2 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
Профессию педагога можно считать одной из древнейших.
В обществе первобытного человека воспитание заменялись имитационной формой поведения.
Элементы обучения прослеживаются в странах Древнего Востока в виде школ военного, придворного и жреческого искусства.
В период Античности произошло становление спартанской и афинской систем воспитания в Древней Греции.
В процессе становления педагогического знания большое значение сыграли такие древнегреческие философы, как Платон, Демокрит, Сократ, Аристотель, Гераклит, а также Сенека, Авиценна, Конфуций. Демокрит считал, что воспитание имеет большее значение, чем природные качества. Сократ в самопознании видел путь проявления способностей человека. Аристотель считал, что большего уважения заслуживают учителя, нежели родители.
В период Средних веков господствовала система религиозного образования. Возникли первые университеты на основе школ.
В эпоху Возрождения идеалы образования и воспитания сформулировали Эразм Роттердамский, Т. Мор, Ж. Ж. Руссо. Зародились основы педагогики и дидактики. Ян Амос Комен-ский, родоначальник педагогики, сформулировал принципы классно-урочной системы обучения. В этот период произошло становление классического образования.
В период с XVII по XVII вв. педагогические идеи отражались в трудах И. Песталоцци, И. Гербарта, Ф. Фребеля, А. Дистервега. И. Песталоцци разработал метод элементарного образования. Ф. Фребель определял воспитание в развитии творческих способностей человека. И. Ф. Герберт впервые предложил идею развивающего воспитания, способы нравственного воспитания.
А. Дистервег сформулировал два принципа обучения и воспитания – природосообраз-ность и культуросообразность.
Следует обратить внимание на таких ученых, как И. Г. Фихте, который рассматривал образование в аспекте культуры. Г. Гегель сопоставлял историю цивилизации и развитие воспитания. Г. Спенсер считал более важным естественно-научное образование.
В философии С. Кьеркегора, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше выразилась индивидуалистическая направленность воспитания.
С начала XX в. возросло число педагогических центров. В этот период в педагогике прослеживаются два основных направления – педагогический традиционализм и альтернативное направление. Были предложены новые идеи: свободного воспитания, прагматической, экспериментальной, функциональной педагогики и педагогики личности.
В современной педагогике выделяются различные отрасли – общая, дошкольная, школьная, профессиональная, возрастная, социальная, сравнительная, коррекционная, спортивная, военная, атакже история педагогики, антропого-гика. Активно проводят исследования Ю. К. Ба-банский, Б. С. Гершунский, М. А. Данилов, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, М. Н. Скат-кин, и на этой базе формируются новые принципы педагогики.