Ваше дитя дивно сотворено
Откройте уникальный план Божий для вашего ребенка
Посвящается всем родителям, которые стремятся воспитывать своих детей в Господе
Часть 1
Замысел
Ибо Ты устроил внутренности мои, и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это.
Глава 1
Дивно сотворен
Сияет свет. Мерцают вспышки. Подготовлены лучшие ракурсы для фотосъемки. Составлен план интервью. Представители средств массовой информации сражаются за выгодные места. Наконец, в замершей тишине звезда выходит на сцену. Все в напряжении ожидают ее первого слова. И она говорит: «Бее-е!» Потом вздыхает и выдает еще раз: «Бее-е-е!»
Все крупные издания подхватывают новость. Изображение нашей звезды появляется на обложках таких престижных изданий, как «Time» и «Newsweek», датированных 10 марта 1997 года. В течение нескольких недель и месяцев статьи о ней появляются во многих журналах («Maclean’s», «Life», «Discover») и газетах. Вокруг нее бушуют споры, о ней говорят в новостях, ее обсуждают на телевизионных шоу. По мере распространения молвы о нашей звезде, ее известность воодушевляет фотографов, и они постоянно фотографируют ее на лоне природы, а также ученых, которые ведут отчаянную борьбу в попытках добиться интервью и получить заказ на исследования.
Кто же она? Наша знаменитость – овечка Долли К. И хотя она сама ничего не может о себе сказать, другие ни о чем, кроме нее, говорить не могут. Что же такого особенного в этой непритязательной, кудрявой особе? Буква «К» в ее имени обозначает «клон»: Долли – первое млекопитающее, клонированное из взрослой клетки.
Произошло следующее. Каждая клетка в живом организме содержит ядро, в котором находится полный набор хромосом (человека или, как в нашем случае, овцы). Ученые взяли оплодотворенную яйцеклетку беременной овцы и удалили ядро (вместе с ним и набор хромосом). Затем была взята еще одна взрослая клетка у другой овцы, из которой было извлечено ядро и перемещено в яйцеклетку. Клетка, содержащая в результате манипуляций совершенно иной набор хромосом, была имплантирована суррогатной матери – овце. Клетка развивалась как нормальный эмбрион, но, благодаря хромосомам нового ядра, зародыш вырос точным дубликатом той овцы, ядро клетки которой было пересажено. «Вуаля!» Так появилась наша Долли К.!
Факт существования Долли привел в неистовство средства массовой информации. Истерия захлестнула церкви, школы и семьи: люди обсуждали этот феномен, не в силах остановиться. На самом деле всех будоражил следующий вопрос: означает ли успешное клонирование Долли, что можно клонировать людей? Можем ли мы создать пятьдесят Арнольдов Шварцнеггеров или сто принцесс Диан, или какое угодно количество клонов любого человека? Если да, то как быть с жизнетворящей ипостасью Бога как Создателя? Оставляет ли клонирование место для веры в участие Бога в создании каждой человеческой жизни?
Возможно ли клонирование людей? По крайней мере, один ученый-физик из Чикаго, Ричард Г. Сид, уверен в этом. Он считает, что вопрос о том, быть или не быть клонированию, упирается только в научные разработки и финансирование. Если клонирование возможно, то мы должны к нему прибегать и использовать технологии по клонированию для улучшения качества жизни. Сид хочет организовать клиник у, в которой клонировали бы младенцев для бездетных пар, даря, таким образом, радость продления собственного (в очень конкретном смысле этого слова) рода.
Когда Ричард Сид объявил о своих намерениях, всколыхнулась очередная волна истерии. Появилось огромное количество статей о различных возможностях, которые открывает эта технология: от положительных (таких, как доступность здорового костного мозга для больных раком крови) до ужасных (клонирование безголовых младенцев как источника органов для трансплантации).
От средств массовой информации эйфория перекинулась на политиков. Президент Клинтон создал комиссию, которая рекомендовала наложить запрет на клонирование людей, по меньшей мере, на пять лет. Запрет был наложен и на финансирование клонирования людей. В настоящий момент девятнадцать европейских стран объединились в соглашении о запрещении клонирования людей.
Ричард Сид не лишился оптимизма. Он просто планирует переместить свои операции в Мексику или куда-нибудь еще. Без сомнения, существуют и другие ученые, которые разделяют взгляды Сида и убеждены, что кто-нибудь когда-нибудь разработает эту технологию. В таком случае, почему бы и им не поработать над этим?
Если результатом клонирования может стать цельное живое человеческое существо, то значит ли это, что мы являемся продуктом нашего генетического строения? Или мы – комбинация наших генов и окружения? Для получения ответа ученые провели исследование идентичных близнецов.
К вопросу о близнецах
Идентичные близнецы происходят из одной яйцеклетки и одного ядра. У них совершенно одинаковый набор ДНК и, соответственно, одинаковый генетический код. Таким образом, если человек является простым результатом своего генетического строения, близнецы должны быть одинаковы во всех отношениях, даже если они были разделены при рождении. Какое-то время ученые считали, что нашли доказательства этому положению.
Например, одна из самых известных пар идентичных близнецов – Джим и Джим, которые были разделены спустя пять недель после рождения и выросли приблизительно в восьмидесяти милях друг от друга в разных семьях – у Спрингеров и у Льюисов. Вот как проявилось их сходство:
• Оба были темноволосы, ростом шесть футов и весом сто восемьдесят фунтов.
• Оба двигались одинаково, пользовались одинаковыми жестами.
• У обоих в детстве была собака по имени Той.
• Оба были дважды женаты: сначала на женщинах по имени Линда, а потом на женщинах по имени Бетти.
• Джим Спрингер назвал своего первенца Джеймс Аллен.
• Джим Льюис назвал своего первенца Джеймс Алан.
• Обоим была сделана одна и та же медицинская операция.
• Оба работали на полставки в сфере исполнения закона.
• Оба ненавидели бейсбол и любили гонки на спортивных автомобилях.
• Оба курили «Салем», пили легкое пиво «Миллер» и ездили на «Шевроле».
• Оба проводили свой отпуск на одном и том же отрезке побережья Флориды.
• Оба страдали от мигреней и имели высокое кровяное давление.
• Оба имели привычку грызть ногти.
• У них были одинаковые ритмы сердца, волновые характеристики головного мозга и уровень интеллекта.
Результаты их личностного тестирования были так близки, будто тест писал один и тот же человек.
Часто упоминается и другая пара идентичных близнецов, которые были разлучены в раннем возрасте и жили вдали друг от друга. Они походили друг на друга не только физически (ростом, весом, цветом волос, чертами лица), но разделяли и некоторые личные привычки, болезни, уровень интеллекта и вкусы в еде. У них был одинаковый любимый цвет и стиль одежды. Это обнаружилось после того, как они воссоединились, став взрослыми.
Потрясающее сходство! Но что это доказывает? У меня (Рика Осборна) и моей жены есть братья, оба они носят имя Рассел. Они оба – первенцы в своих семьях, оба родились в один месяц одного года на расстоянии многих миль друг от друга. Они похожи во многом: оба вели бурную жизнь в подростковом возрасте, оба испытали сложности во взаимоотношениях с окружающими и в возрасте около тридцати лет женились на разведенных женщинах. Оба ходили в одну и ту же школу в старших классах, где преуспели в рисовании, оба имеют склонность к механике. Оба получили профессиональное обучение.
Старшие дети обоих Расселов – дочери по имени Эшли. Я в шутку сказал своему шурину Расселу, что если он соберется заводить второго ребенка, то это должен быть сын, и его следует назвать Эли для полного сходства с моим братом Расселом. При этих словах он перестал смеяться и сказал, что буквально несколько дней назад он говорил своей жене, что если бы у них родился сын, он назвал бы его Эли. Поразительное сходство, но это чистое совпадение, поскольку его нельзя отнести на счет общего генетического кода!
Конечно, случай Джима и Джима является потрясающим, но все-таки исключением.
Проведенные исследования сходства идентичных близнецов показали куда более скромные результаты. В одной недавно изданной книге[1] утверждается, что в 90 процентах случаев идентичные близнецы схожи в своих физиологических характеристиках: цвете глаз и волос, линии роста волос, группе крови, положении зубов и количестве бороздок на кончиках пальцев.
Однако сходство начинает уменьшаться по мере того, как мы рассматриваем факторы, не имеющие отношения к физическому строению. Например: ход мышления, чувства и реакции. Даже физические характеристики, такие, как рост, вес и строение кожи, не настолько близки, как можно было бы ожидать. Если рассмотреть мимику и восприимчивость близнецов к диабету, язвам, раку груди и стрессу, сходства еще меньше. Как мы видим, даже идентичные близнецы обладают определенной индивидуальностью.
Но если эти близнецы генетически идентичны, что же делает их разными? Совершенно ясно: генетическое строение не определяет всего! Встает вопрос: что из того, чем мы являемся, определяется нашим генетическим кодом, который мы наследуем от наших родителей, а что формируется в результате накопленного жизненного опыта и воспитания? Споры о том, что же оказывает больше влияния на конечный результат, часто приводят нас к вопросу о «природе» и «воспитании». Что же важнее: наше генетическое наследие (природа) или воздействие окружающей среды (воспитание)?
В этом вопросе есть две крайние позиции. С одной стороны, если формирование меня как личности определяется набором моих генов (природа), то мой жизненный опыт и воспитание совершенно не имеют никакого значения. Но, с другой стороны, если мое окружение играет большую роль, чем мое генетическое строение, то воспитание сразу приобретает решающее значение для формирования личности. Тогда родившийся ребенок подобен «чистой доске», ожидающей, чтобы родители и жизненный опыт заполнили эту пустоту и определили, каким же человеком он станет. Это означает буквально, что родители или общество могут вылепить из детей все, что угодно.
Проблема заключается в том, что ни одна из этих теорий не соответствует действительности. В ответе на вопрос, чем определяется личность, не может быть категорических, взаимоисключающих формулировок. На самом деле важны и природа, и воспитание. Но нам необходимо сделать следующий шаг. Идентичные близнецы, выращенные в одной семье и окруженные одной средой, все-таки во многом отличаются друг от друга. Каждый член пары идентичных близнецов является уникальной индивидуальностью, совершенно независимой от другого. Что же делает их разными? Похоже, существует третий фактор, участвующий в формировании каждого из нас.
Бог и генетический код
Современное общество отвело взор от Бога-Творца и пытается свести факт нашего существования и нашу природу до химического уравнения и предсказуемого процесса. Но именно Бог изначально заложил систему генетического кода. Он изобрел ДНК и саму генетику, когда создавал Адама и Еву. Сотворив первых людей, Он фактически создал генетический код для всего человечества.
Только подумайте: ваше генетическое строение является комбинацией генетического строения ваших родителей, а их строение – комбинацией строения их родителей и так далее, вглубь веков. Генетическую комбинацию ваших прародителей с обеих сторон должны были составлять те гены, которые оказались у вас.
Вся информация была заключена в генетических комбинациях Адама и Евы. В Послании к Евреям содержится намек на это: И, так сказать, сам Левий, принимающий десятины, в лице Авраама дал десятину: ибо он был еще в чреслах отца, когда Мелхиседек встретил его (Евр. 7:9,10).
Адам и Ева были своеобразной первой клеткой в теле человеческой расы. Подобным же образом одна клетка нашего тела содержит весь набор генов для всех частей тела, что и делает клонирование осуществимым. Адам и Ева содержали в себе все необходимое для всевозможных комбинаций всех рас: внешний вид, типы, цвет кожи и волос, формы, размеры и бесконечное разнообразие комбинаций генов. Бог создал все это в первой клетке, в первом человеческом генетическом коде. Все, что определяется генами, было задумано, организовано и обеспечено Богом.
В действительности это значит, что, относительно генетического кода, каждый из нас был предугадан и «предопределен» Богом в тот момент, когда Он создавал все человечество в Адаме, который содержал в себе живой генетический код и всевозможные его комбинации для всего человечества. Просто немыслимое количество возможных комбинаций!
Во-первых, каждый человек вырабатывает множество яйцеклеток и сперматозоидов. Человек обладает способностью генерировать 103000 яйцеклеток или сперматозоидов, обладающих уникальным набором генов. Если мы представим, сколько яйцеклеток может создать каждая женщина и сколько сперматозоидов каждый мужчина, то факт существования кого-либо с генетической комбинацией, подобной нашей, становится маловероятным[2].
И, во-вторых, каждый человек может вступить в союз с любым из миллионов людей, с его или ее собственными комбинациями генов в яйцеклетках или сперматозоидах. Очевидно, что многие из возможных комбинаций не были и не смогут быть реализованы. Похоже, что, хотя наше потенциальное генетическое существование было уже известно в момент сотворения Адама и Евы, Господь не создал одновременно с ними и всех людей. Он только сотворил генетическую возможность существования человечества.
Составление генетического кода – это не единственное, в чем принимал участие Бог. Генетический код – всего лишь основание, фундамент физической составной человека. Для завершения этой генетической комбинации и сотворения человека необходима еще одна составная – от Бога. Библия показывает, что Бог берет физический код человека и соединяет с уникальным духом. И все это происходит в момент зачатия.
Иов сказал Богу: Твои руки трудились надо мною, и образовали всего меня кругом… Вспомни, что Ты, как глину, обделал меня… Кожею и плотию одел меня, костями и жилами скрепил меня… (Иов. 10:8-11)
И Иеремия подтверждает, что Бог участвует в формировании людей в материнском чреве: Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя (Иер. 1:5).
Бог не только участвовал в сотворении генетического кода, Он создавал каждое отдельное человеческое существо. Господь сотворил Адама из праха земного. Уже в тот момент Адам обладал полным генетическим кодом. Однако он не был живым до тех пор, пока Бог не вдохнул в него жизнь (см.: Быт. 2:7). Бог лично вложил жизнь в Адама и по-прежнему лично участвует в формировании каждого человека во чреве матери, чтобы даровать ему жизнь.
Ибо Ты устроил внутренности мои, и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это. Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои (Пс. 138:13–16. Выделено нами. – Л. Б., Р. О.).
Давид говорит о cвоем «внутреннем человеке» – о личности, мыслях, чувствах, моральных устоях, иными словами, о своем духе. Он также говорит о своих «костях», или физическом существе. Давид старается донести до нас, что, когда он находился еще в материнской утробе, Бог соткал его физически, вложил его генетический код и все, что он определяет, а также его дух – ту часть, которая делает его уникальной личностью.
Таким образом, еще в материнском чреве Господь соединяет жизнь и дух человека с его генетическим кодом, делая его единым целым. Создавая человека, Бог отдает ему часть Своего сердца. Он не пропускает никого.
Бог, Небесный Отец
Чаще всего, когда рождается ребенок, его встречают счастливые и благодарные родители. Но к радости материнства и отцовства примешивается чувство неуверенности. Сможем ли мы дать своим детям самое лучшее? Дети – наиважнейшая часть нашей жизни. Но мы можем возрадоваться и вздохнуть с облегчением: рождающиеся дети принадлежат не только нам. Это дети Бога, и Он находится рядом с ними, помогая им и окружая их любовью. Наши дети – это не только результат нашего союза, они являются прекрасным сочетанием союза любви родителей друг к другу и их любви к Господу, их Небесному Отцу.
Бог заранее создал вас и каждого из ваших детей. Он не был удивлен фактом зачатия вашего ребенка. Его появление не смешало планы Господа. К генетической комбинации, созданной вами и вашей половиной, Бог добавил уникальный дух, созданный по Его усмотрению. Этот дух полностью соответствует вашему генетическому набору, поэтому ваш ребенок был создан для того, чтобы занять свое место именно в вашей семье, в том времени и в том окружении, где он родился. С тем добавленным Богом духом пришли и все детали, необходимые для построения последующей жизни этого ребенка и определения его роли в Божьем плане. Каждому человеку при рождении дается жизнь, таланты, личностные качества – все то, что составляет индивидуальность.
Вот он фактор, делающий нас всех уникальными. Природные данные (генетика) и среда (воспитание) ни сами по себе, ни в какой угодно комбинации одни не могут объяснить происходящего, поскольку человек – духовное существо.
Именно наш уникальный дух, дарованный Богом, абсолютно точно соответствующий нашим физическим данным, и делает нас теми, кто мы есть. Ученые не в состоянии ни измерить дух, ни провести с ним эксперимент, и поэтому все их вопросы так и остаются без ответов.
Слишком занятой отец?
Кто-то может возразить: «Это все замечательно! То, что Бог соткал Давида в утробе его матери – просто здорово. В данном отрывке Давид, как и Иеремия, и Иов, говорит о себе. Но я же не Давид. И мои дети – тоже. Как мы можем быть уверены в том, что эти строки относятся и к каждому из нас?»
Давайте примем без обсуждения то, что Бог любит нас. Библия очень ясно говорит нам об этом. Однако многие из нас не чувствуют, что Бог лично создавал каждого из наших детей. Вернее, мы принимаем как постулат, что Он творит всякую жизнь, но склонны считать, что Он делает это не персонифицированно, а как-то обобщенно. Например, мы представляем себе, как Он говорит: «Так, а сейчас дух номер 4385 пойдет у нас в генетическую комбинацию номер 4 859 132».
И только время от времени Господь вмешивается в процесс лично, чтобы дать нам Моисея или Давида, Иеремию или Иоанна Крестителя. А как же мы – маленькие, обыкновенные, ничем не выдающиеся люди? Неужели Он действительно лично участвует в жизни и рождении наших детей? Или наш Бог – занятой Отец, Которого нельзя беспокоить по поводу глубоких личных взаимоотношений с Его детьми?
На этот вопрос можно ответить по-разному. Во-первых, известно, что мы имеем право применять содержание псалмов к себе лично. Примеры этому мы видим в том, как использовали их Павел и другие в свое время и со своим народом. Бог также дал нам Библию как историческое жизнеописание. Его Дух, Который и вдохновил людей на все духовное Писание, по-прежнему вдыхает в него жизнь, когда мы применяем Писание в своей жизни. Поэтому Псалом 138 относится не только к Давиду. Мы можем взять то, что говорит Давид, и приложить к собственной ситуации. Бог вдохновил Давида написать эти стихи, следовательно, они применимы и для нас, независимо от времени и места. Они – истина для нас и наших детей точно так же, как были истиной для Давида, когда он записывал их.
Второй ответ исходит из нашего знания неисчерпаемости Божьей любви к нам и Его способностей. Его потрясающая неизмеримость, описанная в христианских доктринах как вездесущность, всезнание и всемогущество, говорит нам, что Он, без сомнения, способен принимать личное участие в зачатии каждого ребенка. В Библии мы находим множество примеров тому, как сильно желание Господа установить взаимоотношения с каждым человеком индивидуально. Божьей любви хватит на нас вместе взятых и на каждого в отдельности.
Иисус сказал: Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц (Мф. 10:29–31).
Божье знание о нас простирается до такой малозначительной детали, как количество волос на наших головах! Насколько же более важно сотворение нашей сущности и участие Бога в каждой детали нашей жизни! Он знает все: прошлое, настоящее и будущее. Он знает о том, что происходит здесь и сейчас, в каждом уголке мира, в момент написания этой книги и в момент ее прочтения. Он знает, когда вы будете читать ее. Он знает, что происходит в вашей комнате, пока вы сидите перед раскрытой книгой. Он знает, о чем вы думаете и что чувствуете. Он знает о ваших вопросах, сомнениях и убеждениях.
В то же время Он обладает таким же знанием о каждом существующем человеке. В Его руках – не только все знание, но и вся сила. Он мог бы прямо сейчас обратиться индивидуально к каждому из нас. Он работает в жизни каждого человека одновременно. И в настоящий момент Он трудится над жизнью ваших детей.
Если Он действительно настолько велик и необъятен (что так и есть на самом деле), и если Его любовь не поддается нашему пониманию (что также несомненно), и если Им движет только любовь (что бесспорно), и если Он создал нас для особых взаимоотношений с Ним, призывает нас к ним и любит нас настолько, что послал Своего Сына умереть за нас, и Сын действительно сделал это, то почему же мы думаем, что Он не участвует в нашем сотворении и не имеет уникального плана для каждого из нас, включая наших детей? Нет ничего, что может помешать Ему в этом.
Господь способен творить, вплоть до мельчайших деталей, при зачатии (в утробе), что и происходит с каждым младенцем сейчас по всему миру, как говорится в Псалме 138. Он может все, ибо Он всемогущ. И то, что мы знаем о Нем, о Его любви и характере, не оставляет сомнений: Он не только способен на это, но и желает это сделать.
Мы начали главу с овечки Долли К. и той истерии противоречивых мнений, которые с ней были связаны. Причина важности этого события заключается в следующем: если нас можно воспроизводить клонированием, то это означает, что наше существование – всего лишь результат безличностной генетической комбинации.
В первую очередь, давайте недвусмысленно обозначим: мы не поддерживаем клонирования. В современном мире существует тенденция считать, что если что-либо возможно, то это непременно следует делать. Если сделаем не мы, то кто-нибудь другой. Однако у Божьего терпения свои границы. Сотворение человека – это прерогатива Бога.
Да, мы тоже принимаем участие в зарождении новой жизни, но сама идея, что мы можем создать человека без участия Бога или можем его создать не так, как создавал нас Господь, – это игра с тем, что игрушкой не является. Дети, рожденные нами, не только наши – они принадлежат и Богу.
Теперь, когда все встало на свои места, рассмотрим возможные последствия эксперимента с клонированием. Первая вероятность – Бог не примет участия в сотворении уникального духа для продублированного ДНК, и, таким образом, рождения жизни не произойдет. Вторая – ради новой жизни самой по себе Господь вмешается и даст живого духа для скопированного ДНК, как Он дает жизнь близнецам.
Третья вероятность (в действительности вероятностью не являющаяся) – человек, без участия Бога, сможет продублировать не только генетический код, но и дух личности, чтобы создать абсолютного двойника индивидуального человека. Но это невозможно, потому что Бог лично участвует в сотворении каждого из нас, и наука не может продублировать или заменить Его участия.
Ваши дети были сотворены чудесным образом и с любовью Им Самим. Он любит их, Он отдал им особое место в Своем сердце, Он приготовил потрясающий план для их жизни.
1. Ваше дитя имеет набор генов, основанный на комбинации ваших генов и генов вашей половины. Как вы думаете, какие черты характера вашего ребенка были переняты у вас, а какие у вашей супруги (супруга)?
2. Некоторые черты характера вашего ребенка, унаследованные генетически, оказывают то или иное влияние на ваше отношение к нему. Как вы думаете, почему так происходит? Могут ли эти черты характера заслонить собой самого ребенка и вызвать неосознанную реакцию у вас или у вашей половины?
3. Существует мнение, что не следует судить о людях по их генетической комбинации, то есть по их внешнему виду. Как тогда оценивать такие качества, как привлекательность, трудоспособность и восприимчивость, которые привязаны к генетическим факторам и не могут быть изменены?
4. Почему нельзя воспроизвести дубликат ребенка даже с помощью клонирования? Какие качества вашего ребенка невозможно сымитировать или продублировать?
5. Перечитайте Псалом 138 – великолепное описание Божьего процесса сотворения и Его личной заботы о нас. Верните Богу этот псалом в молитве и, читая его строки, подумайте об уникальности вашего ребенка.
6. С точки зрения этики, генетические характеристики не должны влиять на восприятие индивидуальности человека. На самом же деле, некоторые внешние черты определяют реакцию окружающих на человека. Почему так происходит? Как помочь детям справиться с позитивной и негативной реакцией окружающих на их генетически определенные черты характера?
7. Вспомните три абсолютно уникальные черты вашего ребенка. Как эти черты сочетаются с мнением, что мы, люди, очень похожи друг на друга? Объясните вашему ребенку, что его (или ее) индивидуальность является не результатом случайных совпадений, а частью предначертанного Богом плана.
Глава 2
Радуйтесь уникальности ребенка
Каждый, у кого в семье больше одного ребенка, согласится с тем, что одинаковых детей не существует. Философский словарь дает следующее определение: «Личность – это динамичная, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности». Личность наших детей – это то, кем они являются. Это одновременно их способ выражения себя и восприятие их другими людьми.
Если мы попытаемся рассмотреть, чем люди схожи между собой, то увидим, что существует несколько типов личности, то есть групп людей, обладающих общим набором сходных черт характера. (Мы поговорим об этом более подробно в следующей главе.) Однако опустив общие сходные черты, мы поймем, что каждый ребенок является уникальной личностью и его индивидуальность неповторима. Как будто каждый раз после сотворения очередного человека Создатель ломал «форму», использованную для «отливки». Человека, подобного вам, не существует и никогда не существовало ранее.
Представьте членов своей семьи: детей, родственников супруга или супруги, кузин и кузенов, племянников и племянниц, дядюшек и тетушек, бабушек и дедушек, всех людей, которых мы встречаем на работе и в церкви. Вы не сможете вспомнить двух человек, которые были бы идентичны. Мы все воспринимаем и проживаем жизнь по-разному. У нас разное чувство юмора, мы по-разному понимаем чувство долга, по-разному отдыхаем. Мы видим разные сны, по-разному выражаем себя, реагируем и говорим по-разному.
Например, ребенок во время игры случайно разбивает вазу. Как он себя поведет? Если этому ребенку родители привили мысль о необходимости говорить правду (поговорим об этом подробнее в главе 4, в разделе о характере), то он, как человек честный, обо всем им расскажет. Вот только способ признания, который он выберет, будет совершенно уникальным, выражающим его индивидуальность.
Некоторые дети ведут переговоры едва слышным голосом, наклонив голову, не решаясь поднять глаза и ковыряя пол носком ботинка. Другие вскидывают подбородок и смотрят родителям прямо в глаза. А есть и такие, которые закатывают такой рев, что требуется не меньше пятнадцати минут, чтобы выяснить, что же случилось, и чтобы сквозь слезы и всхлипывания они начали свой скорбный рассказ. Глаза, лица, то, что выделывают их руки и ноги, – все выдает вопиющую уникальность каждого ребенка.
Кто-то для начала приготовит папочке и мамочке чашечку кофе. Кто-то перейдет прямо к сути: «Мама, я не должен был играть с твоей вазой, но не послушался. Мне очень жаль. Я получил хороший урок. Прости меня, пожалуйста. Я знаю, ты простишь, так что ничего страшного. Все. До свиданья». Такой ребенок просто признает свершившийся факт, касается самой сути и закрывает обсуждение. Другой будет страдать от угрызений совести, делясь своими переживаниями о разбитой вазе. Но каждый из них будет делать это по-своему.
То, чем Создатель наполнил наших детей, – абсолютно индивидуально. И то, как каждый из них выражает свою уникальность, – это тоже часть их индивидуальности. Каждый из них отличается от любого другого своей манерой говорить (это голос, движение бровей или мимика), значением, которое они придают различным вещам, манерой двигаться, образом мышления, своими слабостями и силой, предпочтениями (что нравится и что не нравится).
Дети различаются и в том, что они считают смешным, что их трогает и привлекает, и в том, о чем они любят размышлять и о чем избегают думать. Мотивы их поступков, их язык жестов – все является частью их личности. Все это говорит, а иногда кричит миру: вот кто я такой! Индивидуальность окружает каждую частичку их существа с ее особенностями и слабостями и является способом взаимодействия с окружающим миром и тем, как этот мир их воспринимает.
Личность ваших детей уникальна, но не статична. Она растет и формируется в течение их жизни, по мере того как они становятся старше и взрослеют. Этот рост продолжается, пока дети сталкиваются с различными обстоятельствами, пользуются открывающимися возможностями, натыкаются на закрытые двери, взаимодействуют с миром и окружающими их людьми и формируют свое отношение к жизни. Сам рост происходит у каждого по-разному, каждый находит новые способы самовыражения. Они учатся лучшим, более мягким и эффективным методам взаимодействия с окружающими. Все это является одновременно и составной частью, и выражением их личности.
Если Бог никогда не повторяется в узоре снежинок, если может дать каждому из нас уникальные отпечатки пальцев, то, очевидно, Ему совершенно не сложно сделать любого из когда-либо существовавших в истории человечества людей неповторимым. Господь радуется уникальности каждого человека. Он так задумал.
Мы, родители, можем также наслаждаться неповторимостью наших детей. Даже в сложных ситуациях, наблюдая за ними, мы замечаем, насколько они не похожи на остальных, и эта неповторимость – прекрасный, неожиданный и удивительный дар.
Наслаждайтесь индивидуальностью своих детей
Нам, родителям, необходимо научиться наслаждаться неповторимостью наших детей. Это легко, когда они милы и говорят что-нибудь неожиданное и умное или ведут себя выше всяких похвал.
Но так бывает не всегда. Мы легко теряем терпение, когда ребенок шумлив, чересчур общителен и постоянно требует вашего внимания. Как хочется в такие моменты сказать: «Ну почему ты не можешь быть таким, как твоя сестра? Вот, смотри: она сидит тихонечко, читает книжку!» Или мы бываем расстроены замкнутостью своего ребенка-тихони, думая: «Почему же ты не такой общительный, как твой брат? Он всегда играет на улице с соседскими детьми». Но они не такие, как их братья и сестры. Они сами по себе. Нам следует помнить это, и радоваться своеобразию их индивидуальности.
Разные родители переносят это по-разному, потому что сами родители тоже уникальны как личности! Некоторые из них предпочитают быть хозяевами ситуации, все планируя и четко следуя выполнению плана. Таким родителям сложно радоваться уникальности своего ребенка, если она выражается в спонтанных, неорганизованных и часто неожиданных действиях. Другим родителям, которые привыкли жить под влиянием момента, трудно понять стремление их ребенка избежать неопределенности и желание знать заранее о происходящем. У Бога потрясающее чувство юмора, которое выражается в том, как Он подбирает родителей для Своих детей! Родители хотят, чтобы выросли их дети, а Господь желает, чтобы родители росли наравне с детьми.
Родителям необходимо быть осторожными и не пытаться изменить своих детей по образу «идеального ребенка». Ни в коем случае не прививайте им представление о том, что этот тип личности хорош и приемлем, а тот – нет. Мой (Лэрри Баркета) сын Тодд является классическим примером к сказанному. С самого рождения он был ни на кого не похож. Он вгонял нас в краску. Я мог бы рассказать вам о нем массу занимательных историй.
Мы бились с ним долгие годы, пытаясь изменить его, сделать таким, каким, по нашему мнению, должен быть мальчик-христианин: вежливым, воспитанным и аккуратным. Но наши представления о «вежливом, воспитанном и аккуратном» Тодде шли совершенно вразрез с его собственными представлениями о себе. Дело было не в том, что Тодд не был вежливым или аккуратным, – просто он понимал и выражал это абсолютно уникальным образом. Он был несдержан в церкви, носил длинные волосы и так далее. Другие наши дети выбрали более приемлемые способы самовыражения. Постепенно мы научились принимать Тодда таким, какой он есть, и получать от этого удовольствие. Родители могут нанести непоправимый вред своим детям, пытаясь втиснуть их в те рамки, которые удобны им самим.
Очень важно также помочь детям воспринимать индивидуальность своих братьев, сестер и друзей. Мы можем научить их ценить индивидуальность, объяснить им, что существуют черты, которые делают людей теми, кем они являются. Каждый человек обладает природными способностями в той или иной области, что, однако, не делает его хуже или лучше остальных. Прививая детям понимание этой истины, мы научим их ценить все разнообразие Божьего творения. Каждый человек – уникальный и прекрасный дар для человечества!
Воспитание личности
Личность прекрасна. И нам следует не подавлять личность нашего ребенка или пытаться заключить его в чуждые ему рамки, а учить его самовыражению.
Особенности личности ни в коей мере не должны служить оправданием плохому характеру. Ребенок, отказывающийся вести себя подобающим образом, скорее проявляет дефекты характера, нежели выражает свою уникальную индивидуальность. Например, у ребенка с сильным характером нет никаких оправданий для непослушания. Не стоит говорить: «Да, мой сын не слушается, но это только потому, что у него есть задатки лидера. Придет день, когда он станет им, и Господь будет широко использовать его!» Или так: «У моей дочери потрясающее воображение! Неудивительно, что она иногда приукрашивает неприглядную действительность!» Или: «У моих близнецов неистребимая любовь к рисованию. Вот почему невозможно запретить им расписывать стены, хотя я миллион раз пыталась сделать это!» У дурного характера нет других сторон, это всего лишь дурной характер.
Мы должны четко представлять себе и объяснять своим детям, что характер (см. в главе 4) – это подобие Богу. Это то, что не меняется в зависимости от типа личности. Наша личность только помогает выразить это подобие Богу своим, особенным образом. Личность никогда не была оправданием греху.
Нам необходимо научить своих детей правильным способам самовыражения. Если наши дети – лидеры, то нам, возможно, следует затратить дополнительное время и объяснить им, что такое настоящее лидерство. Мы должны показать им, как необходимы для хорошего руководителя послушание и умение работать в единстве с другими. Нам следует объяснить им, что результатом проявления таких качеств лидера, как «сердце слуги» и забота о благосостоянии и идеях другого человека, будет желание людей следовать за ним.
Особенности личности – не оправдание для плохих манер. Например, мы не имеем права говорить: «Я такой, какой есть. У меня не хватает терпения, поэтому я кричу на людей». Плоды Духа являются основанием для позитивного выражения личности. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона (Гал. 5:22,23). Независимо от типа личности, плоды Духа должны проявляться в нашей жизни.
Дети должны быть научены в плодах Духа, с Божьей помощью. Вместе с этим необходимо проводить обучение хорошим манерам и общим правилам поведения (которые, к сожалению, становятся всеми избегаемыми правилами).
Если ваша дочь очень разговорчива и норовит всех перебивать, вы не можете отделаться отговоркой: «Она просто очень общительна!» Вы обязаны научить ее думать о других и выслушивать чужое мнение. Ваши дети должны быть воспитанными, обходительными, добрыми, заботливыми, любящими, мягкими и так далее.
Поговорим отдельно о личном пространстве. Разные типы личности обладают различными потребностями в личном пространстве, которое необходимо для их внутреннего комфорта. Например, некоторые люди во время разговора придвигаются почти вплотную к собеседнику, а некоторые предпочитают соблюдать определенную дистанцию. Иногда кто-то старается прикоснуться к руке или плечу того, с кем разговаривает, в то время как собеседник чувствует себя от этого неловко. Наши дети должны научиться уважать границы другого человека.
Наравне со всем остальным, мы должны привить своим детям понятие о собственности и научить их уважать собственность других. Например, иногда люди, оказавшись в чужом доме, свободно разгуливают по нему, берут в руки и рассматривают все, что видят, или не считают зазорным читать через плечо то, что другой печатает или пишет. Такое поведение, по сути, является вторжением в область частной собственности и может создать дискомфорт другому человеку.
Я не имею права ради самовыражения накричать на того, кто попадется мне под руку, взбудоражить человека, вторгаясь в его личное пространство, довести его до полной растерянности, граничащей с ужасом, а потом просто сказать: «Вот такой я человек! На самом деле я очень дружелюбен. А что это вы так забеспокоились?»
Ни в коем случае нельзя так делать. Мы должны учить себя сдерживаться, если замечаем, что кому-то не нравится наше поведение. На нас лежит ответственность за служение и любовь к другим людям. Поэтому, если кто-нибудь найдет наше поведение неприемлемым, мы не имеем права отговориться тем, что все должны принимать нас такими, какие мы есть. Если каждый из нас начнет поступать таким образом, не думая о других, но требуя полного принятия себя, то дело закончится полным хаосом!
Нам необходимо уметь быть гибкими, думая о тех, кто рядом с нами, и о том, как они нас воспринимают. Иногда что-то в нашем поведении заставляет других закрываться, замыкаться, отказываться от дальнейшего общения с нами. Это значит, что нам надо много работать над собой. Следует помнить: наша личность – это не только наше внутреннее содержание, но и то, как нас воспринимают окружающие.
Наша задача заключается в развитии личности наших детей и в обучении их достойным способам самовыражения. Простые, хорошие манеры и воспитанность занимают в этом не последнее место. Мы должны научить детей выражать свою замечательную индивидуальность теми путями, которые не противоречат представлениям о хорошем характере, уважении к другим и развитию отношений с людьми.
Уникальные отношения
Уникальна не только наша личность, но и все наши взаимоотношения. Между двумя людьми происходит процесс, который характерен только для них двоих. Вы и ваш супруг (супруга) уникальны каждый в отдельности, как и ваши дети. Но с детьми вы себя ведете не так, как с мужем или с женой, и к каждому ребенку относитесь иначе, чем к остальным. Семейные взаимоотношения хороши сами по себе, ибо в них присутствует любовь, и в то же время отношения с каждым из членов семьи уникальны.
Ваши отношения с коллегами отличаются от отношений коллег между собой. Люди при общении с нами раскрывают в нас самые разные стороны, в зависимости от их собственных качеств. Любые взаимоотношения между двумя индивидами – это уникальное явление, происходящее между совершенно уникальными людьми. Его невозможно скопировать.
Это применимо и к отношениям между Богом и нашими детьми. Когда Бог создавал нас и наших детей как индивидуумов, Он знал, что будет относиться к каждому по-разному и индивидуально, так же как и мы любим своих детей индивидуально, каждого чуть-чуть не так, как остальных. Поэтому, создавая нас и наших детей, Господь приготовил для каждого особое место в Своем сердце.
Посмотрите на людей, упоминаемых в Библии, и вы увидите, как по-разному они относились к Богу. Например, пророки подчинялись своему пророческому призванию совсем не одинаково. Илия не имел себе подобных в своем жестком, бескомпромиссном служении, противостоянии лидерам от лица Господа, в частоте чудотворения и время от времени случавшимися с ним приступами праведного гнева.
А теперь взгляните на Иезекииля. Его отношения с Богом были менее приземленными (за исключением того случая, когда он пролежал на боку более года), они были наполнены буйными и причудливыми видениями. В Библии рассказывается также об Иеремии, «плачущем пророке», и об Исаии, который дал нам великолепные пророчества об Эммануиле, Иисусе Мессии и страдающем Слуге Божьем.
Господь общался с ними по-разному, в соответствии с личностью каждого из них. Их путь с Господом и все остальные личностные характеристики полностью соответствовали Его плану на их жизнь и задачам, которые Он им давал. Мы можем сравнить также и то, как Бог общался с Адамом, Иаковом, Иосифом и Давидом, Деворой и Самуилом, Руфью и Эсфирью или с апостолом Иоанном и апостолом Павлом, которые явно отличались друг от друга, как мы видим из Писания.
Это значит, что взаимоотношения наших детей и Бога будут отличаться от наших отношений с Ним. Их отношения с Небесным Отцом будут в совершенстве совпадать с тем, кем они являются, с Божьим планом на их жизнь и с тем, что Он приготовил для них. Эти отношения будут развиваться также по-своему. Они могут молиться по-разному: кто-то произнесет слова молитвы импровизированно, а у кого-то будет составлен четкий молитвенный список; они будут запоминать Библию по-своему и находить свое место среди Божьих людей собственным, неповторимым способом.
Мы должны учить наших детей различным видам взаимоотношений с Богом: молитве, чтению, изучению и запоминанию Библии, посещению церкви и участию в ее жизни. Но обучая их этому, мы должны учитывать их индивидуальность, чтобы они делали это именно тем способом, который предназначен для них Богом.
Лучше всего приступить к этому обучению дома, в семье, с братьями и сестрами. Помогите детям осознать, что они обладают особенной и уникальной индивидуальностью, как и их братья и сестры! Они должны научиться понимать, что отличаются друг от друга, и относиться ко всем с уважением; должны усвоить хорошие манеры, быть вежливыми друг с другом и уважать личное пространство и собственность другого человека.
Те дети, которые умеют уживаться со своими братьями и сестрами, смогут не только обрести друзей на всю жизнь среди сверстников, но и установить хорошие взаимоотношения на работе. Это не ограничивается рамками человеческих отношений. В Библии сказано: Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1 Ин. 4:20). Сверстники – это всего лишь поле для тренировки и развития отношений с людьми и с Богом!
1. С точки зрения личности, чем похожи ваши дети и чем они отличаются друг от друга?
2, Прочтите еще раз историю о ребенке, который случайно разбил вазу. Какая из перечисленных реакций на проступок больше всего напомнила вам о вашем дитя? Как нам следует реагировать на детей? Одинаково на всех или на каждого по-разному?
3. Какие черты личности вашего ребенка проявляются наиболее ярко? Как они развивались и менялись на протяжении прожитых им лет и как их можно использовать с наибольшей эффективностью?
4. Какие черты характера вашего ребенка лишают вас терпения быстрее всего? На какие еще негативные факторы, помимо открытого неповиновения, вы особенно бурно реагируете?
5. Как родители, мы иногда оправдываем плохое поведение своих детей или позволяем им выходить за рамки дозволенного, потому что не знаем, как на это реагировать, или не чувствуем в себе на это сил. Какие методы воспитания нужны в подобных ситуациях?
6. Осознаете вы это или нет, но вы реагируете на разных детей по-разному. Готовы ли вы к тесту на честность? Спросите ваших детей и супруга (супругу) о том, соответствует ли ваша реакция их истинным потребностям и их личностным данным. Обсудите ответы и подумайте, как вы можете изменить свои отношения к лучшему.
7. Проведите исследование Писания, обращая особое внимание на различные типы личности среди библейских персонажей. Как это соотносится с вашим представлением о типах людей, которых Господь использует для выполнения различных заданий?
Глава 3
Что делает нас похожими друг на друга?
Одна из самых запоминающихся сцен в фильме «Звездные войны» – эпизод, когда Люк Скайуокер и Хан Соло заходят в кафе, наполненное самыми затейливыми существами, сидящими и разговаривающими в зыбкой гармонии с музыкой, исполняемой группой таких же пришельцев. Там были существа с двумя головами, со слоновьими носами, с огромными глазами, со множеством глаз или совсем без них, с различным количеством конечностей, с разными наростами и протуберанцами на головах. Каждый присутствующий говорил на собственном языке, следовал своим традициям и приоритетам и имел свои взгляды как на жизнь, так и на других пришельцев.
На Земле существует только один вид разумной жизни – Homo Sapiens, то есть мы. Хотя иногда мужчины и женщины кажутся настолько отличающимися друг от друга, что вполне могли бы образовать два различных вида. Но представьте себе, что было бы, если бы мы отличались друг от друга еще больше, чем мужчина от женщины! А если бы мы были так же индивидуальны и многообразны, как пришельцы в кафетерии из «Звездных войн»? Что если бы мы были столь различны, что не смогли бы найти взаимопонимания с другими человеческими существами? Хаос. И хотя при создании этой книги мы приложили немало усилий, чтобы показать данную Богом уникальность наших детей, в первую очередь мы должны поговорить о том, что делает нас похожими. Господь сотворил нас в некотором смысле одинаковыми, чтобы мы могли сосуществовать.
Иисус говорил о двух величайших заповедях: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всей душею твоею, и всем разумением твоим… и …возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22:37–39). Бог есть любовь, и поэтому Он совершенно не эгоцентричен. Это дает нам уверенность: все, что Он говорит нам, и все, о чем Он просит, направлено на наше благо. Это также означает, что две величайших заповеди несут в себе и два величайших благословения.
Первая заповедь (любить Бога) помогает нам приобрести отношения с Богом, нашим Отцом, Который любит, ведет, учит и защищает нас, а также дает нам все необходимое. Вторая величайшая заповедь заключается в том, чтобы мы любили ближних как самих себя. Она приносит второе благословение – возможность взаимоотношений с людьми.
В Писании сказано, что мы сотворены для взаимоотношений. И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему (Быт. 2:18). Бог говорил не только о Еве, но и о том, что Он сотворил человечество не для одиночества. Он создал нас так, чтобы мы могли жить в обществе, начиная с наших семей и заканчивая сообществами любого типа.
Бог одиноких вводит в дом (Пс. 67:7). Вот благословение от Бога. Павел писал Тимофею: И желаю видеть тебя, воспоминая о слезах твоих, дабы мне исполниться радости (2 Тим. 1:4). Он знал о преимуществах общения с хорошими друзьями и поддержки с их стороны. Библия полна стихами о том, как нам следует ободрять и укреплять друг друга, помогать друг другу.
Бог поместил нас в сообщество людей. Он дал нам благословение – чувство принадлежности друг другу, дал шанс поближе узнать такие же уникальные, созданные Им индивидуальности, как и мы, и развить отношения любви и дружбы с ними. Сотворив нас, Бог позаботился о том, чтобы мы получали радость от общения друг с другом. Мы все немного похоже выглядим: у нас по две ноги (мы – так называемые прямоходящие), верхнюю часть нашего туловища венчает голова, а нижняя заканчивается ногами и так далее. Мы все можем общаться с себе подобными, правда, не всегда с равным успехом. Нас всех обуревают одни и те же чувства и эмоции: радость, надежда, любовь, печаль, покой и многое другое. Господь наделил нас этим сходством с определенной целью.
Типы личности
Оглянувшись вокруг, мы скоро убедимся, что, независимо от уникальности каждой личности, можно выделить сходные черты, которые объединены в определенную систему. Типы личности являются частью этой системы. В течение всей истории человечества люди старались понять друг друга. Теоретики пытались сгруппировать разнообразные личности по разным признакам в различные категории.
В Древней Греции (за 400 с лишним лет до рождения Христа) блестящий врач Гиппократ впервые представил теорию о четырех типах личностей: холериках, сангвиниках, флегматиках и меланхоликах, в соответствии с четырьмя жидкостями тела, которые, по его убеждению, определяют темперамент человека, или тип личности.
С той поры многие пытались исследовать человека, и нашли другие категории в определении типа личности. Однако большинство систем классификации типов личностей по-прежнему используют эти четыре категории, хотя могут называть их по-разному. В дальнейшем их стали подразделять на восемь или шестнадцать типов, поскольку не существует представителей только одного какого-то типа: чаще всего люди представляют собой своеобразную смесь всех четырех.
Организация «Жизненные пути» (которая является частью организации «Христианские финансовые концепции» [руководитель Лэрри Баркет]) провела тщательное изучение типов личности и других факторов, которые влияют на адаптацию человека в избранной им сфере деятельности и на его поведение в различных ситуациях. В результате подробного изучения и предварительных тестов, организация «Жизненные пути» представила обзор, удививший всех. Многие люди, принявшие участие в тестировании, были поражены тем, как точно были описаны их черты.
В течение двадцати с лишним лет я (Лэрри Баркет) консультировал семьи и обратил внимание на то, что часто людям не нравится их работа, они не слишком хорошо с ней справляются, но боятся ее оставить. Результаты специального тестирования, которое я проводил с обращавшимися ко мне парами, показали, что особенности их личности не соответствовали выбранной ими работе. Например, продавец-интроверт не будет особенно результативным в работе.
Мне было непонятно, почему есть тесты, дающие характеристику личности, но нет таких, которые помогли бы человеку выяснить его профессиональную пригодность, интересы, навыки и ценностные установки. Это помогло бы выбрать правильное направление, путь к успешной карьере. Я наблюдал, как дети моих клиентов повторяли ошибки своих родителей. Они получали не то образование, выбирали не ту карьеру и попадали в ловушку деятельности, которая была им ненавистна.
Я нашел несколько тестов, определяющих профессиональную пригодность, но все они оказались слишком сложными и требовали участия психолога, что стоило очень дорого. Затем в 1987 году на одной из наших учебных сессий я повстречался с Ли Эллисом. В прошлом он был пилотом военного истребителя и в тот момент получал научную степень в области консультирования. Я пригласил его на работу в «Христианские финансовые концепции» с просьбой помочь составить тест, который был бы доступен людям и мог бы направить их в выборе карьеры.
Ли начал разработку теста «Профессиональная ориентация». В процессе работы, которая заняла у нас семь лет, мы протестировали более 500 000 человек. По-моему, мы являемся одной из самых крупных в Америке организаций, проводящих тесты на профессиональную пригодность: мы обрабатываем данные 3000 тестов в месяц. Тест на профессиональную пригодность – самый точный и простой из когда-либо созданных. Он не покажет, чем вам стоит заниматься, но зато может точно указать, чего вам делать не стоит.
Вот названия, которые «Жизненные пути» используют для обозначения четырех основных типов личности: доминирующий, влиятельный, устойчивый и сознательный, или иначе – ДВУС. Эти четыре типа отражают четыре основных поведенческих тенденции. Большинство людей, проходящих тестирование, как правило, набирают много очков по двум каким-то категориям, а по остальным результаты скромнее. Встречаются случаи, когда высокие результаты получаются по трем или только по одной характеристике. (Кстати, показатели Лэрри – высокое Д, высокое В; показатели Рика – высокое В, высокое Д.)
Вот краткое описание каждого из типов личности.
Доминирующий. Люди с высоким уровнем доминирования (личность с высоким Д) естественным образом мотивированы на управление своим окружением. Обычно они настойчивы, непосредственны, решительны, чаще всего самоуверенны и не боятся решительных действий при достижения желаемого результата. Лучше всего работают в сложных, критических ситуациях.
Влиятельный. Люди, способные оказывать большое влияние на других (личность с высоким В); ими движет природное желание устанавливать связи с людьми. Обычно они разговорчивы, дружелюбны, общительны и оптимистичны. Это энтузиасты-мотиваторы, они стремятся помочь другим в достижении поставленной цели. Лучше всего работают в дружеской обстановке.
Устойчивый. Люди, обладающие постоянством и устойчивостью (личность с высоким У), естественным образом мотивированы на сотрудничество и оказание поддержки другим людям. Обычно они очень терпеливы, последовательны и надежны. Благодаря своему приятному и общительному характеру, становятся прекрасными «командными игроками». Лучше всего работают в гармоничном коллективе, где им оказывают поддержку.
Сознательный. Люди с выраженной добросовестностью и честностью (личность с высоким С) сконцентрированы на том, чтобы все делать правильно. Обычно уделяют много внимания деталям и с большой легкостью следуют данным им указаниям. Как правило, стремятся к аккуратности и качеству выполнения задания и, следовательно, устанавливают высокую планку для себя и других. Лучше всего работают в структурированном окружении.
Функционирование в обществе
Действительно ли важно знать, каким типом или комбинацией типов личности мы являемся, или это всего-навсего интересное упражнение? Это очень важно на самом деле. Знание типа своей личности открывает нам, какими качествами наделил нас Господь, чтобы мы несли их людям. Он позволил нам принадлежать к различным типам, чтобы мы могли работать в единстве друг с другом. Поэтому, когда мы собираемся вместе как группа для выполнения тех или иных задач (строительство, составление программы по управлению общиной, выполнение делового поручения или просто на вечеринку), получается, что каждый человек несет на себе выполнение какой-то части общей задачи. Для того чтобы работа была эффективной, нам нужны разные люди, заинтересованные в выполнении разных частей одной задачи и делающие разную работу. Если все будут работать вместе, то дело пойдет гладко и приведет к успеху.
В двух своих посланиях – Первом послании к Коринфянам и Послании к Римлянам (главы 12) – апостол Павел предстает человеком с разными задачами и разной мотивацией. Например, мотивы деятельности вдохновителя явно обращены к человеку. Мотивы лидера – к цели. То же самое и с типами личности. У каждого есть нечто, необходимое для нормального существования общества. Каждый тип определяется своими «почему» и «как» (причина, по которой они поступают определенным образом).
Доминирующий тип. «Почему», которое они приносят в группу, – это стремление двигаться вперед, к новому, жажда достижения цели. Личность доминирующего типа всегда заботится о том, чтобы перед ней была цель и чтобы цель эта была достигнута. Люди такого типа всегда спрашивают себя: «Движемся ли мы вперед? Куда мы направляемся?» То, «как» доминирующий тип делает это, заключается в постановке цели, руководстве и управлении людьми для ее достижения, в побуждении людей двигаться вперед. Они берут на себя ответственность и помогают группе двигаться к цели.
Влиятельный тип. Их «почему» заключается в том, чтобы все были вовлечены в события и получали удовольствие от процесса. Они привносят веселье в любую работу, считая, что если уж заниматься делом, то почему бы не получать от этого удовольствие. Если они планируют вечеринку, то им весело уже в процессе подготовки. Их «как» заключается в постоянной общительности, шутках, некоторой клоунаде, мотивировании и отображении самой сути каждого праздника.
Устойчивый тип. Их «почему» определяется заботой об окружающих. Они заботятся о том, чтобы никого не забыли, чтобы всем уделили внимание. Стремятся коснуться каждого и помочь всякому, нуждающемуся в помощи. Беспокоятся, все ли довольны направлением движения. Они как бы спрашивают: «Все ли здесь? У всех ли была возможность внести свой вклад?» «Как» это делается? Прилагаются усилия, чтобы все почувствовали свою значимость, почувствовали, что их принимают и приветствуют в общем деле. Люди этого типа привносят спокойную, ободряющую атмосферу заботы и сотрудничества.
Сознательный тип. Их «почему» состоит в стремлении проследить за выполнением правил и следованием проверенными путями. Давайте все делать как надо. Они как бы спрашивают: «Это по-библейски? Мы хорошо организованы? Все ли детали продуманы? А план у нас правильный? А оборудование есть? А раньше мы так делали? Почему мы думаем, что это сработает?» Их «как» сводится к организованности и прилежности. Они заботятся о том, чтобы все было рассчитано вплоть до минуты и вся документация была в порядке. Они занимаются деталями.
Когда мы соединим перечисленные типы вместе, то (можете быть уверены) все аспекты выполнения задачи будут продуманы и согласованно исполнены. Без любого из этих четырех типов людей мы легко можем потеряться, застрять, устремиться к неверной цели или прийти к унынию и разочарованию. Каждый из нас играет свою роль в обществе и каждая роль необходима.
Обращаться с осторожностью!
Многих из нас интересует существование различных типов личности, и нам любопытно узнать, к какому из них мы принадлежим. Нам также нравится систематизировать по этим признакам своих родственников и знакомых. Имея лишь общие представления о типах личности, мы начинаем всех раскладывать по полочкам. Часто можно услышать такого рода высказывания: «Ты всегда так делаешь!» или «У тебя это просто не получается!»
Внимание! Очень важно подходить к использованию типизации личности с осторожностью. Она предназначена не для того, чтобы определять нас. Она служит не для того, чтобы мы говорили: «Вот кто я такой!» или «Вот ты какой!» Она дана нам Богом только для того, чтобы мы могли понять друг друга и сосуществовать в обществе. Типов личности столько же, сколько и самих личностей. Мы все – индивидуумы и можем быть причислены к определенным типам весьма относительно.
Мы не должны использовать типизацию личности в стремлении загнать своего ребенка в определенные рамки. Ни в коем случае не говорите: «Вот твои сильные стороны, а вот – слабости». Ребенок начнет ассоциировать себя с этими определениями и замкнется внутри них. Это может привести к своего рода смирению, когда ребенок как бы говорит: «Да, это у меня и правда хорошо получается. Но это вот не получается. Что тут поделаешь!»
Существует три основных положения, касающихся типов личности, которые должны знать наши дети: к какому типу они относятся и каковы их сильные стороны; как проявить эти сильные стороны и как наиболее эффективно действовать в коллективе; как узнавать людей, сотрудничать с ними и ценить другие типы личности и их вклад в общее дело.
1. Какой тип?
Очень важно помочь детям понять, в чем заключаются сильные стороны их личности и что они могут предложить людям.
(Впрочем, вы уже могли определить тип их личности по тем описаниям, которые даны выше.) В своей книге мы хотели бы упомянуть об исследовании Джона и Сидни Трент и Гарри и Нормы Смолли. Они проделали замечательную работу, объясняя детям типы личности. Используя ту же классификацию, что и мы, они (для простоты узнавания и запоминания детьми) дали каждому типу личности название животного. Они назвали эти типы лев, выдра, золотая гончая и бобр (вместо доминирующего, влиятельного, устойчивого и сознательного).
Объясните детям, что существуют различные типы личности и помогите им разобраться в том, какие сильные стороны имеет каждый тип. Если вы знаете человека, который знаком вашему ребенку и является ярким представителем какого-то типа, – используйте этот пример для объяснения (но постарайтесь избежать искушения разобрать этого человека «по косточкам»).
Не забудьте объяснить своим детям, что их тип – это далеко не полное определение их сущности. Данная система лишь поможет им занять свое место в группе и определить для себя, какой деятельностью они способны заняться в коллективе. Бог наделил каждого человека чертами, важными для окружающих. Типы личности помогают понять, в чем же эта ценность заключается. Вы наверняка обратите внимание на то, что характер вашего ребенка невозможно ограничить рамками одного типа. Личность каждого ребенка содержит в себе что-то от каждой из категорий, но какая-то определенная черта обозначена более явственно либо проявляются черты одного или более типов личности.
2. Лучше проявляется в группе?
Мы должны объяснить нашим детям, как их тип личности позволяет им функционировать в группе, в чем заключаются их природные преимущества. Дети должны знать, что каждый человек обладает какими-то ценными качествами, не свойственными другим, которые он может им предложить, так как при отсутствии в коллективе человека с подобными качествами деятельность группы будет менее эффективной.
Давайте рассмотрим пример планирования летнего праздника, на котором сможет проявиться каждый из типов личности.
Львы будут за все ответственны. Они предложат идею. Например, устроить летнюю ярмарку, где у каждого будет свой балаган с несколькими играми. Они внесут предложение, какую плату брать за вход, а также организуют питание, игры и соревнования. Львы зажгут всех энтузиазмом и начнут распределять обязанности. Скорее всего, они станут проводить собрания, чтобы убедиться в том, что работа идет, и к каждому собранию будут стараться добиться конкретного результата. Когда придет время, они проверят, как каждый справился со своим заданием, и могут вызваться открыть и представить ярмарку.
Выдры будут шутить и веселиться всякий раз, когда соберутся вместе. Они позаботятся о том, чтобы каждое плановое собрание прошло весело, и станут душой праздника. Они будут вносить всяческие предложения, чтобы превратить ярмарку в искрометное развлечение, и постараются пригласить туда как можно больше участников. Они могут предложить клоунаду, конкурс на самое смешное домашнее животное, аттракцион с воздушными шариками, наполненными водой. Они вызовутся рассказать всем о ярмарке, организуют рекламу и будут помогать самыми разными способами. Выдры могут спланировать представление или парад, чтобы все узнали о готовящемся празднике. Им нравится быть на сцене и у всех на виду.
Золотые гончие возьмут за правило открывать собрания новостями о том, кто и как справляется с работой. Они будут проверять, все ли присутствуют, и поджидать опаздывающих; они найдут способ привлечь к работе всех, включая новичков, и будут наблюдать за тем, чтобы все участники ярмарки нашли роль себе по вкусу. Они вызовутся привлечь оставшихся в стороне одиночек и проследят, чтобы у тех все получилось. Они позаботятся, чтобы каждый почувствовал значимость своего вклада. Золотые гончие сделают все возможное, чтобы каждому был предоставлен шанс высказаться, внести свой вклад в общее дело и получить ответы на волнующие вопросы; они постараются смягчить и сгладить возможные разногласия.
Бобры будут записывать ход собрания и следить за тем, чтобы все необходимые решения были приняты. Они сделают так, чтобы всем хватило времени высказать свои предложения и чтобы каждый уяснил свои обязанности. Они, скорее всего, будут проверять, готово ли оборудование, каждый ли знает, как расположить свой аттракцион, и всем ли достаточно места на площадке. Бобры будут задавать вопросы по существу: какую плату брать за вход, какие будут призы, когда и где размещать рекламу, кто получит официальное разрешение на использование площади под ярмарку, сколько будет аттракционов, сколько угощения надо приготовить и кто будет потом заниматься уборкой? Бобры склонны прорабатывать мельчайшие детали.
Конец ознакомительного фрагмента.