Вы здесь

Вектор движения. Приключения. В (А. Г. Кочергин)

В

Не надо никого винить – мы сами виноваты в своих грехах (если не впадать в сложности генотипа, социальную психологию и, тьфу, тьфу, тьфу, в пресловутую конспирологию).

Наблюдал давеча довольно показательную сценку.

В одном из провинциальных промтоварных магазинчиков, где продают всяческую всячину, начиная от строительных саморезов и заканчивая спутниковыми системами, довольно приличная на вид женщина подошла к продавщице.

– Дайте мне тюбик клея побыстрее, – сухо бросила она скорее приказ, чем просьбу.

– Вам какой клей нужен? У нас их много. И цены разные. Посмотрите на прилавке, – продавщица указала на стройный ряд разноцветных и разнокалиберных тюбиков клея, расположившихся за витринным стеклом.

– Да откуда я знаю? Вы продавец, вы и должны знать. Мне каблук надо приклеить, – уже совсем нервно заявила дамочка. – И побыстрее, меня мастер ждёт.

– Понимаете, они практически все универсальные… Возьмите вот этот. Хороший клей, – несколько растерялась продавщица от такого бесцеремонного напора.

– Да что вы мне самый дорогой суёте?! Вон же дешевле есть!

– Хорошо, хорошо. Сейчас поменяю, – было видно, что продавщица уже еле сдерживается и мысль у неё лишь одна: «Шла бы ты, милочка, отсюда побыстрее».

Дама схватила тюбик клея и с гордым видом покинула помещение.

Не прошло и десяти минут как она снова ворвалась в магазинчик и с ходу гневным голосом выдала:

– Вы мне подсунули негодный клей. Мастер попытался его выдавить, а он засох в тюбике. Как вы работаете? Это же безобразие! Вы должны отвечать за качество продаваемого товара!

Продавщица взяла тюбик и поменяла его на новый. Извинилась и пояснила, мол невозможно проверить клей, он герметично в блистеры запечатан. Но разгневанную клиентку такой вариант мирового соглашения явно не устраивал и она взялась поучать продавца основам розничной торговли и приемки товара.

– Вы должны при получении товара один тюбик проколоть иголкой и, если он засохший, вернуть поставщику всю партию. Вы отвечаете за проданный товар. И кто вас контролирует только?! Вот у нас такого нет. Это у вас в провинции бардак сплошной!

На вопрос уже несколько возмущённой очереди «где это у нас», требовательная клиента гордо ответила: «В Москве». Естественно, у народа нашлось много что сказать по этому поводу и он за словом в карман не полез. А продавщица лишь логично уточнила, все ли тюбики ей при приёмке товара протыкать булавкой? Заведясь от услышанного, покупательница в жёсткой форме потребовала жалобную книгу и начала ровным мелким почерком строчить гневное заявление. Она исписала целых две страницы. Очередь примолкла, в целом сочувствуя продавщице, попавшей в сложную ситуацию. Но ведь и защитить невиновную никто не попытался! Каждый вдруг забеспокоился о себе, не захотел влезать в конфликт, уж не пойми чего и опасаясь.

Дама ушла. Старший менеджер, который наблюдал эту дикую картину маслом, подошел к прилавку, взял тетрадь, вырвал исписанные страницы и превратил их в клочки, даже не читая, – не надо множить зло, впускать в наш мир негатив через слова и звуки. И без того настроение многих людей было испорчено по пустяшному в общем-то поводу.

Стоило ли так долго заострять внимание на этом избитом сюжете, коими переполнено наше бренное существование? Может, у нервной женщины было плохое настроение? Банально не выспалась. Или что-то не то съела? А впечатлительный автор целую страницу текста от избытка чувств нацарапал?

Но давайте задумаемся, не так ли в пресловутые тридцатые годы двадцатого века, порой из-за бытовой неприязни, сплошь и рядом строчили советские граждане друг на друга доносы в компетентные органы? И вот уже сломана чья-то жизнь, разрушена счастливая семья, оборвано целое поколение. И кого в итоге винить в массовых репрессиях? Только ли вождя или стоит и в социуме покопаться? Понять причины данного социально-психологического феномена?

Справедливости ради, нужно отметить, что болезнь доносительства присуща во все времена большинству людишек нашей планеты.