Вы здесь

Вдохновение. И творческий путь. Как устроен творческий мозг (Катрин Лэш)

Как устроен творческий мозг

Мы думаем, что живем в реальности, а на самом деле мы живем в ловушке, созданной разумом.


Если только допустить, что есть гораздо больше, чем хочет видеть разум, довериться неизвестному, то можно познать невероятное.

Когда-то я полагала, что творческие люди, это нечто особенное. И в том, как мы мыслим, как тонко чувствуем и как взаимодействуем с окружающим миром я находила подтверждение этому.

Пока не начала интересоваться тем, как же устроен на самом деле человеческий мозг, как рождаются и протекают в нем креативные процессы. И оказалось, на сегодняшний день исследователи человеческого мозга сходятся во мнении: творческий процесс, так же как и процесс поиска любого креативного решения, процесс изобретения чего-то нового в принципе – общий для всех людей. Но давайте разберемся по порядку.

Когда я писала эти страницы, я задала двоим своим друзьям этот вопрос: «Что отличает творческий мозг?». Один из друзей – прожженный материалист, талантливый парень, но приверженец логических решений и научных подходов, его ответ был:

«С точки зрения нейрофизиологии – ничем.»

Вторым человеком была моя подруга, так же обладающая множеством талантов, но более художественно одаренная натура, она ответила без секунды сомнения:

«Способностью представить то, чего нет.»

Допустим, что то, что мы считаем реальностью, окружающей нас – это на самом деле проекция в нашем мозгу. Проекция, сформированная электрическими сигналами от пяти органов чувств, которые затем воспроизводятся в цельную картинку-голограмму в мозгу.

И вот в эту проекцию реальности с накопленными знаниями об окружающем мире, убеждениями и прочим, приходит новое знание откуда-то извне.

Наш мозг начинает встраивать новое знание в свою сформированную систему, выстраивая нейронные связи и соединяя его с другими знаниями в нашем сознании.

Новое знание может не прижиться – люди, привыкшие давать оценку всему что видят, подводя все под шаблоны, уже сформировавшиеся в течение жизни, «упекают» эту информацию в заточение стереотипов.

Противоположностью им будут люди, обладающие любопытством, они жадно хватают это новое знание, а мозг пытается встроить его в свою картину мира. Он соотносит понятия, «соединяет кусочки пазла», при смыкании которых происходит момент озарения.

Эта новая информация может прийти не только по средствам 5 органов чувств, она может возникнуть в воображении, как некая истина, как образ или ощущение, – это я и считаю вдохновением.

Однако, без секретных ингредиентов вдохновение само ничего не сотворит.

И первый ингредиент, это фокус внимания. К нам часто приходят в голову оригинальные идеи, но не всегда мы уделяем им должное внимание, и идеи уходят так же легко, как и появились. Но если этой новой идее удалось завладеть нашим вниманием, то мозг концентрируется на ней, добавляя второй ингредиент – анализ.

Для анализа необходима работа мозга, и включаются разные его участки, активно насыщаясь кислородом, за счет притока крови.

Когда художник пишет картину с натуры: фокус его внимания находится на объекте, который он рисует, в мозгу происходит анализ трехмерного пространства, которое необходимо превратить в двухмерный рисунок, разделить цвета на пятна и линии.

При решении нетипичных задач, мозг, не находя простого логического ответа, задействует все свои ресурсы, прибегая к помощи других отделов и участков. Все силы положены на нахождение решения – третьего ингредиента.

Как вы понимаете, чем креативнее задача, тем больше сил требуется для ее решения. Наконец, формируется замыкание нейронных связей, и мы находим решение нашей задаче, а художник понимает, как изобразить то, что он хочет.

По такому же принципу происходят догадки и формируются новые знания в других сферах деятельности человека.

Вещи, которые сейчас можно воссоздать при помощи логики, алгоритма, были когда-то изобретены, а изобретены они были не при помощи логики. Логика оперирует тем, что уже известно, но чтобы создать что-то новое необходим креативный подход, – в основе лежал нестандартный, креативный подход, допускающий, новые идеи и то, под каким углом на эту задачу еще не смотрели.

Нахождение решения приносит нам радость на физиологическом уровне: с замыканием нейронных связей, в кровь выделяется «гармон радости» – допамин.

А на психологическом уровне, это чувство удовлетворения, самореализации, восторга от сотворенного. Еще этот эффект называют озарением. И так, как озарение приносит столько приятных эмоций, многим людям особенно интересно браться за новое, знакомое быстро становится скучным, и мы теряем интерес к делу. Нам необходимы эти переживания вдохновения и озарение.

Логика приведет вас от А к Б. Воображение доставит куда угодно

Альберт Эйнштейн

Но мне хотелось бы вернуться к фразе, которую сказала моя творческая подруга о том, что творческий мозг характеризуется способностью представить то, чего нет.

Самые гениальные открытия были сделаны именно потому, что люди, сделавшие их, когда-то позволили себе представить то, чего нет, иногда вопреки существовавшим в это время в мире знаниям.

Энштейн однажды представил созависимость пространства и времени и их искривленность, и затем построил математическую теорию в доказательство своей смелой идее.

Все изобретатели и творцы шли по такому пути. Все они в начале позволили себе представить свою оригинальную теорию силой воображения, а затем занялись поиском решения для ее доказательства.

А как же исследователи-наблюдатели, планомерно изучающие силы природы, и эмпирический метод? – скажете вы. Исследования всегда давали нам знания об окружающем мире, но не всегда все можно увидеть, а затем изучить, иногда необходимо это представить, предположить смелую догадку, и построить на ее основе теорию. Так Нильс Бор допустил в своей голове идею о том, что электроны – это не просто мельчайшие частицы вещества, как считалось ранее,«кирпичики мироздания», а это свой собственный космос, где законы привычного макро мира уступают своим, квантовым законам.

Но самые гениальные творцы представляют себе то, чего не найдешь в природе, потому что этого еще не существовало.

Художники-творцы, это те же генераторы гениальных решений. Они представляют то, чего еще не было и воплощают это на холсте. Архитекторы представляют здание, реконструируя у себя в голове знания об объективной реальности, чтобы представить, как воплотить свою задумку в ней. О, музыканты, это мое любимое! Как композиторы-новаторы представляют в своем воображении то, чего еще не существовало и создают прекрасные произведения!

Но, конечно, эти ученые и творцы не провидцы, заглядывающие в будущее. Представить то чего еще нет им помогают колоссальные знания, накопленные в этой области и нестандартный креативный подход к решению поставленных задач. А так же жажда создавать.

Иногда, новые идеи, это компиляция уже знакомого, «новое прочтение» того, что уже существовало ранее, либо продукт соединения двух и более идей… Иногда новое – это чистый эксперимент. И совершить такой эксперимент способен тот, кто имеет нетривиальный взгляд на вещи. Поэтому, наверное, дети могут делать спонтанные открытия, для объяснения которых у них не еще хватает знаний.

Я помню, как в детстве узнала о теории золотого сечения,«формуле красоты и гармонии» и я очень живо представила себе, новую «формулу красоты», которая идет в разрез с теорией золотого сечения. Но я не знала, как объяснить это или выразить в математических формулах. В том малом возрасте я хорошо владела лишь «языком рисования», поэтому нарисовала «формулу красоты» на примерах в блокноте для зарисовок.

Получалось, что симметрия и математические пропорции уступают легкости ветра и прозрачности капле воды. Все что мы действительно подсознательно воспринимаем, как красивое создано природой и воплощает себе жажду к жизни: лёгкость, как победу над гравитацией, молодость, как победу над смертью, солнечный свет, как победу над тьмой. И на что бы мы не взглянули, наличие одного или трех этих элементов делает это красивым.

Сохраняя в себе ребенка, мы имеем чистую связь с воображением. Считается, что большая часть гениальных открытий сделана людьми в относительно молодом возрасте. И пролить свет на то, почему так происходит, может помочь особенность нашего мозга, исследованная Н. П. Бехтеревой, которая называется «Детектор ошибок».

Детектором ошибок, назван целый комплекс инструментов, которыми пользуется наш мозг для нашей защиты. Он нарабатывается с возрастом, запоминая, систематизируя все наши действия, распознанные, как неудачи или ошибки. А это значит, что чем старше человек, тем хуже он относится ко всему новому. Мы перестаем быть любопытными. Мозг ищет простые объяснения.

Но дело в том, что в творчестве мы всегда заходим в область неизвестного, создавая новое. Новаторство и эксперименты сопряжены с риском ошибок, и вот что пишет по этому поводу Н. П. Бехтерева.

«…Творчество, как хорошо известно, всегда развивается в рамках какой-то деятельности и одновременно происходит с выходом за ее рамки.


Детектор ошибок должен и может теоретически препятствовать выходу в новизну, прорыву через известные догмы и законы, преодолению сформированных ограничений, полученных в том числе и в обучении. Однако ограничения именно в мозгу любознательного и дерзкого творца либо исходно преодолеваются, либо формируются сознательно или бессознательно по принципу «не мешать», либо при осознании стремления к прорыву в неизвестное переформировываются «перевоспитываются» из ограничителей – в помощников…»

Феномен «Детектор ошибок» по В. Б. Гречину и Н. П. Бехтеревой

Получается, что этот «детектор ошибок», которым все обладают, в мозгу творческих людей работает немного по-другому, так, чтобы мы могли расширять свою картину мира, постоянно пробуя новое, чтобы мы не боялись пробовать и ошибаться, чтобы мы были новаторами и изобретателями.

Кстати, то, что работа детектора ошибок у творческих людей устроена немного по-другому, натолкнуло меня на мысль, что и неуклюжесть, и рассеянность и «витание в облаках» приписываемое творцам и изобретателям, тоже одно из условий, при которых наш мозг может «выходить за границы дозволенного», чтобы создавать и развивать в своей голове креативные концепции.

И так, получается, что любой человек способен к творчеству во всех смыслах этого слова. Искать и находить креативные решения, создавать новое может каждый, но почему не каждый это делает? Одно я знаю точно, и это определяет творческих людей. Наша особенность в том, что мы просто не можем не творить.

Имея примерно одинаковые способности к музыке и рисованию, один человек может стать музыкантом, а другой художником. Что ж, если это так, то определяющим фактором будет искренний интерес. Без интереса нет и творчества. Что еще, кроме как искренний интерес способно заставить человека проводить бесконечное количество часов за одним и тем же занятием, в попытках достичь мастерства?

Однако не все музыканты, закончившие музыкальное училище могут писать песни, так? Все знают нотную грамоту, все умеют «играть с листа», даже все выполняли школьные задания по сочинению песен, пьес и мелодий. Но что тогда отличает тех, кто не просто читает с листа, воспроизводит, а тех, кто добавляет что-то свое, причем, зачастую неосознанно? – Импровизация.