Правая, левая? – Не та сторона
Человеческий фактор аварийности… Человеческий фактор ошибок фундаментальных теорий… Человеческий фактор зигзагов истории… Всё можно объяснить болезнью роста, уровнем культуры и знаний, соблазном заглянуть то налево, то направо. И сослаться есть на кого: «бес попутал».
В еврейской общине может случиться всё, что угодно. Однажды престарелый плотник женился на девушке, а после свадьбы возникли проблемы. То ли муж оказался не на высоте, то ли случайный римский солдат подвернулся, то ли ангел в образе бога, то ли бог в образе ангела… Во всяком случае родился у девушки мальчик. С пупиком, или без, но уж точно от непорочного зачатия. А потом – пошло-поехало. Не в том смысле, что опошлилась местная история, а в том, что свихнулась вся история. Начавшись с детских комплексов, патологического развития, конфликтов в семье, в общине, а потом и с римским прокуратором, она завершилась распятием. Да, семейная история завершилась трагично. Зато человеческая история только начала разыгрываться. Проблематичный Неизвестно-Чей-Сын был не лыком шит: на небо взлетел, а след на грешной земле оставил. Да ещё какой! Грешники того и ждали: им без новых идеалов ну никак. Пошли искать гроб господень, плащаницу, локоны и прочие реликвии. Расписали Сикстинскую капеллу, размножили живые портреты, уничтожили шесть миллионов его соплеменников (из принципа «кто не с нами, тот против нас»). Грешники и по сей день не могут нарадоваться: господь-то грехи на себя взял, как прошлые, так и будущие. Греши – не хочу. Во имя высокой морали и грешить не грех: того и гляди потребуются новые идеалы. Любви и братства, например.
А у кого не было проблем с идеалами? У всех народов и во все времена. Немецкий барон и французский энциклопедист Поль Гольбах тоже споткнулся на синагоге, посчитав её первой супругой небесного отца. «Он женился на ней, когда ещё был евреем, но она до такой степени его донимала (идеалами), что ей назло он сделался христианином и женился вторично, взяв себе в жёны церковь. Говорят, что он мало выиграл от этой перемены». Как бы ни так! Выиграл! Даже не познав идеалы новой супруги, он завещал своим потомкам ненавидеть идеалы первой. Потомки счастливы: от любви до ненависти один шаг! Да и шага делать не надо.
Тут бы хорошего психоаналитика пригласить, но где его взять? Был один великий, но по родству не вышел: мало того, что из того же племени треклятого, так ещё и детские травмы перенёс… Так что психоаналитическую теорию пришлось ему списывать с самого себя. А мы-то знаем, куда могут завести субъективные субъекты, верховодящие в истории, психологии, сексе, и, даже, в науке какой-нибудь. Ладно, другого приглашать не будем, но всё-таки, крайне осторожно, деликатно и с глубоким пиететом отнесёмся к идеям того самого корифея. Не мог же он обойти щекочущую тему. Он, как гений, нашёл простой выход. Вместо болезненно щекочущей иудео-христианской темы он ограничился приятно щекочущей иудейской. Действительно, чего ради вставать в позу перед Мадонной, кормящей младенца грудью? На неё же молится всё человечество, если не считать мусульман и прочих заблудившихся в трёх соснах. Зато заглянуть в неосознанное прошлое очень соблазнительно: одним махом можно разделаться с иудейским монотеизмом и почесать рога пророка Моисея. «Рога» по версии крещёного еврея Папы Юлия второго и скульптора Микеланджело появились вследствие ошибки в переводе библейского текста. (На иврите «рога» и «лучи» пишутся и произносятся одинаково). Переводчики, видимо, хотели угодить будущим психоаналитикам.
Пресловутый человеческий фактор, господа… Корифей З. Фрейд, анализируя Моисея, сомневался в его еврейском происхождении, сравнивал, Иегову с Зевсом и Эхнатоном, а в самом Моисее видел две несовпадающие исторические личности – Моисея египтянина и Моисея медианитянина. Более того, по предположению Фрейда, то ли один из Моисеев, то ли оба, были убиты соплеменниками… (З. Фрейд, «Человек по имени Моисей и монотеистическая религия» 1938). Он не зря занялся столь древней историей: психоанализ Иисуса из Назарета мог оказаться слишком актуальным и опасным, как для его теории, так и для него самого: когда писалась книга, под окнами раздавался топот нацистских сапог. Воевать изнутри с христианством мог позволить себе такой «хулиган», как Ф. Ницше. А, ведь, мог бы З. Фрейд попытаться, хотя бы по одному, хотя бы заочно, уложить на психоаналитическую кушетку тех самых первых галилейских предков. Однако, тогда когда он писал эту книгу, куда интереснее было анализировать пациента, жившего 1200 лет до рождества Христова. И свободнее для фантазии и рыбка в мутной воде глупее. Что же выловил великий еврей-психоаналитик из глубоких источников цивилизации?
Религия, как ему было известно, не наркомания, а невроз. И лечится она не отвыканием, а Сознанием. Вся беда в том, что сознанием можно манипулировать. Основатель христианства Павел, став римским гражданином, и помня о своём еврейском происхождении, однажды употребил местоимение «мы»: «мы так несчастны потому, что убили бога-отца». По Фрейду еврейский народ – серийный убийца с вечным чувством вины: убив своего отца Моисея, евреи убили и сына бога – Иисуса. Эдипов комплекс, по-видимому, существовал задолго до Эдипа и до греков вообще. Согласно этому фундаментальному комплексу христианские евреи искупили свою вину, а иудеи остались со своим этическим носом – с чувством вины. Оказывается иудейский монотеизм «обладает незавершённым и незамкнутым характером навязчиво-невротического образования, и, вероятно, служит тайным намерениям понести наказание».
Кто ищет, тот найдёт. Фрейд, ссылаясь на некоего Эд. Зеллина (1922 г.), который, в свою очередь, ссылался на пророка Исайю (вторая половина восьмого века до Рождества Христова), пишет, что «он обнаружил неоспоримые указания на предание, согласно которому, вероучитель Моисей погиб насильственной смертью во время восстания своего непослушного и строптивого народа. Одновременно была отринута введённая им религия». Ну, какова железная логика «неоспоримых указаний на предание»?! Правда, Фрейд по этому поводу слегка извиняется: «…я не в состоянии решить, правильно ли интерпретировал Зеллин выдержки из пророков», но «…такие вещи нелегко придумать». От себя замечу, что придумать можно всё, что угодно, особенно если это угодно любимой психоаналитической концепции. Задолго до Фрейда, Зеллина и пророка Исайи было написано Пятикнижие Торы. Завершалось оно вместе с последними днями Моисея. Тогда Бог продиктовал ему песню-пророчество – грозное предвидение судьбы жестоковыйных богоборцев. Прочитал Моисей своему народу божественное наставление и умер. «И оплакивали сыны Исраэйля Моше на равнинах Моавитских тридцать дней». А потом спустились эти сыны на землю обетованную, и естественно, остроптивели. Такая, уж видно, судьба… Нужно ли приглашать психоаналитиков цивилизации? Родит ли еврейская семья своего собственного спасителя? Как бы то ни было, гитлеров ждать не надо: они приходят сами.
Прекраснодушные критики не обвиняют меня в искажении правды. Они говорят, что я замахиваюсь на святая святых других конфессий. Крестовые походы, эпоха Возрождения, инквизиция и нацисты не замахивались. Они уничтожали своих праотцев без зазрения совести. И их правда была на их стороне. Больше того, их правда распространилась и на прекраснодушных миролюбцев.
Человеческий фактор, он и в еврейской семье – человеческий. Разве что на евреях лежит особая ответственность за грехи всех и вся. Да ещё и за прилипшие наветы: кто божью кровь пьёт? Кто его тело ест? Кто его любовь отрыгает? Не так важно еврейство Моисея, Авраама, самого Фрейда или Маркса с Жириновским. Даже посыл вождя или пророка не важен. Важен каждый этап общего прогресса, о котором оповещает нас Его Величество Беспристрастное Время.
Имеющие уши да услышат.