Глава 1. История моего бизнес-пути
В этой главе я расскажу о себе. Наверняка это будет вам интересно и полезно. И самое главное, вы увидите ответ на вопрос, почему к написанному здесь стоит относиться серьезно? Я сам на практике прошел все то, что наверняка волнует любого предпринимателя-новичка. Кроме того, я множество раз видел это на примере других людей, с которыми близко общался или которые у меня учились.
Итак, для начала коротко о себе.
1.1. Коротко о себе и своем опыте
Меня зовут Григорий Нагибин, мне 31 год, из которых последние 6 лет я занимаюсь бизнесом. Первый вопрос, который возникает, когда я сам открываю любую книгу такой: зачем эта книга и что ценного в ней именно для меня? Я написал именно такую книгу, которую мечтал бы сам прочитать 6—7 лет назад. Она сделала бы многое возможным раньше и предупредила бы невероятное количество глупых шагов и ошибок. Но, возможно, самое главное – это позволит расставить правильные акценты в восприятии того, что будет с вами происходить в этот переходный этап жизни.
Сразу отмечу: я не профессиональный писатель. Поэтому часто пишу достаточно простым языком и, случается, допускаю ошибки. Пунктуация и грамматика – не мои сильные стороны. Моя сильная сторона – это бизнес и «как устроен человек (в первую очередь, я сам и люди вокруг)». Сферы «люди» и «бизнес» для меня очень сильно взаимосвязаны.
В то же время, у меня есть желание поделиться опытом.
Моя цель – сделать так, чтобы эта книга чуть-чуть изменила вашу картину мира. Особенно относительно того, что является важным, а что является второстепенным в бизнесе и в жизни в целом.
Естественно, это все – мой субъективный опыт. Если у вас в процессе чтения будут возникать эмоции и мысли «я думаю по-другому», «это все не работает», «не может быть», это вполне нормально. Тем более если у вас не было такого опыта. И особенно, если был негативный опыт.
То, что для меня очевидно, для вас может быть неожиданно. Во всем, что я пишу, я полностью уверен. Вы можете верить или не верить, пробовать или не пробовать. Одно я знаю точно: несколько сотен людей уже серьезно изменились и сумели сделать первые шаги в бизнесе (или выйти на новый уровень бизнеса) благодаря тому, о чем я тут пишу. Многие благодарили меня за какие-то слова, сказанные в нужное для человека время.
Немного о себе
В 2010 году я работал на хорошей работе инженером 1 категории. Как я мечтал ранее, моя работа была по специальности. А специальность действительно отличная – инженер связи. Работа проходила у оператора связи на том самом оборудовании, которое мы изучали в институте. Si2000V5, как сейчас помню.
Словом, не работа, а мечта карьериста. Если бы я не ушел, я наверняка получил бы огромный опыт, стал бы начальником отдела, а там, глядишь, и до технического директора смог дорасти.
Но в какой-то момент мне в руки попали книги и статьи про «успешный успех». Это истории ребят, которые сделали просто невероятные деньги, и живут совсем другой жизнью.
Дальше в этой главе я подробно рассказываю, как у меня проходил переход от наемного работника «по специальности» к предпринимателю в неизвестной мне теме. Путь от самого начала до первых денег занял около 9—10 месяцев.
Примерно через год после успеха этого бизнеса, когда я привык к хорошим деньгам, у меня «наросла корона». И я решил, что я сказочно богат. У меня скопилось около 700 тыс. рублей и я решил, что самое время заниматься инвестированием. Судя по результату, моя «корона» была очень большая. За короткий срок я влез в долги порядка трех млн рублей.
Как я это сделал?
Купил пару неудачных франшиз, разочаровался в этой теме. Как все богатые дядьки, поиграл на бирже. Тоже потерял немало денег. Потом пошел в стройку и там достаточно быстро влетел в самые крупные на тот момент долги.
Эти уроки я дорого оплатил: неадекватно завышенная самооценка всегда ведет к краху. В то же время, заниженная самооценка ведет к отсутствию результатов вообще. Что можно часто заметить по людям вокруг, которые постоянно хотят миллион, а сами «не позволяют» себе его. Просто ничего не делают или делают бесполезные безопасные действия.
Дальше у меня был долгий период, когда я искал хоть что-то, за что можно зацепиться. Примерно через полтора года после полного краха я сумел на знакомом рынке по сантехнике сделать очень хороший результат.
Случилось это так: в конце 2013 года я пошел на тренинг Бизнес Молодости «коучинг». Сейчас он называется «Цех». По результатам тренинга я заработал 342 000 рублей. Иными словами, денег я заработал. Несмотря на то, что там дают множество инструментов, главное воздействие на меня оказали именно люди вокруг. Тогда я начал плотно общаться с ребятами предпринимателями, и это позволило мне сделать скачок в результатах.
По сути, полтора года до этого у меня постепенно менялась картина мира. Очень туго, очень тяжело и болезненно, но постепенно менялась. Тренинг был в этом процессе уже завершающим этапом. Позже я переосмыслил все те процессы, которые происходили со мной. Благодаря этому опыту, а также благодаря различным другим тренингам нашел технологию, как сделать те же самые изменения, но меньшей кровью. Нашел самую суть, благодаря которой эти изменения становятся возможными и происходят. Далеко не каждый участник тренингов делает значительный результат.
В разное время я как партнер или совладелец участвовал в бизнесах по продаже сайтов в Интернете, рекламном агентстве, компании по переработке вторсырья, с интересом и глубоко разбирался в бизнесе моих друзей (типография и компания по интеграции продуктов 1С). Как партнер на короткое время входил в различные бизнесы от продажи обуви оптом до розничных продуктовых магазинов. Словом, опыта в разноплановом бизнесе у меня накопилось достаточно много.
В 2015 году мы с друзьями создали тренинговый центр, благодаря которому я смог глубоко увидеть пару сотен бизнесов наших учеников, участников бизнес-программ. Я хорошо увидел, как эти бизнесы устроены на самом деле, а не в рассказах собственников или из книг. Помимо этого, я узнал, как ребята начинали, что происходило у владельцев в разные этапы становления бизнеса. Узнал множество достаточно личных вещей как связанных с бизнесом (сотрудники, партнеры, развитие федеральных проектов), так и не связанных напрямую. Например, отношения в семье и с друзьями, образ действия и образ мысли, способы организации работы и отдыха и многое другое.
Все это очень ценно и позволяет мне сказать, что я получил достаточно целостную картину о предпринимателях с доходом от нуля до нескольких миллионов рублей в месяц. Тем более что свои собственные крупные деньги я сумел заработать еще в конце 2014-го года. Это были 2 млн 104 тыс. рублей по итогам октября на той самой сантехнике, о которой речь пойдет ниже. Это был просто фантастический опыт! Но это не тема данной книги. Тема этой книги – самое начало бизнеса. Переход от наемной работы и методы достижения первого серьезного успеха.
Поэтому далее я достаточно подробно опишу, как происходил этот переход у меня. Какие ситуации, сложности возникали и как я их решал. Часто сильно разочаровывался в бизнесе, иногда умел найти стоящие, сильные ходы. Шел вперед сквозь пот, боль и слезы.
Моя личная история – это лишь один из возможных вариантов. Я знаю множество других историй. У кого-то начальный этап проходил значительно проще, аж зависть берет. У других все значительно более драматично… И все же у всех историй «как начинался бизнес» есть нечто общее. Итак, мой первый опыт успешного бизнеса.
1.2. Моя честная бизнес-история самого первого бизнеса
История 1. Мои начальные данные
Для начала я опишу те первоначальные данные, которые у меня были в момент прямо перед уходом с работы в бизнес.
Осенью 2008 года я переехал жить в Ярославль. Случилось это спонтанно. Летом 2008 года я окончил Сибирский Государственный Университет Телекоммуникаций и Информатики, и получил долгожданную квалификацию «Инженер связи». Моя родная тетка (тетя Таня, отдельное спасибо за все) предложила переехать жить в Ярославль. Она же помогла мне заранее, до переезда, найти работу в хорошей компании – «Билайн». Сначала я съездил на собеседование, меня согласились взять на хорошую должность, с хорошей зарплатой, отличными условиями для карьерного роста. В общем, не работа, а сказка!
Мы вместе с моей девушкой (ныне женой) собрали все свои вещи, упаковали их в восемь небольших коробок, отправили эти коробки по ЖД, а сами сели в поезд и поехали. Там мы сняли хорошую квартиру недалеко от центра, уже собирались отлично жить-поживать,
НО!
Вдруг оказалось, что та супер-компания «Билайн», куда меня взяли, сократила ту самую должность, на которую меня приняли. Шел конец 2008 года, время тогда было кризисное и очень много людей оказывалось на улице. Меня даже взять не успели. И, по сути, я оказался без работы и денег в чужом городе, с уже арендованной квартирой и с такой же безработной девушкой.
Учитывая, что в то время увольнения были массовыми, работу мы искали долго. Только в декабре и я, и моя девушка нашли, где получать хоть какие-то деньги. Она получала 12 000 руб., я получал 7 000 руб. 10 000 рублей уходило на квартиру, так что, жили мы на оставшиеся 9 000 рублей. Я копал траншеи и тянул провода связи. Это было чертовски унизительно, учитывая что в Новосибирске до отъезда я получал около 40 000—50 000 рублей, считая калымы. Представьте, жить на полтинник в месяц и тут вдруг оказаться в ситуации, где приходится жить на десятку. Единственный плюс той работы заключался в интересных командировках: Архангельск, Глазов, Абакан. Также мы работали в Рыбинске и Костроме.
К лету 2009 года я сумел поменять работу и устроился инженером в компанию «ТензорТелеком». Как сейчас помню, первый рабочий день был 1 июня 2009 года. Тогда это был крупнейший частный оператор Интернета в Ярославле. Крупнее были только федералы с государственным участием. Сейчас, правда, их с потрохами купил тот же «Билайн».
Я прошел собеседование и меня сразу взяли. Просто потому, что я знал что такое «Сигнализация ОКС №7». И хотя я знал только название, другие кандидаты и того не знали. Со связистами там было совсем туго.
Словом, в этой конторе я уже зарабатывал 15 000 рублей в белую. Плюс через некоторое время там можно было оставаться на вечерние дежурства и подрабатывать по 1200 за смену. Желающих было достаточно, но иногда я мог подработать.
В то время у меня был очень четкий график жизни:
8:20 – просыпался;
8:23 – ел бутерброд с чаем;
8:25 – (параллельно) варил семь вареников, упаковывал их с собой на обед;
8:40 – выходил и шел в офис;
8:57 – входил в офис и садился на рабочее место;
9:00—12:30 – занимался рабочей ерундистикой (чем дальше, тем больше сидел вКонтакте);
12:30—13:30 – обед. В обед я съедал РОВНО 7 вареников.
Я покупал пачку вкусных вареников, и там была 21 штука. Иногда мне везло и в пачке оказывалось 22 вареника. А иногда 20. Тогда я в какой-то день ощущал себя голодным;
13:30—18:00 – опять чуть-чуть работы, вКонтакт, смешливые сайты типа nemarov.com. Видимо, чем более унылая жизнь, тем больше хочется читать ржаку в Интернете;
18:00 – домой: телевизор, пожрать, поиграть в компьютер, спать.
Иногда какие-то прогулки, иногда ходили в гости к родственникам. Но, в целом, даже друзей у нас там не было, и жизнь была достаточно унылая. Короче, когда первая эйфория от новой инженерной должности спала, я попал просто в «день сурка».
Примерно через четыре месяца мне удалось оптимизировать работу. Я взял в осаду нашего штатного программиста и он написал мне скрипт. Этот скрипт свел всю мою прежнюю рутинную работу, которая предполагалась на весь день, к одному действию – запустить этот скрипт.
Работа сводилась к следующему:
9:00 – я наливал себе чай;
9:05 – я запускал скрипт;
9:15 – скрипт выдавал результат.
Если не было аварийных ситуаций либо не вышло новой прошивки на оборудование – все остальное время мне было нечем заняться. В те дни, когда у меня было вечернее дежурство, я ждал его с нетерпением. Хоть какое-то развлечение.
Представьте себе, мой рабочий день, по сути, заканчивался в 9:15, причем так случалось четыре дня в неделю (иногда рутину прерывали аварии на Сети). И все, что мне для этого пришлось сделать, это шевельнуть мозгами и автоматизировать свою работу.
Можно подумать, я попал в мечту: я фактически не работал и получал свои деньги. Я мог прийти не в 9:00, А к 11:00. Я спокойно мог пойти поспать в серверную на два-три часа. Иногда я уходил на обед и возвращался уже после 16:00. Если в этот момент мне звонили из офиса «ты где?», я просто говорил название случайного клиента. Никто ничего не проверял.
На самом деле это было безумно скучно. Все, вместе взятые, сайты Интернета мне надоели, все игры, в которые я играл, мне тоже надоели. Оглядываясь назад, я понимаю, что это был такой внутренний кризис. Хотя тогда я его так не воспринимал. Но ситуация, когда я абсолютно застрял в «дне сурка», – это ужасно гнетущая ситуация. И ощущения ясно давали понять – «ЧУВАК, ЧТО-ТО НЕ ТО». Но я долго не слушал эти ощущения и старался убедить себя: «Все же нормально. Это вообще сказка!..». Притом что и коллектив там был очень дружный, и начальство более чем лояльное. Но ситуация отсутствия развития была непереносима.
Ощущение абсурда усугублялось тем, что при всем при этом я рос по служебной лестнице. Через время мне записали в трудовую книжку, что теперь я «инженер 2 разряда». А еще через время внесли туда же запись, что я «инженер 1 разряда». На зарплату это никак не влияло, на работу тоже. Я продолжал работать 15—20 минут в день.
Что это было, я до сих пор не понял. Видимо, такая система мотивации у руководства была. Правда, незадолго до увольнения мне еще и подняли зарплату до 20 тысяч рублей. На руки, за вычетом налогов, я получал 17 400 рублей.
Видимо так люди совсем прекращают двигаться. Знаете таких людей, у которых уже даже мысли не возникает создать что-то новое? Возможно, если бы я в тот момент был постарше – я бы до сих пор там сидел. И правда, если задуматься: зачем что-то создавать и рисковать, если можно расти в должности и доходе просто автоматически. Если бы мне еще и денег поднимали более существенно, возможно, я до сих пор там бы работал. Кто знает… Хотя, жена говорит, что у меня «шило в заднице» и мне это не грозит. Ну да ладно.
Мой вывод
Важно радоваться неудачам. Сложный, конечно, вывод. И очень неоднозначный. Но я проследил по событиям последних шести лет, многие мои самые мощные неудачи оборачивались мощными рывками вперед и вверх.
Применительно к этой истории, я задумался: что было бы, если бы я спокойно трудоустроился тогда в «Билайн»? Еще весной 2008. Скорее всего, там бы меня нормально загрузили работой и я рос в должностях, в деньгах и даже достиг бы каких-то карьерных вершин. Командировки, проекты и все такое. Может быть, кому-то и не покажется, что это тухлая перспектива. Но я-то знаю, что у меня произошло, БЛАГОДАРЯ той неудаче. Хотя тогда, когда мне сказали, что не возьмут на эту работу, я думал, что моя жизнь закончена. Оказалось, совсем наоборот.
Можете проанализировать свою жизнь. Наверняка у вас случались серьезные неудачи, которые воспринимались просто как трагедия. А через время оказывалось, что это позволило повернуть жизнь к лучшему.
История 2. Как я принял решение уйти в «свободное плавание»
Все это привело к тому, что в определенный момент меня окончательно достала вся развлекуха в Интернете: все ржачные сайты, все анекдоты, видосы, демотиваторы, котики, веселые песни, сайты с бесконечным развлекательным контентом и т. п. Все это мне так надоело, что мне совсем не хотелось садиться за компьютер.
Тогда я задумался, чем занять время. И в этот момент я начал много читать. Первым делом я начал потреблять профессиональную литературу. Причем заморочился и зачем-то начал читать даже английские профессиональные книжки. Идея была в том, чтобы стать супер-профессионалом в своей сфере и найти работу с более высоким доходом. Достаточно быстро это мне надоело. Все-таки у меня скудный английский, тем более технический.
После этого я натолкнулся на всевозможные истории успеха в Интернете. И меня уже серьезно заинтересовала тема денег. Я и раньше думал, что когда-нибудь обязательно разбогатею. Только сейчас еще навыков поднаберу и отправлюсь в «свободное плавание». Когда я не знал, но уж точно не сейчас. Лет через пять-десять. При этом от безделья я читал много историй ребят, которые за несколько месяцев создавали доход 100—200 тыс. рублей/мес. Фактически без особых навыков. Мне тогда это казалось просто нереально. Как из другого мира! Но мысль уже попала в голову. И я стал искать информацию именно на эту тему.
Я натолкнулся на форум, где много информации по теме начала бизнеса: www.homeidea.ru
На этом форуме я просто жил несколько недель. Изучил все, что там есть, выбрал несколько тем, которые мне интересны, примерял их на себя. Мне нравились темы «рекламных стоек», «франшизы компании по полиграфии», «изготовление стереофотографий», «выполнение реставрации ванн», «бесплатные тетради для студентов с рекламой внутри». Наверное, какие-то еще, уже не помню. Эти самые яркие. Там же я пообщался с людьми, которые уже делали бизнес, и потихоньку втягивался.
Одновременно находил и читал разные мотивирующие книги. Самая сильная книга, которая мне перевернула голову, это книга Р. Кийосаки «Богатый папа, Бедный папа».
Смысл, который меня поразил, в следующем.
Бедные люди (так называются в книге «обычные» люди, они не обязательно бедные в буквальном смысле слова) работают сами, и их доход зависит от вложения сил напрямую. Если перестал работать, перестал и зарабатывать. Но есть и другой вариант, когда твои «рабочие усилия» накапливаются. Со временем нечто, созданное тобой, может зарабатывать тебе деньги. Тогда это показалось просто магией!
Естественно, там много чего еще есть в этой книге: квадрант денежного потока, важность инвестирования, различия между разными инвесторами, разница между активами и пассивами. Но тогда мне запала в душу всего лишь одна мысль: можно работать над тем, что накапливается, либо над тем, что не накапливается. Усилия те же, а результат в будущем разный.
В тот период я стал читать рассылку «Школы Своего Дела» Юрия Мороза. Потом он переименовал школу в «Институт Юрия Мороза». Там впервые глубоко проникла еще одна мысль: «Чтобы быть предпринимателем, надо общаться с предпринимателями». То же самое при выходе на новый уровень: чтобы туда попасть, важно искать способы по-человечески общаться с людьми, которые уже там. Именно по-человечески, а не по работе. Чтобы действительно впитывать их образ мысли.
Все эти идеи сами по себе наверняка не сдвинули бы меня с места. Но в тот период от скуки я просто атаковал свою голову непривычными мыслями. Ведь что отличает сотрудника на работе от предпринимателя? Всего лишь мысли о себе. И вообще, мысли о том, что возможно в этом мире. В тот период у меня стало меняться содержимое головы.
Еще одно ключевое обстоятельство, которое тогда сыграло решающую роль! Я начал действовать. Казалось бы, как тут действовать: я работал с 9 до 18, денег нет, квартира съемная и т. д. Стандартные отговорки людей, чтобы ничего не делать.
Однако я увидел, что важно сделать хоть какой-то шаг. Я начал искать способы и встречаться с предпринимателями. В тот период я прошел курсы ораторского мастерства «харизматичный оратор». Прошел я их только потому, что там были предприниматели. Выступать перед аудиторией на работе необходимости не было.
Помимо этого, я жадно искал предпринимателей: знакомых/незнакомых/на улицах/в офисах… Где угодно! И напрашивался на встречу с ними, расспрашивал, как им удалось создать то, что у них есть. Достаточно часто меня отправляли куда подальше, еще чаще разговаривали со мной сквозь зубы – «поскорей бы отвалил». Но иногда я реально слышал, раскрыв рот, безумно интересную историю, как человек, преодолевая множество обстоятельств, создал нечто, чего раньше не было! Это безумно вдохновляло! Такие истории из первых уст стоили десятков неудачных встреч.
Кстати, оглядываясь вокруг, сейчас я вижу множество сообществ, где тусуются предприниматели, общаются, обмениваются опытом, делают совместные проекты. Это невероятно ценно, и, по моему глубокому убеждению, сейчас бизнес сделать значительно легче. Только из-за одного этого обстоятельства.
В какой-то момент я переполнился этой уверенностью. И у меня встал вопрос: делать бизнес в Ярославле или в Новосибирске. Мозгом я понимал, что проще и логичнее делать бизнес в Новосибирске. Я там вырос, я там учился в институте, у меня там много друзей и я хорошо знаю город. Новосибирск я куда лучше ощущаю.
НО!
Огромным тормозом в голове сидела мысль: «Бли-и-ин, как это стремно выглядит: поехал в Ярославль, ни черта не добился, даже более того, мой доход существенно уменьшился. И вернулся обратно! Это ж прямо лузер-лузер!».
Иными словами, тогда меня, действительно, сильно парило, что подумают родственники, друзья, сокурсники и просто знакомые. Некоторые из друзей и сокурсников к тому времени достаточно серьезно выросли по служебной лестнице. А я работал за 15 тыс. рублей. Сожаление об этих зря потраченных двух годах меня тоже изрядно грызли.
Сейчас, кстати, я переосмыслил эти два года жизни и понял, сколько мне дал тот опыт. В отрыве от всех социальных связей мне было значительно проще решиться на серьезные изменения в жизни. Если бы рядом были все друзья и приятели, то мы бы собирались по вечерам, пили пиво и бесконечно мечтали бы о лучшей жизни. И унылая жизнь становится чуточку проще. Такое я не один раз видел в дальнейшем. Помимо этого, я увидел совершенно других людей. Если приехать куда-нибудь на месяц-два, то невозможно заметить те различия, которые я обнаружил между жителями Новосибирска и Ярославля. Иногда мне казалось, что мы с разных планет, несмотря на общую культуру и язык. В дальнейшем мне это сильно помогло в бизнесе.
В общем, я напитывался ощущением того, что «все возможно». И, в то же время, испытывал сопротивление из серии «неудобно», «стремно», «что люди подумают». Стандартные мысли вроде «нет денег» и «неясно, чем заниматься» тоже меня не обошли стороной.
В конечном итоге, я решился уйти с работы. Причем приурочил это событие к свадьбе: менять жизнь, так по всем фронтам. Мы с Наташей назначили дату свадьбы на июль 2010 года, и оба написали заявления об увольнении. Ну и стали планировать переезд обратно и дальнейшую жизнь.
В тот период, когда я написал заявление об увольнении, в нашей компании случились очень интересные события. Эти события позволили мне по-другому взглянуть на мир наемных сотрудников и на мир бизнеса. На реальность в целом.
Компанию «ТензорТелеком», в которой я год проработал, купила другая компания – «Корбина-Телеком», по факту дочка «Билайна». То есть федеральный оператор с головным офисом в Москве.
В какой-то момент все сотрудники узнали, что компания продается «Билайну». Что тут началось… По стройным рядам сотрудников потихоньку стала расползаться паника. В нашем техническом отделе появились чужие люди, которые садились на стул возле действующих сотрудников и расспрашивали обо всем: как что устроено, в чем заключается работа, где доступы на различные серверы и т. п. Естественно, среди сотрудников возникло стойкое желание ничего не рассказывать или рассказывать не то.
Я хорошо помню, как некоторые ребята хвастались, как они неверно давали данные для этих «чужаков». Словом, шел явный саботаж и сопротивление.
В то же время, возникали слухи о том, что сейчас всех инженеров будут увольнять. В Ярославле оставят только линейщиков (то есть сотрудников, которые физически ездят в поля и меняют оборудование). Паника среди персонала нарастала. Еще тогда я подумал: «А ведь владельцы сейчас заработали огромную кучу денег». Сумма сделки, по слухам, была несколько миллионов долларов.
Я тогда уже досиживал две недели и совершенно спокойно сидел на своем рабочем месте. Смотрел по сторонам и размышлял.
Люди ходят на работу, чтобы получить СТАБИЛЬНОСТЬ. Это самая большая ценность, которую там дают. За стабильность люди готовы получать меньше денег, зачастую получать больше стресса, отказываться от своих мечтаний. Часто даже отказываться от личной жизни. Лишь бы ходить куда-то стабильно. И стабильно получать деньги.
Но тогда, глядя на события с продажей бизнеса, я очень четко увидел: эта стабильность мнимая. Нет ее на самом деле. Фактически иллюзия стабильности возникает только за счет того, что заработную плату выдают каждый месяц в один и тот же день.
Для любого человека иллюзию стабильности создает компания, в которой он работает. Но сама-то компания действует в дико нестабильном внешнем окружении. Очень много факторов нестабильности влияют как на компанию, так и на ее владельцев.
И тогда я очень явно увидел, что по факту:
1) Люди на работе работают в нестабильности
2) Эта нестабильность от них не зависит. Компанию продают, что дальше – неясно. А ведь компания может и разориться, просто уволить любого.
3) А раз эта нестабильность от людей не зависит, то они на это повлиять не могут.
4) И при всем при этом за эту ситуацию люди еще и денег «недополучают». Любая компания берет сотрудников, чтобы на них зарабатывать. Значит, человек получает только часть фактически заработанного. В лучшем случае половину, а чаще 1/5 часть.
Благодаря этой ситуации моя решимость стать предпринимателем резко увеличилась.
Мои выводы
1. «Запрос на развитие» – очень важен для начала бизнеса. Если даже не приходят мысли в голову на тему «что-то еще», то нет смысла человеку рассказывать про «успешный успех». Толку не будет.
2. Безумно важно делать первый шаг. Если после «умной мысли» не сделать «примитивного первого шага», то можно считать все зря. Ничего не изменится.
3. Пожалуй, самые мощные тормоза в голове не реальные, а виртуальные: «ощущение неловкости», мысли вроде «как посмотрят на это друзья, родственники» и т. п. Сопротивление такого рода в самом начале одно из самых мощных. Во всяком случае, так было у меня, и после этого я много раз видел подобную ситуацию у других людей.
4. «Стабильность» в работе «на дядю» сильно преувеличена и во многом создана искусственно. Особенно в текущих условиях всеобщей нестабильности. Не скажу, что это плохо. Просто важно это понимать, чтобы не питать излишних иллюзий.
История 3. Переезд обратно из Ярославля в Новосибирск. Первые шаги в бизнесе
Дальше происходили супер-интересные события. Причем сами по себе они были не такие уж насыщенные, но они очень повлияли на мое дальнейшее движение.
Как я уже писал, решение уйти с работы я совместил с другим решением: жениться. Свадьбу мы отгуляли на моей родине, в г. Бердске. Это небольшой городок под Новосибирском, где я родился и где живет большинство моих родственников.
По итогам свадьбы у нас осталось 100 тысяч рублей. Это был желанный «начальный капитал». Сейчас я понимаю, что, как это ни парадоксально, именно тот «начальный капитал» усложнил и замедлил мой вход в бизнес. Тогда же я был безмерно счастлив. Наверное, единственный плюс этих денег в том, что они дали мне решимость. Хотя когда я планировал уходить с работы, эти деньги не были очевидны. Откуда я мог точно знать, сколько уйдет на свадьбу, а сколько подарят гости. Сейчас я бы совершенно по-другому взглянул на эти деньги. Но тогда я стал делать то, что делают все новички. Имея 100 тысяч, я начал их активно тратить.
Я решил сразу начать несколько бизнесов. На том же форуме Хоумидея я нашел два интересных мне бизнеса с минимальными вложениями:
Стерео/варио фотография.
Это такие картинки, которые при взгляде на них как бы обретают объем. Суть бизнеса была в том, чтобы купить программу, которая позволяет эти картинки делать, купить серию шаблонов и делать нехитрую операцию: вырезать по контуру человека из любой фотографии, вставлять его в шаблон и потом изготавливать стереофотографию. Получалось очень красиво и необычно.
Продавать эти фотографии на сайте предлагалось по двум схемам: первое – это в детские сады, в качестве фотографий детей перед Новым годом. Второе – это просто любым людям для подарка знакомым, родственниками и друзьям. Или порадовать самого себя необычной фотографией на память.
Деньги у меня были (магнат, е-мае), поэтому я сразу купил две программы для изготовления этих фотографий: 3D-MasterKit и Вариограф. Первая, лицензионная стоила 17 тысяч рублей, вторая, не лицензионная (ломанная), стоила 8 тысяч рублей. Помимо этих программ мне потребовался принтер с системой СНПЧ (около пяти тысяч рублей) и ламинатор (около двух тысяч рублей). Плюс потребовались расходные материалы: фотобумага, чернила, линзовый растр. Растр – это достаточно дорогая штука, которая и создает эффект объема.
Таким образом, я сразу потратил треть денег, которые у нас были.
Сам бизнес технически был достаточно муторный. Я сделал образцы, которые выглядели очень круто. Но все равно клиентов было достаточно сложно убеждать, что это того стоит. Да и цена у этих картинок была немаленькая: 250 за небольшую, 600 за среднюю, 1000 за большую. Еще одна засада была в самом изготовлении этих картинок. Процесс там достаточно сложный, и было много брака. Расходные материалы портились в огромном количестве.
Но в любом случае, появилось ощущение, что я веду настоящий бизнес.
Вторая тема, которую я начал развивать практически одновременно, это «Реставрация ванн».
Суть бизнеса в том, что старую, облезлую ванну можно отреставрировать одним из трех способов: либо установкой акрилового вкладыша (по размеру точно такого же, как сама ванна), либо с помощью нанесения специального раствора на поверхность ванны. Этот раствор густой, как сметана, и наносится специальным методом налива. Третий способ реставрации – это нанесение на ванну с помощью кисточки эмали, как краску на забор.
Плюс реставрации в том, что не надо убирать ванну. Особенно это актуально там, где ванна вмурована в стены ремонтом. Поэтому нет возможности ее заменить без разрушения и дополнительного ремонта.
В этом бизнесе стоимость вложений скромнее: я купил кое-какое оборудование – болгарку, дрель, перчатки, кисточки и т. п. Все вместе на сумму около 10 тысяч рублей. Недешевые расходные материалы я покупал под конкретный заказ. Минус тут был такой, что на поиск заказов мне приходилось тратиться, на рекламу. Тогда я впервые столкнулся с тем, что поиск заявок – это очень непростой процесс. Куда сложнее, чем казалось поначалу. Иллюзии начали сталкиваться с реальностью.
Когда я переехал обратно в Новосибирск, мне очень повезло: мой дедушка отдал мне автомобиль «жигули» 6 модели. В народе «шоха».
Это было настоящее чудо, потому что теперь я почувствовал себя настоящим человеком с машиной. Любой, кто первый раз сел в автомобиль после бесконечных автобусов, знает – ощущение, будто крылья обрел!
Денег мне тогда катастрофически не хватало, поэтому после целого дня работы я ночью ехал таксовать.
В общем, переехали мы в Новосибирск, и я занялся бизнесом. И фотографии, и ванны, по сути, были убыточным бизнесом. Кое-какие деньги я зарабатывал, но расходы на рекламу, бензин и расходные материалы съедали всю прибыль. Тратил я больше, чем зарабатывал. Спасало то, что я зарабатывал в такси. Так я думал тогда, хотя это не факт, машина требовала постоянного ремонта. Жить нам позволяло только то, что жена достаточно быстро устроилась на работу и зарабатывала 20 тысяч рублей.
Первые эмоции были очень сильные: я ощутил свободу. Настоящая жизнь предпринимателя! Немного огорчал тот факт, что не было денег. Но я убеждал себя, что вот-вот, чуть-чуть – и деньги польются на меня, как из рога изобилия.
В общем-то, этот этап жизни характеризовался эмоциональным подъемом и ожиданием чуда. Я работал почти без перерыва, но мое состояние было очень боевое. Началась новая жизнь!
Небольшое отступление про чудеса.
По дороге из Ярославля в Новосибирск, в поезде, случилось ВОЛШЕБСТВО! Только проявилось оно позже, но начало было положено уже тогда.
Дорога в поезде – два дня. И все эти два дня я МЕЧТАЛ! Я исписал целую тетрадку своими мыслями. Там я описывал, что у меня будет через 10 лет. Какой у меня будет бизнес, какой будет доход, какая у меня будет семья, с какими людьми я буду общаться и тому подобное. Накануне я где-то прочитал, что это очень полезно. Поэтому посвятил два дня безделья этому занятию.
Это волшебство я осознал через два года, когда случайно нашел эту тетрадку и прочитал все, что там писал. Представляете, все, что я мечтал иметь через 10 лет, у меня было через 2 года! Этот факт что-то перевернул во мне. Кое-какие мелочи не совпадали, которые касались дела.
У меня был не тот вид бизнеса, и нюансы были другие. Но главные вещи были исполнены. Кстати, доход, который я планировал через 10 лет, я даже перевыполнил за эти два года. Я тогда мечтал о доходе в 150 тысяч рублей как о чем-то несбыточном. Еще бы, на последнем месте работы мой доход был 17 тысяч рублей. А уже через два года мой доход колебался от 200 до 250 тысяч рублей.
Мои выводы.
1. Благодаря этому опыту я столкнулся впервые с двумя элементами бизнеса: безграничная свобода и первые сложности с поиском клиентов. Столкнулся с реальностью лицом к лицу.
2. Сейчас я вижу всю стереотипность своих действий: сразу несколько бизнесов, иллюзии по поводу «резкого старта» и т. д.
3. Мне сильно не хватало «честности». В чем это выражалось? То самое ощущение «вот-вот, чуть-чуть – и будут деньги». Вместо того чтобы искать другие шаги, я думал, что текущие шаги просто не успели сработать.
4. Мечтать очень полезно. Если мечтаешь, то мечты могут сбыться. Гарантий, конечно, нет, но есть возможность. Если не мечтать, то и сбываться нечему.
История 4. Первые шаги. Что я делал и как. Время множества ошибок
Итак, сразу после переезда обратно в Новосибирск я начал два бизнеса.
Реставрация ванн.
Мне понравилось то, что порог входа в него очень маленький (около 10 тысяч рублей), а также то, что были ребята, которые обучают технологии. Когда я приехал, первым делом прошел обучение. Обучение проводила компания «Благодом». Зачем им обучать? Очень просто: они были поставщиками расходных материалов. Им было выгодно, чтобы другие люди у них учились и сами делали монтажные работы, а материалы покупали у них. Больше и не у кого было покупать. Расходные материалы, кстати, были достаточно дорогие.
Когда я научился делать монтаж, стал искать клиентов. В этот момент я увидел, что это очень непростая задача. У меня было такое представление, что вот сейчас я расклею объявления по подъездам – и клиенты попрут. Услуга-то действительно полезная, цена дешевле, чем установка новой ванны.
На практике происходило так: я ехал в какой-то район, клеил 200 объявлений и сидел два-три дня, ждал звонков. Было от двух до пяти звонков, из которых в лучшем случае один заканчивался заказом. А чаще ни одного. Меня это просто вышибло из колеи. Мои ожидания жестко не совпали с реальностью. Через месяц я понял, что надо больше клеить, и основное время я занимался расклейкой. Это принесло свои плоды, количество заказов приближалось к одному в день. Полдня я клеил объявления, вторую половину делал осмотры, ездил, покупал материал и выполнял работу. Деньги потихоньку пошли. Одно плохо: от такого режима работы я постепенно заканчивался физически. Кроме того, на улице постепенно холодало, реклама работала хуже.
Я начал сильно уставать и начинал ощущать безнадегу. В какой-то момент я серьезно заболел воспалением легких.
После этого я понял, что на этой рекламе далеко не уеду. В этот момент я начал свои эксперименты с рекламой в газете. Я начал давать разные объявления. Это были газеты «Ва-банк», «Соседи», «Телесемь». Такая реклама была для меня безумно дорога. Минимальный блок 2x2 см стоил около 2500 рублей, а где-то еще дороже. Но другого выхода я не видел. Реклама в газете принесла свои плоды – количество звонков увеличилось. У меня уже было пять-семь звонков в день. Правда, заявок сильно больше не стало, но я это объяснял разными «обстоятельствами». И думал, что дальше будет больше. Почему я так думал? Уже не помню. Наверное была вера в лучшее.
Заявок у меня стало чуть больше, и я решил, что пришло время нанять сотрудника. Я не помню, как я нашел своего первого сотрудника, но достаточно быстро я сумел найти толкового паренька. Зовут его Андрей. Это очень толковый и покладистый парень, тогда он учился в вузе и в свободное от учебы время делал монтажи. Сам я тоже продолжал выполнять монтажи.
Главная моя ошибка того периода в том, что я совершенно не считал эффект от рекламы. Я не знал окупаемость рекламы от объявлений на подъездах, от каждой газеты. Я все оценивал «по ощущениям». Есть звонки – я рад. Нет звонков – я огорчен. Что именно дают звонки я не знал. Также мне не приходило в голову учитывать расходы на сотрудника, на расходные материалы, на бензин. Тот факт, что деньги у меня уменьшались, я долгое время опускал. Думал, это дело временное. Деньги же у меня в кармане были!
Второй бизнес – стерео/варио фотография.
Параллельно с ваннами я двигал второй бизнес.
До сих пор я иногда вижу эти фотографии – у себя дома нахожу, у родственников и знакомых. Я их тогда всем дарил на праздники, ведь денег на другие подарки не было.
Что я делал.
Я изготовил 2 комплекта шаблонов, чтобы показывать потенциальным клиентам. Один комплект подарочной тематики. Например, на день рождения, Новый год, 8 Марта, 23 февраля и т. п. Второй комплект для работы по детским садам. Детские шаблоны были очень красивые, и я рассчитывал хорошо заработать перед Новым годом, когда родители делают разные новогодние сувениры.
Для поиска клиентов у меня было две стратегии, которые я тоже вычитал на форуме.
Во-первых, я стал днем ездить по торговым центрам. Я рассуждал так: продавцы днем сидят на месте и им скучно. Это, в основном, женщины, а моя аудитория именно женщины, они более падки на всякие красивые и необычные штуки.
В общем, за пару месяцев я объездил множество торговых центров, подходил к каждой продавщице. Люди реагировали по-разному, кто-то сразу говорил «нет». Кто-то заинтересованно листал шаблоны и заказывал. Большинство говорили, что это дорого. За один день мне удавалось найти по три-четыре заказа и вечером я мчался домой делать эти фотографии. Я даже думал нанять сотрудников. Меня останавливало только то, что каждому из них мне пришлось бы сделать по комплекту шаблонов, а это было достаточно дорого.
Тогда я впервые прикоснулся к тому, что называется «прямые продажи». И это было очень сложно. Самое сложное – это получать множество отказов. Особенно когда проводишь с человеком час, а-то и полтора. И, вроде, все нравится, собираются несколько продавщиц, они восхищаются тем, как это все красиво. Люди собираются заказать сразу несколько фотографий. Я уже мысленно потратил деньги, которые мне принесут эти клиенты! Но когда доходит дело до стоимости, я слышал «ооооо, это слишком дорого». И получается, что целый час я потратил впустую. Часто после такого провала я огорченный ехал домой.
С детскими садами тоже все было не так радостно, как я рассчитывал.
Я приезжал туда и первым делом наталкивался на какую-нибудь заведующую. Она говорила, что фотограф у них уже есть, и они с ним давно работают. И вообще, в детских садах есть множество всего, на что родители могут потратить деньги: классические фотографии, кружки, другие сувениры. Получается, я там не очень-то нужен.
Иногда все же мне удавалось договориться и оставить свои шаблоны в группе, чтобы их показали родителям. Тут же я столкнулся с тем, чего не учел заранее: у меня был только один комплект шаблонов. И если я где-то их оставлял, то потом ждал два-три дня, пока родители их посмотрят. Тем более что в каждом детском садике несколько групп, и требуется несколько комплектов, которых у меня не было. Кроме того, я не мог влиять на родителей. В момент, когда они принимали решение, я был далеко. И не мог донести, как это круто, и как ребенок будет радоваться такому подарку. Тогда я видел только один выход: делать больше шаблонов. А это мне было дорого, поэтому на такой шаг я не решился. Словом, новогодний сезон в детских садах я с треском провалил.
Учитывая, что оба бизнеса, по сути, были убыточные, а кушать хотелось, я много таксовал.
Практически каждый вечер около десяти вечера я выходил на маршрут. Но и тут все было не так радостно. На улице уже была зима, сильно похолодало. Через пару недель машина начала постоянно ломаться. За ту зиму я поменял, кажется, все детали в своей «шестерке»: постоянно ломался карбюратор, бензонасос, троил двигатель…
Я заменил масляный насос на двигателе, сцепление и многое другое. Я уж не говорю о том, что когда ехал по трассе со скоростью выше 80 км/ч, то ощущал, как мою левую ногу обдувал ледяной ветер, она покрывалась инеем. Вообще, благодаря этому опыту я очень хорошо разобрался в устройстве машины.
Мое состояние усугублялось еще и тем, что ночью мне приходилось выходить каждые три часа и по 20—30 минут сидеть в машине. Греть автомобиль. Если я этого не делал, то утром машина просто не заводилась, и я вообще ничего не мог делать.
В общем, тогда я работал как проклятый. В самом начале сил и энергии было много, и я делал очень много действий. И очень мало спал. Часто я вырубался ночью прямо в машине, когда сидел и ждал очередную заявку от диспетчера. Или когда выйдет клиент.
Мои выводы.
1. Самая главная моя ошибка была в том, что я совершенно ничего не считал. Я не знал, какие мои действия приносят результат. Я даже не знаю, было ли выгодно таксовать, учитывая, что я постоянно чинил машину и тратился на бензин.
2. Время огромных иллюзий продолжалось. Я жил в состоянии, которое можно описать так: «Я же столько всего делаю, что-то по-любому даст мне кучу денег». И в этом состоянии я провел, несколько месяцев. Эта мысль, что если много работать, то можно много заработать – самая большая иллюзия. Родом эта мысль с наемной работы, где увеличение работы чаще приводит к увеличению дохода. В жизни предпринимателя все оказалось совсем не так. Сейчас я вижу, что ошибка это даже не огромное количество действий. Как раз действий часто недостает новичкам. Меня же губило множество именно бестолковых действий. Без всякого анализа результата.
3. Тогда я категорически не задумывался об эффективности. Это касается не только денег, но и всех действий. Я до сих пор не уверен, было ли выгодно нанимать сотрудника на ванны. А может быть, стоило нанять все-таки сотрудника на фотографию… Почему не задумывался? Думаю, все потому же. Мышление наемного сотрудника менялось с огромным скрипом. Мне было проще объяснить себе, что «просто нужно время», вместо того чтобы пробовать что-то новое, опираясь на факты.
4. Несмотря на то, что я делал огромное количество работы, я крайне мало что менял. По-настоящему менял.
История 5. Первые шаги. Самый тяжеляк. Эмоциональная составляющая
Начало бизнеса – это очень романтическое время. Множество ожиданий и столкновение с реальностью. Эту главу я назвал «Самый тяжеляк» и тут я опишу эмоциональную составляющую «тяжеляка».
Я делал огромное количество действий. Мне казалось, что вот-вот денежный дождь меня накроет. Но время шло, а денежный дождь как-то не торопился. И я начал понимать, что происходит что-то не то. Ежемесячно я видел только то, как мои деньги уменьшаются. И если пару-тройку месяцев я еще мог себе объяснять, что просто должно пройти время, то к Новому Году мне стало совсем грустно.
Причем самое большое разочарование меня ждало не там, где можно было подумать. То, что деньги уменьшаются, меня, конечно, волновало. Но главное разочарование ожидало меня в сфере отношений.
Первые месяцы я ощутил просто чудовищное давление окружающих. Я об этом читал еще до того, как уволился. Но все равно был морально не готов к тому, что произошло в действительности. У меня не было друзей или даже знакомых предпринимателей. Среди родственников тоже никто особо не понимал, что и зачем я делал. После начала «движухи» я мало того, что лишился финансовой почвы, я еще и попал в вакуум.
Пик отчаяния по этому поводу был перед новогодними праздниками. Почему перед Новым годом? В это время у всех идут корпоративы. Люди постоянно тусуются, общаются, обмениваются эмоциями, связанными с Новым годом, с ожиданием праздника… У меня же абсолютно беспросветная ситуация. Корпоратив отметить не с кем, тусоваться по кабакам с друзьями денег у меня совсем не было. Отчаяние набирало обороты. Вы можете подумать: «какая ерунда – корпоратив отметить не с кем». Но меня просто убивало то, что я ни с кем не мог пообщаться по тем вопросам, которые меня серьезно волновали. Хоть в «телефон доверия» звони… Интересно, есть такой для начинающих предпринимателей?
Когда кто-то из друзей или знакомых спрашивал как дела, я уныло отвечал: все двигается. Хотя на душе был полный 3,14здец…
Самое паршивое – это видеть радость в глазах близких людей. Представляете, радость от того, что у меня ничего не получается! Один мой родственник говорил: «Ну ничего, наиграешься, придешь к нам за деньгами». Меня это безумно обижало. И это при том, что я ни разу не брал деньги ни у кого. Только картошкой и соленьями. Но все равно обижало.
Сейчас я уже отлично понимаю, откуда возникает это давление. Хорошая новость в том, что это не навсегда. Чуть ниже об этом будет написано отдельно.
Сейчас я вижу, что самое важное в начале бизнеса – это сформировать окружение, которое тебя поддерживает. Искать клубы, сообщества, тусовки предпринимателей. Людей, с кем можно обсудить свои идеи, действия, ошибки и успехи. Вокруг обязательно нужны люди, которые могут адекватно сказать: ты делаешь ерунду, или это может получиться. Важно даже не то, что они тебе подскажут что как делать (хотя и так бывает). Важней общение с себе подобными. Ощущение, что ты делаешь правильное дело. Друзья же в основном выдавали социальные шаблоны (бизнес в России делать невозможно, валить надо из рашки и т. д.). Это тоже меня тогда сильно задевало. Хотя никто из тех, кто так говорил, бизнесом не занимался.
Почему задевало? Потому что я сам не был уверен, что делаю что-то стоящее. Свобода свободой, но кушать-то хочется.
Представьте, до переезда в Ярославль я официально зарабатывал 20 тысяч рублей. Плюс мы с коллегой калымили. Вдвоем делали локальные сети. За ночь подработки мы могли «сделать» по шесть тысяч на каждого. За месяц на этих калымах я зарабатывал от 30 до 50 тысяч рублей. Тем более, это была работа «по-специальности». А сейчас я зарабатывал МИНУС 10 тысяч рублей! И не было даже надежды на прежние 50—70 тысяч рублей…
Друзья же к тому времени уже многие поднялись по карьерной лестнице. Вполне официально зарабатывали от 25 до 50 тысяч рублей. Были начальниками и видели ясную перспективу карьерного роста. На этом фоне я регулярно чувствовал себя идиотом. Когда мы собирались и обсуждали, у кого что происходит, то я ощущал себя как бедный родственник. У меня не было даже 500—1000 рублей скинуться на «посидеть» где-нибудь. А люди ездили отдыхать, имели по 10—15 человек в подчинении и покупали себе нормальные машины и даже квартиры. В ипотеку, конечно. Но мне и ипотека не светила.
Усугубилось это тем, что в тот Новый год я решил, что больше не буду пить алкоголь.
В нашей компании алкоголь – самая главная объединяющая вещь. Наверняка вы знаете это студенческое общение – любая движуха начинается с того, что мы совместно погружались в состояние алкогольного опьянения. Со многими людьми, по факту, ничего общего, кроме совместного алкоголизма, и не было. Это выяснилось, когда этот «костыль общения» я отбросил.
Так вот, когда я на Новом году заявил, что не буду пить, то получил в ответ очень неожиданную агрессию со стороны некоторых людей. Многие меня подкалывали потом еще полгода по этому поводу. Пока я с ними вовсе не прекратил общаться. Меня это прямо разозлило, и я на практике увидел, что алкоголь – это слабая основа для отношений. Хотя самая привычная и доступная.
Еще один неожиданный момент в самом начале моего предпринимательства. Мы с женой начали серьезно болеть. Сначала на целый месяц с воспалением легких слегла моя жена, Наташа. Как только она выздоровела, через две недели слег я. Температура 39, боли в груди при дыхании и невозможность ничего делать. Это все меня серьезно выстегнуло. В тот месяц я все равно работал, но, конечно, поменьше.
Уже позже я узнал, что есть такая штука как психосоматика. Она объясняет, как физические болезни возникают у людей не через вирусы и бактерии, а через события жизни. Через психологические сложности внутри человека. Те события, которые мы не принимаем и не хотим решать (или, как мы думаем, не можем решить), бьют по физическому здоровью. Вот выдержка из Интернета про пневмонию.
Случается это по разным причинам, как пишут теоретики и практики – психосоматики. Например, человек сознательно мирится с тем, что «давит» на него, не дает дышать «полной грудью». Например, с нелюбимым окружением или работой. «Вздохнуть свободно нельзя» – вот точное определение ситуации.
Вторая, но очень распространенная причина – когда человек сам, в глубине души уверен, что не имеет права «жить полной жизнью», «вздохнуть полной грудью».
Человек подсознательно отказывает себе в полноте жизни. Он уверен, что недостоин жить, так как еще несовершенен. И что «брать от жизни все» – это нехорошо и неправильно. Это помешает близким, это не понравится тем, чье мнение дорого. Это не соответствует тому, как живут родные… В итоге – легочные болезни.
Вот такие дела.
Это достаточно точно описывает мое состояние в тот момент. Вся эта ситуация, тяжело отразилась на здоровье, причем не только на моем, но и на здоровье моей жены.
Мои выводы.
1. Человек – существо социальное. Если нет возможности «по душам» поговорить хоть с кем-то, это грозит серьезными провалами. Причем, как в делах, так и в здоровье.
2. Любому, кто намерен всерьез менять жизнь, стоит готовиться к сопротивлению. Причина не в том, что люди резко начинают вас «не любить». Например, родители всегда искренне хотят вам успеха. Тут нет никаких сомнений. И несмотря на это, часто ощущается сопротивление даже с их стороны.
Причина этого сопротивления в том, что вы своими действиями ломаете привычный уклад людей вокруг вас. Они знают одного человека, а вы ВДРУГ другой. Вы говорите непривычные вещи, вы делаете странные действия, вы не интересуетесь тем, что интересно им, ваши проблемы и сложности им кажутся непонятными и неинтересными. О чем ИМ теперь с вами разговаривать, как вообще с вами взаимодействовать?
И вот это их неудобство приводит к тому, что они подсознательно стремятся вернуть вас таким, каким вы были до этого. Тем более, новички в бизнесе часто начинают доказывать окружающим, что бизнес – это единственно правильный путь в жизни. Совершенно не учитывая, что все люди разные, и не каждому, на самом деле, нужен бизнес.
Более того, когда у вас начинает получаться, то окружающие достаточно долго этого не признают. Этого как бы нет. Редко кто искренне порадуется вашим успехам. Причина та же – если у вас получилось, и вы начали зарабатывать «неприлично» много, это означает, что они что-то не понимают. Особенно те, кто годами собирается сделать что-то свое и ничего не делает. Сама мысль «я что-то не понимаю и делаю не так» людьми непереносима.
3. Чтобы по-настоящему подготовиться к «новому уровню» стоит найти сообщества людей, где общаются те, кто уже достиг этого уровня. Или, по крайней мере, тех, кто тоже идет туда. Важно стать там «своим». Фактически, когда вы обнаружите там, что в этом сообществе вы обжились и стали «своим», то это будет означать, что вы попали на этот новый уровень. Критерий здесь простой – вы полезны и вас уважают те люди, которые на этом уровне. Часто, кстати, в этом процессе полностью меняется окружение. И это, наверное, самое дискомфортное.
4. Болеешь – посмотри психосоматику этого заболевания. Речь не идет о том, что болезнь не надо лечить. Хотя есть люди, которые лечат все болезни через работу с психикой. И так наверняка тоже можно. Мой же подход более умеренный – если заболевание серьезное, я иду в больницу, залечиваю то, что сломалось. Но при этом обязательно смотрю, где «в голове» источник заболевания. И работаю с ним. Иначе в следующий раз может быть хуже.
Кстати, можете поискать в Интернете психосоматические корни любых ваших заболеваний (особенно хронических). Часто попадание 100%. Можно также посмотреть то, чем болели раньше и вспомнить, что происходило в вашей жизни в тот период. Иногда очень прочищает мозги.
История 6. Первые шаги. Самый тяжеляк. Событийная составляющая
Выше я описал эмоциональное состояние зимы 2010—2011. Сегодня я опишу те события, которые, в конечном итоге привели к первому успешному опыту в бизнесе.
Итак, январь 2011 года я встретил совсем без денег и с полным упадком сил. Я точно понимал, что, если действовать так же, как раньше, я останусь без последних штанов. В этот момент я начал совершать другие действия. В первую очередь, те, которые не требовали денег. Первое, что я сделал, это предельно честно посмотрел на то, что происходило последние полгода. Действительно признал: я делаю полную ерунду! Это стало отправной точкой всех дальнейших событий.
Первый опыт таких изменений был фатально неудачный. Знаете, когда уже кажется, что хуже быть не может. По прошествии же времени смотришь: «Да нет, может…»
В теме «стерео/варио фото» я стал искать сотрудника, который сумеет вместо меня выполнять изготовление этих фотографий. Почему-то мне не пришло в голову найти человека на продажи. Хотя сейчас я понимаю – это была огромная ошибка, ведь клиенты – основа бизнеса. А производство без продаж не имеет смысла. Но об этом чуть ниже.
Я разместил несколько вакансий, пообщался с несколькими кандидатами. Тут же уперся в то, что никто не хочет работать «за результат». Все хотели получать деньги независимо от того, есть заявки или нет.
Через три недели поисков я все же сумел найти подходящего человека. Он согласился изготавливать эти фотографии на моих условиях, и я приступил к его обучению. Около недели я занимался только этим. Тогда я видел в этом выход из своей ситуации. В итоге мы перепортили много дорогостоящего материала, пару раз вывели из строя принтер и все перепачкали чернилами. Но через неделю обучения сотрудник умел сносно делать фотографии.
Самое ужасное то, что в тот момент я упустил время. Пока я его искал и обучал, пропустил не только новогодний сезон, но и 14 февраля. Заявки там надо было искать заранее, а я этого не учел.
В итоге, я оказался в ситуации, когда потратил деньги на обучение и упустил время. В момент, когда я начал искать заявки для этого сотрудника, продажи стали очень сложными. Плюс к этому я отдавал часть денег работнику, что снизило мою прибыль почти до нуля. Затраты на бензин и прочие накладные расходы я по-прежнему не считал. Да и брак материала был у него больше, чем у меня.
Закончилось тем, что этот сотрудник через две недели сказал мне, что нашел другую работу и ушел от меня… Тут я совсем впал в уныние… Обвинял его, себя, весь мир вокруг. Как это все несправедливо! Ведь я искал его, обучал, тратил время и силы, а он взял и ушел!
Сейчас я вижу, что сам совершил кучу ошибок. В первую очередь, сэкономил на сотруднике. Нашел того, который был просто «согласен». И, конечно, у него были ожидания по деньгам. А я не давал ему столько заявок, как обещал. Как только он увидел, что тут ловить нечего, сразу свалил. Что естественно.
Вторая ошибка была в том, что вместо поиска «продажников», которые уже умеют работать, я стал обучать сотрудника. Хотя в моей ситуации это явно оборачивалось лишними потерями времени и денег. Словом, время я тогда не ценил. Почему? Наверное, в этом было меньше стресса. Как бы то ни было, факт есть факт – я облажался и упустил время!
Второй опыт можно охарактеризовать как «удачно-неудачный». В теме реставрации ванн я стал придумывать другие способы поиска клиентов. Чего я только ни делал: пробовал звонить в холодную, искал более дешевые газеты, стал наконец-то размещать объявления на форумах и досках объявлений… Пробовал даже ходить по офисам и предлагать там свои услуги вместе с стереофотографиями. Фотографии не хотите? Нет? А может, вам ванну отреставрировать? Естественно, это не дало никаких результатов.
И все же, благодаря тому, что стал смотреть шире, я нашел новые возможности. Первый локальный успех был в том, что я придумал, как давать рекламу в газете
В ЧЕТЫРЕ РАЗА ДЕШЕВЛЕ.
Как мне это удалось? Я поговорил с теми газетами, где до этого размещал рекламу, и сказал, что их реклама мне больше не по карману. Фактически, прекратил давать рекламу в газеты. Вдруг через какое-то время мне перезвонила девушка, менеджер газеты «Соседи», и сделала предложение. Суть в том, что на следующий день планировался выпуск газеты, а у них не хватало двух рекламодателей. И она мне предложила разместиться в два раза дешевле. Я с ней договорился разместиться не только вдвое дешевле, но и с макетом вдвое большим.
Это незначительное событие серьезно изменило мою картину мира. Ведь я сумел разместить рекламу фактически вчетверо дешевле, чем до этого.
Этот ход дал свои плоды, я получил несколько хороших заявок. Тогда мы договорились с сотрудницей газеты, что она будет мне всегда звонить, и я готов заказывать рекламу в последний момент на этих же условиях.
Помимо этого, я обзвонил вообще все газеты, которые нашел в городе. И сделал им подобное предложение. На такие условия согласились три газеты. Всего три, но это был настоящий прорыв!
За те же деньги я стал получать значительно больше заявок. Это позволило мне пару недель даже подумать, что я «попал в успех». Правда, через некоторое время мне перестали звонить рекламщики. Рынок рекламы восстановился после новогодних праздников, и они стали стабильно набирать рекламодателей. Так что халява продлилась недолго. Тем не менее, благодаря этому случаю, я получил уверенность, что в таких ходах есть смысл. Можно даже с ограниченным бюджетом искать и выполнять заявки.
Второй удачный ход был вообще бесплатный.
Один из способов реставрации ванны – установка акрилового вкладыша. Это пластмассовая заготовка толщиной около одного сантиметра, которая по размерам точно такая же, как стандартная ванна, она точно повторяет контуры ванны. Иными словами – легкая пластмассовая копия ванны в натуральную величину.
Я взял этот акриловый вкладыш и с помощью веревки закрепил на крыше моего жигуля.
Представьте себе: «жигули» 6 модели темного болотного цвета с огромной ванной на крыше. Очень колоритное зрелище! Кроме того, в рекламной мастерской за 500 рублей я заказал пластиковую табличку размером А2 с надписью «Реставрация ванн».
После этого я поехал на ближайший рынок и запарковал машину прямо возле главного входа на рынок. Выставил эту табличку на видном месте и стал ждать. Благодаря огромному пешеходному трафику люди стали подходить и интересоваться. Я рассказывал все преимущества, какие есть способы реставрации и сколько это стоит.
Так я простоял около 20 минут. После этого случилось то, чего я не ожидал. Ко мне подошел охранник рынка. Он достаточно грубо поинтересовался, кто я такой и на каком основании тут продаю. В общем, тот разговор я не вывез и мне пришлось уехать. Сначала я уехал подальше от входа и встал на углу рынка. Но уже через 5 минут ко мне подошел тот же охранник и уже в более грубых и точных выражениях объяснил, что он обо мне думает и куда мне идти.
По итогу я не получил ни одного клиента, но понял, что такой способ привлекает внимание людей. Поэтому на следующий день я поехал на центральный рынок.
Там мне удалось простоять чуть дольше – около 40 минут. После этого история с охранником повторилась. Но я был искренне уверен, что никаких законов не нарушаю, поэтому я объехал рынок с другой стороны и продолжил. Естественно, охранник нашел меня и там. И хотя законов я действительно не нарушал, но в какой-то момент охранник явно был намерен меня бить. Ему не было дела до тонкостей закона и до моих аргументов. Ему вообще все было глубоко фиолетово. У него была цель, чтобы я уехал подальше, а он не получил по шапке от руководства, которое, кстати, меня и увидело в окно своего административного здания.
Когда охранник стал грубо меня толкать и явно намеревался мне проредить зубы, я решил, что пора уезжать. Суммарно эти покатушки продолжались около полутора часов. И главное – я сумел получить первый заказ таким способом.
В течение полутора недель я в два круга познакомился с охранниками всех новосибирских рынков. Я понял, что охранники меняются и даже примерно по какому графику они работают. Но уже через неделю они передавали по смене информацию обо мне, и меня уже ждали. Охранники очень меня невзлюбили… Четыре раза меня начинали бить. Разок даже неплохо мне наваляли.
Всего этим способом я сумел найти около 10 заявок. Способ оказался достаточно эффективным, но очень уж стрессовым. Поэтому через полторы-две недели я сдался и прекратил эти попытки.
Тем более что это мешало принимать заявки по телефону. Представьте, быдловатый охранник меня выталкивает с рынка, а в этот момент звонит телефон и клиент хочет заказать ванну. Не очень удобно в этой ситуации подробно объяснять преимущества такого способа обновить ванну.
В общем, с рынками я завязал, но я придумал еще один ход. Я просто закрепил эту ванну на крыше, рядом закрепил пластиковую табличку и добавил на нее свой телефон. И так ездил по городу. Когда я где-то оставлял машину, то ванна с телефоном оставалась на крыше. Звонки тоже шли, даже была пара заказов.
Закончилась эта история тем, что этот вкладыш у меня попросту украли. Пока я делал один из монтажей, кто-то срезал веревки и упер ванну вместе с табличкой.
Сейчас я думаю, зря я тогда сдался. Ведь этот способ был достаточно эффективный. Звонки пошли. И главное – это были «бесплатные» заявки. Но мне не хватило внутренней силы, чтобы тогда довести это дело до успеха. Что можно было сделать? Закрепить вкладыш велосипедной цепью, например. А еще можно было договориться с сотрудником (который у меня тогда был) и вторую такую же ванну закрепить на его машину. И, может быть, кого-то из друзей тоже в это вовлечь. Машина с ванной на крыше – это угарно! Ради фана, кто-то мог и согласиться.
Но тогда я не вынес стресса и бросил это дело. В итоге, я попал в очень жесткую ситуацию дикой нехватки денег.
В какой-то момент я начал экономить даже на бензине. Для этого я приезжал на площадь Маркса, оставлял машину, вешал на плечо сумку с инструментами (а также тяжеленным стакрилом, материалом для другого способа реставрации ванны – «наливного») и пешком ходил по всему левому берегу Новосибирска. Делал осмотры и выполнял работы. Например, мог пойти пешком с площади Маркса на Затулинский жилмассив (7,5 км) сделать осмотр, потом пешком же шел на Троллейный жилмассив (11 км) или Юго-Западный жилмассив (10 км), делал там один-два монтажа. Потом пешком возвращался на площадь Маркса, садился в машину и ехал домой. В Кудряши. Кудряши – это пригород Новосибирска. Конечно, если у клиента надо было устанавливать вкладыш, приходилось ехать на машине. Но однажды я даже пер по городу огромный вкладыш. По пути, кстати, я еще отвечал на звонки от клиентов. И все это зимой, причем достаточно холодной даже по сибирским меркам. В таком режиме я жил практически месяц. Это дико изматывало, и отчаяние временами накрывало меня с головой.
Мои выводы.
1. Сейчас я делаю вывод – наша картина мира быстро меняется тогда, когда мы попадаем в ситуацию безысходности. Есть такой принцип: если есть возможности «делать» или «не делать», то мы будем «не делать». Мы внутренне не готовы идти в стресс просто так. Для этого необходимы веские причины. В моем случае это была угроза полного провала. Фактически, если бы не эти ходы с ваннами, уже в середине февраля денег бы не было даже на еду.
2. Внутренняя сила – один из самых важных ресурсов. Сейчас я хорошо вижу, что если бы я тогда сумел довести идею «ванна на крыше машины» до логического конца, то я неизбежно получил бы результат. В определенный момент звонки тогда пошли не хуже, чем по газетной рекламе. Но в тот момент для этого мне не хватило СИЛЫ. Сейчас я часто вижу, как новички в бизнесе не могут пройти все эти «страшно», «неудобно», «непонятно», «тяжело» и т. п. На самом деле, внутренняя сила – это один из главных факторов, который отличает успешного предпринимателя от не успешного.
Хорошая новость в том, что внутренняя сила тренируется. Если систематически преодолевать все эти жизненные «сложности», то постепенно становятся доступны все новые и новые уровни, связанные с новым уровнем стресса.
Позже в этой книге будет написано про внутренние ресурсы. Один из самых необходимых внутренних ресурсов как раз такая сила. Без нее никакие инструменты не будут работать.
3. После описанных событий я несколько раз был в ситуациях, когда текущая ситуация уже невозможно плохая. И каждый раз, когда я проходил через эти вызовы, это заканчивалось новым уровнем в бизнесе. Сейчас я вижу, что есть и более «экологичные» способы поставить себя в ситуацию неизбежности. На самом деле их достаточно много. Если мы сами не будем создавать для себя такие ситуации «безысходности», то жизнь обладает неограниченными набором подобных ситуаций для нас. Иными словами, если мы сами не идем в стресс, то стресс неизбежно придет к нам. Конечно, в том случае, если есть запрос на развитие. Избежать таких ситуаций можно только тогда, когда ты постоянно делаешь что-то привычное и понятное.
История 7. Забрезжил успех. Свет в конце тоннеля
Коротко опишу ситуацию на момент максимального отчаяния.
– мы живем за городом в Кудряшах (пригород Новосибирска). Там было просто дешевле, т.к. мы снимали квартиру у знакомой;
– чтобы машина утром завелась, я каждую ночь по два-три раза спускаюсь вниз и грею машину;
– жене надо было ездить на работу, а в ту зиму автобусники устроили забастовку. И утром невозможно было уехать на транспорте. Еще и поэтому я не мог не греть машину ночью. По факту зарплата жены в 20 тысяч позволяла нам хоть как-то жить;
– машина постоянно ломалась, потому что я на ней еще и таксовал;
– работа есть, денег нет. Вкалываю без перерыва, но выхлоп просто мизерный. Количество запасенных денег уже давно около нуля;
– огромный уровень стресса как следствие множества неудач. Эмоциональный фон такой, что хочется повеситься.
Словом, я уже начал всерьез отчаиваться. Ведь ситуация была достаточно беспросветная.
В феврале я уже окончательно понял, что золотые горы, на которые я рассчитывал в начале бизнеса, так быстро мне на голову не свалятся. При этом осознавая, что кушать что-то надо. И тогда я уже стал подумывать о том, чтобы устроиться на работу. Когда я начну зарабатывать миллионы – непонятно, а то, что надо прямо сейчас есть и одеваться – это факт.
Единственное условие при поиске работы было такое, чтобы я смог совмещать с собственным бизнесом. Сдаваться окончательно я не собирался.
На сайте НГС. РАБОТА я стал читать вакансии. Все подряд. Через какое-то время мне бросилось в глаза то, что требуется много менеджеров продаж с фокусом на водосчетчики. Каждая третья вакансия для менеджеров по продажам была с поиском «менеджера по продажам водосчетчиков». Условия были такие: работа вечером, с 18 до 21. Работа полностью сдельная. Обещали от 15 000 до 25 000 рублей. Это меня полностью устраивало. Особенно то, что можно работать неполный день, по вечерам. Я договорился с одной из компаний и устроился к ним на работу.
Приехал на следующий день на работу. Работали мы так: собирались все менеджеры около 18:00. Обычно около 7—10 человек. Делили по карте дома, в которых мы будем работать.
Дальше процесс был очень простой.
Заходишь в подъезд и стучишься в каждую квартиру. Когда оттуда слышно «Кто там?», мы говорили заученную фразу:
«Здравствуйте, компания „такая-то“ по поводу водосчетчиков. Откройте пожалуйста». Часть людей открывали.
Почему открывали?
Во-первых, это была очень горячая тема. Тогда государство принимало множество законов на тему энергосбережения. И эта тема была на слуху.
Во-вторых, за пару дней до этого старший менеджер вешал на подъезд объявление, что такого-то числа с 18:00 до 21:00 в вашем доме будут делать обход менеджеры, консультировать по установке водосчетчиков. Тема была всем интересна. Благодаря этому люди достаточно хорошо открывали, и мы имели возможность рассказывать им про установку водосчетчиков. Стоимость монтажа составляла от 3500 до 4500 рублей. Наша задача была заинтересовать людей в услуге «установка водосчетчиков», рассказать про все условия, порядок, как «узаконить» и т. п. У тех, кто был готов установить, мы брали данные:
фамилия, имя, отчество;
телефон;
адрес (это мы знали, мы ж в квартиру звонили);
кое-какие технические данные.
Потом эти данные мы дома вводили в систему онлайн и утром другие менеджеры из офиса их обрабатывали. Я даже не знал где офис. За отработанную заявку нам платили 100 рублей.
В первый же день самостоятельной работы я думал, что попал в сказку. За три часа вечером в воскресенье я сумел собрать 26 заявок! Я до сих пор хорошо помню этот момент, потому что он просто взорвал мне мозг.
Только представьте: чтобы найти заявку в теме реставрации ванн, мне надо было давать рекламу за две-три тысячи рублей. За эти деньги я в течение недели получал около 10 звонков, из них два-три звонка заканчивались заявкой. В теме «стереофотографии» мне надо было целый день топать ногами по торговым центрам, чтобы получить несколько заявок. Общей стоимостью на полторы-две тысячи рублей.
Здесь же, я просто прошел по квартирам и получил всего за три часа 26 заявок! Это было волшебство какое-то! Получается, за какие-то три часа я собрал заявок примерно на сто тысяч!
Наверняка, если бы я до этого не прошел восемь месяцев настоящего тяжеляка, я бы не оценил этого подарка судьбы. Но тут мне прямо запахло деньгами! Я вцепился в эту тему мертвой хваткой.
Позже, изучая себя, я понял – тогда я поймал состояние, когда меня уже невозможно остановить. Это такое состояние… Знаете, «буду копытами землю рыть, но точно получу результат». Если я сейчас ощущаю у себя подобное состояние, то точно знаю – успех обеспечен!
Намного позже, когда я уже сумел сделать результаты во многих других бизнесах, а также в других сферах жизни, меня часто спрашивали: почему ты занялся именно сантехникой? Был ли у тебя опыт? Было ли у тебя понимание рынка и т.п.?
Отвечаю: абсолютно ничего не было! Не было даже уверенности, что я сумею сам эту тему поднять. Ведь там было множество препятствий. В первую очередь, эти водосчетчики надо было еще утверждать в горводоканале. Это крайне неповоротливая организация. Там еще было множество неизвестного. Кроме того, я понятия не имел, что такое сантехника. Для меня был темный лес, все эти трубы и фитинги. Что можно сделать, чего нельзя. Там множество нюансов.
Конец ознакомительного фрагмента.