Рецензенты:
Т. К. Койчуев – академик НАН Кыргызской Республики, доктор экономических наук, профессор
С. С. Новикова – доктор социологических наук, профессор.
Рекомендован Министерством науки и образования Кыргызской республики для учащихся средних специальных и высших физкультурно-спортивных заведений.
© Столяров В. И., 2013
Введение
Главным предметом обсуждения в данном учебнике является социологическая наука, для обозначения которой авторы впервые используют термин «социология спорта, физической культуры и физкультурно-двигательной деятельности» (обоснование его целесообразности будет дано ниже).
Эта относительно молодая социологическая дисциплина занимает важное место в системе социологии и других наук. Она дает научно обоснованные знания о социальной сущности спорта, физической культуры и физкультурно-двигательной деятельности, об отношении разных групп населения к этим социальным явлениям, их возникновении, развитии, роли, значении и функциях в современном обществе, взаимосвязях с культурой, политикой, экономикой и другими социальными явлениями. Эти знания позволяют принимать действенные конкретные управленческие решения, связанные с определением путей повышения физкультурно-спортивной активности различных групп населения и социокультурного эффекта этой активности, уточнением направлений и средств гуманизации современного спорта, его интеграции с искусством и т. д.
Авторы не претендуют на систематическое и полное изложение социологии спорта, физической культуры и физкультурно-двигательной активности. При написании учебника ставились две тесно связанные между собой задачи.
Первая задача – помочь читателю, который впервые сталкивается с социологией спорта, физической культуры и физкультурно-двигательной активности, войти в мир этой науки, познакомиться с ней. Такое первое знакомство предполагает получение ответов как минимум на следующие вопросы:
что (какие объекты) изучает указанная социологическая дисциплина;
какие проблемы она при этом ставит и пытается решить, т. е. что составляет специфический предмет ее изучения;
какое место эта наука занимает в системе социологических дисциплин, чем она отличается от других наук, каким образом связана с ними;
когда, как и почему возникла социология спорта, физической культуры и физкультурно-двигательной активности, как она развивалась, чем характеризуется современный этап ее развития;
зачем нужна эта наука, какое теоретическое и практическое значение она имеет.
Вторая задача – показать сложность и дискуссионный характер этих вопросов, наличие различных (и даже противоположных) подходов к ответу на них, а также дать читателю информацию о том, в каких отечественных и зарубежных публикациях он может более подробно познакомиться с этими различными мнениями, взглядами, концепциями.