бога, семью и „Макдоналдс“. В офисе это правило действует наоборот».

«Я создала эту компанию для вас»

Мэри Кей Эш (Mary Kay Ash)

(12 мая 1918, Техас – 11 ноября 2001, Техас)

Мэри Роджерс только что оставил муж, приличной работы не было, а троих детей, родившихся в браке, нужно кормить, одевать и учить. Старшему из детей было всего восемь лет. В одночасье женщина оказалась в трудной ситуации – без денег и помощи. Нужно было жить и бороться. Однажды в доме зазвонил телефон. Оказалось, что звонила Ида Блейк, торговавшая книгами, которая предложила Мэри прекрасно изданную энциклопедию по детской психологии. Как же быть? Денег у Мэри не было, но книга ей пригодилась бы. «Нет ли других вариантов получить эти книги?» – спросила миссис Роджерс. Звонившая предложила ей продать десять комплектов. Одиннадцатый комплект Мэри получала в подарок. Она согласилась, и к вечеру следующего дня стала обладательницей энциклопедии по психологии. Но это еще не все. Воодушевленная успехом, она тут же согласилась пойти на работу в компанию Иды Блейк. Эта работа стала первым опытом в сетевом маркетинге, непревзойденным мастером которого станет однажды Мэри Роджерс, более известная всему миру, как Мэри Кей Эш.

Мэри родилась в пригороде столицы Техаса Хьюстона в семье инвалида Эдварда Александера Вагнера и медсестры Лулы Вембер Хастингс. Со временем мать оставила медицину и устроилась администратором в ресторан. В 1934 году Мэри закончила школу Ригана, но успела выскочить замуж за обаятельного музыканта Бена Роджерса. Его группа «Гавайские потоки» исполняла песни в стиле кантри. Но брак распался в 1945 году.

Мэри Кей Эш


В конце 1940-х годов Мэри работает в сетевой компании по продаже книг и начинает задумываться о возможности для женщины с детьми сделать карьеру. Она верила, что компания «Стенли Хоум Продакшн» – то место, где это возможно. Мэри рассчитывает на повышение, но руководство компании отдает предпочтение сотруднику-мужчине, просто потому, что он мужчина. Оскорбленная Мэри Кей уходит из компании, а знакомство с дочерью дубильщика кож полностью меняет жизнь домохозяйки.

Новая знакомая делала для себя крема, используя старый семейный рецепт. Вот тут-то и почувствовала Мэри Кей, что это ее будущее, хотя еще несколько лет не решается начать собственный бизнес. Она сидит дома и пишет книгу, где подробно расписывает идеальную корпорацию. Но, не дописав книгу, Мэри Кей начинает новый «роман», самый важный в ее жизни. Вместе со вторым мужем (Мэри вышла за Джорджа Хэлленбека) они планируют открыть компанию по продаже косметики.

Как же Мэри задумала вести своей новый бизнес? Предыдущий опыт все подсказал. Принцип продаж от двери к двери должен, по мнению Мэри Кей, отлично работать в этой сфере. Продавцы у нее называются «Независимыми консультантами по красоте», и не просто продают товар, а учат женщину пользоваться тем или иным кремом, румянами или тушью. Компания постоянно проводит обучающие семинары для своих сотрудников, а ценовая политика одинакова для всех участников бизнеса. Конечно, у компании будут программы стимулирования продаж, причем часть из них Мэри направит на мужей клиенток.

Но все случилось иначе, чем задумала Мэри Кей. В сентябре 1963 года от инфаркта умер ее муж, и Мэри приходится начинать свой бизнес со старшим сыном Беном Роджерсом, инвестировавшим 5000 долларов, и младшим сыном Ричардом, предоставившим помещение. Не забыла Мэри Кей купить старый рецепт своей знакомой – он лег в основу кремов. Так в муках родилась новая компания – Mary Kay Cosmetics. Старт оказался очень успешным, и в 1967 году Мэри Кей с сыновьями подумывают о выходе на Нью-Йоркскую фондовую биржу. Когда это случилось, Mary Kay Cosmetics стала первой в истории биржи компанией, возглавляемой женщиной. Доходы росли год от года. В 1977 году Мэри возводит в Далласе для своей компании 8-этажную штаб-квартиру, в этом же городе работает единственная фабрика, производящая всю номенклатуру продукции. В 1980-х годах основатели компании выкупили акции, свободно обращавшиеся на рынке, сосредоточив владение Mary Kay Cosmetics в руках одной семьи. Предпринимала Мэри Кей Эш и попытки поглощения конкурентов. Так, объектом внимания стала похожая по типу бизнеса компания Avon. Но захвата не произошло, и Мэри отступила. В 1992 году оборот Mary Kay Cosmetics превысил 1 млрд долларов. Компания прочно закрепилась на рынке косметических товаров, о чем говорят многочисленные награды и положительные публикации в прессе.

Знаменитый розовый «Кадиллак» Мэри Кей Эш купила в 1968 году в рекламных целях, но уже на следующий год решила наградить пять лучших консультантов компании такими же машинами. Эта традиция существует до сих пор. К «Кадиллаку» недавно добавился и спортивный General Motors белого цвета. Около 100 тысяч машин изготовил автопроизводитель для компании Mary Kay Cosmetics. Репортеры часто обвиняли Мэри Кей в том, что розовыми машинами она заманивает в свою сеть новых консультантов, на что она отвечала: «А какого цвета машину вам подарила ваша компания?»

Конец ознакомительного фрагмента.