Вы здесь

Вековая книга перемен. 1. Один (Александр Щетинников, 2017)

1. Один

Афоризм. «Даже у Христа за пазухой человек находится один!»


Толкование. Ты никто и ничто. Целый год ты будешь в полной зависимости от других людей. Они будут кормить и поить тебя. Другие будут определять всю твою жизнь, но без них ты не сможешь выжить. Как упавший за борт человек находится в полной власти океана, так и младенец первый год жизни полностью зависит от родителей.


Притча. Нет ничего проще, чем написать киносценарий. Это я понял, когда находился в рейсе у берегов Западной Сахары на борту СРТМ-8100 «Афелий». 6 октября 1987 года мне приснился сон, который я впоследствии записал. Таким образом, написание сценария это простой пересказ увиденного во сне. А если ты не можешь просмотреть весь фильм в своём мозгу, то ты и не сценарист, а просто ремесленник.

Следует заметить, что это был самый короткий сценарий, который может быть. Однако следует учитывать особенность фильма, где всё происходящее должно происходить в очень замедленном темпе. В рейсе всё тянется очень долго и время как бы замедляется, поэтому главным эффектом данного фильма должно быть очень медленное и тягучее изображение происходящего. Переход от одного ракурса на другой должно быть очень постепенным, а переход к новой сцене должен происходить в тот самый момент, когда зритель уже начинает собираться уходить из зала.


«Он знал, что ему 30 лет, и знал,

что он бездарен».

(Начало романа)

Грустный художественный фильм.

Действие чёрно-белое, воспоминания и сны цветные.

Слов практически нет, но часть далёких разговоров слышны как говор, но сами слова разобрать не возможно.

Сцена 1 (Цветная).

Грузовое судно отходит от причала в рейс. Иностранный порт. Вид причала. Вид судна. Судно довольно большое (команда около 30 человек) часть из них стоят вдоль борта. На палубе стоят разноцветные контейнеры. Солнце. Нечленораздельные по звучанию, но понятные по смыслу команды по отдаче швартовых. Несколько человек с борта машут руками находящимся на пирсе провожающим. С пирса 7-8 женщин разного возраста машут руками в ответ. Главный герой в каюте, его никто не провожает. Он сидит грустный и смотрит в точку на стене, что-то вспоминая….

Сцена 2 (Цветная).

Из памяти словно из тумана появляется изображение возбуждённой, жестикулирующей блондинки. Слов нет, вернее они не слышны, но смысл их понятен. Герой ошарашен настолько, что, отключившись только догадывается, что ей надоели его приходы и отходы, ей надоели дни ожиданий, короткие встречи, и что он должен выбирать море или она, и что если он сейчас уйдёт, то может больше не возвращаться. Ему очень грустно. Он гладит её по волосам и оставляет её рыдающей на диване. Мысленно себе и ей обещая, что это будет его последний рейс.

Сцена 3 (Цветная постепенно переходящая в чёрно-белую).

Туман воспоминаний рассеивается. Он опять в той же застывшей позе смотрит на точку на стене. Топот ног над головой, крики в мегафон, команды с мостика, топот, шум. Тарахтенье буксира оттаскивающего судно от пирса. Буксир какое-то время виден через иллюминатор. Судно медленно разворачивается и выходит из солнечной живописной бухты в открытое море… Солнце потихоньку меркнет, его заволакивают серые тучи, начинает дуть холодный северный ветер, небо всё темнее и темнее (цветное изображение переходит в чёрно-белое). Как будь-то, судно переносится из цветущих тропиков в серое заполярье. Буквально на глазах солнечный день превращается в серый, холодный с бурлящим морем, свистящим ветром над океанским пейзажем…

Сцена 4 (Чёрно-белая).

Герой – простой матрос. Он спит в своей каюте. В дверь заходит его сосед и тормошит героя за плечо. Тот медленно сонно встаёт, проводит рукой по заспанному лицу, наконец, просыпается и встаёт. Умывается, одевается. Тоже самое время его сосед делает всё наоборот – он раздевается и ложится на кровать. Герой заканчивает одеваться, расчёсывается, гасит свет и выходит из каюты, а затем долго, как-то очень долго пробирается по лабиринтам судовых коридоров на мостик. Он – рулевой матрос. Заходит в рулевую рубку, делает приветственный жест вахтенному штурману, стоящему в дальнем углу, хлопает по плечу матроса стоящего у штурвала и занимает его место. До него долетают какие-то звуки, что-то говорит штурман, герой смотрит на компас (вернее указатель курса), видит, что стрелка показывает 1300, кивает штурману и замирает…. Судно идёт лагом (то есть волнение бьёт в борт). Порывы ветра, сильное волнение, качка усиливается. В такт волнению взгляду открываются несколько медленных морских образов (зарисовок):

1. Медленные колебания стрелки кренометра висящего на стене в рулевой рубке (3-4 колебания с большой амплитудой);

2. Штурман склонившийся над картой. В тёмном углу рубки лампой освещено только яркое пятно над столом. Штурман стоит на границе света и тени о чем-то задумавшись, потирая правой рукой подбородок. В противофазе с качкой, сохраняя вертикальное положение, то входит в свет, то выходит в тень;

3. Свисающий хвост чёрного кота, лежащего на столе, качается в такт с корабельной качкой;

4. Качка усиливается, несколько особенно мощных ударов волн в борт судна, вызывают сильную вибрацию всего судна;

5. В грузовом трюме со всё большей амплитудой раскачивается плохо прикреплённый контейнер;

6. Спина рулевого матроса в тёмной рубке. Светится шкала компаса и несколько лампочек на панели управления. Сильная бортовая качка.

Сцена 5 (Цветная).

Воспоминания рулевого матроса (героя). Солнечный пляж Калифорнии. Молодой герой в форме американских моряков. Служба окончена. Он весел, полон надежд, в глазах радость. Пустой пляж, никого нет. Он раздевается, заходит в море, плавает, наслаждаясь тёплой водой, свободой. Выходя из воды, замечает на пляже молодую блондинку (ту, что в Сцене 2 закатывает ему скандал, будучи уже его женой). Они с интересом смотрят друг на друга. События развиваются стремительно…. Они вместе любуются морем, солнцем, пляжем. В дали по тихому синему морю движется красавец белоснежный лайнер. Он смотрит на корабль с мечтой в глазах, она смотрит с мечтой на него и с тревогой на лайнер.

Сцена 6 (Чёрно-белая).

Опять спина героя в темноте. Усиливается свист ветра, удары волн о борт, усиливается качка. Крупным планом – судовые часы, секундная стрелка на которых движется вдвое медленнее чем обычно. Особенно сильный крен и удар волны сопровождается сильным глухим ударом о борт судна. Недоумённый встревоженный взгляд вахтенного штурмана (седеющий брюнет). Звонок телефона в рубке. Нервный, но невнятный разговор штурмана с недоумённой жестикуляцией. Затем штурман сам звонит в несколько мест и вешает трубку. Глухой металлический удар в борт повторяется. Несколько отрешённые, но тревожные глаза героя смотрящего на штурмана. Штурман молча пожимает плечами и уходит в штурманскую.

Сцена 7 (Чёрно-белая).

Тёмный грузовой трюм. Сорвавшийся с креплений контейнер при каждом наклоне судна глухо ударяет в борт. При крене в противоположную сторону так же сильно ударяет по крепежу другого контейнера. Несколько тросов крепежа лопаются, контейнеры при каждом наклоне судна медленно сползают к борту, амплитуда стучащего контейнера всё меньше. Угол наклона на кренометре всё больше и больше. Звонок в рубку. Штурман говорит, но слов не слышно… В рубку тревожным шагом входит капитан (Совсем седой брюнет). Отдаёт команды, куда-то звонит. Вахтенный штурман отстраняет героя и сам встаёт к штурвалу. Герой отходит в сторону и бросает взгляд на светящееся табло «Выход из строя рулевого управления».

События начинают развиваться в ускоряющемся темпе…. Кто-то вбегает в рубку и что-то кричит капитану, кто-то звонит. Суета. Удары в борт всё сильнее, крен всё больше. Кренометр показывает невероятный угол. Люди в рубке стоят, наклонившись и держатся за что попало. Груз в трюме весь сместился к левому борту. По всему в рубке видно как велик крен…. Капитан медленно и нерешительно протягивает руку к кнопке и уже решительно нажимает её. Раздаётся тревожный звон и действия вновь ускоряются…. По коридорам мечутся люди в спасательных жилетах, суета, паника… Все выбегают на наклонную палубу и сползают к левому борту. Ревёт море, брызги волн, ветер, наклонённая палуба. С левого борта моряки спускают спасательный катер…. Герой выбегает из рубки и пробирается к своей каюте, нервно суетливо надевает спасательный жилет, растерянно садится на кровать (соседа уже нет, в каюте всё разбросано), хватает сумку, достаёт из шкафчика и складывает в карман документы, деньги, фото. Встаёт, подходит к двери…… но тут самый сильный удар волны… бешенный крен… второй катер разбивается о борт судна, люди падают в бурлящее море и исчезают в волнах…Герой сильно ударяется головой, свет в глазах гаснет…

Сцена 8 (Чёрно-белая).

С борта спускается третий катер. Капитан стоит у борта (заметен сильный крен), что-то кричит, но шторм не перекричать….Прыгает в катер, который чудом отходит от борта судна… по палубе мечется отставший человек, решительно бросается с борта…. Его поглощает бушующее море….Катер быстро относит от таящих в тьме огоньков накренённого корабля…

Сцена 9 (Чёрно-белая).

Свет мигает несколько раз, ярко загорается и больше не гаснет. В каюте героя хаос. Он лежит на сильно накренённом полу….медленно (далее всё очень медленно) открывает лаза, на лбу струйка крови. Шума шторма не слышно… в голове гул, как если к уху поднести большую морскую раковину. Герой встаёт, трогает голову, делает гримасу от боли, со второй попытки открывает дверь каюты и идя одной ногой по палубе, а второй – по переборке (из-за сильного крена), медленно идёт по коридору, поднимается по трапу, с огромным усилием открывает задраенную дверь на палубу. Смотрит в даль и видит еле уловимый огонёк, моментально промелькнувшее пятнышко удаляющегося катера с людьми…. Очередной сильный удар. Героя опять отбрасывает от двери в глубь коридора…

Сцена 10 (Чёрно-белая).

В трюме после этого удара, при обратном крене масса груза вдруг отползает в другую сторону, а в образовавшийся между грузом и левым бортом пространство сверху падает несколько контейнеров, которые расклинивают груз, не давая ему больше смещаться. Крен судна становится заметно меньше.

Сцена 11 (Чёрно-белая).

По коридору плетётся герой. Он мокрый. Свет горит не везде, а пятнами. Всё замедленно…. Судно качается, но крен не столь велик. Проходя по коридору, герой заглядывает в каюту, дверь в которую была открыта. Разгром, хаос, раскардаж…. Вещи на полу, всё перевёрнуто…. На стене фото чьей-то любимой женщины….Герой плетётся в рулевую рубку… Беспорядок, разбросаны наставления, инструкции, справочники, штурманские карты. Кренометр. В световом пятне нет штурмана. Нет чёрного кота на столе. На табло светится панель «Выход из строя рулевого управления», на морском телеграфе стрелка показывает «Тихий ход». Гудящая телефонная трубка висит на шнуре и, в такт качке, ритмично стучит о переборку. Герой поднимает трубку и ставит её на место. Тут же раздаётся звонок. Снимает рубку и подносит к уху….. гудок…. вешает на место… звонок… Герой послушал гудок и резко бросает её о переборку. Герой выходит из рубки и бредёт по коридору, заглядывая во все каюты. Ещё неосознанно он продолжает искать людей. Где в каютах свет не горит, он нажимает на выключатель, где-то свет загорается, где-то – нет. В одной из кают в закреплённой и наполовину наполненной водой банку качается кипятильник. Вода не кипит. На столе тяжёлая пепельница с дымящейся сигаретой (будто люди только что вышли на минутку). Глядя на сигарету, герой вспоминает, что хочет курить…. Берёт из пепельницы сигарету, затягивается, смотрит на банку, гасит окурок в пепельнице, выпивает воду из банки и выходит. В другой каюте тоже хаос, свет только тот, что проникает из коридора через открытую героем дверь. На полу магнитофон, пульсирует полоска красных огоньков, негромкая грустная песня «Пинк флойд». По коридору герой движется в сторону салона. За дверьми оживленная весёлая беседа….Герой рывком распахивает обе створки двери. В дальнем углу салона светится большой экран телевизора… Луи де Фюнес в фильме «Оскар» играет одну из последних сцен, когда в очередной раз он обнаруживает в чемодане лифчик и в состоянии лёгкого помешательства корчит рожи. Зал пустой. Дивиди сам себе показывает этот фильм. Герой садится на диван и теряет сознание…

Сцена 12 (Цветная). Сон.

Он лежит на песке, того же пляжа в Калифорнии. Через закрытые глаза чувствуется яркое солнце, тёплый ветер, тихий плеск набегающей волны. Рядом она. Она смотрит на него, придвигается к нему, склоняется над его лицом и целует его в лоб, в губы, щёки…

Сцена 13 (Чёрно-белая).

Он медленно открывает веки, и в сером тумане, как бы наводя резкость, видит морду чёрного кота, который слизывает кровь с его щеки… Он пошевелил рукой…. Кот замер, посмотрел в глаза, мяукнул, тихо, грустно, еле слышно и как бы растворился в расползающемся фокусе… Герой мучительно собирается с мыслями, вспоминает, что произошло. Смотрит в иллюминатор. На улице хмурое, серое утро, а может и серый день, Ветер подстих, но ещё довольно силён. Качка слабая. Герой приподнимается на локтях, облокачивается на спинку дивана, достаёт сигарету, потихоньку прикуривает и медленно приходит в себя. Гасит окурок и бросает его на пол, выключает ещё светящийся в сумерках экран телевизора и выходит в коридор. Заходит в туалет, а затем и в свою каюту. Умывается, чистит зубы, смывает с головы запёкшуюся кровь, морщась от боли, приводит себя в порядок. Затем обходит практически всё судно, в поисках людей. Заходит в рубку, в каюту капитана, где почти всё находится на местах. В голове начинает крепнуть мысль, что на судне больше никого нет. Спускается в машинное отделение, где как ни в чем, ни бывало, уверенно и ровно грохочет огромный двигатель, всё вертится и крутится, стучит и гремит. Вешает телефонную трубку, из-за которой был звонок в рубке, и замечает труп механика. Механик придавлен огромной, тяжёлой железякой из под которой видна только нижняя часть тела в брюках и ботинках. Попробовал поднять железяку – бесполезно. Вылезает из машинного отделения, заходит в радиорубку, здесь всё особенно сильно перебито. Все приёмники и передатчики посрывало и перемяло. На полу валяются куски и детали оборудования, бумаги, книги, инструменты. Торчат оборванные провода.

Герой вспоминает, что хочет есть. Медленно идёт на камбуз. Дверь не закрыта. На полу вперемешку посуда, кастрюли, консервы, пачки печенья и разные коробочки. Рассыпанная из мешка крупа, сахар, говяжья нога выпавшая из холодильника. Заглядывает в кладовую. Груда ящиков, мешков, банок…. Герой берёт несколько консервных банок, возвращается на камбуз, огромным кухонным ножом открывает банки. Подбирает с пола ложку, ест… подбирает жестянку с пивом – пьёт, жадно и долго, затем находит вторую банку, и тоже выпивает. В углу чёрный кот грызёт говяжью ногу. Кот какой-то странный, мистический, вызывающий чувство затаённого страха перед оборотнями. Герой замечает банку с растворимым кофе, трясёт её, по звуку кофе в ней есть. Находит выключатель у плиты, включает её. Поднимает кастрюлю, подходит к крану с водой, пытается наполнить кастрюлю водой, но, не наполнив и половины, вода перестаёт течь. С бульканьем и свистом кран всасывает воздух…. Воды нет! Ставит кастрюлю на плиту… Вода закипает. Заваривает кофе… Наливает его в кружку, кладёт столовой ложкой сахар, зачерпывая его из кучи на полу, распечатывает пачку печенья. Ест печенье, запивая кофе. Автоматически хочет сполоснуть кружку, и тут до него доходит, что воды нет!!!

В глазах растущая тревога. Находит на камбузе ведро, идёт в машинное отделение. Машинное отделение внизу, и воду там можно брать из крана, даже когда её не качает насос. Медленно спускается в машинное отделение. Специально не смотря в сторону, где лежит раздавленный механик. Проходит от крана к крану, проверяя, что из них вытекает, но нехотя его взор всё же падает на труп… Ужас в глазах…! На ногах механика нет ботинок!!! Герой цепенеет, затем, озираясь по сторонам, начинает понимать, что на корабле есть ещё кто-то, но этот кто-то наверняка опасен. Возможно, именно он придавил механика этой железякой. Бросив ведро, герой вылезает из машинного отделения, забегает в каюту капитана, подпирает стулом дверь, плюхается в кресло, чтобы привести мысли в порядок. Его взор падает на телефон. Он начинает набирать все номера по списку лежащему под стеклом на столе капитана. Никто не берёт трубку. Собирается с силами и мужеством.

Вновь спускается в машинное отделение. Подбирает большой гаечный ключ, подбирает брошенное ведро, пробирается к крану и набирает ведро воды. И вновь замечает, что на трупе механика теперь пропали и брюки!! Минута оцепенения. Медленно поднимает ведро, чтобы не разлить воду осторожно вылезает из машинного отделения. Приходит на камбуз, кладёт гаечный ключ, берёт в руки большой кухонный нож и более с ним не расстаётся.

Выпивает банку пива из холодильника, ставит кастрюлю с водой на плиту, закуривает и ждёт, когда закипит вода. Вода долго не закипает, пробует её пальцем. Вода – холодная. Несколько раз щёлкает включателем плиты – безрезультатно. Щелкает выключателем света на стене – света нет! Теперь нет и света!

Устало и медленно, с ножом в руке, бредёт в рулевую рубку, там нажимает на разные кнопки, пока ни находит рубильник «Аварийное освещение». Врубает его. В рубке загорается тусклая лампочка.

Далее всё происходит при тусклом свете аварийного освещения. Возвращается на камбуз и замечает, что часть продуктов исчезла… Высыпает из мешка крупу и складывает в него остатки пригодных к употреблению продуктов (консервы, печенье в пачках, банки пива, сока,…). Взваливает мешок на плечо, в другую руку берёт ведро и нож. Перетаскивает всё в каюту капитана – теперь он здесь главный. Вываливает из мешка всё в угол каюты. Находит ключ от двери и, выходя, запирает за собой дверь. Делает несколько ходок на камбуз. Наконец, уставший запирается из нутрии каюты и засыпает на капитанском диване.

Сцена 14 (Цветная). Сон.

Тот же берег моря, солнце, жарко, весело, приятная жажда… Далее как в рекламном ролике… Яркие картины рекламы прохладительного напитка… хлопают пробки. Пузырится в стакане жидкость…в блеске солнечных лучей искрящаяся жидкость булькает и разливается по щекам…

Сцена 15 (Чёрно-белая).

Крупным планом лицо на перилле дивана, деформированное неудобство позы. Палуба и все судно качаются. По полу вперёд и назад, отбегая и вновь накатывая переливается вода… С трудом открывается заплывший глаз, голова медленно отрывается от периллы. Взгляд фокусируется на опрокинутом ведре. В глазах мысль: «Опять воды нет!» Автоматически рука судорожно достаёт сигарету, прикуривает от зажигалки, долго заторможено курит. Окурок по привычке тщательно гасит в пепельнице. Консервы открывает ножом. Ест тоже ножом, запивает баночным пивом. Собирает с мокрого пола продукты и складывает их на полки шкафчика. Пива – мало, сока – мало,… хочется кофе… кофе бы взбодрило…Замечает на стене чудом сохранившийся графин с водой. Выливает воду в кастрюлю и замирает… кипятить не на чем… Ставит кастрюлю на стол, плюхается тяжело в кресло, автоматически закуривает последнюю сигарету… В иллюминаторе всё та же серая погода, всё качается… Задумчиво щёлкает зажигалкой, смотрит на огонь… Встаёт, укрепляет кастрюлю над раковиной умывальника. К раковине разводит костерок. Рвёт журнал, затем книгу по листочку, бросая в огонь. Огонь закипает, но в каюте скапливается дым… Герой кашляет, открывает иллюминатор… Ворвавшийся ветер разгоняет дым, но поднимает в воздух пепел… Закрывает иллюминатор… пепел медленно оседает на пол, на стол, в кастрюлю. Бросает к кипяток много ложек кофе… Кофейную жижу переливает в кружку и жадно пьёт. За дверью слышится жалобное, немного дикое, даже зловещее и мистическое мяуканье кота. Герой, поёживаясь, продолжает пить кофе в прикуску с печеньем. Выпивает всё. Хочется покурить. Вспоминает: «Сигарет нет!» Долго и методично обшаривает всю каюту в поисках сигарет. Находит деньги, бросает их в раковину, фотографии, бумаги – под раковину на растопку, жвачку – в рот. Лоцию, порножурнал, томик стихов, толстый роман – всё под умывальник. Под подушкой находит пистолет. Проверяет – заряжен. Взводит, кладёт в карман, нож оставляет на столе. За дверью орёт чёрный кот. Закончив обыск, садится в кресло, с закрытыми глазами сидит и мерно покачивается в такт с качкой. Затем, как бы собравшись с силами, встаёт, подходит к зеркалу, рассматривает свою разбитую голову, небритое лицо. Обыскивает ещё несколько кают. В одной из кают на стене замечает большой, яркий плакат, рекламирующий морские путешествия. На нем изображён белоснежный лайнер очень похожий на виденный им во сне. Смачно плюёт на лайнер. В дальнем конце коридора замечает мелькнувшую тень. Инстинктивно, выхватив пистолет, торопливо шагает в ту сторону, где мелькнула тень. Запнувшись за кота, падает, приподнявшись, кидает в сторону кота попавшийся под руку тапок. Спускается в машинное отделение, опять замечет какое-то движение. Он туда. Шорох в углу, копошится что-то мелкое, хилое, похожее на обёзьяну… Сам того не желая, герой несколько раз выстреливает в полутьму. Шорох, писк, тишина… Герой сворачивает из газеты факел и поджигает его зажигалкой. С факелом подбирается к углу. На полу оборванный, худой китаец в брюках и ботинках механика. Долее видно логово китайца, сделанное из кусков картона, тряпок и всякого мусора. Похоже, это нелегал, пытавшийся пробраться в Америку. Факел догорает и гаснет. Во тьме скрывается контур мёртвого китайца. На выходе из машинного отделения опять нехотя смотрит на придавленного механика. Чёрный мерзкий кот, урча, грызёт пальцы на ногах трупа. Брезгливая негодующая судорога проходит по телу героя… Он стреляет в кота. Тот выскакивает и мчится прочь по коридору. Герой стреляет ему вдогонку… После последнего выстрела раздаётся бешенное «МЯУ!!!» Кошачий вопль долго звучит в ушах.

Герой заходит в каюту капитана, дверь за собой не запирает, бросает разряженный, ненужный пистолет. Подбирает с пола радиоприёмник, включает – молчание, несколько раз трясёт – молчание… жахнул его о пол – раскололся, рассыпался.

Крупным планом вид через иллюминатор снаружи в освещённую каюту с сидящим героем. Камера потихоньку отходит от судна, поднимаясь всё выше и вышё, пока не становится видно, что судно плывёт по большому кругу, и, следовательно, никогда не достигнет берега.

Затем резкое падение изображения сверху вниз. Губы героя тихо, но внятно произносят первое и последнее слово за весь фильм «ОДИН!!!». Как бы мысль вслух. Лампочка аварийного освещения тускнеет и гаснет совсем. Тёмный экран.

Конец фильма.