Вы здесь

Вектор развития (о мировом движении). Глава 9. Западничество (А. Е. Соколов, 2011)

Глава 9

Западничество

Если на Западе болеют русофобией в ущерб отношений с Россией, то в России некоторые интеллигенты болеют западничеством, что, естественно, сильно сказывается на развитии России по всем направлениям. Особенно это чувствительно тогда, когда руководящие деятели смотрят на Запад, как на образец для подражания, равняются по нему без учета особенностей развития экономики и культуры России, защиты ее геополитических интересов в мире. Такое направление политики, такая доверчивость к Западу может очень дорого стоить нашей стране и ее народу. Как русофобия, так и западничество – негативные политические течения для России.

При проведении внутренней и внешней политики эти особенности всегда надо учитывать, чтобы объективно понять действительное положение вещей.

Русофобию мы рассмотрели. Теперь рассмотрим западничество.

Так что же такое западничество? Когда и как оно родилось как политическое течение? Обратимся к историческим факторам.

Антизападные настроения в России существовали всегда. Но лишь при царствовании Николая I отношение к Западу было изменено и четко сформулировано. В то время Россия считалась образцом мирного развития, защитники русской самобытности абстрагировались от Европы, так как они боязливо относились к европейскому революционному духу. Другая же часть русской интеллигенции считала необходимым брать с Европы пример, подражать ей, впоследствии их стали называть Западниками. По мнению многих, западничество, как общественное течение, родилось в 1839 году в полемике известного в то время И. В. Киреевского – издателя журнала «Европеец», с А. С. Хомяковым. Киреевский убежден, что Россия должна учиться у Европы… объясняет нашу особенность отдаленностью… изолированностью от наследия древних цивилизаций – греческой и римской. Из-за этого в развитии Руси образовался перекос – «перевес силы материальной над силой нравственной образованности». В рецензии «Горе от ума на московском театре» Киреевский писал: «…философия Фамусова и теперь еще кружит нам головы, мы и теперь, также как в его времена, хлопочем и суетимся из ничего, кланяемся и унижаемся бескорыстно и только из удовольствия кланяться, ведем жизнь без цели, без смысла». «Нам нечего бояться утратить наши национальности: наши религии, наши исторические воспоминая, наше географическое положение. Вся совокупность нашего быта столь отлична от остальной Европы, что нам физически невозможно сделаться ни французами, ни англичанами, ни немцами». Он подчеркивал, что «у русских немцев тоже учиться нечему», так как они такие же, как русские.

Автор «философических писем» П. Я. Чаадаев считал, что Россия стоит вне общечеловеческой истории, под которой он понимал историю европейскую. «Европа, – отмечал он, – за века идейной борьбы выработала прочные жизненные устои, общие правила, которые каждый европеец легко и неприметно усваивает». «И заметьте, что речь идет не об учености, не о чтении, не о чем-то литературном или научном, а просто о мыслях, которые охватывают ребенка в колыбели, окружают его среди игр, которые нашептывает ласковая его мать… Хотите знать, что это за мысли? Это мысли о долге, справедливости, праве, порядке… Вот она, атмосфера Запада: это нечто большее, чем история или психология. Это физиология европейского человека».

«В России же нет устоявшихся жизненных правил, здесь царит нравственный хаос. Оттого так много у нас растерянных, заблудившихся в мире людей». «Наш думающий соотечественник вынужден огромными усилиями вырабатывать в себе порядочного человека, вбивать в свою голову ударом молота моральные нормы, которые на Западе считаются азбучными».

Вот так понимали раньше, и вот так понимают русского человека даже некоторые наши соотечественники.

Пренебрежительное отношение к русской культуре Запада еще как-то можно понять, но такое отношение наших соотечественников в своей культуре, к своим нравам в голове не укладывается.

В России более 2 тысяч лет назад, начиная с внедрения христианства на Руси, письменности, появления книг нравственного характера, начала развиваться своя самобытная культура, что трудно отрицать. Да, она отличается от западной, но имеет уже свою многовековую историю. Россия, россияне, правильно сказано, «никогда не будут французами, англичанами, немцами и т. д., они всегда будут русскими, со своими нравами, обычаями, укладом жизни и т. д.

Вместе с тем надо заметить, что в мире, хотим мы этого или не хотим, идет процесс сближения культур, наклонностей человеческих, независимо от национальности, во всех сферах жизни они будут усиливаться по мере сближения общения разных народов и государств. Этот процесс естественный, его не следует подталкивать или тормозить.

Но это совершенно не значит, что свою родную культуру надо подменять иностранной. И уж совершенно не годится, когда свой общественный строй примеряют к западному, переносят на свою государственность практику другого государства. Как это имеет место в России после изменения общественного строя, когда государственное ее управление скопировано по американскому образу. Пренебрегать русской культурой, русскими обычаями могут лишь люди, которые не считают Россию своей Родиной, склонные к предательству интересов России, не уважающие русский, российский образ жизни, не знающие и не желающие знать историю нашего государства. Это те, которые ищут личную выгоду и за это готовы поступиться всем. Шли на так называемую перестройку, имея в виду получать удовлетворение личных интересов, получать незаслуженные привилегии. Чем хуже у нас в стране, тем лучше для них. Они работают на интересы глобалистов, первоочередной целью которых после развала Советского Союза является сдерживание политического, экономического и духовного развития России, а затем и развал ее, насаждение западных порядков.


Русофобия – это общественное течение с политической окраской не только в европейских странах, но и во многих странах мира. Противоположное ему, другое общественное течение, так называемых западников, в свою очередь явление не только российское. Оно имеет место и в других странах. Чтобы Россия от влияния этих общественных течений не закачалась, нужна взвешенные, с учетом указанных особенностей, как внешняя, так и внутренняя политика, причем она должна строиться только на объективной основе, защищая интересы нашей страны. Об этом более подробно сказано в главе о русофобии и будет еще сказано в последующих разделах книги.