Глава 15. Любовь – это ключ
Человек так устроен, что способен извлекать радость и сохранять ее только в обществе себе подобных. Ограждать себя от всех контактов, вести одинокий образ жизни – это признак слабости, страха, а совсем не мужества. Только в живом общении рождаются нравственность, справедливость, сопереживание, симпатия, любовь, терпение, уравновешенность, доброжелательность и много других качеств, формирующих человеческую личность. Культура – итог слияния воедино множества сердец и голов. Группа индивидуумов, питающих неприязнь и пренебрежение друг к другу, не может оказать положительного влияния ни на кого из ее членов; необходимый фактор – это общность мировоззрения, а скорее, внутреннего зрения. Схожесть верований, мнений и представлений (сама-чинта) – первейшее условие успеха. Результатом этой сама-чинты должен быть поток божественного блаженства, ананды, охватывающий и вдохновляющий всю группу. Если индивидуум знает, что он по природе божественен и что таковы же и все остальные, то такое сознание – лучшие узы, скрепляющие Общество, и эта ананда – лучшая атмосфера для его поддержания. Разве может человек, осознавший, что все божественны, «держаться подальше» от Бога, которого видит в других? «Я – это он, он – это я, мы оба в Нем родные и близкие». Эта убежденность так восхитительна, так возвышенна, что такая группа людей – самый благородный сатсанг, в который только может вступить человек.
Закрываться в комнате, воскурять там благовония и преподносить цветы изображению Бога, воспевать Его имя и славу, все это – весьма скудный вклад в духовную практику, призванную избавить вас от невежества. Все существа – образы Бога, все люди – Его изображения, так зачем же запираться в четырех стенах? Все творение – это процессия паломников к Нему, зачем же вести себя так, будто вы один прокладываете путь? Вы считаете, что время, проведенное в церкви, храме или у домашнего алтаря в поклонении и сотворении ритуала, посвящено Богу, а остальное время тратится на другие цели. Но вы не можете разделить и разграничить владения Бога и человека. Бог с вами всегда и везде. «Васудева сарвам идам» (Все это – Бог).
Общество – школа, где преподается этот урок серьезным искателям. Мудрецы этой земли основывали святые обители в лесу, окружив себя группой стойких приверженцев, где вместе с ними предавались схоластическим дискуссиям и укреплялись в духовной дисциплине. Они черпали вдохновение и поддержку друг в друге, постигая истину «Ишавасьям идам джагат» (Эта Вселенная охвачена Богом) и то, что Бог – это нить, на которую нанизаны все миры. Когда человек расстанется со своим высокомерием и станет учеником природы, а не ее деспотическим захватчиком, он сможет услышать ее голос – дающий совет, укоряющий, просветляющий.
Все ресурсы, необходимые человеку, заложены в нем самом. Обнаружив и проявив их, он может сделать этот рудник «действующим» и разделять их с другими. Человек – сат, чит и ананда (чистое бытие, полное осознание, абсолютное блаженство), он – шива-шакти сварупа (форма божественной энергии). Когда человек превозносит себя, он превозносит Бога. Не привязывайтесь к идее, что вы – просто люди, будьте уверены в том, что вам уготована божественная судьба. Когда Божественное принимает человеческий облик, о чем повествует Рамаяна, Махабхарата, Бхагавата, каждое действие аватара нужно воспринимать как пример и урок, а не как мирскую историю, предназначенную для развлечения.
Пять братьев Пандавов – это пять достоинств человеческого характера. Четверо братьев выполняли указания старшего, самого благородного и праведного из всех. Рама – образец бескомпромиссной приверженности принципам чести и справедливости, через какие бы искушения ему ни пришлось проходить. Раме была присуща любовь, стоящая выше всех соображений корысти, кастовых и религиозных различий. Эта любовь простиралась на все живые существа – людей, зверей, птиц. Любовь – это ключ, открывающий двери, запертые на замок эгоизма и жадности.
Конец ознакомительного фрагмента.