Глава 10. «Шабко сан матхи…»
Вы живете не в обычной стране. Бхарата, поистине – Божья земля, Дивья бхуми – земля, с давних эпох насыщенная преданностью и приверженностью Богу. Ее народ, даже самый простой, всегда искал путь к Богу. Духовность пронизывала все сферы жизнедеятельности, каждую деталь быта. Вы – наследники великой культуры, которая выдержала натиск чужеземных завоевателей и политическое давление.
Эта культура поддерживала силу ума и чистоту мыслей, которые обращались в благотворные решения и желания, что является неотъемлемым качеством человеческого существа, стремящегося к развитию. Тайна и величие Бога могут открыться только чистому уму и ясному взору. Вот почему Господь даровал Арджуне «новые глаза», чтобы он не был ослеплен Его лучезарной славой. Решение, принятое умом, все равно что камень, брошенный в озеро (саровар). Он порождает зыбь, распространяющуюся по всей поверхности и нарушающую ее безмятежную гладь. Таким же образом хорошее решение (санкальпа) рождает волны мыслей, каждая из которых вносит свой вклад в процесс очищения и укрепления ума. Культура Бхараты требует чистоты санкальпы, ибо, как аромат цветка у кого-то в руке, его благотворное действие распространяется на других, а через них – на общество и окружение, в котором действует индивидуум. Но плохая мысль заражает как индивидуума, так и общество. Несчастье тоже «заразно»: ваша нечистота может передаться другим. Когда ум функционирует, подчиняясь интеллекту, или различающему разуму, он способствует осознанию внутренней реальности. Когда он поддается напору чувств, он лишь затягивает узы.
Воспринимайте только хорошие идеи, а плохие – отбрасывайте. Каждая идея должна быть выставлена на высший суд мудрости, различения (вивеки). Только ее постановление может считаться неоспоримым. В связи с этим нам полезно вспомнить о молитве Гандиджи: «Шабко сан матхи дхе Бхагаван» (О Боже, ниспошли верное понимание во всем).
И главное то, что индивидуум, рожденный в «озере» общества, должен сначала плавать и скользить в его покойных водах, а затем, влившись в поток реки духовного прогресса, раствориться в океане Божьей милости. Человек призван подняться с позиции «я» до статуса «мы». Но на сегодняшний день мы видим только дикарскую пляску пораженных эгоизмом людей, которые ненавидят общество и ведут себя крайне не общественно.
Вода течет с высоких уровней к более низким. Такова и Божья милость. Она струится к тем, кто склонился в смирении. Итак, отбросьте эго, преодолейте ревность, растите любовь. Подумайте, как может человек достичь мира с самим собой и с другими, если он даже не пытается заслужить Божью милость? В своих усилиях извлечь все лучшее из даров природы вам нужно прежде всего вооружиться смирением и неприхотливостью, а иначе множество несбыточных желаний обрекут вас на гибель. Равана[16] возжелал обладать природой (Ситой, которая была найдена в борозде вспаханной земли) и даже не попытался снискать Божью милость, чтобы очистить себя от греха. В результате он обрек себя на падение. Несбывшееся желание рождает гнев, гнев ослабляет тело, разрушает пищеварительную систему и ведет к быстрому старению.
Помните: когда в сердце царит бескорыстная божественная любовь (према), то ревность, ненависть и ложь не найдут там места. Живите в преме, живите с премой, говорите с премой, двигайтесь с премой, думайте с премой, действуйте с премой. Это самая лучшая и плодотворная духовная практика (садхана). Не требуйте премы от других, если сами отказываете им в преме. Любовь – это не одностороннее движение. Любовь ко всем должна непроизвольно струиться из вашего сердца и наполнять нежностью все ваши слова.
Чембур,
30.03.1973
Нелегко понять божественную любовь. Поэтому смысл Моего главного призыва обычно не сознается в полной мере. Према – это Бог, Бог – это према. Считать, что према – это манера речи, склад ума, внешнее поведение, – значит безжалостно принижать ее. В преме нет и следа эгоизма, она не связана никакими мотивами.