Вы здесь

Веды о мужчине и женщине. Методика построения правильных отношений. Семья – основа развития и счастья человека (О. Г. Торсунов, 2016)

Семья – основа развития и счастья человека

Опасности на пути самосовершенствования

Как только человек начинает работать над собой, его мировоззрение и привычки стремительно изменяются. Эти перемены приводят к сильным изменениям в жизни. Затем, несомненно, быстро меняются и его отношения с близкими людьми. Работая над собой грамотно, под руководством опытного наставника, и следуя рекомендациям писаний, человек постепенно улучшает свой характер. Логично предположить, что и в отношениях с родственниками это должно принести положительный результат на пути к счастью. Так оно и есть: если человек правильно осуществляет самовоспитание, его семейное счастье непрерывно возрастает.

Однако жизненный опыт показывает, что чаще всего человек, начав заниматься самосовершенствованием, наоборот, портит свои отношения с родственниками. В чем же причина такого парадокса? В том, что большинство людей занимаются самосовершенствованием, руководствуясь не духовной наукой, а тем, что им вздумается. В результате подобной «духовной практики» они начинают очень гордиться собой и своими «духовными» достижениями и в то же время презирать своих родственников, которые живут, не стремясь к переменам в себе. Вместе с тем эти новоиспеченные «святые» и «медиумы» начинают хулить и ругать все, что не соответствует их мировоззрению. Под их критику попадают и древние религиозные традиции, и прогрессивные культурные устои общества.

Веды считают, что семейные устои общества являются основой для гармоничного развития человека. В большинстве случаев именно правильно построенная семейная жизнь обеспечивает тем, кто стремится к совершенству, надежную защиту их нравственного роста и духовного прогресса. Конечно, есть и такие редкие души, которые, дойдя до определенного уровня духовного совершенства, отрекаются от мира и, совершив этот шаг, поднимаются на следующую ступень прогресса. Поэтому не удивительно, что во всех духовных традициях существуют монастыри, где живут эти отрешившиеся от мира аскеты.

Однако начинающему духовную практику человеку очень трудно осознать тот критерий, который указывал бы ему, насколько он достиг уже уровня отречения. Чаще всего новички, занявшиеся самосовершенствованием, начинают считать себя отрешенными уже через несколько месяцев после начала духовной практики. Кто-то из них начинает мнить себя наставником всех своих родственников, включая и родителей. Возгордившись своими познаниями, эти «без пяти минут святые» смело рушат свои семейные и социальные связи. Чем это обычно заканчивается? Тем, что через несколько месяцев «отрешенной жизни» они женятся вновь и чаще всего, отойдя от занятий самосовершенствованием, опускаются до своей прежней греховной жизни.

Чтобы в работе над собой таких казусов не случалось, человеку необходимо понять, как грамотно, под чутким руководством святых людей и писаний, следует заниматься духовной практикой в условиях семейной жизни. Только взяв на вооружение научный метод самосовершенствования, проверенный практикой сотен тысяч людей, можно получить гарантию, что продвижение к счастью и прогрессу будет стойким и незыблемым.

Крепость, защищающая наше счастье

Семья должна стать крепостью, обороняющей нас от деградирующего влияния нашей же плохой кармы. Чтобы эта крепость действительно была неприступной и защищала от всех невзгод жизни, молодежи, вместо того чтобы прожигать свою жизнь, следует со всей ответственностью позаботиться о создании счастливой семьи. Для этого нужно углубиться в серьезное изучение законов счастливой семейной жизни. Если подходить к вопросу создания семьи как-то иначе, то шансов, что крепость созданной семьи будет твердой и нерушимой, очень мало.

Только грамотный, проверенный тысячелетним опытом мудрецов подход к созданию семьи позволит сделать будущую семейную жизнь счастливой. Надеяться на случай и везение в этом вопросе весьма опасно. Как уже отмечалось, семейная карма самая суровая, и каждый человек в своей жизни обязательно и в полной мере так или иначе поймет это и прочувствует. Поэтому, перед тем как приступить к созданию семьи, молодым людям следует серьезно поработать над собой. Если эта работа окажется успешной, то, несмотря на все трудности семейной жизни, она привнесет в вашу жизнь и счастье, и духовный прогресс.

Перед созданием семьи необходимо пройти путь ученичества

Веды считают, что обет безбрачия способствует развитию хороших черт характера, увеличивает выносливость, повышает запас психической и физической энергии, улучшает здоровье, способствует укреплению памяти, усиливает решимость и энтузиазм в достижении цели. Если говорить обобщенно, то, соблюдая обет безбрачия, молодой человек может быстро взрастить и очистить свой разум, а именно это и является самым важным фактором для успешной учебы.

Великий мудрец древности Патанджали подчеркивает важность целибата для контроля над телом, речью и умом. Он объясняет, что сохранение семени придает доблесть и решительность, силу и мощь, бесстрашие и отвагу, энергию и жизненную силу («Йога-сутра», 2.38). Он предлагает сохранять семя путем сосредоточенных усилий воли.

Перечислим причины, по которым необходимо сначала выучиться, а затем уже создавать семью.


• Первая причина может показаться несколько неожиданной. Дело в том, что при соблюдении обета безбрачия благодаря сохранению и накоплению половой энергии процесс учебы будет намного эффективнее.

• Жизнь человека делится на определенные периоды[1]. Каждый из них соответствует определенному укладу жизни:

– время до достижения физической и психической зрелости соответствует периоду ученичества (детство, юность);

– зрелость человека соответствует периоду семейной жизни;

– пожилой возраст соответствует отходу от активных материальных обязанностей и переходу к духовным обязанностям;

– особо продвинутые духовно люди в пожилом возрасте могут принять отречение от мира.

Веды считают, что наиболее благоприятно делать все в соответствии с тем или иным периодом жизни. Поэтому в юношеском возрасте лучше учиться, а в зрелом – жениться.

• Безбрачие во время периода ученичества способствует углубленному изучению материала еще и потому, что никакие проблемы, кроме самой учебы, особенно не отвлекают.

• До женитьбы человек отвечает только сам за себя, после женитьбы же он отвечает еще и за свою семью. Эти дополнительные обязанности по обеспечению семьи, заботе о детях и жене, обустройству жилья мешают направить разум на учебу и не позволяют сосредоточиться на ней в полной степени.

• После женитьбы по вполне понятным причинам (общение с противоположным полом) эгоизм человека начинает возрастать. Это мешает правильному слушанию и глубокому усвоению материала. Мы уже говорили о том, что для того чтобы услышанное проникло в разум, необходимо смирение, а его легче культивировать в себе, не имея тесного общения с противоположным полом.

• Карма семейных отношений – самая тяжелая и труднопреодолимая. Поэтому лучше, чтобы действие этой кармы началось уже после окончания учебы. Иначе учиться будет просто некогда.


Вот основные причины, по которым при серьезном отношении к своему обучению лучше до окончания учебы не жениться.

Итак, согласно Ведам, существует четыре уклада жизни: ученичество (соблюдается обет безбрачия), семейная жизнь, уход от обязанностей, мешающих самосовершенствованию, и отречение. Эти уклады соответствуют четырем возрастным периодам в жизни человека. Однако иногда между возрастом и периодом жизни возникают некоторые несоответствия. Так, бывает, что затягивается ученичество, или человек, выучившись, немедленно принимает отрешенный образ жизни. Но все же в большинстве случаев люди, вступив в зрелый период, ведут семейную жизнь.

Семейная жизнь связывает человека многочисленными обязательствами и тяжелой кармой. Тем не менее мы ждем от супружества счастья. Для того чтобы семейная жизнь действительно стала счастливой, юноши и девушки еще до женитьбы должны учиться быть счастливыми: совершенствовать свой характер, очищать и укреплять разум. Основным фактором успеха в учебе является соблюдение, вплоть до самой свадьбы, целомудрия. Такое поведение способствует правильному выбору достойного спутника жизни, который поможет идти нелегким путем семейной жизни.

Если по какой-либо причине человек не изучил науку о правильном создании и построении семьи до женитьбы, то все же обратиться к этим жизненно важным вопросам ему никогда не будет поздно.

Рекомендации вед по поведению до супружества

Сразу же после знакомства с кандидатом в супруги следует задуматься: какая семья с этим человеком может быть создана? Необходимо иметь в виду, что во многом это будет зависеть от того, какие интересы, какой круг общения и какой характер имеют познакомившиеся молодые люди. Следует заметить, что ведическое понимание того, как юноши и девушки должны вести себя перед женитьбой, отличается от существующего сейчас в обществе.

Веды рекомендуют в выборе спутника жизни основное внимание обращать на то, какие черты характера он имеет, каковы его интересы и цели. Мы же обычно основное внимание уделяем внешней стороне. Мы считаем, что для успешного брака нужно научиться хорошо выглядеть и вежливо общаться друг с другом. Если при общении кто-то кажется приятным, его и выбирают на всю жизнь.

Любовь ослепляет, и внешне безукоризненное поначалу поведение, продиктованное сильной симпатией к объекту любви, мы воспринимаем как действительность, не подверженную изменениям. Однако характер – предмет более глубокий, в чем супруги убеждаются после того, как некоторое время поживут вместе. Постепенно они начинают замечать, что их взгляды на жизнь, темперамент и интересы во многом сильно различаются. Однако, так как «роспись уже поставлена», остается к этой несовместимости приспосабливаться всю жизнь.

Лучше всего, если молодой человек привлекается в первую очередь не внешним видом, а характером девушки и ее взглядами на жизнь. Именно поэтому девушке не следует делать свой внешний вид слишком броским. Этот простой совет обеспечит много преимуществ в будущем формировании семьи.

Особенно тяжело бывает тем супругам, у которых наряду с недостатками характера присутствует еще и астрологическая (психическая) несовместимость. В трудных условиях психической несовместимости жить становится совсем тяжело.

Веды заявляют, что личность – это не то, что изучается в курсе анатомии. Мы считаем себя телом, и поэтому красим губы, качаем мышцы, прихорашиваемся друг для друга. Так мы пытаемся выявить какие-то свои преимущества. Веды считают, что анатомические особенности строения тела будущего супруга (супруги) нужно учитывать, но только во вторую очередь. Первое, что важно, – это понять характер будущего супруга, причем на этом понимание друг друга останавливаться не должно, со временем нужно научиться осознавать духовную природу друг друга. Именно такой подход обеспечит в дальнейшем счастье в семейной жизни.

Несомненно, привлекательная внешность в какой-то степени указывает на запас благочестия у человека, и при выборе спутника жизни это должно учитываться. Однако гораздо более серьезное внимание надо обращать на красоту иного рода. Это – внутренняя привлекательность, то есть привлекательность характера человека, его взглядов на жизнь. Более того, нельзя забывать и о духовной красоте, понимание которой доступно только святым людям. Мы остановимся также и на этом вопросе, хотя тема духовной красоты человека довольно трудна для понимания.

Следует знать, что существует еще и такой вид внешней красоты, который помимо счастья приносит страдания. Этот вид красоты излучают связанные с половыми функциями нижние психические центры.

Грубая половая энергия тоже рождает красоту, но уже другого рода. Эта красота далеко не указывает на то, что ее обладатель имеет хороший характер. Она притягивает к себе лишь повышенными сексуальными возможностями ее обладателя. Любовь, вызванная таким типом красоты, пробуждает одни лишь животные желания. Сколько молодых людей уже пострадало и еще пострадает, дешево покупаясь на манящую к себе красоту нижних психических центров!

Люди, привлеченные дешевой любовью на пару дней, не сильно заботятся о своем характере – наоборот, они очень часто ведут себя развязно и неприлично. Не беспокоятся они и о недостатках характера своего партнера. Стремясь быстрее насладиться телом своего избранника, они не особо печалятся о его будущей судьбе.

Следует признать, что молодым девушкам и парням очень трудно самостоятельно понять, кто есть кто. Любовь сильно ослепляет и забирает у влюбленных разум. Поэтому в правильном выборе могут помочь:

• изучение писаний, дающих знание о том, что такое настоящее семейное счастье;

• воспитание в себе понимания, как должен вести себя человек, который действительно способен принести счастье;

• накопленное в прошлом благочестие;

• соблюдение обета безбрачия вплоть до женитьбы (замужества);

• работа над своим характером;

• помощь наставников, благочестивых друзей и родственников, которые всегда имеют более трезвую оценку (взгляд со стороны);

• астрологические расчеты (при условии, что астролог действительно является квалифицированным специалистом).


Помешать в правильном выборе супруга могут следующие факторы:

• неправильное понимание семейного счастья;

• непонимание того, как должен себя вести порядочный молодой человек (девушка), достойный стать супругом (супругой);

• прошлые неблагочестивые поступки;

• нежелание работать над собой;

• чрезмерная самостоятельность в выборе спутника жизни;

• разгульная жизнь до женитьбы (замужества).


Так как характер человека формировался на протяжении миллионов жизней, изменить его практически невозможно. По большому счету в семейной жизни можно только смягчить проявления характера близкого человека. Это значит, что в выборе спутника жизни нужно быть предельно внимательным. Надо выбирать себе в супруги человека с максимально прогрессивными взглядами на жизнь и максимально совместимого по характеру. От гармонии в семье зависит возможность прогрессировать, причем не только для родителей, но и для детей. Поэтому в этом вопросе не должно быть никаких сантиментов.

Семь психических центров человека и разные виды супружеской любви

Однако следует знать, что когда человек меняет свой характер, меняются и его взаимоотношения с окружающим миром. Эти перемены дают возможность для возникновения более возвышенной гармонии. Поэтому, когда приходит время влюбиться, парень и девушка, изменившиеся к лучшему, становятся достойными более чистых отношений. Более возвышенные отношения развиваются при этом естественным образом и тоже мотивированы искренней любовью.

Перечислим различные варианты чистой любви.

• Самой возвышенной и чистой является любовь к Богу. Этот вид любви имеет абсолютно духовную природу, встречается он очень редко и к теме создания семьи отношения не имеет.

Любовь к своему духовному учителю также чиста и возвышенна.

Любовь ко всем без различия живым существам имеет духовную природу и встречается в этом мире только у безгрешных святых.

Материнская любовь, хотя и не столь чиста, но обычно достаточно самоотверженна, и поэтому она выше супружеской.

Любовь между мужчиной и женщиной может быть разной. При знакомстве юноши и девушки гармония может возникнуть на любом из психических центров.


Согласно своей природе, мы не можем существовать без любви. Поэтому, пока у нас не развилась столь редкая и возвышенная любовь – любовь к Богу, мы пытаемся хоть как-то любить друг друга.

У людей существуют разные уровни сознания и, в соответствии с этим, разные виды супружеской любви. В тонком теле человека насчитывается семь психических центров. В Ведах говорится, что нижние центры контактируют с низким, животным сознанием, где действует грубая телесная сила. Любовь (гармония), возникшая на уровне этих низших центров, принимает соответствующую грубую форму.

Формирование отношений между мужчиной и женщиной – результат совместимости на разных уровнях их сознания. При более возвышенном сознании любящих людей в гармонию, соответственно, вступают и более высокие психические центры.

Всего у человека насчитывается семь психических центров, или, если говорить языком Вед, семь чакр. Внешне они незаметны и функционируют исключительно на уровне тонкого тела (ум, разум, ложное эго). Любая склонность сознания активно жить и к чему-либо стремиться в этом мире (жить определенными интересами) имеет отношение к деятельности одного из семи психических центров.

1. Нижний, или копчиковый центр находится на конце позвоночного столба. В супружеских отношениях отвечает за эгоизм и половые отношения (особенно у мужчин). При гармонии на уровне копчикового центра между супругами создаются отношения, при которых секс является смыслом всей их совместной жизни.

2. Паховый центр расположен в области лобка, он отвечает за самосохранение, жадность, страх, а также чувство наслаждения и сексуальные желания (больше у женщин). При гармонии на уровне этого психического центра главным смыслом совместной жизни становится создание комфортных условий (квартира, мебель, дача, машина).

3. Центр солнечного сплетения находится в области солнечного сплетения, он отвечает за чувство долга перед обществом и семьей, а также за пищеварение, чувство удовлетворенности. При гармонии на уровне этого психического центра главным смыслом совместной жизни является достижение престижа и хорошего положения в обществе.

4. Сердечный центр расположен в центральной части грудины, он отвечает за нравственное развитие человека. При гармонии на уровне этого психического центра главным смыслом совместной жизни является соблюдение нравственных принципов, несущих с собой мир и процветание.

5. Горловой центр находится в области горла, он отвечает за эмоции, обеспечивает контроль чувств. При гармонии на уровне этого психического центра главным смыслом совместной жизни является достижение контроля чувств, утонченного восприятия мира.

6. Лобный центр расположен в центре лба, он отвечает за деятельность ума. При гармонии на уровне этого психического центра главным смыслом совместной жизни является изучение писаний, постижение смысла жизни, очищение от грехов.

7. Макушечный центр находится в области макушки, он отвечает за деятельность разума. При гармонии на уровне этого психического центра главным смыслом совместной жизни является бескорыстное стремление к чистому духовному знанию, служение Богу с любовью и преданностью.


Если в гармонию вступают высшие психические центры человека (макушечный, лобный, горловой и сердечный), то такая любовь несет в себе счастье и прогресс.

При гармоничном сочетании одних лишь нижних психических центров (копчиковый, паховый и центр солнечного сплетения) тоже возникнет любовь, но она приносит многочисленные несчастья. Любовь, основанная на одном лишь грубом сексуальном желании, не может сделать будущих супругов счастливыми. Стремясь к такому виду семейного счастья, молодые люди обрекают себя на страдания. Нижние центры не различают ни характера человека, ни его наклонностей, ни его восприятия жизни; они понимают лишь постельное счастье. Купившись на эту дешевую любовь, молодые люди постепенно утрачивают положительные черты характера и приобретают отрицательные. Так их судьба с каждым днем становится все тяжелее и тяжелее. Не видя другого выхода из создавшейся ситуации, они вступают на путь деградации.

Если молодые люди совершенствуют свой характер, то постепенно изменяются их интересы, а также и само понимание семейного счастья. В результате их жизнь в основном будет протекать на уровне высших психических центров. Закономерно, что при более возвышенном общении у девушки и юноши спонтанно, само по себе, появится и более возвышенная гармония.

Гармония на двух самых нижних психических центрах доступна даже кошкам и собакам. Гармония на уровне самого верхнего психического центра является достоянием наиболее совершенных живых существ из всех живущих во вселенной.

Итак, рассмотрим разные уровни сознания, начиная с низкого и постепенно двигаясь вверх.


1. Если молодой человек считает себя телом, то и жить счастливо он хочет с другим телом; поэтому его привлекают наслаждения сексом, едой, комфортом. Соответственно, такой юноша привлечется девушкой с развитым телом и активными телесными функциями. Его не будут заботить ее взгляды на жизнь, ее характер и интересы. Главным мотивом совместной жизни в этом случае будет стремление испытывать сильные чувства во время сексуальных отношений. Поведение такого парня будет соответствующим: он будет стремиться как можно быстрее лечь с ней в постель.

Девушка с подобными же интересами будет выглядеть нарочито броско и станет вести себя довольно развязно, как бы невзначай подчеркивая свои телесные превосходства. Она не станет слишком сильно сопротивляться, если ее потащат в постель, даже не спросив, как ее зовут. Единственный момент, который ее прельщает, – насколько круто парень выглядит.

2. Определенная категория людей считает, что главное в семейной жизни – это хорошая квартира, приятная обстановка, машина и хорошие связи. Поэтому парню с подобным пониманием счастья понравится девушка с достатком. Девушка таких же наклонностей, желающая найти себе богатого мужа с квартирой и машиной, выберет преуспевающего молодого человека.

3. Молодой человек, который стремится к руководящим постам, к успеху в бизнесе, ищет себе девушку, имеющую хорошее положение в обществе. Девушка с соответствующими наклонностями желает выйти замуж за солидного парня.

4. Молодой человек из порядочной семьи, работающий над воспитанием в себе положительных черт характера, полюбит скромную, порядочную девушку. Такие девушки ценят в парнях ответственность, честность и достойное поведение.

5. Иногда люди находят друг друга, занимаясь самосовершенствованием, более глубоким постижением мира, развитием самоконтроля. В этом случае молодой человек полюбит девушку с покладистым, проницательным характером. Девушка же будет искать себе парня, способного оптимистично и терпеливо сносить все трудности жизни.

6. Еще реже гармония возникает в результате искренних поисков истины. В этом случае и девушка, и парень, найдя друг друга, живут вместе с целью самосовершенствования и постижения возвышенного духовного знания.

7. Наиболее редко встречается гармония, возникающая в результате желания построить семью, которая бы шла путем служения Богу. Обычно перед встречей такие молодые люди уже активно занимаются духовной практикой. Чаще всего в случае гармонии подобного рода супруги продолжают совместный путь к истине и в следующих своих жизнях.


Таким образом, самый важный момент в выборе будущего спутника жизни – это собственный мотив брака, то есть чего мы ожидаем от партнера по браку. «Мотив» в данном случае означает желание любить человека определенным образом. Притягивать к себе будет то, что в другом человеке для нас наиболее привлекательно; поэтому и придется полюбить того, у кого в наличии имеется этот вид «счастья». Нужно понять, каково у нас понимание семейного счастья, чего в семейной жизни нам хочется больше всего. Вот что определит, на уровне какого психического центра возникнет гармония. В результате этого после женитьбы сложится вполне определенный тип гармонии, который на протяжении всей жизни поменять будет чрезвычайно сложно.

Соответственно, существуют разные типы общения, которые согласуются с перечисленными выше мотивами создать семью.


1. Молодые люди, склонные к самому примитивному телесному счастью, будут искать друг друга на дискотеках, в барах и других местах массового развлечения молодежи.

2. Те, кто имеет выраженную склонность к комфорту и богатству, будут искать спутника жизни в хороших ресторанах, домах отдыха, в компании друзей-бизнесменов.

3. Если парень и девушка стремятся к славе и власти, они попытаются найти друг друга на вечеринках, на которые приходят лишь избранные люди, во время деловых встреч, в элитных компаниях.

4. Стремящиеся к работе над своим характером молодые люди, скорее всего, найдут друг друга во время встреч и общения в кругу единомышленников, в группах, занимающихся освоением техники йоги, приемов самоконтроля, различных видов медитации и т. д.

5–7. Начиная с пятого уровня и выше молодые люди обычно находят друг друга в общении с людьми духовной направленности. Чаще всего эти будущие супруги совершенствуются в одной религиозной традиции либо имеют схожие взгляды на духовное развитие.


Таким образом, мотивы вступления в брак хорошо проявляются в том, какой круг общения предпочитает молодежь.

Для установления в будущей семье прочных и приносящих удовлетворение отношений важно в момент знакомства поймать себя на мысли: какое чувство по отношению к данному человеку мною движет? Еще до знакомства нужно понять свои мотивы, влекущие к семейной жизни; познакомившись же, уже трудно будет что-либо поменять.

Согласно мотивам и в соответствии с психическими центрами человека, существует семь основных типов семейной гармонии. Только четыре из этих семи типов гармонии могут принести счастье, остальные три приводят к неизбежным страданиям.

Самый разумный способ обрести нормальные семейные отношения – это еще до знакомства заниматься самосовершенствованием (духовной практикой). Если человек только после женитьбы понял, как правильно строить семейные отношения, то он все же не должен унывать. Ему следует немедленно начать работать над своим характером и постепенно изменить свои представления о семейном счастье. Благодаря этому его отношения с близкими людьми закономерно начнут меняться к лучшему.

Далеко не всегда, особенно в наше время, бывает так, что молодым людям, которые сошлись по самым возвышенным мотивам, хватает хорошей кармы для полной совместимости по всем направлениям.

Однако в процессе духовной практики, благодаря совместному сжиганию плохой кармы, у них со временем разовьется совместимость и на всех других психических центрах. При серьезной работе над собой можно гораздо легче преодолеть все трудности совместной жизни. Единственным условием при этом является совместимость в их понимании счастья и духовного прогресса. Все остальные виды гармонии, без всякого сомнения, постепенно разовьются.

На первый взгляд может показаться, что в наше время невозможно, да и не с кем создавать в семье очень возвышенные, духовные отношения. Однако Веды утверждают, что при правильном настрое и сильном желании Божественные силы обязательно помогут найти спутника, который действительно бы стал помощником на пути духовного прогресса.

Согласно мнению Вед, единственный способ создания нормальных семейных отношений – совместно стремиться к совершенству. Другого способа построить счастливую семейную жизнь не существует.

В результате правильной (согласно писаниям) организации семейной жизни молодые люди, занимаясь духовной практикой, постепенно очищают свое сознание от эгоизма и достигают строгого выполнения всех своих материальных и духовных обязанностей. С этого времени такие семьи не только способны жить счастливо сами, но и могут сделать такими же счастливыми всех окружающих людей. В семьях, находящихся на таком уровне сознания, рождаются и вырастают возвышенные своими устремлениями святые, которые приносят и своим родителям, и всем людям на Земле много радости.

Со смертью тела счастье этих супругов, как и их духовный прогресс, не заканчивается. В следующих жизнях они, как правило, опять остаются вместе и продолжают совершать свой духовный путь на высших планетах или даже в духовном мире.