Предисловие
Об истории Руси написано много книг. По большей части для делания каких-либо выводов историки, и не только они, обращаются к летописям или к подобным им документам, сохранившимся и уцелевшим на протяжении столетий, а иногда тысячелетий. А как быть в том случае, если о периоде, о котором пойдет рассказ в книге, даже в летописных свидетельствах почти что нет никаких упоминаний, кроме скупых фраз и изредка имен князей: Бравлин, Аскольд, Дир, Олег или Игорь?
Что мы, современные люди, знаем об этой эпохе и о том, какая была в те времена Русь? Ответ один – по факту почти ничего, поскольку имена и даже примерные даты походов киевских князей на Царьград и в другие земли не дают и близко понимания того, за что воевали русичи под их руководством. Тем более, нет у нас представления о том, что в те времена творилось на Руси, чем жила Киевская Русь, с какими вызовами она столкнулась.
Мы не знаем точно, как и когда воцарились на киевском престоле Аскольд и Дир, что случилось с князем Бравлином после того, как он вернулся из похода на Сурож (Судак), как и почему на самом деле пришел Олег к власти и при каких обстоятельствах погиб князь Игорь. Точно также мы не знаем, какие князья правили в Киеве до Бравлина и какой была Русь, если называть этим именем земли от Тавриды и Тмутаракани (Таманский полуостров) до Новгорода и от Карпат до Дона.
Период до княжения князя Владимира, сына Светослава (от слова Свет), покрыт забвением. Русь до него вроде бы и была, но какая-то не такая, чуть ли не «поганская», как ее назовут вскоре. Якобы княжение Ярослава, одного из сыновей Владимира, было едва ли не золотым веком Руси. А до Владимира и Ярослава, кроме Светослава – князя-воина – вроде бы, как и вспоминать некого. Какие-то чуть ли не темные и не просвещенные были тогда русичи: якобы грамоты не знали и законов не соблюдали, в невежестве и в незнании жили…
Конечно, есть «Велесова книга», которую, как считают некоторые исследователи, написана Велесом и освещает историю Руси задолго до Владимира. Кто-то ее считает подделкой, а кто-то – источником знаний и некоторых откровений. При этом личность Велеса представляется то богом, то волхвом, то чуть ли не черным ведуном. В общем, никто точно не знает, кто же на самом деле был Велес. Широко распространено мнение, что Велес – это бог-покровитель скотоводства и всего, что связано с этим. Кто-то считает Велеса богом нижнего, подземного царства или богом-творцом.
Авторы серии книг «Путь волхва-радетеля», написанных на основе записок Велеса, несомненно, ведущей в свое время личностью, прояснят некоторые из поставленных выше вопросов. Следует заметить, что имя Велес было широко распространено на тогдашней Руси. На самом деле слово Велес переводится, как могучая и непреодолимая сила творения, идущая из первичного истока.
Представляя записки Велеса, авторы не собираются с кем-то спорить, кого-то переубеждать или кому-то что-то доказывать. По ряду причин и возможностей приводим для широкого круга читателей записки Велеса – с некоторого времени главы волхвов-радетелей, жившего долгое время в Киеве в девятом и в начале десятого века до времени изгнания волхвов из мест их обитания. Волховские поселения во времена жизни Велеса располагались на территории нынешнего Ботанического сада.
В те времена в Киеве проживало порядка пятидесяти тысяч жителей, не считая детей, юношей и девушек до пятнадцати-шестнадцати лет. А если считать население, проживающее в пригородах, то в несколько раз больше, поскольку огромное число жителей жили в деревушках возле Киева. Поселения были на месте и Голосеевского парка, и Нивок, и других районов нынешнего Киева.
Киев во времена Велеса был крупнейшим городом не только на Днепре, но и в Европе, уступая, разве что Риму. Но главным вопросом остается вопрос: почему во все времена за обладание стольным престолом в Киеве велась постоянная война? Не было на протяжении второй половины восьмого и в девятом веке времени, когда бы над Киевом, или как его звали местные жители Киювом, не сгущались тучи войны. Кто сюда только не приходил, но самую большую опасность для жителей, обитавших в здешних местах, представляли далеко не кочевники, а Византия и местная знать, готовая сделать все для того, чтобы узаконить свою власть над племенами тогда еще свободных землепашцев и скотоводов, наложить руку на торговлю и промыслы. Только лишь часть волхвов-радетелей противостояла подобным намерениям. Зная, к чему все идет, их и возглавил с определенного времени Велес.
Записки Велеса, оставленные потомкам, позволят совсем по-другому посмотреть не только на историю Руси, но и человечества и всей нашей планеты. Мы, авторы, точнее – соавторы, всего лишь делаем их достоянием гласности, считая, что нам, ныне живущим потомкам русичей, хотя бы отчасти необходимо знать историю Киевской Руси такой, какой она была на самом деле.
Сделав некоторые пояснения, переходим к началу повествования, которое Велес начинает рассказом о событиях 831 года.