Вы здесь

Ведические наставления о целях, смысле и задачах жизни. Глава 14. Ваш образ в его глазах (Шри Сатья Саи Баба Бхагаван, 2011)

Глава 14. Ваш образ в его глазах


Человек мнит себе, что знает все, но стоит спросить его, что он знает о себе самом, и он в смущении опускает голову. Человек знает о новостях всего мира, но вот досада – не ведает о том, что он сам значит для себя и других. Он пробирается в темноте, но мечтает о блаженстве (ананде), и при этом не знает о способах достижения ананды: о молитве, служении, изучении писаний, о медитации, молчании. Он не верит в то, что он сам – ананда, что блаженство – его собственная природа. Бедствия сбивают его с ног, ибо у него нет сил выстоять под их напором. Вера в Бога, пребывающего внутри – прочнейший щит от ударов судьбы. Гнезда, с усердием свитые птицами, срывает порывом урагана, душистые лепестки цветов опадают под дождем. Поражение и победа – две стороны одной медали; пережив одно, вы волей-неволей встретитесь с другим. Терпеливость, сострадание, неколебимая добродетель – это три столба, на которых зиждется счастливая жизнь. Только такую жизнь можно назвать цивилизованной, все прочее – варварское существование.

Эта встреча началась с молитвы. Прекрасно. Но к Богу не следует обращаться с просьбой о каком-то даре или выигрыше, как будто Бог ждет, пока вы Его не попросите! Предайте себя Ему, и Он обойдется с вами, как считает нужным. Это будет самым лучшим для вас. Бог не отмеряет милости пропорционально возносимой Ему хвале. Когда вы просите Бога о чем-то конкретном, то рискуете впасть грех роптания на Него – в том случае, если по какой-то причине Он откликнется на вашу молитву не так, как вам хотелось бы и не так быстро, как вы ожидали. Такое случается потому, что вы считаете Бога «посторонним», находящимся в неких «небесах» или в святом месте, далеко от вас. Бог – в вас, в каждом вашем слове, каждом действии и мысли. Говорите, делайте и думайте, как подобает Ему. Выполняйте возложенные на вас обязанности с максимальной отдачей, так, чтобы ваша совесть всегда была чиста. Это самое плодотворное богослужение (пуджа).

Благочестие – это внутренняя чистота

Когда вы стоите лицом к лицу с другим человеком, то его образ – в ваших глазах, а ваш образ – в его глазах, замечали вы это? Вы – во Мне, Я – в вас: вот истина, провозглашаемая этим явлением. Когда вы верите в это, когда лелеете любовь, смирение, благоговение к жизни, терпение, – вы на правильном пути. Если же вы свернете с этого прямого пути в сторону, то и дары Божьей милости, несомненно, обойдут вас стороной[18].

Тело – это храм Бога, не так ли? Что же делает жрец храма каждый день? Прежде всего, он моет и чистит ритуальную утварь и священные сосуды. Он подметает пол в храме и стирает пыль с алтаря. Чувства – это принадлежности для пуджи Богу внутри, они должны быть вымыты и тщательно очищены от налета грязи. Благочестие – это внутренняя чистота. Это возможно только с помощью контроля чувств, контроля ума или же равноценной этому садханы – посвящения всех желаний и действий Богу. Есть ряд жизненных правил, которые нужно усвоить, чтобы обеспечить внутреннее равновесие. Когда кто-то оскорбляет, унижает или просто игнорирует вас, принимайте это с улыбкой: «Так уж устроен мир: люди в основном неблагодарны и невоспитанны и, подвергая испытанию мою силу воли, они оказывают мне хорошую услугу. Я не поддамся гневу и обиде». Подбадривайте себя таким образом, оставаясь спокойным, с торжествующей улыбкой на лице. Когда одного странствующего аскета окружила компания дерзких юнцов и принялась осыпать оскорблениями, он сказал им: «Смелее! Веселитесь дальше! Я вижу, что вы очень довольны. Я от всей души желаю вам именно этого». Когда вы не принимаете чьего-то оскорбления, оно возвращается к человеку, который нанес его, как заказное письмо, не принятое адресатом, возвращается отправителю. Не нарушайте своего душевного спокойствия, подписывая повестку о письме и знакомясь с его содержанием. Откажитесь получать его, и при этом у вас также появится шанс исправить злопыхателей. Если же вы прочитаете письмо, то примкнете к компании насмешников, так что будьте бдительны!

Исполняйте свой долг как акт поклонения

Если вы осознали, что Бог – у вас внутри, то будете исполнять свой долг как акт поклонения. Дети должны уважать своих родителей, это их долг. Родители в свою очередь должны воспитывать детей так, чтобы из них выросли яркие и деятельные граждане, способные зарабатывать на жизнь и помогать страждущим. Если и те и другие отлынивают от долга, то никакое поклонение не принесет пользы. Родителям также не пристало портить своих детей, предоставляя им слишком много свободы и потакая всем их капризам. Я знаю многих родителей, которые ослеплены любовью к детям и восхищаются ими даже тогда, когда они втягиваются в азартные игры и пьют вино! Они не обуздывают их, когда те слоняются по рынкам, дразня и задирая прохожих. Они не внушают юным умам понятие об уважении к чужой собственности. В результате дети попадают в скверные истории, и только тогда родители хватаются за голову и проклинают себя за непростительную глупость.

Полагайтесь на свои способности и силы

На родителях лежит и еще одна ответственность. Чтобы картина счастливой, чистой семейной жизни могла запечатлеться в уме ребенка, они должны вести такую семейную жизнь, какая предписана Дхарма шастрами (сводом нравственных законов). Если отец – пьяница, игрок, мошенник, то его сына не исправят горы книг по этическим нормам. Я люблю детей, люблю этих юных невинных существ. Я не позволю, чтобы все упреки сыпались только на них. Вина целиком лежит на плечах старших, родителей, воспитателей, учителей – на тех, кто создает образцы, которым дети подражают. Дхритараштра, слепой царь, поддерживал своих сыновей в их нечестивых замыслах по истреблению двоюродных братьев, Пандавов и тем самым обрек на гибель все сто Кауравов. Ни наставлением, ни добрым примером Он не учил их любви, жертвенности и способности довольствоваться тем, что имеешь.

Не полагайтесь на других, полагайтесь только на свои силы и способности. Живите на то, что зарабатываете, на свои собственные средства. Умение полагаться на себя – лучшая пища для подрастающего поколения. Лучше жить честно один день, чем бесчестно – долгие десятилетия, лучше прожить короткий век лебедем, чем сто лет – вороной. Лебедем восхищаются все, ворон презирают и швыряют в них камни. Не желайте чужой собственности или того, что можно заполучить обманом и хитростью. Работайте в поте лица, и тогда вы сможете с гордостью и радостью тратить честно заработанные деньги.

Жизнь – мозаика из радости и печали

Я повторяю свой совет детям: не читайте комиксов-«ужасов», детективов и эротических романов, книг, где преобладает жестокость и насилие. Избегайте также кино, так как фильм может рекламироваться как познавательный и вдохновляющий, но продюсеры в своей погоне за выгодой «протаскивают» в него непристойные и низкие сцены, на которые падки незрелые неискушенные умы. Не допускайте, чтобы вирус порока проник в ваши головы. Если это случается, вы падаете ниже животного уровня. Не мечтайте, что в жизни у вас будет только счастье – без забот и тревог, не стройте воздушных замков в надежде поселиться в них. Жизнь – мозаика из радости и печали; горе – интервал между двумя радостными мгновениями, мир – интерлюдия между двумя войнами. Не бывает роз без шипов, но умелый садовник избежит их уколов, срезая цветы; не бывает пчел без жала, но опытный пчеловод все же соберет мед. Мучения и напасти будут преследовать вас, но вы не должны позволять им уводить вас с пути долга и самоотдачи.

Проведя здесь несколько лет, вы вернетесь в родные дома. Найдите там ближайшие общества севы Сатья Саи или группы бхаджанов, присоединитесь к хорошей компании (сатсангу), приобщитесь вместе с ними к высшему счастью служения – навещайте больных в госпиталях, читайте им хорошие интересные книжки, сидя у их постели, пишите для них письма и своей мягкостью и сердечностью облегчите их боль и одиночество. Ходите в районы трущоб, станьте для их обитателей светильниками любви и доброты, помогите им осуществить свои надежды на укрепление здоровья, обретения средств к жизни, получения образования. Когда сахар божественных мыслей добавляется в безвкусную тусклую воду повседневной рутины, она становится шербетом, восхитительным на вкус. Так что делайте это сами и помогайте делать другим.

Человек – это образ Бога. Когда вы причиняете ему боль, отмахиваетесь от него, унижаете его, держите его на расстоянии, как может Бог ниспослать вам Свою милость? «Мое это мое, твое это твое» – если вы заявите так, Бог тоже будет держать вас вне пределов досягаемости Своей любви. Анни Безант заметила однажды, что правильнее будет сказать, что скорее не человек ищет Бога, а Бог вечно ищет человека – такого человека, который бы любил Его детей, служил им, относился к ним так же нежно, как Он сам.

Ищите возможность помочь другим

Бедность и неудачи повергают в отчаяние многих людей, они склоняют головы в унынии, молитвенно складывают руки и… обвиняют Бога в своей жалкой участи! Это можно сравнить с магнитом и кусочком железа. Железо жалуется, причитает, что магнит не притягивает его: «У меня нет ног, чтобы идти, крыльев, чтобы летать, мускулов, чтобы ползти, стебля, чтобы цепляться как лиана! Как я могу приблизиться к магниту?» Магнит отвечает: «Ты изъеден ржавчиной, покрыт слоем пыли и грязи; избавься от всего этого, и тогда без всяких усилий ты прильнешь ко мне и останешься со мной навсегда». Не дерзость ли это: прозябать под слоем грязи и пыли и заявлять при этом, что Бог недостаточно могуществен, чтобы даровать милость? Не признак ли это недалекого ума – говорить, что у Бога нет сострадания? Всмотритесь в себя внимательно, очистите сердце и наполните его любовью ко всем людям – и Бог будет с вами. Бог не где-то вдали от вас или некто, разительно отличающийся от вас! Он в вас, перед вами, позади вас, и Он манит, ведет, охраняет, предостерегает, побуждает: это ваш внутренний голос, всегда говорящий с вами. Вам не нужно искать Его, Он всегда готов откликнуться на зов сердца. Призовите Меня – и Я неизменно рядом с вами.

Призы сегодня были вручены лишь нескольким мальчикам. В следующий приезд Я хотел бы наградить призом каждого из вас, так что ведите себя так, чтобы заслужить милость. Ищите возможностей помочь другим, разговаривайте мягко и приветливо, уважайте учителей и воспитателей, учитесь в полную меру своих способностей, не тратьте зря ни одного мгновения на болтовню и пустые развлечения. Это задание, которое Я даю вам сегодня.

Мир – это большой исправительный Дом

Дорогие дети, воплощения чистоты и святости, Я очень рад, что могу встретиться с вами снова и провести вместе немного времени. Бхагавантам сказал, что сегодня, по индуистскому календарю, день Моего рождения – понедельник месяца картик. В Путтапарти и других местах этот день отмечается 23 ноября – согласно европейскому календарю. Но Бхагавантам сказал, что вы можете поздравить себя с этим совпадением.

Говорят, что человека можно поздравить, если в жизни ему выпадают особые, счастливые дня. Таких дней четыре вида. Первый – когда братья и сестры, родные и близкие собираются все вместе на семейный праздник и дарят друг другу радость. Второй – когда человеку предоставляется возможность накормить голодных, обездоленных и немощных, тех, кто не способен сам заработать на жизнь. Третий – когда человек оказывается в такой атмосфере, что может предаться медитации на Бога. Четвертый – дни, когда к нам приходит великая личность, наставляющая нас на путь к высшей, духовной жизни. Такие существа наполняют умы анандой и учат, как преодолеть препятствия на пути к богопознанию. Сегодня вам выпало великое счастье – находиться в божественном присутствии. Это самый драгоценный дар из тех, что может обрести человек.

По стечению обстоятельств вы попали в этот исправительный Дом, но не падайте духом. Все те, кто считает себя свободными, на самом деле тоже в тюрьме, ибо весь этот мир – огромный исправительный дом. Когда заключенного переводят из одной тюрьмы в другую, например, из Раджамундри в Варангал, с обеих сторон его сопровождают два конвоира, не так ли? Куда бы он ни двинулся, эти двое неотступно следуют за ним. Когда он сможет путешествовать без этих двух провожатых, совсем один, тогда он свободен. Всех людей всегда сопровождают два конвоира, они – символы его приговора о лишении свободы. Это «я» и «моё», абхимана и мамакара – эгоистические чувства и гордость обладания.

Вы можете навсегда освободиться от волнения и страха

Человек остается рабом своих чувств до тех пор, пока эти два охранника стерегут его. Сбиваясь с пути, человек обрекает себя на несчастья и страдания, так как теряя понятие о ценностях, гонится за временным и тривиальным. Он отмахивается от гласа Божьего, предостерегающего и охраняющего его изнутри, и платит «штраф» за провинность. Жизнь не должна быть посвящена лишь утолению голода, жажды и ублажению прочих прихотей чувств. Она должна быть отдана поиску ананды, которую может ниспослать только Бог. Разумеется, на всем протяжении дороги от рождения к смерти вас будут поджидать и тревоги, и страхи. Но вы можете навсегда покончить и с теми, и с другими, если с вами будет лучезарное имя Саи Рам. Хотя бы с сегодняшнего дня повторяйте это имя и, дорогие дети, у вас будут и радость, и мир. Пусть вас никогда не тревожат возможные препятствия: это имя очистит ваш путь.

Гопи (пастушки Бриндавана) терпели попреки и наказания от своих родителей, свекров и свекровей и даже мужей за то, что непрестанно повторяли имя Кришны. Но это имя было запечатлено в их сердцах так же, как рисунки в книгах, которые вы читаете, и они не могли стереть это Имя – как вы не можете убрать рисунок с листа! Когда Имя поселится у вас в сердце и на языке, вы не сможете сбиться с пути, ваши руки будут чисты, глаза – ясны, лицо засияет отвагой и уверенностью в себе. Человек от природы наделен духовным знанием (джняной), то есть способностью различать, что хорошо, а что плохо – для себя и своей семьи, в которой он родился и перед которой в долгу за то, что она заботилась о нем, пока он не превратился из беспомощного несмышленыша во взрослого человека; для своей деревни, где он впервые увидел Божий свет; для страны, оставившей ему богатейшее духовное наследие; для всего мира, ценной и важной частицей которого он является.

Бог никогда не отрекается от своих обязательств

Оплот каждой культуры – выработанные мудрецами традиции и своды законов для поддержания мира и благополучия общества. Все они проверены на прочность, ибо прошли через горнило опыта, и часто объединяются одним словом – дхарма (долг, обязанности). Они также известны как нитхи (нравственный кодекс). Поступать наперекор им – значит нарушать принцип, связывающий человека с человеком и человека с Богом. Пока вы не повзрослели и не поняли, как тяжело надо трудиться, чтобы заработать на жизнь, вы делаете поразительные открытия: оказывается, как это легко – просто взять чужую книгу, карандаш, деньги и получить удовольствие. Эта склонность привела вас сначала к неприятностям, а потом – в это место. Не поддавайтесь искушению, будьте стойкими, скажите себе, что это нехорошо, что это бросает тень на ваших родителей, на репутацию всей семьи, деревни, страны и ее древней культуры. Если вам кажется, что вы непременно должны заполучить какую-то вещь, чтобы быть счастливыми, обратитесь к Богу с молитвой: «Боже! Ты несешь ответственность за мое здоровье, счастье, благополучие и ясность ума; дай мне то, что, как я думаю, принесет мне счастье. Но если Ты считаешь, что я не прав, дай мне то, что считаешь лучшим для меня». Бог никогда не отрекается от своих обязательств, Он накормит вас и позаботится о вас.

Однажды отшельник направился в лес, чтобы предаться там покаянию во имя Божьей милости. По дороге ему повстречался житель деревни, ведущий корову; из ее вымени капало молоко! Аскет спросил крестьянина – почему? Тот ответил: «Это признак того, что она вот-вот отелится: молоко уже бежит, чтобы теленок мог сразу же, как только родится, припасть к вымени». Тогда аскета осенило, что и ему, где бы он ни был, Бог даст то, что больше всего нужно для его продвижения. Он знает лучше, Он всезнающ, Он – само сострадание, – понял санньясин. Он повернул назад и нашел радость в молитвах и постоянном размышлении о божественном промысле.

Хлеб, добытый нечестным путем, навредит вам

Будьте терпеливы, не спешите получить мелкое удовольствие ценой ошибок и неблаговидных поступков. Верьте в то, что Бог обеспечит вам все радости, которые вы желаете и заслуживаете. Люди просят о благах у других людей, они протягивают руки и выпрашивают: «Дай (дехи)!» Но «дехи» также означает «тот, кто обитает в дехе (теле)», иначе говоря, Бог! Так что не унижайте Того Дехи, взывая к людям со словами «дехи, дехи!» Просите Его, скажите «дехи» (дай) Тому Дехи, и Он отзовется щедро и милостиво.

Пища, добытая нечестным путем, одежда, обретенная с помощью лжи и вымогательства – все это принесет вам только вред. Не думайте, что обеспеченность и комфорт – главные вещи в жизни. Разочарование, болезни, уныние – это удел всех, богатых и бедных, образованных и неграмотных, молодых и старых. Это общая судьба всех людей. Не допускайте, чтобы ваши чистые, незапятнанные сердца омрачались ложью и пороком. Не засоряйте свой язык, употребляя грязные слова. Произносите имя Бога, оно действует как искра, способная испепелить целую гору хлопка! Все дурные мысли, все злокозненные планы и намерения растают, как туман на солнце, если вы будете искренне повторять Имя. Когда вы возвратитесь домой, вступите в общество севы, займитесь этой садханой, проводите время в хорошей компании, и тогда из вас получатся достойные и полезные сыновья этой земли.

Бог – прибежище обездоленных. Сегодня группа преданных пришла ко Мне и уговаривала провести с ними какое-то время. Но Я внял вашему призыву. Я провел с вами больше полутора часов, но Мне кажется, что этого мало. К сожалению, много времени отняла дорога, лучше было бы провести его с вами. Но все равно вам повезло, что вы смогли «удержать» Меня здесь так долго. Помните о данных вам наставлениях, прямо сейчас приступайте к садхане повторения Имени.


Хайдерабад,

апрель 1973 г.

Разумеется, вы можете заявлять и заявляете: «Я вручил Богу свой ум, все свои чувства и представления». Но ваш ум, как обезьяна, убегает от вас. Не поймав, и не приструнив его, как можете вы вручить его Богу? По какому праву можете вы отдать то, чем не владеете?

Шри Сатья Саи