Да ты просто люби и все. Опыт святых отцов
– Я сегодня узнал про Иисусову молитву. Книгу написал крестьянин 19-го века. Имя неизвестно. Книга очень интересная в плане опыта, как прийти к покою на уме, к возможности научиться думать сердцем.
– Да, но есть люди, которые счастливы всю жизнь, они просто работают, они просто радуются и не унывают в трудностях. Их можно назвать жизнелюбами с добрым сердцем.
И при этом они могут и не изучать ничего из духовного. Просто любить нужно и все. Остальное приложится.
– Просто любить. А что тебе дали эти слова? Я думаю, ни один мудрый старец не скажет лишь это, но скажет, что необходимо изучать любовь. Поскольку фраза «просто люби» то же самое как «хочу быть здоровым». У нас все просто любят, когда влюблены, когда сочетаются в браке. Но где эти счастливые браки сейчас?
– Значит, не было любви.
– Интересно, как вообще можно понять, что она была? Или что она есть? Знаешь, на самом деле все уже любят, просто каждый так, как умеет – так, как дано ему в умениях любить от Бога. Но святые отцы, которые дошли до истинного счастья в своем сердце – счастья, которое никогда не убывает, они ведь пишут простым мирянам, всем нам, об этом пути к такому счастью. Неужели бесполезны все эти писания? Неужели лишь для них самих все это было важным? Неужели их желание научить простых людей, пусть даже и добрых и жизнерадостных, научить нескончаемому счастью в сердце – глупость и излишнее занятие? Думаешь, они не знают, что все уже любят? Знают, но почему тогда стремятся направить нас двигаться дальше? Вот человек, как ты говоришь, жизнелюб и добр, он имеет намного больше, чем те, кто озабочен курсом валютных единиц и собственными накоплениями, имеет намного больше, кто озабочен поиском счастья и тех, кто печалится. Имеет намного больше, потому что любит жизнь, и ему просто некогда скучать, у него всегда найдется то, что доставит ему радость в труде. Такие люди обычно певучи и трудолюбивы, терпеливы, оптимистичны и сознательно радостны. И вот, имея такого человека в пример, находятся подобные им, кто осуждает или унижает желание других людей идти путем святых отцов. «Да ты просто люби» – говорят они. «Нам бы со своей жизнью разобраться, а не труды еще читать каких – то отцов», «у меня своя жизнь, свои проблемы и я их должен сам решить их и научиться любить сам. Не знаю как, но сам. Бог поможет». Почему мы осуждаем или унижаем или недооцениваем это желание [святых отцов], но не думаем при этом, что такой жизнелюб и оптимист получился из-за своего стремления к духовному пути в своих прошлых жизнях. Тот, кто говорит «ты просто люби» – любит ли он сам, как любит святой отец? Счастлив ли он сам, как счастливы святые люди? Или обычным людям необязательно стремиться к такому состоянию святости? Главное добреньким быть, терпеливеньким, и любящим? А что это значит любящим? Те, кто обычно говорят «Да ты просто люби и все», возможно вкладывают смысл «Да меня бы кто-нибудь любил по-настоящему и все, был бы я счастлив»?
Все хотят счастья. Это заложено в нас как основной принцип в желании жить. В нас заложено три основных принципа, как своеобразная форма жажды: мы хотим «Существовать», мы хотим «Сознавать», мы хотим получать «Блаженство». Если хотим идти духовным путем, путем сознательно думающего, улыбчивого и простодушного сердца, нам нельзя считать, что мы уже знаем все о достижении счастья или мы знаем то, что такое «любить». Святые люди прошли большой и трудный путь в понимании человеческого тела, ума и сердца. У них всегда есть чему поучиться.
(Мы часто ограничиваемся вопросами о том, как научиться любить друг друга, в отношениях мужчины и женщины. И часто мы вкладываем в слово любовь – только определенное поведение и отношение друг к другу. Тем не менее, нужно понять, что любовь – это в первую очередь внутреннее состояние самого человека, но не отношение).
Но мы ленимся на самом деле, и думаем, что это не обязательно. Тем временем жизнь не вечна, и понять этот огромный путь святых отцов невозможно за недельку до смерти. Вспомните Вовку из мультфильма «Вовка в тридевятом царстве». Всему нужно учиться и всегда есть учитель, или в виде книг или в виде наставника, или в виде жизненных ситуаций – так же как и у ребенка есть родитель.
Мы взрослеем и думаем, что поумнели, думаем, что уже самостоятельны и нам не нужна помощь. Но лишь случится горе или беда тяжелая или просто тяжело у нас на душе, так маму в мыслях зовем, Бога ли зовем, просим помощи у ближних, и плачем как дети. Не думайте, что умнеем – лишь глупеем, если закрываем глаза на опыт мудрых старцев. Невозможно научиться самому за столь короткую жизнь. Невозможно самому себе сказать, что знаешь о любви все, если не глуп. Необходимо учить и повторять труды их и не ради награды, не ради самого этого счастья, но лишь потому, что это просто путь вашей жизни:
«Но даже и желания ради царства небесного, если кто станет совершать спасительные подвиги, то и это святые отцы называют делом наемническим»