Глава II. Структурно-функциональные свойства эгосферы – основа системной эгологии
Системная эгология как система наук об эгосфере посвящается исследованию интеллектуальных и биофизических возможностей эгосферы, используя методы структурно-функционального синтеза и анализа функциональных свойств подсистем. Создание системных знаний о возможностях эгосфер позволит человеку осознавать свой интеллектуальный и биофизический потенциал, формируя научно обоснованную цель своей жизни.
2.1. Системная эгология, объект изучения – эгосфера человека
2.1.1. Цели и задачи системной эгологии как науки о человеческой природе
Особенность системной эгологии в том, что человек – это существо, наделенное энергией, которая структурирована определенным образом, снабженное соответствующими шаблонами на генетическом и интеллектуальных уровнях, позволяющих ему, адаптируясь, реагировать специфическим и установленным образом как на внешние условия, так и на внутренние изменения.
Предмет науки
Данная наука начинается не с полной и адекватной картины того, чем является человеческая природа, а с определения цели жизни, методов и способов ее реализации, как и где она формируется в эгосфере, биосфере и этносфере. Основы метода науки включают в себя анализ реакции человека на различные индивидуальные (внутренние) и социальные (внешние) возмущающие факторы. На основе реакции человека можно делать выводы о свойствах и возможностях человеческой природы. Так, история и антропология изучают реакцию человека на культурные и социальные условия, отличные от современных; социальная психология изучает реакцию на различные социальные установки нашей общественной культуры; психология пытается делать выводы о человеческой природе, изучая ее искажения в условиях, отличающихся от нормы, т. е. в критической области.
Человеческую природу в отличие от материальных объектов нельзя наблюдать как таковую отдельно от проявлений, а только в конкретных ситуациях, что обусловливает трудности построения принципов и законов, свойственных ей. Человеческая природа – это теоретическая конструкция, которую необходимо строить, изучая материалы ее эмпирического поведения, т. е. плоды трудов во внешней и внутренней среде посредством интеллектуальных и генетических систем человека. Построенная таким образом модель человеческой природы (эгосферы) не отличается от моделей прочих наук, оперирующих понятиями сущностей (социоприродных свойств), построенных на выводах из данных наблюдений или контролируемых плодов сущностных свойств.
И. Кант видел в человеке два вида порядка: физиологический (детерминированный мир подчинил себе человека через его физиологию) и духовный (трансцендентальный, чистый разум) [11]. Он считал, что душа и тело зависимы друг от друга, и формулировал проблему человека через гармонию строительства взаимоотношений тела и души. Гегель видел стержневым моментом в человеке его духовный мир, разум. Человек реализуется уровнем самопознания мирового Разума. Частичное в человеке вливается во всеобщее духовное развитие. Фейербах [9] расценивал человека как часть природы. Ставя человека в центре своей философии, Фейербах характеризует его как целостное чувственно-телесное существо. При этом духовный мир неспособен быть целостным. Из-за неспособности сведения духовного мира к целостности и нейтрализации этого создается религия.
Человек для Ницше не может быть целостным, гармоничным, поскольку он есть всего лишь путь от животного к сверхчеловеку. Целостным, гармоничным может быть сверхчеловек. Человек – незавершенное существо. В познании Ницше выделяет мир. Мир в синкретично-синтетическом состоянии стремится охватить в целостности сущность и явление, а человеческое мышление все рассматривает в расчлененном состоянии.
Человек в философии экзистенциализма является главным и единственным объектом исследования. Человек не имеет сущности, никакой природы. Его существование предшествует сущности, заставляет его выбирать, действовать. Для экзистенциалистов человек не поддается определению: человек первоначально ничего собой не представляет, и при этом нет у человека определенного порядка. Он приобретает человеческий порядок потом. Человеком лишь становится впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам. Человеком субъект становится после выражения и реализации воли. В воле заключен источник порядка. Сартр говорит: человек – существо, ожидающее, надеющееся на выявление самого себя.
А. Гелен считает, что человеческая природа не специализирована. Человек находится еще в детстве, благодаря чему его нервная система пластична, и поэтому он способен к обучению, восприятию, принятию. По мнению А. Гелена, человек живет пока еще небиологической жизнью. Иными словами, культура есть компенсация биологической недостаточности человека, а деятельность – способ адаптации человека к среде. А. Гелен не дает целостного представления о человеке.
Сознание тоже представляет сложную иерархию «разновозрастных» уровней: подсознание, сознание и сверхсознание. Так, условием любого творческого прорыва является объединение разновозрастных структур духа – подсознания, обычно текущего мира сознания и быстроразвивающегося, вспыхивающего и угасающего сверхсознания. Восстановление связи с прошлым сопряжено с проникновением в архаические пласты культурной памяти (работа подсознания). Связанные с моментом творческого озарения, структуры сверхсознания стимулируют созревание самопроизвольного импульса подсознания для его выхода на поверхность сознания. Но лишь в определенных ситуациях (например, в практике медитации) в результате «успокоения ума» и синхронизации процессов сознания может родиться сверхсложная структура, адекватно отражающая сложность мира.
Познание – это путь от неопределенности к достоверности. Если под неопределенностью мы будем понимать хаос, то познание – это путь от хаоса (например, наших мыслей) к порядку. Формирование процесса познания – это проблема субъекта, когда объект нейтрален.
Подведем итог изложенному: отметим, что саморазвитие имеет место в единстве, которое реализуется следующим образом. Душа порождает эмоциональные потребности [18], снабжая дух своим потенциалом творить. Дух создает силу воли для себя и ума. Душа постоянно своими эмоциями пополняет потенциал силы воли, а посему труд протекает постоянно во времени, без устали, без потребности лести от внешней среды. Все творит своя душа: хвалу, оценку и стимул к труду тяжелому, но благоприятному.
Также отметим, что трагедия катастрофических состояний любой динамической системы, в том числе человека, начинается тогда, когда цель и средства достижения цели формируются отдельно, независимо по подсистемам, т. е. когда часть берет на себя роль целого – системно-структурного.
Несмотря на изобилие данных, полученных антропологией и психологией, сегодня можно применять для практических целей только гипотетические модели человеческой природы (эгосферы), а на эмпирическое и объективное отображения того, что являет собой эгосфера, мы уповаем как на далекое будущее.
Политические и моральные следствия науки о человеческой природе важны для всех сфер жизнедеятельности. Если допустить, что нет человеческой природы в целом на уровне эгосферы, а есть только физиологические потребности, то психология превращается в радикальный бихевиоризм, занимающийся констатацией (описанием) бесконечного числа поведенческих моделей, или психологию, оценивающую количественные показатели человеческого поведения. Психология и антропология при этом должны были бы ограничиться описанием путей, какими социальные институты и культурные системы формируют человека, поскольку личностные свойства человека по исходной посылке имеют только штампы, заданные социальными структурами, а это означает, что должна быть одна наука о человеке, его сущностно-личностных свойствах.
Познание сущности истоков (начала) человека сегодня формируется в двух направлениях:
– от Дарвина;
– от биофизиков.
Несколько иной путь разрабатывается в данной монографии: познание плодов эгосферы, реализующее процессы жизнедеятельности; анализ плодов эгосферы; синтез результатов и анализ, направленный на познание взаимосвязи, единство различных эгосфер, формирующих различные сущности и личности.
Наука о человеке формируется на системном структурно-функциональном уровне и включает в себя ряд наук, посвященных каждой из подсистем, в совокупности представляющих эгологию.
2.1.2. Сущность сфер реализации жизни человека
Человек – это динамическая система, создаваемая и управляемая эгосферой.
С целью исследования «модели человеческой природы» синтезируем на структурно-функциональном уровне эгосферу. Результаты синтеза представлены на рис. 2.1.
Рис. 2.1
Кратко отметим функциональные назначения подсистем структуры эгосферы, изображенных на рис. 2.1, при реализации процессов жизнедеятельности человека, включающих: целеполагание, целедостижение, целереализацию, контроль цели реализованной. При этом:
– душа порождает желание, но, как его реализовать в социальной среде, обладая житейской мудростью, в общем случае она не знает;
– ноосфера порождает цель деятельности для удовлетворения желаний, которых в общем случае несколько;
– аналитический ум творит методы и пути реализации цели в социальной среде, выбирая одну цель;
– организм реализует созданные умом методы и средства в социальной (материальной) среде, стремясь удовлетворить душу;
– душа оценивает результат и порождает новые желания.
Существуют две крайности при формировании цели:
– только от духа;
– только от души.
И та, и другая крайности часто не приветствуются обществом. В случае когда цель жизнедеятельности формируется только духом, имеет место, например, Сергий Радонежский. Высокий потенциал духовной энергии руководил всеми его целевыми установками.
Модель эгосферы мы начали формировать на структурно-функциональном уровне. Если следовать основам математического моделирования [5], то это первый этап. Для построения искомой модели необходимы научные знания в рамках эгологии:
– о духовной жизни;
– о душевной жизни;
– об аналитическом уме (целесообразности);
– о генетической системе.
Теория познания включает в себя:
– чувственное от души, тела;
– эмпирическое от духа и души;
– теоретическое от ума и духа.
От духа мы получаем духовную жизнь, духовный мир, которые творят мысли, мышление, идеальные побудительные силы познания, сущность и смысл познания.
От ума мы получаем доказательство и опровержение, знание и виды познания.
От души мы получаем опыт, практику, остроумие и интуицию.
Структурирование и междисциплинарное моделирование знаний о человеке включает в себя:
– эгологию человека;
– биофизику, биомеханику;
– теорию эволюции человека;
– учение о биосоциальной природе человека;
– экспериментальную, когнитивную и математическую психологию;
– теорию функциональных систем;
– моделирование психики;
– учение о языке и мышлении.
Научные знания созданы:
– физиологией висцеральных систем;
– физиологией сенсорных систем;
– физиологией двигательных систем;
– нейрофизиологией;
– иммунологией и т. п.
Интеллект творит сознание:
– общественное;
– политическое;
– правосознание;
– философское;
– нравственное;
– эстетическое;
– научное;
– единое на уровне культуры.
Таким образом, науки, посвященные разработке модели человеческой природы, включают и предполагают при создании модели использование формализованных подходов и математических методов, семиотических и когнитивных моделей, математических моделей и компьютерного моделирования. Все это включается в процесс математического моделирования.
Одна из целей создания модели человеческой природы включает в себя разработку средств и методов возвращения информационно-энергетического потенциала из области критических значений Ωкр в область допустимых значений Ωдоп, т. е. то, чем занимается медицина сегодня, а также предотвращение выхода из Ωдоп в Ωкр нравственного потенциала – то, чем мы должны заниматься, но никто сегодня не занимается.
Люди посредством своих разнообразных природных и социальных свойств интеллектуальной системы реализуют различные процессы человеческой деятельности.
Под современным определением интеллекта понимается способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач. Поэтому уровень интеллекта возможно развить, повысить или понизить. Часто эту способность характеризуют по отношению к задачам, встречающимся в жизни человека. Например, по отношению к задаче выживания: выживание – основная задача человека, остальные для него – лишь вытекающие из основной, или к задачам в какой-либо области деятельности.
Различное содержание человеческой деятельности требует развития определенных интеллектуальных способностей индивида. Но во всех случаях необходима чувствительность индивида к новому, актуальным проблемам, к тенденциям возможного развития ситуации. Показателем развития интеллекта является несвязанность субъекта внешними ограничениями, отсутствие у него ксенофобии – боязни нового, непривычного.
Существенное качество ума (рассудка) индивида – предвидение возможных последствий предпринимаемых им действий, способность предупреждать и избегать ненужных конфликтов. Одной из основных особенностей развитого интеллекта является способность к интуитивному решению сложных проблем.
Развитие отдельных качеств интеллекта определяется как генотипом данного вида (сущностными свойствами), так и широтой его жизненного опыта (личностными свойствами). В тоталитарных социальных режимах у конформных индивидов формируется так называемое «целевое мышление» – сфера мышления индивида сужается до крайне ограниченных житейских пределов, широко распространяется интеллектуальный инфантилизм, а в среде интеллектуалов – созерцательность. В групповом мышлении начинают преобладать расхожие стереотипы, шаблонные ориентации, схематизированные матрицы поведения. Возникают деформации в содержании интеллекта. Возможны деформации и в структуре интеллекта, в его организации. Негативным качеством интеллекта является ригидность мышления – его негибкость, предвзятое отношение к явлению, преувеличение чувственного его впечатления, приверженность к шаблонным оценкам.
Внешняя деятельность человека представляет собой функциональные действия, которые включают подготовку и выполнение последовательности действий, направленных на достижение цели. Под целью понимается новое состояние человека, реализуемое интеллектуальной системой в процессе функционального действия, включающего: восприятие; оценку; действие (рис. 2.2).
Рис. 2.2
На первом этапе – восприятия – рецептор, настроенный на некоторый фрагмент (объект) среды, дает его первичную модель в виде картины.
Второй этап – синтез, включает:
1) распознавание действий – сравнение первичной модели с моделью – эталонами разной степени обобщенности, взятыми из постоянной памяти; в результате синтеза, совершенного разумом, формируется вторичная модель картины среды, в которой отражена субъективность и ограниченность интеллекта;
2) прогнозирование будущих изменений среды, созданных согласно вторичной модели;
3) оценка – активирование чувств посредством распознанных моделей объектов; чувства зависят от состояния удовлетворения соответствующих потребностей к моменту начала функционального действия.
Третий этап – анализ, когда начальное действие развивается в три фазы:
– фаза последовательности действий;
– фаза объекта путем изменения модели среды в ответ на действия человека вплоть до достижения цели;
– фаза необходимых усилий или фаза чувств.
Четвертый этап – решение, представляющее включение плана в схему (систему) действия. Реализация решения возможна тогда, когда суммарный стимул преодолевает противодействия, возникающие в процессе действий.
Пятый этап – действия, направленные на реализацию плана, когда совершается последовательность действий (согласно модели) под контролем обратной связи, воспринимаемых объектом.
С учетом сказанного можно утверждать, что интеллект человека – это динамическая система, результаты структурно-функционального синтеза которой приведены на рис. 2.3.
Системная эгология охватывает своими знаниями три важных сферы жизни человека.
Рис. 2.3
I. Первая сфера жизни включает биофизические возможности четырех подсистем эгосферы человека, изучаемая в системной эгологии следующими науками:
– нусологией, посвященной функционированию ноосферы (правое полушарие головного мозга);
– логосологией, посвященной функционированию аналитического ума (левое полушарие головного мозга);
– генетологией, посвященной функционированию генетической системы (промежуточный мозг);
– психологией, посвященной функционированию лимбической системы (гиппокампу: миндалевидному комплексу и поясной извилине).
В своем неразрывном единстве и противостоянии эти науки направлены на изучение опасных и безопасных состояний деятельности человека, в том числе состояния здоровья и жизни.
Генетология – наука о жизнедеятельности организма, его систем, органов и клеток. Теоретико-практическая реализация оценки состояния организма осуществляется медициной. Медицина – область науки и практической деятельности, направленных на сохранение и укрепление здоровья людей, предупреждения и лечения болезней.
Учитывая структурно-функциональное единство систем организма, возникает необходимость:
– построения системных основ медицинских знаний, т. е. системных принципов изучения организма;
Конец ознакомительного фрагмента.