Глава 3: Путеводные карты
Маяки не бегают по всему острову, выискивая, какую бы лодку спасти, они просто стоят и светят.
Итак, ваше знакомство с Джокером состоялось. Надеюсь, вам удалось узнать о себе нечто новое. И теперь, как бы ни назвали вы главного героя, кем бы он ни был – ему пора отправляться в путь.
Иначе – какой он герой? Тому, кто сидит на одном месте и никуда не желает двигаться, ни к чему карты – ни творческие, ни путевые.
В этой главе мы будем говорить о дорожных картах, картах-вешках, картах-указателях. На вашем пути возможны перекрестки, неожиданные изменения маршрута и развороты. А также – привалы, остановки, знаки и подсказки.
О них и поговорим.
Чеширская карта
Помните диалог Алисы и Чеширского Кота? И самый главный кошачий вопрос: а куда, собственно, ты хочешь попасть?
От ответа, от выбранного вами направления будут зависеть и указатели на пути, и знаки-подсказки.
Поэтому предлагаю включить в игру Чеширскую карту.
Заведите себе кота! Пусть он задает свой вопрос всякий раз, когда вы вытянете Чеширскую карту из колоды.
Возможно, вам больше по душе другой персонаж или образ. Главное, чтобы вопрос «куда я хочу попасть?» помогал вам вовремя вспомнить о том, куда вы идете, и не давал слишком отклоняться от курса.
Карта-вектор, карта-цель
Время подумать о ваших творческих целях. Чего вы хотите? В какие проекты готовы вкладывать свои силы и вдохновение? Пора обратиться к целям и выбрать наиболее яркие и манящие.
Карта-цель должна быть яркой, эмоционально заряженной, как и ваше желание. Ведь если вы не очень чего-то хотите, откуда возьмется энергия на достижение цели?
Вашей творческой целью может быть конкретный результат. Например, написанная книга. Как тогда будет выглядеть карта цели? Возможно, на ней вы изобразите книгу, на обложке которой написано ваше имя.
Целью может быть движение в выбранном направлении. Изучение языка, освоение живописи или развитие вокального дара.
Вытащив из колоды эту карту, вы мгновенно вспомните о своем желании и поймете, что пора уделить время его реализации. Возможно, у вас появится карта-глагол: Танцуй! Пиши! Рисуй!
Творческой целью могут стать ценности, которые важны для вас именно сейчас. Например, экология жизни: больше созидания, меньше мусора. Воспитание ребенка, развитие интуиции, забота о собственном здоровье – подумайте, каким ценностям вы готовы посвящать свое время.
Целью может стать и борьба. Возможно, вы отправляетесь в путь для борьбы с чем-то дурным – страхами, вредными привычками, несправедливостью.
О творческих страхах и препятствиях мы подробно поговорим в следующих главах.
А сейчас, какие бы цели и ценности вы ни выбрали, давайте договоримся – речь идет о том, что важно для вас здесь и теперь. Не через пару лет, не «когда-нибудь», а именно в этом году.
Если вы откладываете цель больше, чем на год, ей нет места в творческой колоде.
Когда цель станет для вас актуальной, вы нарисуете для нее новую карту.
Для создания карты-вектора ответьте себе на вопросы:
– Что для меня по-настоящему важно?
– Что я, действительно, хочу сделать в этом году?
Карта-вектор, как и Джокер, будет использоваться для творческих гаданий и раскладов, о которых вы узнаете в конце книги.
Поэтому выбирайте направления внимательно.
И карту делайте такую, чтобы глядя на цель, вам хотелось улыбнуться. Чтобы вам, действительно, она нравилась.
Векторных карт может быть несколько. Но не слишком много – чем задач меньше, тем легче вам будет сконцентрироваться на главном.
Пусть, для начала, в вашей колоде будет не больше трех карт-целей.
Ваша танцевальная студия. Серия фотографий на любимую тему. Ваша реализация, как художника или мастера.
Выразите свою цель в эмоционально заряженном рисунке.
Карты-подсказки
Путеводные карты – место для значимых, вдохновляющих вас цитат, которые поддержат и напомнят о выбранных целях, подскажут, как действовать дальше.
Для создания таких карт-подсказок можно пролистать любимые книги.
Иногда одна-единственная фраза, прочитанная в нужное время, может побудить вас к действию и дать точку опоры.
Одолевают сомнения? Беспечная формула Джулии Кэмерон: «Дорогое Мироздание, я позабочусь о количестве, а ты – о качестве» поможет вернуть рабочий настрой.
Никак не приступить к новому проекту? Поэт Иван Халявин (в миру психолог Владимир Леви) советует: «Шедевра сотворенья для, начни с чего попало, мля!»
Творческий упадок и потеря сил? Обращаясь к мудрости старых сказок, Кларисса Пинкола Эстес пишет:
«Потерять цель – значит потерять энергию. Если мы потеряли цель, самая большая ошибка – метаться, пытаясь найти ее снова. Сказка говорит нам: нужно сидеть и качаться. Покой, терпение и раскачивание способствуют обновлению идей».
Путеводные карты – это карты-советы.
Пожалуйста, не ищите их в притчах из интернета. Откройте и пролистайте любимые книги. Это занятие само по себе наполнит вас вдохновением.
Конечно, цитат можно собрать множество, но не гонитесь за количеством. Пусть для начала карт-подсказок будет не больше пяти.
И оставьте в колоде парочку пустых карт – для особо значимых и ценных цитат «на вырост».
Стоп-карта
Знаете, в чем главная беда творческих людей (и автор тут не исключение)?
В том, что закончив один проект, они тут же с головой окунаются в новый. И совершенно забывают отпраздновать завершение старого, присвоить себе достигнутое.
Словно какой-то бес гонит их дальше, принуждает вместо восклицательного знака «Ура! Я сделал это!» поставить запятую. И нестись, сломя голову, дальше: «ладно, я сделал это, и теперь пора немедленно приниматься вот за то».
Такая творческая неугомонность таит опасность.
Вам все время кажется, что лучшее – впереди, что самое главное не сделано, и на вопрос «чего я добился?» вы только разводите руками.
На самом деле, вы добились многого. Но, чтобы заметить это и осознать, нужно хоть на минуту остановиться.
Взять паузу, подвести промежуточные итоги, увидеть, сколь много вы сделали.
Не сравнивая себя с другими, отследить пройденный путь.
Вот для этого и пригодится стоп-карта, карта-вешка – знак пройденного пути.
Обязательно включите ее в свою творческую колоду, если у вас есть привычка бежать вперед, от проекта к проекту, без передышки.
Вытянув карту-вешку, стоит замедлиться, оглянуться и посмотреть, сколько всего вы уже сделали.
И, конечно, отпраздновать победу любым интересным для вас способом.
А еще – поблагодарить себя, друзей или мир. Или всех сразу!
Карта-пауза – об остановке, перезагрузке, необходимости сделать привал и подвести итоги.
Карта тишины
Снусмумрик вошел в лес, а перед ним лежали тысячи километров тишины.
Тишина – тот ресурс творческого человека, за которым не нужно идти далеко. Достаточно выключить музыку, телевизор, на время перестать читать новостные ленты в интернете.
Вы удивитесь, сколько свободного времени, сколько новых идей появится у вас, если вы включите в свою творческую практику хотя бы один «тихий» день в неделю.
День отказа от информационного шума. День без чтения и интернета. Всего один день.
День удивительных открытий и свидания со своим творческим началом.
Попробуйте!
Карта тишины напомнит вам о необходимости этой практики. Какой она будет?
У одной из участниц тренинга по творческим картам тишина воплотилась в конкретного персонажа. Для нее карта тишины – это карта Снусмумрика.
Именно в его образе сокрыта тишина. А так же созерцание, мудрость, восприимчивость.
Конец ознакомительного фрагмента.