Вы здесь

Вдохновение. И творческий путь. Импровизация (Катрин Лэш)

Импровизация

Мне всегда было интересно, как работает мозг во время импровизации. Потому, что, складывается ощущение, что импровизируя, мы совсем не думаем в привычном понимании этого процесса. Наблюдая за ловким движением пальцев пианиста, сложно допустить то, что в своей голове он продумывает каждую свою импровизацию, подбирая оптимальный креативный вариант. На это ушло бы слишком много времени. А в реальности, это получается у него искусно и самозабвенно.

Так работают ли креативные возможности мозга во время импровизации? Оказывается, кроме тех отделов мозга, которые работают во время творческой деятельности, включаются и другие.

Чарльз Лимб, ученый, который провел глубокое исследование процесса импровизации подсказал мне ответ.

Команда ученых во главе с Чарльзом Нимбом проводили эксперимент, исследуя мозги импровизирующих музыкантов при помощи функционального томографа, который регистрирует активные участки мозга.

У музыкантов было несколько несложных заданий, одно из которых было игрой по нотам, или воспроизведением заранее выученной джазовой гармонии, а остальные задания были связаны с импровизацией на основе этой мелодии.

Затем Лимб и Браун проанализировали записи, снятые с мозга сканером. Так как области мозга, активизируемые в процессе игры по памяти, являются теми его частями, которые обычно активны во время игры любого рода на фортепиано, исследователи исключили их из картины мозга, полученной во время импровизации.

Работая далее только с областями мозга, характерными исключительно для процесса импровизации, ученые увидели поразительно схожие паттерны, независимо от того, выполняли ли музыканты простую импровизацию с гаммой до мажор, или исполняли более сложную мелодию, импровизируя с исполнением джазового квартета.

Ученые обнаружили, что в процессе импровизации замедляется активность той области мозга, которая, как выяснилось, отвечает за запланированные действия и самоцензуру, как, например, тщательный выбор слов для интервью. Они так же предположили, что это открывает возможность для спонтанности, ведь, если бы музыкант анализировал бы свои действия, то не мог бы так ловко на ходу рождать целую композицию из гармонично звучащих нот.

Значит, самоцензура и анализ не мешают течь свободному потоку импровизации. И правда, это состояние не походит на обычное, иногда больше похожее на медитацию, транс, как будто бы какая-то часть тебя не присутствует в этом моменте.

Ученые также обнаружили усиление активности в области мозга, которая отвечает за самовыражение, активность, выражающую индивидуальность, как, например, искренний рассказ о себе.

А во время групповой импровизации, включались еще и отделы мозга, отвечающие за общение. И Чарльз Лимб отмечает справедливость высказывания, что музыка – это универсальный язык.

Я полностью согласна, и даже позволю себе обобщить, что творчество в целом это тот язык, через который мы можем действительно на глубинном уровне понять друг друга, независимо от внешних различий, независимо от того, в какой точке земного шара мы выросли и какую культуру впитали. Творчество, это то, что может многое рассказать людям о людях.

Процесс импровизации пока так и остается загадочным неразгаданным феноменом, за которым можно только наблюдать, сдерживая восторг от того, какое сложное существо – человек.

Самовыражение, индивидуальность и искренний рассказ о себе… Эти слова затронули меня до глубины души, и привели к осознанию, что самовыражение, это не только одна из причин, толкающих людей к творчеству, но и наша миссия по жизни на этой планете. Мы родились для того, чтобы выражать нашу уникальную сущность в этом материальном мире.