ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КУРСА
Журналистика – вид общественной деятельности по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной информации. Ее главной задачей является оперативное и правдивое отражение происходящих событий, анализ жизненных ситуаций, представляющих общественную значимость. Сообщения и материалы обо всем этом передаются средствами печати, радио, телевидения, компьютеров, подключенных к Интернету, и мобильной телефонной связи.
В русский язык слово «журналистика» ввел в 30-г. г. XIX века издатель журнала «Московский телеграф» Николай Полевой.
В теории и практике данного вида деятельности понятие «журналистика» используется в различных сочетаниях с некоторыми однородными, но более емкими понятиями. Важно с самого начала уяснить и в дальнейшем правильно использовать следующие слова:
«коммуникация»,
«информация»,
«социальная информация»,
«массовая информация»,
«средства массовой информации»,
«редакция средства массовой информации».
Коммуникация – слово латинского происхождения («communication»), означает «делать общим». Например, общительного человека называют коммуникабельным. Или: нередко по итогам переговоров стороны принимают «коммюнике» – общее, согласованное заявление. Но чаще всего термином «коммуникация» обозначают пути сообщения, системы связи, энерго- и теплоснабжения.
Информация («information» – изложение, разъяснение) – составная часть коммуникации. Под информацией понимают любые сведения, которыми люди обмениваются между собой, передавая их устным, письменным, другим способом.
Социальная информация, в свою очередь, одна из составляющих информации. Имеется в виду тот массив сообщений и материалов, в котором отражаются общественные связи и отношения, содержатся сведения, важные не только для отдельных лиц, но и для коллективов, социальных групп, всего общества. Например, сейчас, когда пишется эта разработка, у всех на виду и на слуху новости с юго-восточной Украины. Несомненно, такая информация является социальной.
При определенных условиях социальная информация становится «массовой информацией». На этом понятии следует остановиться подробнее. Существуют разные его определения, и вот одно из них.
Массовая информация есть та часть социальной информации, которая адресуется большой, разнородной, как правило анонимной аудитории в целях политического, идеологического, культурно-воспитательного и иного целенаправленного воздействия, излагается в доступной форме и распространяется с помощью технических средств.
Рассмотрим пример. Преподаватель читает группе студентов лекцию о телевидении. Несомненно, это информация. Но какая: «социальная» или «массовая»? Ответ: социальная, и только. Ибо в данном случае мы не имеем дело с «большой, разнородной, анонимной аудиторией», все студенты в зоне прямой видимости, а у старосты есть список группы. Не требуется и никакой техники, даже микрофона. Но, предположим, здесь установлены телекамеры, и вот они все включены, пошла прямая трансляция на весь вуз. Социальная информация сразу становится массовой. Ведь теперь она обращена действительно к большой разнородной, анонимной аудитории и передается техническими средствами. Есть и очевидная цель такой передачи: познавательная.
Данные определения и уточнения можно закрепить тремя выводами.
– Не всякая коммуникация является «информацией».
– Не всякая информация является «социальной информацией».
– Не всякая социальная информация является «массовой информацией»
Вот теперь четко обозначился предмет журналистики: массовая информация.
Однако это не все. В нашей сфере массово-информационной деятельности сообщения и материалы должны поступать к публике не время от времени, а регулярно, с гарантией периодичности: ежедневно или еженедельно, дважды в месяц и т. п. Журналистика это бесконечный конвейер новостей, свежих статей и передач.
В современной журналистике существует четыре разновидности периодического распространения массовой информации. Их называют средствами массовой информации (СМИ). Три из них традиционные: печать, радио, телевидение. Четвертое, Интернет, вошло в систему СМИ на рубеже XX – XXI веков и сейчас бурно развивается, но еще окончательно не сформировалось.
Далее. Каждое СМИ согласно закону подлежит государственной регистрации с точным обозначением его названия, места выпуска, территории распространения, периодичности выхода в свет. Если же кто-то выпускает газету или аудиовизуальную программу, но не может предоставить регистрационных документов, значит, он занимается незаконной деятельностью.
Регулярный выход печатного, электронного, компьютерного СМИ предполагает работу специальной редакции средства массовой информации. Как правило необходим коллектив сотрудников, занятых сбором, подготовкой и выпуском сообщений и материалов. (Продукцию СМИ в последнее время стали обозначать универсальным словом «контент»).
Ну и наконец. Деятельность любой редакции осуществляется в той или иной организационно-правовой форме: обычно в форме предприятия, учреждения, хозяйственного общества; иногда в статусе редакции выступает индивидуальный предприниматель.
Главным действующим лицом каждой редакции СМИ является журналист.
Журналист – профессиональный литературный сотрудник, состоящий в штате редакции или работающий по временному трудовому договору. Он отвечает за достоверность и своевременность передаваемой информации. Журналиста можно назвать посредником между событием, с одной стороны, и читателем, слушателем, зрителям – с другой. Множество людей основывают свои действия на той информации, которую они получают от журналистов. Исходя из этой информации, они развивают бизнес, планируют семью, отдают предпочтение той или иной политической партии и т. д. Таким образом, в журналистской профессии изначально заложена повышенная гражданская ответственность.
ТЕЛЕВИЗИОННАЯ ЖУРНАЛИСТИКА И ЕЕ РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ.
Начнем и здесь с определений.
Телевидение – электронный способ распространения зрительно-звуковых образов реального мира, ставший средством массовой информагщи (СМИ).
Телевизионное вещание – электронное средство массовой информации: регулярная передача по каналам телевидения интересных и важных для зрителя сообщений и материалов согласно заранее объявленному расписанию (программе).
«Телевидение» и «Телевещание»…
В повседневной жизни обе эти категории употребляются как синонимы. Однако не будем забывать про их «субординацию». Тем более, что они значительно разведены во времени. Телевидение как таковое («дальновидение») заявило о себе гораздо раньше, чем собственно телевещание, – почти за полвека. Так что, можно сказать: телевидение первично, телевещание вторично.
Теперь о телевизионной журналистике. В самом широком смысле – это отрасль журналистики, связанная с телевидением. Но более точным, более современным будет следующее толкование.
Телевизионная журналистика это синтез политики и творчества на базе техники, предполагающий определенный уровень профессиональных знаний по сбору, обработке и распространению социальной информации.
Рассказывают, что один популярный американский телеобозреватель получил предложение занять должность государственного секретаря США (в ранге министра иностранных дел). Подумав, он отказался. Такое неожиданное решение объяснил тем, что в своей международной программе перед камерой и микрофоном он как журналист способен оказывать большее влияние на ход мировых событий, чем в кресле госсекретаря. Приведенный пример имеет прямое отношение к возрастающей роли журналистики экрана. Дело в том, что научно-технический прогресс, чем дальше, тем больше усиливает эффективность электронных зрительно-звуковых программ с их сиюминутностью, интимностью, интерактивностью, широким набором выразительных средств. И в силу этих особых возможностей телевидение активнее, чем другие социальные институты, влияет на общество. Причем это влияние идет непрерывным потоком, через каждодневное воздействие на общественное мнение.
Миллионы людей индивидуально, каждый по-своему воспринимают на телеэкране показ какого-то события, явления, процесса. Возникающие при просмотре чувства, эмоции «выплескиваются» в ходе живого общения и проявляются в публичных комментариях, оценках (хотя, конечно, не каждая, а только яркая передача вызывает желание поделиться впечатлениями). Озвученные оценки «сгущаются» в общественное мнение. Закрепляя своими передачами общественное мнение по поводу чего-либо, ТВ превращает его в факт общественного сознания.
В новейшей истории известны многие попытки смены или свержения правящих режимов. Обычно они бывают успешными, если оппозиции удается взять под контроль телевидение (Сербия, другие страны Восточной Европы, Грузия, Киргизия, Украина), и терпят провал, если это не удается (Белоруссия, Узбекистан). В этой закономерности – отражение исключительной роли «малой кнопки» как инструмента государственного управления. Телевидение в руках власти выражает ее политику, разъясняет принятые законы, мобилизует должностных лиц, общественно активных граждан на выполнение тех или иных задач.
По мнению главного редактора журнала «Искусство кино» Даниила Дондурея, телевидение программирует человеческое поведение. Это далеко уже не средство массовой информации, а самый эффективный способ управления обществом. Домашний экран навязывает нам приоритеты, т.е. главные ценности в жизни. Все, что попадает в кадр, считается наиболее важным. И наоборот. Не отраженные в зеркале ТВ факты и явления считаются неактуальными. В связи с этим публицист Александр Бобров пишет: « Теперь для политиков важен сам факт появления на экране, внедрение их образа в подсознание людей. Они как, например, В. Жириновский, продавливают свой образ в любую программу».
Телевидение определяет и повседневный жизненный распорядок. Уже как минимум для трех поколений россиян с начала 1970-х годов вечерний период суток делится на две части: до и после программы «Время»…
Человек, как одержимый, спешит к началу любимого сериала, ток-шоу, выпуска новостей…
Но вот случай иного рода. В США 12 раз совершались полеты на Луну. И настал момент, когда американским телезрителям просто надоели репортажи об этих полетах, и они стали выражать досаду, что показ космонавтов вытесняет с эфира их любимые развлекательные программы. И полеты на Луну были прекращены…
Любопытно и такое суждение Даниила Дондурея: «Невозможно отказаться от эфира как от предмета первой необходимости. По законам современной культуры такой шаг в психологическом плане будет означать, что человек, по сути, выключился из жизни. Можно сказать, в каком-то смысле покончил с собой!»
Своеобразно видит ситуацию руководитель НТВ Владимир Кулистиков. По его словам, телеотрасль – не более чем сфера обслуживания. « Ящик», который у каждого в доме, это практически все равно, что утюг, холодильник, электрическая лампочка. Но есть и отличие. Утюг, например, мы включаем, когда он нужен. А телевизор – когда встаем с постели или приходим с улицы. Он как свет и вода. В 57 случаях из 100 «ящик включен, когда его никто не смотрит».
Естественно, что телевизионщики стараются «встряхнуть» зрителя, стимулируют его просмотровую активность. Здесь основные возбудители – страх, секс, насилие, неизвестность, ожидание смерти. Большинство российских программ с 7 и 10 до вечера имеют одну направленность: убийство, запугивание, патологии, аномалии, несчастья. По итогам сравнительных исследований сегодня отечественное ТВ предстает душегубом №1 – полторы тысячи убийств за неделю! В среде телепрофи бытует циничная поговорка «Труп оживляет кадр». В свою очередь у большинства зрителей сложилась уникальная психологическая установка: «Не нравится, но смотрю с большим удовольствием».
В феврале 2006 года в Московском гуманитарном университете состоялась научная конференция « Теоретические и прикладные возможности социологии телевидения». В итоговом документе участники конференции записали ключевой тезис: «Телевидение создает аудиторию».
За этими тремя словами для ветеранов отрасли, к числу которых принадлежит автор, открывается знаменательная метаморфоза. Было время, когда все пишущие для телевидения и о телевидении единодушно считали, что оно «идет за жизнью». Теперь, действительно, впору сказать: «Жизнь формируется телевидением».
На той же своей конференции социологи предложили рассматривать современное ТВ в шести ракурсах:
– как «средство массовой коммуникации»;
– как «поток информации»;
– как «способ формирования общественного мнения»;
– как «часть современной культуры;
– как «способ проведения досуга» и даже..,
– как «вредное отвлечение от нормальной жизни» (!)
Телевизионное вещание, ядро которого составляет ТВ-журналистика, уже более шести десятилетий изучают историки, филологи, искусствоведы, социологи, психологи. Результаты исследований обобщаются в монографиях, сборниках трудов, на страницах специальных журналов. Для тех же, кто вступает в профессию, готовятся и обновляются обучающие пособия.
Флагманом учебной литературы по ТВ в нашей стране считается книга «Телевизионная журналистика». На ее титуле в подзаголовке значится: «Классический университетский учебник». Это фундаментальный коллективный труд ученых факультета журналистики МГУ. Еще в советскую эпоху неоднократно издавался под названием «Основы телевизионной журналистики». Выдержал несколько переизданий в постсоветские годы. В дальнейшем мы будем не раз к нему обращаться.
Есть и другие авторитетные источники в познании будущей профессии: Борецкий Р. А., Кузнецов Г. В. Журналист ТВ: за кадром и в кадре; Егоров В. В. Телевидение: теория и практика; Кузнецов Г. В. ТВ-журналистика: критерии профессионализма; Цвик В. Л. Телевизионная журналистика: история, теория, практика.
А вот самые доступные из журналов, с которыми можно знакомиться в качестве подписчика, читателя библиотеки или интернет-пользователя:
«Вестник МГУ». «Серия Журналистики»;
«Журналист». Ежемесячное периодическое издание Союза журналистов России;
«Журналист. Социальные коммуникации». Выходит один раз в квартал.
«625plus HD», «MediaVision». От 8 до 10 выпусков в течение года.
Наличие учебно-методической, справочной литературы позволяет на некоторых положениях подробно не останавливаться, а ограничиться лишь констатацией. Среди таких положений, ставших уже аксиомами, – функции тележурналистики и основные направления ее работы. Они подробно раскрываются во всех пособиях. Хотя, конечно, мы должны их здесь отразить.
Сначала обратимся к функциям, понимаемым как «круг обязанностей».
Главной функцией телевизионной журналистики является массово-информационное обеспечение общества во всех областях его деятельности. Это универсальное предназначение осуществляется через выполнение более конкретных социальных обязанностей, или функций. Таковыми считаются:
информационная,
социально-педагогическая,
интегративная,
культурно-просветительная,
образовательная,
развлекательная.
Реализуя эти функции, телевизионная журналистика выстраивает потоки своих передач по устоявшимся тематическим направлениям, или видам вещания. В современной практике сложилась такая классификация телевещания:
– новостное,
– информационно-публицистическое,
– общественно-политическое,
– музыкальное,
– художественно-игровое,
– познавательное,
– детское,
– молодежное,
– спортивное,
– религиозное,
– рекламное.
Проходя по коридорам крупных самодостаточных телекомпаний, можно встретить таблички на дверях помещений, типа «Редакция общественно- политических программ», «Редакция музыкальных программ», «Редакция новостей», «Детская редакция» и т. п. Значит, в этих комнатах работают творческо-производственные подразделения названного профиля, здесь готовят сценарные и постановочные решения запланированных передач, встречаются с гостями, приглашенными на живой эфир или видеозапись, напутствуют операторов, выезжающих на съемки, и т. д. Одним из непременных участников всей этой коллективной деятельности выступает тележурналист.