Вы здесь

Введение в инноватику. Часть 1. 1. ИННОВАТИКА КАК ОБЛАСТЬ ЗНАНИЙ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНОЛОГИЯ В ИННОВАТИКЕ (Г. Н. Нугуманова, 2013)

1. ИННОВАТИКА КАК ОБЛАСТЬ ЗНАНИЙ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНОЛОГИЯ В ИННОВАТИКЕ

1.1. Научно-технический прогресс и инновационная деятельность

Социально-экономический и политический статус любой страны во многом определяется ее глобальной конкурентоспособностью. Конкурентоспособность – это способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами в условиях конкретного рынка.

Результатом конкурентоспособности страны в конечном итоге является уровень общего благосостояния ее населения. Развитие мировой цивилизации наглядно демонстрирует, что глобальная конкурентоспособность страны зависит от результатов развития и внедрения научно-технического прогресса (НТП).

Научно-технический прогресс – это взаимосвязанное поступательное развитие науки и техники, которое проявляется в постоянном воздействии научных открытий и изобретений на уровень техники и технологии.

Научно-технический прогресс можно условно разделить на две взаимосвязанные и взаимодополняющие составляющие (рис. 1):

• первая составляющая – это научные достижения;

• вторая составляющая – это производственные достижения.

К научным достижениям относятся полученные и проверенные знания: законы, явления, теории, изобретения, открытия, технологии (например, технологии обработки поверхности твердого тела, синтеза химических веществ, получения материалов и др.), компьютерные программы, ноу-хау (know-how), технические средства производства (станки, приборы, компьютеры и др.), учебные программы подготовки специалистов, включая электронные учебники, виртуальные лаборатории и др.

Перечисленные и многие другие научные, научно-технические, научно-технологические результаты являются следствием непрерывной и длительной деятельности ученых, инженеров, технологов, конструкторов, работающих в соответствующих организациях, учреждениях и предприятиях. Это академические организации, научно-исследовательские институты, вузы, проектные и технологические бюро и институты и др.


Рис. 1. Инновационная деятельность как процесс, соединя ющий две составляющие научно-технического прогресса: НТП в научно-технологической сфере и НТП в производстве


Что касается сферы производства, то условно ее можно разделить на производство промышленных товаров, продуктов питания и услуг. Выпуском товаров занимается в целом промышленность (тяжелая, легкая и др.). Продукция, выпускаемая промышленностью, чрезвычайно разнообразна: от пуговиц до кораблей и самолетов. На выпуск многочисленных продуктов питания нацелен агропромышленный комплекс. Производство услуг также чрезвычайно разнообразно: образовательные, медицинские, информационные, туристические, развлекательные и т.д. Вне зависимости от вида выпускаемой продукции качество сферы производства может быть охарактеризовано рядом показателей и критериев: себестоимостью продукции, производительностью, рентабельностью производства, уровнем заработной платы персонала и пр. Качество производства (будь то завод, вуз, больница и т.д.) определяется тем, насколько это производство использует современные научно-технические достижения.

Всемирный экономический форум (World Economic Forum, ВЭФ) ежегодно составляет глобальный рейтинг конкурентоспособности мировых экономик, который рассчитывается специалистами ВЭФ более чем по сотне показателей, среди которых макроэкономические показатели той или иной страны, инновации, состояние инфраструктуры и финансового рынка, эффективность рынков товаров и труда, качество образования и здравоохранения.

Так по оценке ВЭФ, по рейтингу конкурентоспособности Россия в 2008 году находилась на 51 месте среди 134 стран. По оценке британского журнала “Reader’s Digest” по качеству жизни Россия находилась на 57 месте среди 141 страны. Качество образования в России снижалось, и мы находились в четвертом десятке. Инновационная активность в стране за 12 лет снизилась в 5 раз.

Согласно Глобальному обзору конкурентоспособности (Global Competitiveness Report) за 2009-2010 гг., Россия опустилась в рейтинге с 51-го на 63-е место. Среди причин снижения рейтинга, упоминается недостаточная эффективность государственной власти (110-е место из 133), низкий уровень независимости судебной системы (116-е место), и слабая реализация права собственности (119-е место). При этом, недостатки отмечены не только в государственной системе, но и в частном секторе: российские компании, по мнению экспертов ВЭФ, отличаются низким уровнем корпоративной этики (110-е место). Развитию экономики препятствует также слабая эффективность товарных и финансовых рынков.

В 2010-2011 гг. Россия осталась на 63 строчке рейтинга. В то же время у экспертов вызывало опасения, что «конкурентоспособность страны страдает из-за неэффективной антимонопольной политики и серьезных ограничений в сфере торговли, включая внешнеэкономическую деятельность и жесткое регулирование иностранного участия». В связи с этим, конкурентоспособность России в ключевой сфере – «Эффективность рынка товаров и услуг» – продолжала ухудшаться. По этому показателю страна занимает 123 строчку из 139 возможных. В числе наиболее серьезных негативных факторов эксперты особо отметили слабость государственных институтов (118 место), низкий уровень стандартов корпоративного управления (119) и недостаточные гарантии защиты прав собственности (126), причем за минувший год эти показатели ухудшились. Кроме того, Россия оказалась в числе аутсайдеров по таким критериям, как развитие финансового рынка (125 место), устойчивость банков (129), инфляция (125), бремя государственного регулирования (128). Любопытно, что в последние годы, несмотря на многочисленные декларации российских властей, государство лишь наращивало свою долю в экономике. Согласно подсчетам правительства России, в 2009 году доля государства в российской экономике составляла 45-50 %, что в полтора раза больше среднемирового показателя. Ныне каждый второй занятый в российской экономике работает в государственном секторе.

В рейтинге 2011–2012 гг. место России снизилось с 63 на 66. По сравнению с предыдущим годом относительно стабильное положение России значительно ухудшилось по таким слагаемым как качество институтов, здравоохранение и начальное образование, эффективность рынка труда, конкурентоспособность компаний и инновационный потенциал. Улучшение произошло лишь по двум слагаемым: макроэкономическая среда и технологический уровень. Именно кардинальные улучшения в макроэкономической сфере (рост на 35 позиций – с 79 до 44 места) позволили России не упасть в рейтинге еще более значительно.

В 2012–2013 гг. Россия в рейтинге заняла 67 место. По сравнению с предыдущим годом относительно стабильное положение России ухудшилось по таким составляющим как качество институтов, конкуренция на рынках товаров и услуг, антимонопольная политика и развитость финансового рынка. Ключевыми проблемами для экономического развития в России представители бизнеса называют коррупцию и неэффективность государственного аппарата, а также высокие налоговые ставки. Однако в этом году существенно выросла значимость проблем с доступностью финансирования и с квалификацией рабочей силы.

Как видно из приведенных данных для России, которая имеет огромные запасы сырьевых источников, развитые научную и производственную сферы, такая ситуация является неприемлемой.

В России имеется большое количество перспективных для коммерциализации результатов научных исследований и разработок, но только незначительная часть (~2 %) из них внедряется в производство (в Китае – 15 %). Нереализованные запасы передовых технологических разработок насчитывают десятки тысяч.

Таким образом, в России наблюдается значительный разрыв между имеющимся объемом и уровнем уже полученных и проверенных научно-технических достижений и их применением в промышленности. Деятельность, которая направлена на устранение этого разрыва, называется инновационной деятельностью.

Очень важным моментом, требующим понимания, является утверждение, что получение научно-технических достижений является лишь начальной стадией инновационной деятельности, при этом возникает новое, без которого последующая инновационная деятельность невозможна.

Инновационная деятельность − это уже последний этап НТП, когда люди, реализующие эту деятельность, заняты производством (предприятием), когда они его улучшают, затратив очень много сил и творческой энергии на определение вида продукции, которую лучше всего этому предприятию освоить, производить и продавать.

Завершая рассмотрение рис. 1, обратим внимание на двунаправленность процессов инновационной деятельности. Процесс инновационной деятельности протекает в непрерывном встречном взаимодействии возможностей науки и техники (научных достижений) и потребностей развиваемого производства.

1.2. Инноватика как наука. Цели и задачи изучения инноватики, предмет и содержание инноватики

Любая идея нововведения рождается сначала в умной голове ее автора или разработчика, дальше встает вопрос о том, как довести ее до практического воплощения, то есть до получения за нее «денег». Никто раньше не учил тому, как добиваться результатов на этом новом поприще.

Между автором идеи, ее разработчиком, производителем и потребителем должно быть еще одно звено, доводящее идею до производства и потребителя. Это звено – специалисты инноватики. Эти специалисты сами не занимаются "добычей" научно-технических достижений. Они их знают и применяют, привлекая для этого соответствующих профессионалов, владеющих выбранным научным достижением.

В отличие от приемов работы со сложившимся «зрелым» товаром, бизнес с новым продуктом, имеющим лучшие потребительские свойства, связан не только с экономическими, но и с технологическими аспектами управления. Т.е. инженер-менеджер должен те только искать и осваивать новый рынок, но и развивать и совершенствовать саму продукцию под потребности рынка.

Инноватика – это область знаний, теория и практика организации процессов превращения научно-технических достижений в новые конкурентные технологии, товары и услуги с новыми потребительскими качествами. Она охватывает деятельность по созданию "моста", соединяющего новые разработки и производственные достижения.

Инноватика – это новая, зарождающая наука. Это крайне актуальная область знаний, направленная на изучение, объяснение и эффективное осуществление нововведений.

Инноватика – наука, которая занимается изучением:

• новаций (новшеств);

• инноваций (нововведений);

• особенностей и закономерностей инновационного развития;

• деловых циклов и технологических укладов;

• жизненного цикла инноваций;

• инновационных процессов, этапов их осуществления;

• факторов, определяющих результативность инновационных процессов;

• методов инновационного менеджмента;

• видов эффектов в инновационной сфере.

Система подготовки специалистов, бакалавров в области знаний по направлению «Инноватика», основана на концепции единства и непрерывности исследований и обучения, экономики, техники и управления для повышения конкурентоспособности организаций.

Целью изучения инноватики как области знаний является овладение видами инновационной деятельности, с которыми предстоит работать специалистам с квалификацией инженер, инженерменеджер, менеджер, экономист.

Задачами изучения инноватики являются:

• формирование целостного представления о профессиональной деятельности по созданию инноваций;

• освоение видов деятельности и основных правил работы по трансформации новшеств как нематериальных активов в ценности с высокой добавленной стоимостью – в инновации.

В результате изучения инноватики студент должен знать:

• общую характеристику технического, экономического и управленческого (в т.ч. правового) блоков инновационного процесса;

• основные понятия, связанные с управлением инновациями;

• основные положения системного подхода к управлению нововведениями и целевое назначение инновационной деятельности;

• роль и задачи инноватора.

Важнейший раздел профессиональной деятельности специалиста, бакалавра направления «Инноватика» является – управление инновационной деятельностью, т.е. управление коммерциализацией новаций. Обучение навыкам управления инновациями основано на объединении технико-экономических знаний со знаниями по теории и практике управления бизнесом.

В течение последних 20 лет в нашей стране сложилась такая тенденция, когда молодежь стремилась получить «новые» модные профессии: юрист, бухгалтер, брокер, дилер. Было выпущено такое количество дипломированных специалистов в этих областях, что государство не может всех их трудоустроить.

В настоящее время в России предпринимаются меры по смене этой тенденции, сейчас более востребованными являются специалисты инженерных специальностей, особенно те, которые могут соединить усилия разработчиков и производителей новой продукции с потребителем нововведений. Такими специалистами являются выпускники программ прикладной инноватики. Это – специалисты, вооруженные методологией и инструментарием системного аналитика, инженера и менеджера.

Профессионалы в области инноваций могут работать в сферах производства, бизнеса, науки, политики. В инженерах-менеджерах, бакалаврах направления «Инноватика» заинтересованы:

• предприятия малого бизнеса и научно-производственные объединения;

• исследовательские, конструкторские и проектные организации;

• наукоемкие фирмы и развивающиеся компании;

• инжиниринговые и инновационные центры, фирмы, агентства и сети;

• инвестиционные департаменты банков;

• региональные государственные и муниципальные органы власти в области промышленной политики и развития территорий.

Специалисты в области инноваций всегда на гребне научно-технического прогресса и новинок рынка, они всегда в гуще классных специалистов, энергичных предпринимателей, крупных научных деятелей и других интересных людей. Работа в области инноваций – это интересно, престижно, перспективно.

1.3. Профилирующие дисциплины инноватики

Предметное наполнение сферы знаний по направлению подготовки «Инноватика» составляют базовые общепрофессиональные и специальные дисциплины:

• Гуманитарные, социальные и экономические: иностранный язык, история, русский язык делового общения, экономическая теория, философия;

• Математические и естественно-научные: математика, информационные технологии, физика и естествознание, химия и материаловедение, теория и системы управления;

• Профессиональные: системный анализ и принятие решений, механика и технология, электротехника и электроника, инженерная графика, алгоритмы решения нестандартных задач, промышленные технологии и инновации, безопасность жизнедеятельности; метрология, стандартизация и сертификация, теоретическая инноватика, управление инновационной деятельностью, маркетинг в инновационной сфере, управление инновационными проектами, технология нововведений;

• Практикум: практические и лабораторные занятия по дисциплинам профилирующей подготовки, комплексные курсовые работы, проекты и бизнес-тренинги, производственная и преддипломная практики, групповое проектное обучение, учебно- и научно-исследовательская работа студентов.

Также учебный план подготовки инженеров-менеджеров направления 220600.65 и бакалавров направления 222000.62 «Инноватика» включает в себя вариативные дисциплины (обязательные для изучения) и дисциплины по выбору студента.

Инженер-менеджер инноватики подготовлен к следующим видам деятельности:

• проведению деловых переговоров с заказчиками, инвесторами, исполнителями инновационных проектов

• управлению инновационными проектами и процессами создания конкурентоспособных товаров и услуг;

• проведению технологического аудита, маркетинговых исследований нового продукта;

• организации разработки инновационного продукта и продвижения его на рынок;

• охране и защите интеллектуальной собственности;

• оценке коммерческого потенциала технологии, разработке бизнес-планов проектов;

• организации рекламы, сопровождения и сервиса продукта;

• разработке прогнозов развития областей техники и технологии.

1.4. Компетенции специалиста прикладной инноватики

Основой современной системы образования является так называемый компетентностный подход.

Происхождение терминов компетенция и компетентностный подход идет от «competence» и «competence approach», что по определению, есть «knowledge, abilities, skills and attitudes» (знания, умения, навыки и отношения), демонстрируемые в контексте решения основных профессиональных задач.

Компетенция – способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области.

Инструментальные компетенции:

• Умение пользоваться глобальными информационными ресурсами;

• Знание, навыки и готовность к использованию основных прикладных программных средств;

• Способность извлекать и анализировать информацию из различных источников;

• Умение презентовать свои учебные и профессиональные достижения по практическому освоению программы подготовки по специальности.

Профессионально-профилированные компетенции:

• Готовность к использованию знаний свойств инноваций, систем и процессов нововведений.

• Способность к исследовательской работе и разработке проектов.

• Готовность к использованию знаний основ технологий инновационных проектов: организационных, автоматизированного проектирования и управления, обеспечения надежности, сертификации, инвестирования, оценки интеллектуальной собственности, управления персоналом, охраны окружающей среды.

• Готовность к использованию знаний в области интеллектуального права.

• Способность использовать знания о затратах на реализацию инноваций и обеспечение безопасности жизнедеятельности.

Специальные компетенции:

• Способность использовать знания условий и расчетов, относящихся к типовым этапам реализации инноваций: экспертной диагностики и расчетов надежности организационно-технических систем, бизнес-планирования, мониторинга, испытаний, сервисного обслуживания объектов инновационного проекта.

• Готовность к использованию математического аппарата системного анализа, моделирования, логистики, принятия решений в условиях неопределенности.

• Умение разрабатывать, анализировать и оценивать различные планы и программы.

Социально-ориентированные компетенции:

• Социального взаимодействия: работать в междисциплинарной команде, взаимодействовать с экспертами в других предметных областях, анализировать и адекватно оценивать собственную и чужую работу, готовность к сотрудничеству, критике и самокритике.

• Воспринимать разнообразие и межкультурные различия, этические ценности.

• Работать в международном контексте.

1.5. Исходные термины, определения и понятия в инноватике

Новшество (новация) – это новое решение, потенциальная инновация в виде оформленного результата фундаментальных, прикладных исследований, разработок и экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности.

Инновация (нововведение) – результат практического освоения новшества (внедренная новация).

Коммерциализация – «создание стоимости». Она включает в себя все шаги и меры, которые могут дать возврат инвестиций, вложенных в знания, созданные разработчиками.

Инновационная деятельность – деятельность, направленная на реализацию накопленных научных достижений с целью получения новых товаров и услуг или товаров и услуг с новыми качествами.

Инновационный процесс – процесс преобразования научного знания в инновацию, т.е. последовательная цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании.

Инновационный проект – это совокупность взаимообусловленных и взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение инновационных целей предприятия.

Управление инновационным процессом (инновационным проектом) – формирование управляющих воздействий, обеспечивающих заданное поведение (протекание) инновационного процесса (проекта).

Руководитель инновационного проекта (управляющий инновационного проекта, ученый-организатор, менеджер инноватики) – личность, принимающая решения при реализации инновационного проекта и отвечающая за конечный результат.

Инновационные технологии – набор методов, средств и мероприятий, обеспечивающих реализацию инноваций.

Внедрение – инновационная технология, при которой инновационный процесс осуществляется самим разработчиком или владельцем научно-технического достижения.

Передача технологий (трансфер технологий) – инновационная технология, обеспечивающая реализацию инновационных проектов за счет передачи освоенной технологии в иную предметную или географическую сферу.

Инвестиции – помещение капитала, денежных средств в какое-либо предприятие, организацию, инновационный проект.

Инновационная инфраструктура – совокупность инновационных организаций, фирм, центров, включая персонал и связь между ними, обеспечивающая реализацию инновационных процессов (проектов).

Контрольные вопросы

1. Дайте определение конкурентоспособности.

2. Перечислите и кратко охарактеризуйте две взаимодополняющие и взаимосвязанные связующие научно-технического прогресса.

3. Расскажите о сущности инновационной деятельности.

4. Какова роль инженера-менеджера в научно-техническом прогрессе?

5. Дайте определение инноватики. Что изучает инноватика как наука? Каковы ее цели и задачи?

6. Какова область и виды деятельности инженеров-менеджеров, бакалавров по направлению «Инноватика»?

7. Дайте определение следующим терминам:

• новшество (новация),

• инновация (нововведение),

• коммерциализация,

• инновационная деятельность,

• инновационный процесс,

• инновационный проект,

• управление инновационным процессом (инновационным проектом),

• руководитель инновационного проекта (управляющий инновационного проекта, ученый-организатор, менеджер инноватики),

• инновационные технологии,

• внедрение,

• передача технологий (трансфер технологий),

• инвестиции,

• инновационная инфраструктура.

8. Дайте определение понятию «компетенция». Перечислите и охарактеризуйте составляющие компетенции специалиста по направлению «Инноватика».