Вы здесь

Ведическая мудрость в притчах и историях. Книга 1. 40. Отречение (вайрагья): история Мохаджита (Шри Сатья Саи Баба Бхагаван, 2009)

40. Отречение (вайрагья): история Мохаджита

Преданность (бхакти) и ее завершающий плод – полное предание себя Богу (шаранагати) – даст вам возможность смело встречать чрезвычайные жизненные ситуации; такое мужество назвают вайрагья (отречение). История о Мохаджите[16] является хорошим примером этого высочайшего вида вайрагьи.

Принц Мохаджит отправился в лес к мудрецу, чтобы тот вел его по пути духовности. Мудрец спросил, действительно ли он победил в себе моху (иллюзию, заблуждение), как свидетельствует об этом его имя. Принц сказал, что не только он, но и все, живущие в его царстве, победили ее! Мудрец захотел проверить правильность этого утверждения. Он взял одежду принца, пропитал ее кровью животного и поспешил к воротам дворца с горестным известием об убийстве принца разбойниками в лесу. Служанка, которую он встретил, отказалась бежать с этой вестью в царские покои, объяснив это так: «Принц родился, и принц умер; что в этом событии особенного, из-за чего я должна прерывать свои обычные дела и спешить к царю и царице?» Когда мудрец получил, наконец, аудиенцию и смог передать печальное известие отцу принца, тот остался невозмутим и лишь тихо прошептал: «Птица улетела с дерева, на которое села, чтобы передохнуть». Рани (царицу) это тоже не тронуло, она сказала, что земной мир – это караван-сарай, куда люди заходят на ночь, а при наступлении зари они один за другим расходятся по разным дорогам. Мы употребляем слова «родные и близкие» по отношению к тем странникам, которые оказались в этом временном приюте вместе с нами. Жена «мертвого» принца тоже не выказала никакого волнения. Она сказала: «Муж и жена – это две щепки, несущиеся по течению полноводной реки; некоторое время они плывут рядом, но когда течение усиливается, они расходятся, и каждая движется к морю своим путем, добираясь до него в свой срок. Не нужно горевать, что эти двое расстаются, это заложено в самой природе».

Мудрецу отрадно было видеть такое стойкое и искреннее отречение (вайрагью) в правителях и подданных. Он возвратился в лес и, чтобы испытать принца, сказал ему, что в его отсутствие в царство вторглось вражеское войско, враги убили всю царскую семью, захватили страну и обратили в рабов всех ее жителей. Принц принял это известие спокойно и сказал: «Все это лишь маленький пузырь на воде, хрупкий и недолговечный. Судьба его – слиться с водой. Веди и меня к вечному и непреходящему».