Глава 4. Учитель учителей
Шиваратри (ночь Шивы) отмечается каждый месяц, на четырнадцатую ночь после полнолуния. Луна – божество, управляющее человеческим умом, – на следующую ночь «исчезает», превращается в «ничто», и потому не вызывает колебаний ума. Четырнадцатая ночь месяца магха (февраль-март) называется маха (великая) Шиваратри, ибо она священна и по другой причине. Это время, когда Шива[10] (Всевышний) принимает форму линги[11] на благо духовных искателей. Шиву почитают как форму, поклонение которой дает джняну (высшую мудрость). «Джнянам махешварат иччетх» (моли Шиву о мудрости, дарующей просветление), – так говорится в Ведах. Поэтому не относитесь к этому дню легкомысленно и не сводите обеты, предписанные в этот день мудрецами – пост, бдение и непрерывное произнесение Божьего имени – к рутинным ритуалам и поводу для развлечений, пикника, необузданного веселья и азартных игр. Сосредоточьте свой ум в этот день и в эту ночь на атмалинге (эллиптической форме, исходящей от Шивы как Его символ) и будьте уверены, что Шива – в каждом из вас. Пусть этот образ озарит ваше внутреннее сознание.
Забор необходим, чтобы защищать молодые ростки, но когда урожай уже созрел, зачем тратить время и деньги на ограду? Апельсин покрыт не слишком вкусной кожурой для того, чтобы плод не был съеден раньше времени. Внешний ритуал предписан для того, чтобы не допустить искажения внутреннего голоса. Как и все остальные святые дни индуизма и других религий, Шиваратри сопровождается многими внешними ритуалами и церемониями, обладающими глубочайшим внутренним смыслом. Но человеческая природа предпочитает легкие пути внешних формальностей, а не внутренний путь дисциплины и прямого опыта. На Шиваратри, следуя традиции, народ посещает храмы Шивы, участвует в обрядах поклонения шивалингамам, проводимых жрецами, окропляет символы Шивы священной водой, соблюдает пост, бодрствует и следует другим предписаниям. Но все это не совсем отвечает истинной цели святого праздника. Чтобы творить обряды и соблюдать пост, совсем не обязательно ждать целый год и справляться у астролога, какие дни, согласно его календарю, считаются особо благоприятными.
Чтобы тело нормально функционировало, человек «заправляет» его пищей четыре раза в день. Так разве это слишком много – попросить его хотя бы один раз в день «кормить» ум хорошими мыслями и добрыми делами? Ум тоже нуждается в чистой, полноценной пище. Ишвара (Владыка), имя Шивы, означает, что Он обладает всем могуществом, которое связывают с Всевышним. Шам(н)кара (Благодетель), иное имя Шивы, означает, что своей милостью Он дарует шам, иначе говоря, ананду – блаженство высочайшей степени. Шива – воплощение ананды, и это является причиной Его танца, тандавы, который Он так любит – танца на вселенских подмостках.
Если поклонению этому Вездесущему во Вселенной вы уделяете лишь один день из 365, то наносите оскорбление Его могуществу, Его тайне. Подумайте о значении формы, которую Шива принял для поклонения Ему: у Него в горле – смертоносный, всеразрушающий яд, в мгновение ока уничтожающий все живое[12]. У Него на голове – священная река Ганга, чья вода может исцелить любой недуг – раз и навсегда. У Него на лбу – огненный глаз, у Него на голове – луна, дарующая живительную прохладу. Его запястья, лодыжки, плечи, шею обвивают смертельно ядовитые кобры, которые питаются живительными потоками (праной). Шива обитает на кладбищах или местах кремации – на Рудрабхуми, то есть на земле Шивы, или Рудры[13]. Но это совсем не зловещее место; это благодатное место, ибо всем суждено закончить здесь жизнь – эту, а также следующие. Шива учит тому, что смерти не следует бояться и бежать от нее, как от чумы. Ее нужно встречать храбро и охотно.
Известно также, что Шива носит с собой сосуд для подаяния. Он учит, что отрешенность, непривязанность, равнодушие как к злой, так и к счастливой судьбе, – это пути, ведущие к Нему. Шива известен как мритьюнджайя – тот, кто уничтожает смерть. Он также и каамари (разрушитель желания). Эти два имени показывают, что тот, кто разрушает желания, может победить смерть, ибо желание порождает деятельность, деятельность несет за собой последствия, последствия ведут к зависимости, а зависимость приводит к новому рождению, которое неизбежно заканчивается смертью.
Ишвара символически изображается в форме линги. Слово линга происходит от санскритского корня «ли», что означает «лиятхи» – «сливается», «растворяется». Это форма, в которой растворяются все формы. Шива – бог, благословляющий существа самым желанным, полным значения даром во Вселенной. Это тот конец за пределами смерти, к которому каждый должен стремиться, – конец, каким может удостоить Шива. Прежде всего, осознайте Бога в себе, и даже если при этом вы будете вовлечены в дела материального мира, это не принесет вам никакого вреда, ибо объективный мир будет представать вам не чем иным, как телом Бога. Но если вы попытаетесь сначала уйти с головой в материальный мир, а потом уже обнаружить в нем Бога, вы будете видеть только материальный мир. И опять же, вы можете направить свои духовные усилия по любому из двух направлений: подчиняйтесь приказам Бога, и Он будет рад возвысить вас; или же следуйте путем поиска, откройте, где Он пребывает и осознайте Его там. Вы вольны прибегать к любым средствам, но достижение Его – неотвратимая задача человека.
«Шива» означает «милостивый», «благодатный» – мангалам. Он – весь милость, Он – извечная благодать, сарва мангалам. Именно поэтому эпитет «Шри», указывающий на эти качества, не добавляется к именам Шива, Шанкара, Ишвара и т. д. Он предваряет имена некоторых аватаров, так как они облекли себя в бренные тела, преследуя особую цель. Этот эпитет подчеркивает их отличие от остальных людей, но Шива вечно милостив, благодатен (мангала), и потому эпитет излишен. Шива почитается как Учитель учителей, Дакшинамурти. Сама форма Шивы – великий урок терпения и стойкости. В своем горле он спрятал яд халахалу; благодатную луну, с радостью встречаемую всеми, Он несет на своей голове. Это тоже урок человеку – не проявлять по отношению к другим своих дурных наклонностей, а все свои добрые и полезные качества, имеющиеся в распоряжении, использовать им во благо. Если кто-то применяет свои таланты только для собственного продвижения, а свои дурные качества использует, чтобы унизить других, он идет по дороге, ведущей к падению.
Человек божественен по своей природе, поэтому в мыслях, словах и делах он должен проявлять божественные качества любви, терпения, сострадания и доброжелательности. Бог – это истина, так и человек должен жить в истине. Бог – это любовь, и человеку тоже следует жить в любви, изжив гнев. Усмирите ненависть орудием любви, одолейте гнев с помощью терпения и мягкости. Многие вступают в сделку с Богом и предлагают Ему в дар деньги или ценности, ожидая ответной милости. Я удивляюсь, каким представляет себе Бога человек, считающий, что Его можно умилостивить, предложив Ему кокос или кошелек со 116 рупиями? Неужели его понятие о Боге так мелочно, так ничтожно? Тот, кто рассчитывает на исполнение своих желаний с помощью богатства, никогда не сможет заслужить имя «преданный». Те, кто поощряет обретение духовных ценностей или благосклонности Бога за деньги, также заслуживают порицания. По этой причине Гита провозглашает, что Бога можно порадовать, подарив Ему лист, цветок, плод или даже каплю воды. Но даже эти четыре объекта материальны.
Гита не предлагает вам сорвать с дерева или куста лист, цветок или плод и положить его перед божеством. Она также не требует, чтобы вы принесли воду из колодца, реки или уличной колонки. Лист – это ваше собственное тело, которое, как и обычный лист, распускается, зеленеет, увядает и, в конце концов, падает с ветки. Цветок – это сердце, очищенное от вредных паразитов вожделения, гнева, зависти, привязанности, ненависти и т. д. Плод – это ум, или результаты его устремлений, которые надлежит посвятить Богу. Вода – это поток слез, струящихся из глаз того, кто пребывает в экстазе блаженства, погруженный в мысли о божественной славе. Если вы предложите Богу эти четыре дара, это будет истинным актом шаранагати – полной отдачи себя Богу. Поднесение же простых листьев, цветов, плодов или речной воды – это, в лучшем случае, способ помочь дереву, растению, реке обрести небольшую заслугу.
Некоторые хвастливо заявляют: «О, я отдал Богу свое тело, свой ум, интеллект – все, что у меня есть». Но этим людям необходимо сначала научиться контролировать свой ум, свои эмоции и страсти, которые переполняют их. Они не управляют своим разумом, они не способны совладать даже со своим телом. Поэтому смешно слышать, как они заявляют, что вручили все это Богу. Как они могут отдать Богу то, чем не владеют? Какое у них на это право? Может ли кто-нибудь принять подарок, не принадлежащий тому, кто его дарит?
По существу, вам вовсе не нужно ничего «вручать». Любите всех существ – этого достаточно. Любите, не ожидая ничего взамен. Любите ради самой любви, любите, ибо любовь – сама ваша природа, любите потому, что это форма поклонения, приятная и известная вам. Когда другие счастливы, будьте и вы счастливы. Когда другие несчастны, старайтесь облегчить их долю по мере своих сил. Любите, занимаясь севой – бескорыстным служением. Таким образом вы осознаете единство и избавитесь от эго, приносящего вам вред.
Бриндаван,
05.03.1973
Не следует стремиться к тому, чтобы все кругом хвалили и превозносили вас. Служите другим только ради обретения милости Бога, а не рады какой-то награды со стороны людей.