Часть 1. Выбирать себя
Выбирать себя
Несколько лет назад я попала на новогодний тренинг по постановке целей. Тренер дал задание: выписать в столбик всё, что я не разрешала себе делать в течение года. И всё, что я хочу разрешить себе в следующем.
Я написала, перечитала… и разревелась. Стараясь не хлюпать носом, извинилась и выскочила в туалет, чтобы умыться. Какие простые вещи я себе не разрешала!
Например:
– читать художественную литературу и глупые книжки,
– проводить время за занятиями без понятной цели,
– отдыхать от людей,
– писать тексты для души,
– иногда просто ничего не делать.
Все эти безобидные дела казались мне злостными пожирателями времени. В погоне за эффективностью я лишалась притока свежей энергии. Оказалось, больше всего сил и вдохновения появляется как раз от дурацких, смешных, нелепых и бестолковых занятий. Если их запретить, не будет сил для серьезных дел!
Теперь, если мне не хватает сил, энергии, уверенности, я, не дожидаясь конца года, задаю себе вопрос: «Чего ты сейчас хочешь?». А потом внимательно слушаю. Даже если ответ смешной, бестолковый и неэффективный, я киваю и иду исполнять свои желания.
Иногда хочется побродить по парку в плеере, иногда – написать другу, иногда – отказаться от планов на день. Где—то внутри я знаю, что принесет мне сейчас нужные силы. Если последовать своему совету и не ожидать от себя невозможного, – я стану свежее, сильнее и веселее.
…и ведь слово «выбираться» – из кризиса, из боли, из уныния – значит «выбирать себя». Из всех возможных вариантов – себя.
Слушайте себя:
Какие простые вещи я себе не разрешал/а в течение последнего года?
Готов/а ли я разрешить себе погрузиться в дурацкие, смешные, нелепые или бестолковые занятия? В какие именно?
Что для меня значит выбирать себя? Почему это важно?
Во что из смешного и нелепого я готов/а погрузиться прямо сейчас?
Присмотреться к себе
Думаю, у каждого из нас есть некий внутренний камертон. Тонкий и чувствительный. Он точно знает, нравится ли мне то, что происходит. Ему известно, чем мне хочется заняться. Он умеет рассмотреть, что я от себя скрываю.
Например, днем на работея спокойна и уверена в себе, а вечером за разговором с друзьями выясняется, что у меня куча беспокойств и тревожностей, о которых я очень хочу рассказать. Где же именно настоящая «я»? Как мне удается состоять из таких разных частей?
И к кому мне обращаться, когда я решила вдохновлять себя? К успешной себе или к беспокойной себе? Наверное, не к той и не к другой. Где-то ещё есть тот самый камертон, который и есть самая настоящая «я». Не зависящая от обстоятельств и настроений.
Кто она такая – «я», с которой я остаюсь наедине? Не моя профессиональная уверенность. Не моё умение быть искренне с друзьями. Я сама по себе. Как её найти?
Довольно трудно узнать, как себя вдохновлять, когда почти с собой не знаком.
Поэтому приходится исследовать: задавать вопросы и слушать.
Слушайте себя:
Какую часть дня я люблю больше всего?
С кем мне приятно проводить время?
От чего и от кого я устаю? Как уменьшить влияние этих людей и событий на меня?
Что можно выкинуть из расписания дня, чтобы я чувствовал/а себя радостнее? Как это сделать прямо сейчас?
Кто из окружающих поддерживает меня так, что после общения с ними вырастают крылья?
Какое увлечение я постоянно откладываю в долгий ящик? Можно ли попробовать это сделать поскорее?
Какой у меня талант? Что у меня получается само собой?
Проявлять доброту
Человек – это маленькая система. Мир – большая.
Я и мир симметричны и взаимосвязаны.
Когда у меня плохое настроение, в мире происходят грустные вещи. Весёлые тоже происходят, но из-за плохого настроения я этого не замечаю.
Быть доброй к себе ужасно трудно. Ведь я лучше других знаю свои слабые места и смогу вовремя заметить, что сплоховала. Но и что такое «доброта к себе», лучше всего знаю именно я.
Например, в качестве доброты к себе я:
– замечаю свои успехи, сильные стороны и удачные идеи;
– искренне радуюсь и делюсь хорошим настроением с окружающими;
– праздную, когда у меня получилось что—то, о чём раньше и не мечталось;
– позволяю себе совершать ошибки, переименовываю ошибки в эксперименты;
– хвалю себя за верные действия, смелость и искренность, но не перехваливаю и не выдумываю лишнего – отмечаю конкретные шаги и радуюсь им;
– разрешаю себе отдыхать, отказываюсь от того, что расхотелось делать;
– приветствую свои увлечения, даже если это на первый взгляд бесполезно, ненужная трата или никак не вяжется с остальными частями моего мира;
– удерживаюсь от оценки достижений: ни в плюс, ни в минус, а вместо этого стараюсь делать в полную силу то, что нравится.
А вы?
Слушайте себя:
Что для меня будет проявлением доброты к себе? Не жалости, не тщеславия, а именно доброты.
Как проявить доброту к себе прямо сейчас? Сегодня?
Кто из моих знакомых помогает мне становиться добрее? Как это происходит?
Кто и что помогает мне замечать в себе и окружающем мире хорошее?
Разрешать себе
«Уйти с середины скучного спектакля», «купить черешню в январе», «отказаться принимать гостей, когда плохо себя чувствуешь», «сдать билеты и остаться еще на два дня» – несколько примеров того, что можно себе разрешить. Не нужно, но можно. Чувствуете нюанс?
Хорошо бы с пониманием относиться к своим внезапным потребностям. Некоторые из них безобидны, просто находятся рациональные причины себе этого не разрешать: планы, формальные договоренности, условности и обязательства.
Хочется спать, но «всего лишь семь вечера». И вот я мучаюсь в ожидании правильного времени отхода ко сну. Спрашивается, зачем?
Если всё незапланированное запрещать, то мысли о недоступном завладеют нами и не позволят заниматься интересными делами. Я буду думать, например, только о шоколадке – или о чувстве вины за мысль о шоколадке – или о сожалении в связи с чувством вины… Где уж тут вдохновиться и творить! Некогда. Мои мысли отданы шоколадке и её последствиям.
У каждого есть увлечения или желания, которые (со стороны или изнутри) кажутся мелкими, глупыми и стыдными. Я могу, скажем, спокойно есть хлеб с солью – и получать удовольствие. А могу делать это тайком и ругать себя: «Когда наконец у меня пропадёт желание трескать хлеб? Все приличные люди едят фитнес—хлебцы».
Разрешать себе – значит, пожалуй, любить себя. Вместе со всеми маленькими и большими странностями. Вместе с нерациональными желаниями и дурацкими хобби. В конце концов, это тоже я.
В тайных, отвергнутых желаниях кроется много сил, ресурсов, вдохновения. Сложно признать их своими: они же стыдные, смешные и дурацкие! Но представьте, сколько сил и энергии сейчас уходит на то, чтобы думать о них в укромных уголках своей души, ругать себя и одновременно удерживать всё это внутри? Хочется перестать и перейти к более интересным делам.
Слушайте себя:
Чего мне очень хочется, но в чем стыдно, страшно, глупо признаться?
Что я чувствую, когда говорю некоторым своим желаниям «нет»? Где в теле отзывается запрет?
С кем можно обсудить эти желания? Кто выслушает и не будет смеяться? Кто поможет решить, что с этим всем делать?
Замечать хорошее
Бывают такие периоды времени, когда хорошего происходит мало. Невольно склоняешься к грусти. И вот печали в сердце накопилось столько, что не осталось ни единой радостной мысли! Более того: не верится, что радость вообще может меня посетить.
В один из таких моментов я вспомнила о технике золотых звёздочек. Взяла блокнот и написала дату на каждой страничке. Радостным дням я выдавала (рисовала на страничке) звёздочку. Так у меня появлялось вещественное доказательство, крайне нужное в грустные дни. Блокнот подтверждал: вчера было хорошо! Видишь звезду? Своей рукой поставила.
Сначала в неделю выходило две—три звезды, остальные дни не заслуживали внимания. Я наблюдала. Регулировала расписание дня: больше йоги, меньше вечерних бдений на работе. Уже через месяц радость заполнила блокнот. Я с удивлением листала страницы. Почти на каждой поселилась звёздочка.
Не сегодня, так завтра. Но будет.
Есть другие похожие техники. Сорок дней ежедневно записывать благодарности. Рассказывать другу в конце каждого дня три радостных момента. Составить список из 50 занятий, приносящих удовольствие. Попробуйте! Общий смысл – фокус внимания на хорошем. Особенно важно это делать, если кажется, что ничего хорошего нет.
Когда проявляешь к чему-нибудь внимание, оно начинает расти. Даже если это не цветок, а что-то, что нельзя потрогать. Радость.
Слушайте себя:
Умею ли я замечать радость? Какие три хороших события случились сегодня?
Говорю ли я о радости с окружающими? Признаюсь ли, что с ними мне хорошо? Кому и как можно признаться прямо сейчас?
Каким образом я могу подмечать радость чаще? Куда я могу ее записывать, зарисовывать, кому рассказывать?
Кто из моих знакомых умеет находить радость? Как им это удается? С кем из них я готов/а поговорить?
Быть искренним
Чтобы получить силы на свои желания, эмоции, цели и мысли, приходится говорить с собой искренне и открыто.
Как можно проверить степень искренности? Самое беспроигрышное – реакция тела.
Когда думаешь или говоришь о чём-то очень важном, подступают слезы. При вспышках смелости перехватывает дух, холодно и бегут мурашки. Это автоматическая реакция тела на переживаемый страх, ведь храбрость – это ответ страху, её не бывает отдельно от него. Когда говорить о чём-то трудно, перехватывает горло, становится сиплым голос: тело как будто сопротивляется выдаче секретов.
Голова болит, если сердишься на себя и раздражен. Живот подводит и волнуется, если пришло время задачи, к которой даже подступаться страшно. Про бабочек в животе даже говорить не стоит, помните же, какие они и почему появляются?
Тело – мощный инструмент для отслеживания своих эмоций и ощущений. Скрыть его реакции от себя достаточно трудно. Можно, конечно, выдумать другую причину (меня тошнит не от тебя, а от невкусного обеда), но понадобятся годы неустанного вранья, чтобы перестать чувствовать своё тело. И даже в таком случае можно снова научиться прислушиваться к нему.
Конец ознакомительного фрагмента.