Вы здесь

Ведические наставления о целях, смысле и задачах жизни. Глава 11. «Капитальный ремонт» (Шри Сатья Саи Баба Бхагаван, 2011)

Глава 11. «Капитальный ремонт»


Строители будущего Индии, руководители и покровители образовательных учреждений! Сегодня на нашей священной земле образование приняло неверное направление и поощряет неправильные взгляды и стиль поведения. Для всех вас эта тенденция и ее последствия – не секрет. Чем скорее мы выправим положение, тем лучше для всех, кого это касается. Ибо независимо от того, осваивают ли студенты учебную программу, понимают ли, оценивают и впитывают культуру Индии, годы летят неумолимо, время мчится в прошлое без всякой надежды на возвращение, и жизненный срок, отпущенный каждому, сокращается с каждой минутой. Поэтому любые отсрочки в деле реформы непростительны.

Годы, проведенные этими молодыми людьми в качестве учеников школ и колледжей, определяют всю их дальнейшую жизнь. Сердце юного существа чисто, ясно, полно энтузиазма и оптимизма. Молодые от всей души стремятся к радости новых начинаний и искренне готовы служить другим. Не требуется больших усилий, чтобы направить их в благотворное русло, но, разумеется, так же легко склонить их и на дурную дорогу.

Система образования должна взять курс на то, чтобы нацелить студентов на осознание божественности, скрытой в каждом из них. Стремление к этой цели – необходимое условие мира и благополучия общества, нации и всего мира.

Студенты должны объединяться в своей деятельности

Человечество подобно поезду, полному пассажиров, которые едут в одном направлении. Кто-то слезает на ближайшей остановке, кто-то на следующей, кто-то едет еще дальше. Но у молодых путешествие самое долгое. Поэтому их образованию должно быть уделено самое пристальное внимание. Можно сделать их жизни более счастливыми, более насыщенными деятельностью и радостной удовлетворенностью, более полезными для человеческого сообщества, и это может случиться, если дать расцвести скрытым в них росткам божественности. Вся нация с нетерпением ждет от этих юных мужчин и женщин, что они осуществят ее мечты о единстве, цельности и процветании страны. Этим светлым молодым людям предназначено внушать уверенность и мужество, нести радость и энтузиазм. Но исходя из состояния нынешнего студенчества и из тех образцов, по которым их хотят «слепить», похоже, что надежды нации могут не оправдаться. Грядущие годы могут стать свидетелями падения прекрасных идеалов индийской культуры, бережно хранимых в течение тысячелетий.

В нежные сердца молодежи нужно сеять семена красивых, плодотворных идеалов. Юное поколение – это нежные лианы, на которых могут распуститься чудесные соцветия, испускающие аромат истины и добродетели. За ними нужно ухаживать любовно и заботливо – родителям, учителям и всем тем, кто заинтересован в прогрессе нации. Это священная обязанность, которой недопустимо пренебрегать.

Годы студенческой жизни должны быть отмечены сотрудничеством, общественным служением, пылким поиском истины и готовностью пожертвовать личными интересами на благо тех, кто менее удачлив в жизни. Нравственные и духовные ценности должны почитаться в такой же степени, если не больше, как экономические и материальные. Жизнь должна стать гармоничным сочетанием этих ценностей с упором на нравственные устои.

Образование должно давать студентам уверенность в себе

Студенты, воплощения божественного Атмы! Самая большая и срочная необходимость для вас – это глубокое проникновение в вопрос, кем вы на самом деле являетесь, и осознание, что вы божественны, – для того, чтобы подняться на этот уровень, а не оставаться просто человеком или скатиться до еще более низкого животного состояния. Что на самом деле означают все эти дипломы и степени, которые вы получаете сейчас, после усиленной и изнурительной учебы? Эти дипломы – не что иное как плошки для подаяния, которые вы протягиваете, обивая пороги контор в поисках работы. Образование не дает вам уверенности в себе, способности положиться на свои силы и знания о самих себе. Их не могут дать вам даже родители, учителя и старшие, так как сами страдают от их отсутствия. Поскольку у них нет этих качеств, в стране процветают нищета, раздоры и лень.

С полной отдачей впитывайте своим умом знания в школах и колледжах, сердцем приветствуйте процесс познания, сосредоточьте на нем всю свою душу. Не пытайтесь добиваться особых привилегий с помощью денег. Как деньги могут принести знания? И все же храмы богини знаний, то есть школы и колледжи, уже превратились сегодня в храмы, где поклоняются богине богатства. Сарасвати, богиня знаний, описана в древних преданиях, пуранах как соперница Лакшми, богини богатства. Они не слишком дружны друг с другом, эти две богини, примерно так же, как пресловутые свекровь с невесткой из поговорок. Как могут ужиться они вместе в одном доме? Поэтому Сарасвати практически изгнана из храма, и вместо нее там воцарилась Лакшми. Деньги требуют и платят за то, чтобы ребенка взяли в школу, за переходные тесты из класса в класс, за разрешение на сдачу экзаменов, за подтверждение того, что школьник выдержал их и за аттестат, где указаны его оценки. Таким образом распадается и деградирует вся сфера образования, что чревато непоправимой угрозой ближайшему будущему страны.

Умы студентов омрачены ненавистью

Эмоции, исходящие из умов молодых людей, нужно направлять в полезное и возвышенное русло именно сейчас, пока они еще не сформированы и находятся в стадии зарождения. Когда вы этим пренебрегаете, молодежь выходит из-под контроля и губит свою судьбу. В настоящее время молодежь «взрывоопасна», она рвется к экстремальным действиям, таким как поджоги и массовые беспорядки. Клеймо следует поставить на двери тех, кто подстрекает и воспламеняет их, дает волю их распущенности. Многие жалуются на тот урон, физический и материальный, который приносят подобные действия. Но самые опасные и отдаленные результаты видны не так ясно. А именно, студенты прежде всего вредят себе, своей карьере, своей полезности обществу. Они тратят огромное количество заработанных тяжким трудом денег, в главное, упускают то, что уже никогда не вернуть – время; их умы заражаются ненавистью.

Политики достойны осуждения, их следует избегать, ибо они внедряют в молодые умы ненависть и предубежденность – с той целью, чтобы использовать их как инструменты для своего собственного возвышения. Студентам следует держаться от них подальше. Их насущный долг – проводить время за учебой, а после того, как они справятся с этой главной задачей, получением знаний, они могут принять участие в политической деятельности и проявить себя достойными лидерами и пропагандистами. Но пока что они должны накапливать умения, обострять интуицию, обретать внутреннее равновесие и дух служения. Им нужно уважать родителей, учителей и старших. Их задача – проникнуться идеалами культуры своей страны и научиться строить свою повседневную жизнь в соответствии с ними.

Студентам нужно учиться дисциплине и почтительности

Разумеется, вся система требует капитального ремонта. Ибо сыновья и дочери этой земли должны знать, какие образцы оставлены им в наследие писаниями и святыми текстами, знать историю происхождения и развития нашей древней культуры и животворные принципы законности и справедливости, которые укоренились на этой земле.

Еще один аспект. Молодым людям нужно посещать школу или колледж не только для того, чтобы выслушивать уроки в классах или осваивать учебник с помощью учителей. Они с таким же успехом могут сидеть дома и выполнять там соответствующие задания. Они должны ходить в учебные заведения для того, чтобы научиться жить и общаться со своими сверстниками из разных социальных и экономических слоев, с разными уровнями умственного развития, с разными эмоциональными особенностями, чтобы учиться дисциплине и уважению, терпению и дружескому сотрудничеству. Несколько лет в школе и колледже должны научить их правильным реакциям по отношению к окружающим людям и внешнему миру.

Все, что происходит сегодня, – результат того, что родители и общество придают слишком большое значение самому факту сдачи экзаменов. Несколько дней перед экзаменом студенты зубрят, не поднимая головы; затем они «извергают» все, что «проглотили», на экзаменационные листы и уходят домой с пустой головой. Полученное «знание» ни в коей мере не влияет на их поведение, мнения и взгляды. К образованию нельзя относиться как к процессу наполнения пустого мешка и к последующему вытряхиванию его содержимого, от чего он снова становится пустым. Голова – совсем не то, что должно наполняться в процессе образования. Нет, – очищаться, расширяться и просветляться должно сердце. Образование – для жизни, а не для выживания.

Признак образованного человека – скромность, так как он понимает, что не способен познать океан неизвестного, которое еще предстоит изучить. Образованный человек должен осознавать, что у него больше ответственности, чем привилегий, больше обязанностей, чем прав. Он призван служить обществу, к которому принадлежит, и беречь наследие, оставшееся от предков. Он будет испытывать радость, служа другим, а не желать власти над ними. Ибо служение – божественно, служение придает жизни смысл, служение – лучший способ применения своих способностей, ума, силы и находчивости.

Природа – лучший учитель

Я должен сказать вам о первостепенной важности любви. Любовь – это Бог, живите в любви. Господь – воплощение совершенной любви, и потому Он может быть узнан, постигнут и завоеван только любовью. Вы видите Луну благодаря лунному свету, и вы можете увидеть Бога только в свете лучей любви. Одно и то же качество, любовь, проявляет себя и как пристрастие к вещам, и как нежность к близким и родным, как мирская любовь между людьми, как благоговейный трепет перед великими и как преданность Богу. Растите в себе божественную любовь, и это будет питать и наполнять силой все ее ветви.

С помощью образования вам нужно интерпретировать (с учетом индийской культуры) знания о природе и ее составляющих, а также знания о человеке и его бесчисленных победах и поражениях. Несомненно, природа – лучший учитель. Со всем вниманием усваивайте ее полезные и непреходящие уроки.

Этот колледж возник благодаря щедрости многих покровителей и, в особенности, Раджаматы из Наванагара. Вы должны радоваться, что имя столь великодушной женщины связано с вашим колледжем. Будьте благодарны ей и выражайте свою признательность, привнося в повседневную жизнь идеалы духовного и нравственного возвышения, интеллектуальной силы, которые она продемонстрировала вам. Оправдайте ее ожидания, развивая веру, стойкость и усердие.

Я благословляю это учебное заведение на то, чтобы из его стен выходили яркие молодые люди, готовые и способные служить своей родине, чтобы добавить блеска к ее славе. Я очень люблю студентов и учебные заведения. Я благословляю каждого из вас на высокие достижения в учебе, на то, чтобы у вас было больше хороших оценок, чем замечаний, чтобы вы осчастливили своих родителей, потративших много сил, растя вас, и оправдали их надежды, и чтобы вы вознаградили Раджамату и других покровителей, которые заботятся о вашей учебе и воспитании с такой большой любовью, своей будущей славой, завоеванной добром и ученостью.

Раджкот (Гуджарат),


01.04.1973

Мы можем быть успешными лидерами, только если мы – дисциплинированные последователи, которые не отдают приказов другим, а подают своими действиями пример служения.

Шри Сатья Саи