Вы здесь

Введение в социологию. Учебное пособие. Раздел II. Социология личности (С. Л. Григорьев)

Раздел II. Социология личности

Понятие «личность» относится к одним из самых распространенных в социологии. Реже употребляются понятия «индивид» и «индивидуальность». Как представитель той или иной социальной общности человек уже с момента рождения является индивидом. Но для того, чтобы стать личностью ему следует приобрести социально-значимые черты.


Глава 4. Социальные статусы и роли


Весь мир театр. Мужчины и женщины в нем актеры.

У. Шекспир


4.1. Личность в социологии: ее характеристики


Понятие личности


В отечественной литературе получила дальнейшее развитие точка зрения, что ключевой категорией социологии является социальная общность. На наш взгляд, прежде чем сформироваться этим общностям, они, в свою очередь, должны состоять из социальных элементов – личностей, людей, – которые и олицетворяют данное общественное явление и в этом смысле выступают первоосновой, первопричиной существования всего «социального». Но не просто человек, люди, а их определенное качество, позволяющее считать их исходной категорией социологической науки.

Отсутствие единства в понимании того, что есть «личность» – характерная черта современной социологии. В. А. Ядов, отмечая специфику социологического интереса к личности, усматривает ее в том, что для социологов личность важна «не как индивидуальность, а как обезличенная личность, как социальный тип, как деиндивидуализированная, деперсонифицированная личность». Однако эти слова не следует понимать так, что конкретные личности не интересуют социологов. В каждом человеке воплощаются значимые для социальной группы характеристики, именно личности выступают в различных массовых действиях.

«Личность в социологии – структурированный комплекс врожденных и приобретенных благодаря включенности в социальные отношения качеств, развивающихся и проявляющихся во взаимодействии с другими людьми», – полагает Ю. Г. Волков.

Не каждый индивид является личностью, но при этом каждая личность есть индивид. Количественные изменения, происходящие с индивидом на определенном этапе, дают ему шанс стать личностью. Понять этот непростой механизм поможет социология.

Как ранее говорилось, социология исследует личность как реально действующий и ответственный за свой выбор социальный объект. При ее анализе социологи указывают на три важных обстоятельства:

в личности заключен элемент памяти общества, того богатства знаний, умений, которое оно накопило на протяжении веков;

личность – это узел культуры, норм и требований, которые предъявляются к индивиду, ко всему, что в обществе существует и действует;

личность не только хранит в себе некоторую долю норм и правил, но и имеет определенные потребности.


Социальные типы личности


Продуктом взаимодействия социально-экономических и историко-культурных условий жизнедеятельности людей выступает социальный тип личности. Социологами предлагаются различные варианты типологии личности.

В основе одной из типологий лежит ориентация личности к потребностям общества. По этой типологии выделяют три типа личности:

модальный – преобладает в данном обществе;

идеальный – не привязан к конкретным условиям;

базисный – максимально отвечает потребностям современного общества.

Что характеризует человека как личность? Если психологи важнейшими характеристиками личности считают характер и темперамент, то для социологов определяющими являются статус и социальная роль.


4.2. Социальный статус


Социальный статус – позиция, занимаемая человеком в группе, обществе, в определенной социальной иерархии. Он есть объективная характеристика индивида в социальной системе, или, как аргументировал П. А. Сорокин: «Социальный статус – это место в социальном пространстве».

Социальные статусы подразделяются на формальные и неформальные. Быть инженером, мужчиной, мужем, русским, православным, консерватором, бизнесменом значит занимать формальный статус. Являться лидером в малой группе, например, в компании друзей, или превратиться в изгоя означает иметь неформальный статус.

В первобытном обществе один-два десятка статусов: вождь и шаман, мужчина и женщина, муж и жена, сын и дочь, брат и сестра, охотник и рыболов, ребенок и взрослый, воин и пленный и т. д.

В постиндустриальном обществе одних только профессиональных статусов десятки тысяч. Например, российский классификатор профессий насчитывает более 5000 разных наименований. На нашей планете 3000 языков, за каждым из них стоит этническая группа – нация, народ, народность, племя. И это тоже статусы. Они входят в демографическую систему наряду с половозрастными.

Статус может быть личным и групповым. Личный статус определяется индивидуальными характеристиками человека. Как член какой-либо группы он относится к какому-либо сообществу, приобретая тем самым групповой статус.


Рис. 4. П. А. Сорокин – легенда русской социологии


У каждого человека одновременно может быть несколько статусов. Иван Иванович Иванов в вузе – профессор, заведующий кафедрой, в кругу своих товарищей – надежный друг, в шахматном клубе – гроссмейстер, в семейном кругу – верный муж и любящий отец. При желании список можно продолжить. Однако из всей совокупности социальных статусов один из них является основным. Он определяет социальное положение человека в обществе. У ребенка его основным статусом является возрастной. В современном обществе основной статус человека определяется его профессией или родом занятий. Как правило, этот статус люди отражают в надписях на визитной карточке. Статус указывают в переписи. Интересно, что последний российский император род своих занятий определил как «хозяин земли русской», а лидер германского фашизма Гитлер скромно именовал себя «писателем». Литератором также позиционировал себя В. И. Ленин.

Определенный интерес в этом плане вызывают социальный статусы в социальных сетях, в которых люди могут поставить себе какой угодно статус. Как показали исследования, только 40% пользователей Интернета указывают свой реальный статус. Остальная же масса придумывают себе несуществующие награды, приписывают мнимые достижения и т. п. Пример: Надя Н. – студентка 4-курса одного московского юридического негосударственного вуза в сети «ВКонтакте» не задумываясь, пишет о себе: доктор наук. Девушка, по-видимому, совершенно не представляет себе, что это такое. Поэтому неслучайно современные маркетологи, смотревшие на социальные сети как на средство изучения рынка, очень быстро отказались от этой затеи.

Конец ознакомительного фрагмента.