11
Решив начать с Василисы, я распрощалась с Иркой, оставив на неё злополучного барана. В кабинете главу поселка не нашла.
Маринка из администрации направила меня в Дом Культуры. На праздник чествования наших Кулибиных. Оказывается, именно сегодня мы всем посёлком торжественно провожали их в Москву, читать лекции профессорам из «Сколково». Сегодня определенно был мой день. Информация шла в руки сама.
В клубе играл духовой оркестр, работал буфет, как на первое мая, висели воздушные шарики. В зале шёл концерт для Федьки с Петькой. Малышня из детского сада танцевала «Цыганочку».
Кулибины уже выслушали торжественные речи, пожелания и напутствия, записали, что кому надо привезти из Москвы и перешли из президиума в зал. Вместе с Василисой сидели на первом ряду и растроганно смахивали предательскую слезу. Василиса громко хлопала, раскрасневшись от удовольствия. По другую сторону от кулибиных, рядом с ней оказалось два свободных места.
Я прекрасно знала и Петра и Фёдора, потому что в течение полугода мы с Василисой выдерживали за них бой с целой областной энергосбытовой компанией, которая многое бы отдала, чтобы закопать обоих инженеров поглубже.
История их стоит того, чтобы остановиться на ней подробнее.
Фёдор Малышев и Пётр Никитин, – наши самоделкины, два удивительных человека, два друга, всегда вместе. С виду похожие на Штепселя и Торопуньку, в джинсовых комбинезонах с десятком карманов, из которых торчат инструменты, проволочки, железки и детальки. Любого встречают с улыбкой, потому что счастливы помочь и счастливы заниматься любимым делом. Или просто счастливы жить.
Оба – талантливые инженеры, которые так и не смогли реализоваться в советское время. Просидели на своих заводах, на ста сорока рублях в месяц. И выдали по две тысячи рацпредложений. Из тех, что за ненадобностью нашей стране пылились на полках, а потом за бесценок, всем пакетом, были проданы иностранцам. Что в дальнейшем в разы подняло производительность и, соответственно, прибыль, итак, уже знаменитых в мире зарубежных брендов.
Выйдя на пенсию, Федька с Петькой встретились в посёлке Светлый Путь, и сразу нашли, о чем поговорить. Но разговорами за домино на лавочке не ограничились. А с удвоенным запалом начали изобретать всякие интересные штуки для народного, Светло-Путейского хозяйства. И тем самым, не по-детски будоражить местных барыг. И, страшно сказать, они решились сделать вызов самой энергосбытовой компании области «Лампа в каждом месте».
Несмотря на кричащее название, «Лампа в каждом месте» отнюдь, даже и не пыталась обеспечить эти самые лампы хоть где-то, помимо богатых посёлков и городов. Тащить провода, ставить трансформаторы, а потом всё это хозяйство поддерживать в тысячах деревнях и зимой и летом, и в ураган и в метели – «Лампе» было совершенно невыгодно.
Летом в деревни приезжают дачники, которые норовят «тиснуть» электричество, не заплатив. Зимой там остаётся по две-три бабки. Их обслуживание становится дорогим и убыточным. Поэтому, согласно не писаному закону, на деревни уже давно все «положили». На столбах, материале для проводов и трансформаторах экономят так, что напряжение в 220 ватт уже давно стало неприличной роскошью.
«Лампа», конечно, как-то приноровилась выполнять свои обязательства перед государством и, по возможности, переложила все затраты на население. Научилась правильно составлять договоры, чтобы при любом раскладе виноватыми оставались потребители. Потому что офшоры никто не отменял и, чтобы продолжать туда перегонять миллиарды рублей, приходилось крутиться.
Конечно, сбои бывали. То какое-нибудь Лядово, потеряв терпение, начинало писать письма в газету о том, что в течение трех недель им выключают электричество по пять раз в день. И жители не могут поставить инкубаторы и вывести нормальных цыплят. Недоношенные цыплята рождаются тремя головами и шестью клювами. Попробуй в деревне, прокорми столько ртов.
То, какая-нибудь Пузяевка начинала вопить о том, что они делали замер всей деревней. И оказывается, в течение трёх месяцев каждый день напряжение, согласно прибору, выше 170 ватт не поднимается. А по договору полагаются постоянные 220.
А то, ещё хуже, в каких-нибудь Тютицах, вообще сгорела абсолютно вся бытовая техника, по причине резких перепадов напряжения. А там и дорогостоящие телевизоры, и компьютеры с принтерами и всё-всё-всё.
Но до сих пор, все эти мелкие неприятности с населением удавалось улаживать. Население ворчало, но, в конечном итоге, кроме как в «Лампу» идти ему всё равно было некуда.
И тут на голову энергосбытовой компании свалились наши Федька с Петькой. Кулибины бросились на помощь измученному народу. Из подручных материалов слепили какие-то хитрые коробочки, которые начали извлекать энергию из всего, что течёт, движется, летает, дымит, выделяет газ.
Начиная от обычного костра и заканчивая домашним бурундуком или хомячком, который крутит барабан в своей клетке. В ход пошло всё – ветряки из бумаги, солнечные батареи из тепличной плёнки, новые аккумуляторы из старых, которые способны накопить энергии на два месяца вперёд.
Сначала деятельность Кулибиных не была заметна. И даже слегка радовала, потому, что в области вдруг стало спокойно. Триста деревень Светло-Путейского района, как-то подозрительно затихли, и перестали жаловаться на энергетиков. Энергокомпания сначала решила, что население уступило. Сдалось по причине своей тупости, лености, юридической безграмотности и отдаленности проживания от судов, до которых не каждый житель дальней деревни готов добираться.
Спохватилась же «Лампа», когда на автономное электропитание в массовом масштабе начали переходить посёлки. И им теперь уже не нужны были ни провода, ни столбы, ни, что самое ужасное – трансформаторы, счётчики, подключение этого всего к домам. И ещё многое другое, за что можно с народа брать деньги. К жилым микрорайонам присоединились фермеры, а потом в сторону кулибиных начали поглядывать и деревообрабатывающие заводы. Федька с Петькой развернулись не на шутку. И зараза поползла в соседние районы.
Над офшорными миллиардами нависла угроза. И «Лампа в каждом месте» выделила несколько миллионов рублей на информационную кампанию. В каждую деревню, как во времена выборов, поехал человек с газетой, календариком и листовкой. В листовках разъяснялось, почему нельзя подключать в домах кустарные Кулибинские изделия. Приводились грустные примеры, рассказывались жуткие истории, показывались графики. И даже качественный фотомонтаж, где видно, как задымился хомячок от быстрого бега на барабане и нелицензионного подключения к этому самому барабану кулибинского концентратора энергии.
Не сработало. Тупое население продолжало устанавливать коробочки Федьки с Петькой подпольно, как будто назло «Лампе». Население просто «динамило» энергокомпанию. Выслушивало, кивало, как бы соглашаясь с доводами и спокойно, партизанскими тропами шло к Кулибиным. Как назло, Кулибинские коробочки сбоев не давали.
Тогда «Лампа в каждом месте», к тому времени практически потерявшая все свои лампы в Светло-Путейском районе, пустила в ход артиллерию средней тяжести. Несколько проплаченных чиновников из охраны природы днём и ночью занимались только тем, что искали кулибинские мини-гидроэлектростанции в ручьях и реках бесконечной области. Попутно разъясняя населению, что реки, озёра, воздух, дым от костра, хомячки с бурундуками, энергия ветра и солнца – это всё не принадлежит народу, за это всё надо платить. А вот эти «кулибинские» ветряки, солнечные батареи – не что иное, как уголовное обкрадывание государства.
Да, соглашались люди. Воздух и солнце народу не приналежат, и это обкрадывание. И спокойно шли к Кулибиным за их коробочками.
Дело дошло до того, что «Лампа» наняла каких-то вышибал из областного бара, и те доступно разъяснили Кулибиным, почему им не надо спасать свой народ от «Лампы».
Но тут, как назло, какой-то хакер из продвинутых кулибинских клиентов, залез в интернет и выяснил, что «Лампа» уже давно не является государственной компанией, так как её акции ещё десять лет назад выкупили три лица, получивших на днях иностранное подданство. Поэтому на воздух и солнце в нашей стране они уже точно прав иметь не могут.
Скандал получился на славу. Но тут вмешался губернатор, и, по договоренности со «Сколковым», Петьку с Федькой решили на четыре месяца отправить в Москву, читать лекции о своих изобретениях. Планировалось, что за время их отсутствия «Лампа» отзовет часть своих миллиардов из оффшоров, полностью заменит все сети в Светло-Путейском районе. И хорошо подумает над тем, как снизить тарифы в области.
В общем, после длительного боя со всей нашей общественностью, «Лампа в каждом месте» бросилась технически перевооружать сети, в первую очередь, в самых дальних деревнях. А посёлок начал собирать Кулибиных в Москву.