55. Брахман охватывает все
В Упанишадах есть история об одном гуру, очень ученом человеке. Звали его Уддалака. У него был сын Шветакету, который хотел получить знания у ног своего отца, но отец на это не согласился, считая, что родственные узы между ним и сыном помешают наладить правильные отношения, которые должны существовать между учеником и гуру. Сын всегда будет ощущать, что учитель – его отец, и потому между ними сохранится родственная привязанность и взаимная любовь. Недаром сына называют «Кама путра» – сыном, рожденным любовью. А там, где есть привязанность, где есть любовь, ощущение близкой связи, там есть и снисходительность, и мягкость, не позволяющие проводить обучение в полном объеме и при должной дисциплине. Уддалака правильно оценил ситуацию и, желая, чтобы сын получил хорошее образование, послал его к другому гуру.
Шветакету, будучи молодым и неопытным, неверно понял решение отца: у него возникло представление, что, возможно, отец недостаточно образован и в силу своей некомпетентности отправляет его учиться к другому гуру.
Проведя несколько лет в доме наставника, Шветакету завершил образование и вернулся домой к отцу, уверенный в своей высокой учености. Наблюдая за сыном, отец обратился к нему с вопросами: «Чему ты обучился? Какие философские системы освоил? Постиг ли ты Брахмана? Изучил ли ты ту ветвь знания, усвоив которую, нет необходимости изучать что-либо другое, ибо, познав ее, ты будешь знать все?» Когда отец задавал эти вопросы, сын вел себя довольно странно и даже смешно. Он показывал свое превосходство, свою уверенность в том, что гораздо лучше образован, нежели его отец, и что последний едва ли что-нибудь поймет, начни он объяснять ему, чему он обучился за эти годы. Отцу нетрудно было понять, как незрел и тщеславен его сын. А тот все пытался пустить пыль в глаза, объясняя отцу, что Бог – это то, Бог – это сё и т. д.
Уддалака почувствовал, что не сможет словами раскрыть сыну истину о Брахмане, и решил сделать это с помощью примера. Он принес кувшин, наполненный водой, а также кусок сахара. Показав сахар сыну, он бросил его в кувшин с водой, потом размешал, пока тот полностью не растворился, после чего спросил сына: «Я принес сахар, и ты его видел собственными глазами. Я поместил его в сосуд. Можешь ли ты сказать, где сейчас в сосуде находится сахар?» Сын посмотрел в кувшин и конечно же, не увидел там никакого сахара. Отец извлек несколько капель воды из сосуда и капнул их на язык сыну. «Какой у них вкус? – спросил он. – Можешь взять любую каплю из сосуда и попробовать ее». Сын должен был признать, что сахар есть в каждой капле содержимого сосуда. Тогда отец пояснил: «Как сахар содержится во всей воде сосуда, так и Брахман принимает форму сагуны, или того, что обладает гунами (свойствами, атрибутами) и, придя в этот мир, поселяется в каждом существе, во всем, что ты видишь вокруг себя в мире. Твои глаза не могут видеть Его, ты не можешь удержать Его руками; ты можешь постичь Его, ощутив Его присутствие в форме этого мира. С помощью грубого тела тебе не дано большего, как только почувствовать Брахмана, который является вездесущим и всепроникающим».
Только тот, кто обрел этот ценнейший опыт, имеет основание и право говорить об адвайте (недвойственности) и описывать природу Бога – Его вездесущность и т. д. и т. п. Иначе, имея лишь книжные сведения и болтая, как попугай, о вездесущем Боге – так, как если бы вы действительно обладали полнотой знаний, – все будет неправдой. Только познав и ощутив единство, недвойственность Божества, вы можете говорить об адвайте, или не-дуализме.