Вы здесь

Ватикан. Страсти по Ватикану (С. В. Владович, 2008)

Страсти по Ватикану

В первые века христианства выделилась особая прослойка проповедников, избиравших путь служения вере и посвятивших этому всю свою жизнь без остатка. Такие люди обладали особым даром убеждения, который в древности назывался харизмой. В буквальном переводе «харизма» означает «даруемый духом», иными словами, это умение быть учителем. Талантливые ораторы, эти проповедники способны были привлечь на свою сторону многих мирян, которые вдохновенно внимали их проповедям и преклонялись перед учителями жизни. Со временем такие люди становились руководителями христианских общин. Поначалу они были их духовным, а затем и политическим ядром.

Так постепенно складывалась церковная иерархия. Высшим рангом в ней стал епископ (греч. Episcopus – надзиратель, смотритель, блюститель), обычно это глава диоцеза (епархии).

В разных церквах имеются свои теории происхождения епископата. Католическая церковь утверждает, что апостолы – ученики Иисуса Христа – представлены в Новом Завете как обладающие уникальным и высшим достоинством; они избирали некоторых помощников для особого попечения за отдельными общинами. Эти избранные получали звания диаконов, священников и епископов (три различные иерархические степени возрастающего духовного достоинства). Такое возведение в сан означало передачу (в соответствии с распоряжениями самого Иисуса Христа) апостольского служения преемникам, избранным из первых христианских миссионерских помощников. Согласно такой интерпретации, почти не изменившейся до эпохи Реформации, издревле существовали три особые степени служения церкви – апостолы и их преемники (епископы); большая группа помощников, из которых и избирались эти преемники; диаконы.

В IV в. император Константин предоставил епископам светскую власть. После нашествий варваров светская власть епископов значительно усилилась.

Новая организация изменила и само представление о церковной власти, которое также вырабатывалось постепенно, по мере развития церковной иерархии. Теперь власть превратилась в предмет культа.

Общины постепенно росли, один епископ не справлялся со всеми делами и обязанностями, а следовательно, ему необходимы были помощники. Епископ постепенно окружал себя все большим количеством непосредственных подчиненных, которые получали статус служителей церкви и определенную церковную должность при епископе. У них были свои обязанности, чаще всего судебные или финансовые, они собирали налоги в пользу Церкви, подсчитывали доходы. Иногда служители вели проповеди от имени епископа. Однако главенствующее положение всегда принадлежало только самому епископу. Согласно христианскому вероучению епископ был пастырем его духовного стада.

Уже во времена Римской империи первенство среди христианских общин западных римских провинций получила римская община. И это было не случайно. Вокруг нее сплелось целое кружево легенд и преданий. Причем сама община старалась укрепиться, подтвердить свое первенство, опираясь непосредственно на Библию.

Император Константин Великий. Фрагмент мозаики. Собор Святой Софии в Константинополе. Конец X в.


С IV в. дошли до нас сведения о том, что основателем римской общины был не кто иной, как апостол Петр. А по представлениям того времени он мог выступать только в роли ее епископа. Неизвестно, является ли это утверждение легендой или было извлечено со страниц Священного Писания, тем не менее в его пользу свидетельствуют многие хроники. Например, в Александрийской хронике сохранилась запись следующего содержания: «В первый год царствования Веспасиана умер апостол и иерусалимский патриарх Якобус, которого Петр при отъезде назначил вместо себя епископом Иерусалима».

Рим оспаривал у самого Иерусалима право быть главным центром и опорой христианства, оплотом веры, ее нерушимой скалой. Кстати, греческое имя апостола Петра (Petra) в переводе означает «камень».

По другому преданию, на земле Рима, как нигде более, было пролито крови великомучеников, в том числе и самого Петра. Потому-то земля Рима и является священной.

Вывод напрашивался сам собой: именно римская община является оплотом христианской веры.

Будущий апостол Петр родился в Вифсаиде в семье простого рыбака Ионы. Первоначально его звали Симоном. Имя Петр (Petrus, от греческого слова pεtroς – камень, скала, арамейское Кефас) ему дал Иисус.

Симон был женат и трудился рыбаком вместе со своим братом Андреем. Встретив Петра, Иисус сказал: «Идите за мной, я вас сделаю ловцами человеков».

Став апостолом Иисуса Христа, Петр сопровождал Его во всех путях земной жизни. Петр был одним из любимых учеников Иисуса.

В ночь после ареста Иисуса Петр, как и предсказывал Учитель, проявил слабость и, боясь навлечь на себя гонения, трижды отрекся от Него. Но позже Петр искренне покаялся и был прощен Господом, который многозначительно трижды просил Петра заявить о своей любви к нему и только тогда доверил ему пасти овец и агнцев его.

Иисус спрашивал своих учеников, что они о нем думают, и Петр сказал ему, что Он есть «Христос, сын Бога живого». Господь сказал ему, что построит на камне-Петре свою церковь, и врата ада не одолеют ее. Петр является автором двух Соборных посланий, вошедших в Новый Завет.

Апостол Петр в образе папы римского. Фреска XV в.


По вознесении Господа апостол Петр проповедовал слово Божие в разных странах и при этом совершал великие чудеса – воскрешал мертвых, исцелял больных и немощных, возглавил коллегию двенадцати апостолов. По преданию, Петр двадцать пять лет был епископом Рима – с 43 по 67—68 гг. Однако это предание является довольно поздним, и поэтому большинство современных исследователей полагает, что апостол Петр прибыл в Рим только в начале 60 х гг.

В 49 г. Петр принимал участие в Апостольском соборе в Иерусалиме, на котором был согласован с другими апостолами (в том числе с апостолом Павлом из Тарса) вопрос о том, как следует поступать по отношению к язычникам, желающим вступить в христианские общины.

По преданию, в 64 г. (либо в 67—68), во время гонения на христиан со стороны императора Нерона апостол Петр был распят на перевернутом кресте, вниз головой по его желанию, потому как апостол считал себя недостойным умереть смертью своего Господа.

Апостол Петр канонизирован и в католической, и в православной церкви.

В Риме был введен праздник святых Петра и Павла, как двух наиболее почитаемых апостолов, называемых первоверховными святыми апостолами за особо ревностное служение Господу и распространение веры Христовой. У католиков праздник отмечается 29 июня, у православных – 12 июля (29 июня по старому стилю). В католицизме считается, что апостол Петр был первым римским епископом, то есть первым папой.

Собор Святого Петра в Ватикане возведен над вероятной могилой апостола Петра.

Согласно христианскому преданию, ранее, по велению императора Константина, на этом месте была сооружена базилика, получившая имя ее создателя. В эпоху Возрождения на ее месте был построен современный собор Святого Петра.

С 1939 по 1949 г. под собором проводились археологические раскопки, которые обнаружили остатки древнего римского кладбища. В 1952 г. был опубликован подробный отчет, свидетельствующий, что одна из могил этого кладбища особо почиталась уже в I – II вв. Дальнейшие работы проводились под руководством итальянского археолога Маргариты Гуардуччи. В 1964 г. вышла ее книга «Реликвии Святого Петра под исповедальней ватиканской базилики» (итал. Reliquie Di Pietro Sotto La Confossione della Basilica Vaticana), в которой вероятность, что именно в этой могиле был похоронен Петр, расценивалась как весьма высокая. Под впечатлением археологических исследований папа Павел VI в 1968 г. объявил, что, исходя из исследований ученых, можно полагать, что могила апостола найдена.

Возвращаясь к истории христианства и первых христианских церквей как социальных организаций, следует отметить, что в связи со своей особой значимостью все римские епископы стремились получить звание и титул, которые выделяли бы их среди прочих епископов прочего христианского мира.

Хотя в первые времена христианства римский епископ не обладал никакими особыми преимуществами, но уже во II в. римский епископ Виктор в споре о праздновании Пасхи стал требовать, чтобы малоазийские епископы следовали в этом вопросе обычаю римской церкви. В III в. римский епископ Стефан, во время спора о крещении еретиков, требовал повиновения себе от карфагенских епископов. Уже в середине II в. авторитет римского епископа был признан епископами Средней Италии.

Приматство римского епископа опиралось на политическое обаяние и культурное значение императорского Рима – «вечного» Рима, столицы миpa. Римские императоры были и верховными жрецами: название это – Pontifex maximus – перешло к римским епископам, которые как бы взяли в свои руки наследие императоров.

Тот факт, что римская церковь была основана апостолами Петром и Павлом, позволял утверждать, что только именно в Риме учение Христа сохранилось в полной чистоте. Как апостол Петр – первый между апостолами, наместник Христа на земле, так и римский епископ должен быть главой всех епископов.

Епископ Марцеллин, первый папа римский


Основывая свои государственные права на преемстве власти от апостола Петра, римские епископы и владения свои называли наследием Петра (Patrimonium Petri).

Особый титул для римского епископа был найден епископом Марцеллином (возглавлял римскую церковь в 296—304 гг.), который заимствовал его на Востоке и стал первым папой римским. С легкой руки Марцеллина все римские епископы начали называть себя папами, что в переводе с греческого означает «батюшка» (дословно pappas – отец). Так называли епископов на Востоке, подчеркивая отеческие, родственные отношения с Богом. Подобное отношение прочно укоренилось и среди христиан.

Однако новый титул не сразу получил всеобщее признание. В первые века христианства это название применялось для всех епископов, а первоначально – для всех священников, пользовавшихся правом благословения. Имеются свидетельства того, что в VI в. некоторые епископы еще назывались «папами». Но начиная с VII в. титул «папа» давался уже исключительно римскому епископу: это отражало процесс формирования учения католической (западной) церкви о примате (верховенстве) римского епископа. Быть папой постепенно становилось все более престижно. За это право боролись, поскольку более высокий титул означал большую власть.

Смерть каждого папы вызывала споры между членами общины за почетное право занять его место. Но сама власть папы носила неопределенный характер: непонятно было, где она начинается и где заканчивается, а также на какой основе зиждется. Часто жители не знали, чьи они подданные.

Кроме того, неопределенными были отношения между папой и императором. История знает немало примеров такого разделения власти. Приведем один из них. В 808 г. император Карл Великий специально назначил чиновников для того, чтобы взимать подати и налоги с населения папского государства, как будто речь шла о его собственных городах.

Эта неопределенность приводила к тому, что папский престол при ослаблении другой, светской власти переходил к римской аристократии. И когда речь заходила о правах на управление государством, то об императоре уже никто не вспоминал. Начинались трехсторонние распри между папой, императором и местными феодалами.

Уже с самых ранних времен, как только выделилась римская община, ее епископы стремились занять главенствующее положение. По этой причине они старались установить на досягаемых пределах подвластной территории одинаковые для всех религиозные обряды, молитвы и правила, которые обязаны были соблюдать все христиане, причем таким образом, чтобы в их исполнении не было разногласий. В противном случае это могло привести к расколам.

Латеранский дворец и Латеранская базилика в наши дни


Постепенно римский епископ занял главенствующее положение среди всех остальных епископов Апеннинского полуострова и близлежащих островов. А затем он добился права назначать и отстранять от должности священников.

Постоянной резиденцией пап стал Латеранский дворец в Риме, который более напоминал собой крепость, что в общем-то было не случайно – ведь в неспокойное время высокие надежные стены выполняли важнейшую оборонительную функцию.

К этому времени богослужение уже проходило в соборах и храмах, специально построенных для этих целей. Раньше оно обычно проводилось в домах мирян – последователей веры. Храмы и церкви в еще большей степени утверждали господство христианства.

Однако расколы и споры в Церкви были неизбежны. У той веры, которую проповедовал Рим и его папы, имелось множество противников. Они по-своему толковали Библию, христианские традиции и обряды.

Совершенно по-иному смотрели на христианскую веру на Востоке, прежде всего в Константинополе, где христианство впервые в истории стало господствующей государственной религией, и в Иерусалиме, где был распят Иисус Христос и откуда христианство распространилось по всему миру.

Конечным итогом противостояния стало разделение христианской Церкви на Западную – католическую – и Восточную, получившую название православной. В истории это разделение получило название схизма (расщепление). Основная причина разделения церквей – борьба за супрематию (главенство) между римскими папами и константинопольскими патриархами. Разделению способствовали издавна сложившиеся различия между западной и восточной церквами в догматике, обрядах, организации. Принято относить разделение церквей к 16 июля 1054 г., когда конфликт между римской курией, претендовавшей на подчинение духовенства Южной Италии, и константинопольским патриархом Керуларием вылился в отлучение последнего римским легатом Гумбертом и в официальный разрыв между церквами. Это событие было лишь одним из этапов разделения церквей, начало которому было положено около 867 г. между папой Николаем I и константинопольским патриархом Фотием. Окончательное разделение церквей произошло после завоевания Константинополя крестоносцами в 1204 г.

Уже в раннем Средневековье папский престол стал настолько популярным, что за право его наследования споры разгорались еще при жизни действующего папы. Назрела необходимость упорядочить весь процесс. В связи с этим папа Симмах (правил в 498—514 гг.), который первым стал жить в Ватикане и начал обустраивать папскую резиденцию на Ватиканском холме, издал указ о выборах понтифика. Чтобы предотвратить интриги и влияние светских лиц, запрещалась всякая деятельность, направленная против папы при его жизни.

Уже тогда начала складываться мощная материальная база Ватикана, появилось много земельных владений, расположенных в окрестностях Рима и на берегах Сицилии. Земли безвозмездно передавались папе в качестве своеобразного пожертвования всеми желающими, которые таким способом стремились обеспечить себе вечное блаженство в мире ином.

Не только Италия дарила свои земли папству, но и Африка, Галлия, Азия. Покровительство папы необходимо было не только в духовной, но и в политической жизни. Такой патронаж выражался еще и в том, что любой крестьянин, впавший в нужду, мог обратиться за помощью к Церкви. Однако за оказанную поддержку он обязан был передать свой участок земли в церковную собственность. После смерти крестьянина его участок переходил к Церкви в вечное пользование. Таких крестьян, отдавших свои земли, называли прекаристами (от латинского слова praecar – просьба). Впоследствии Церковь заставляла их обрабатывать отданные земли за определенную плату.

Папа Симмах. Мозаика монастыря св. Агнессы в Равенне


Кроме того, у папства были особые крестьяне, так называемые колоны. Они платили дань вином, хлебом и золотыми монетами. Такая плата называлась пенсией. Ее должен был платить каждый поселившийся в папских владениях, даже если этот человек не обрабатывал землю.

Так постепенно католическая церковь забирала в свои руки и светскую власть. Все государственные функции переходили от императора к папе, благо церковники могли опираться на свои земли и своих крестьян. Папа становился не только церковным, но и светским владыкой.

Усиление власти требовало и ее регулирования. Время от времени римские папы создавали свои военные отряды. Папство неоднократно обращалось к франкам в поисках опоры для борьбы с крестьянскими волнениями. Это была двусторонняя связь. Если Франкское государство поддерживало папство, это означало и усиленное насаждение христианства на языческих территориях. Со временем христианскую веру приняли многие вожди франкских племен, и папа даже устроил по этому поводу трехдневный всехристианский праздник.

Повсеместное насаждение новой веры началось с угрозы смертной казни для тех, кто не ходит в церковь по праздникам, не почитает христианского Бога и продолжает соблюдать языческие обряды.

Впоследствии Рим и Папская область испытали на себе мощное влияние Германии и отдельных феодальных семей Италии, воевавших за папский престол. В IX—X вв. установилась полная зависимость Рима от Германии. Нередко папе выпадала роль посредника между борющимися сторонами. Это конечно же способствовало укреплению церковной власти в Италии и за ее пределами. У папы для этих целей было много помощников – викариев (от лат. Vicarius – заместитель, наместник). В поздней Римской империи так назывался правитель административного округа – диоцеза. В католической церкви непосредственные интересы папства представляют генеральные викарии – помощники епископов, управляющие церковными диоцезами, и апостолические викарии – папские наместники, большей частью в отдаленных (миссионерских) районах, они же являются представителями римского папы в провинциях.

Все священники имели особое облачение. Викарий, на должность которого назначался, как правило, архиепископ, носил белый воротник с тремя шелковыми крестами. Воротники почти всегда изготовлялись из шерсти, а кресты – из шелка, из самых дорогих и благородных тканей. Кресты символически обозначали пастыря, несущего на плечах овцу. Такой рисунок стали называть паллией. Он вручался папой и символизировал особую силу, которую получал его обладатель.

Папы всегда старались укрепить свою власть не только символами и одеждой, но еще и фактически. Так, папа Николай I (правил 858—867 гг.) выдвинул идею о том, что права папы имеют божественное происхождение. Он требовал всеобщего приоритета в церковных и светских делах. Ни перед чем не останавливаясь, Николай I отлучал от церкви архиепископов, вмешивался в светские дела, добивался преобладания духовной власти над светской. После него ни один папа не внес такого большого вклада в формирование теократической власти, то есть такой формы правления, при которой глава государства одновременно является его религиозным главой.

Постепенно сложились и оформились культ и церковные ритуалы, уже христианские. Григорий I (годы правления 590—604) утвердил мессу как церковную службу, посредством которой люди обращались к Богу и молились об отпущении грехов.

Папа св. Григорий I. Художник Антанелло да Мессина


Само церковное государство складывалось в VIII в. Его история началась с договора папы Стефана III (правил в 752—757 гг.) с франкским королем Пипином Коротким (правил 751—768) о защите Рима от нападений византийцев и варварских племен лангобардов. Стефан III сделал Пипина королем и совершил над ним обряд венчания на трон. Отныне Пипин стал избранником Бога, а папство получило необходимую военную опору.

Заключение договора между папой Стефаном III и королем франков Пипином Коротким. Фреска XIV в.


Стефан III потребовал за это вознаграждение и получил его в виде «Пипинова дара». Проще говоря, Пипин в 756 г. подарил папе отвоеванные земли: Парму, Реджио, Мантую и герцогство Сполетское. Сам Рим и пограничные области не оккупировались лангобардами, но тем не менее были подарены Пипином Стефану III. С «Пипинова дара» и началось церковное государство. Так папа стал светским государем, владетелем Папской области и других территорий и начал вести себя как светский князь.

Первым папой, которому пришлось столкнуться с сопротивлением духовной власти именно в Риме, был Павел I (757—767). Жители Вечного города, всегда чтившие своего епископа как владыку духовного, лишь только уразумели, что он сделался их светским господином, вступили с ним в борьбу.

Эта борьба римских горожан со светской властью Церкви растянулась на многие столетия, и нередко папам приходилось скрываться в своих резиденциях, спасаться бегством и отсиживаться в крепости – замке Святого Ангела (бывшей усыпальнице императора Адриана).

В правление папы Адриана I (772—795) проводилась реставрация церквей, городских стен и сети водопроводов. В частности, была перестроена церковь Санта-Мария ин Космедин, расположенная недалеко от Большого цирка. Ее реставрации мешала античная стена, сломать которую оказалось невозможным. Тогда папа позвал на помощь народ, велел принести большое количество дров и разложить у этой стены костер. Разрушить старую стену удалось только через год.

Его преемник, Лев III (795—816), вынужден был бежать из Рима, где ненавистники напали на него, ослепили и отрезали язык. Несчастный папа смог вернуться на престол только благодаря содействию франков.

Между тем на Ватикан и Италию надвинулась новая беда. В IX в. на юге страны появились воинственные арабы, которых называли сарацинами или маврами. В 846 г. они захватили Ватикан и вознамерились там обосноваться навсегда, но, к счастью для Рима, были прогнаны воинственным Гвидо III (?—894), властителем города Сполето.

Папой римским в те годы был Иоанн VIII (872—882) – человек смелый, ловкий и быстрый. Недолго думая, он склонил на свою сторону короля франков Карла Лысого (840—877), государя бездарного и никчемного. Карл изгнал Гвидо и был коронован как император, после чего императорская власть обратилась в пустой звук, а папа почувствовал себя полноценным властелином.

Но вскоре эта победа обернулась для Рима полной анархией, так как против неограниченной власти папы выступила знать, поддерживавшая короля Людовика II Немецкого (843—876), а сарацины с новыми силами устремились за добычей. Иоанн VIII проявил исключительную воинственность: отлучил от церкви прогерманских смутьянов, которые, убегая, ограбили папскую казну, а для спасения от сарацинов завел собственный флот и одержал в бою победу, выступая в роли адмирала. Правда, сарацины довольно быстро оправились от поражения, и папе-воителю пришлось бежать во Францию, откуда ему не скоро удалось вернуться.

Один из последующих пап, Стефан V (885—891), безуспешно умолял бесполезного императора Карла III Толстого (881—888) выступить против сарацинов. Они опять были разбиты герцогом Сполетским, что весьма подняло престиж последнего. В скором времени папа Стефан V умер, и место его в сентябре 891 года при поддержке прогерманской группировки занял папа Формоз (891—896). Гвидо II Сполетский, владевший несколькими коронами, объявил соимператором своего юного сына Ламберта (894—898).

Такое усиление Сполетского дома не понравилось папе Формозу, и он позвал в Рим германского короля Арнульфа Каринтийского (887—899), посулив ему императорскую корону. Арнульф не стал отказываться и двинулся на Рим, грабя по дороге мирное население. В те времена это был самый обычный способ добывания провианта для войска – людей и коней.

Формоз был уверен, что для церкви выгоднее, чтобы императорская корона принадлежала далекому германскому королю, который живет за горами, нежели представителю итальянской знати, находящейся совсем рядом и не оказывающей должного почтения наместнику Бога на земле.

Императорской короной желал также овладеть юный красавец рыцарь Ламберт Сполетский, который имел большое число сторонников среди римской знати.

Узнав о приближении Арнульфа, энергичный Ламберт бросился готовить к обороне свой родной город Сполето, а защиту Рима взяла на себя его мать. Папа Формоз был схвачен сторонниками Сполетского дома и упрятан в замок Святого Ангела, а Вечный город запер ворота и приготовился к бою.

В феврале 896 г. Арнульф подступил к стенам Рима и потребовал открыть ворота, на что римляне ответили оскорбительными насмешками. Тогда германцы в ярости бросились на стены, пробили ворота, а к вечеру ворвались в город со стороны Неронова поля – так называлась равнина, тянувшаяся от Ватикана до Мульвийского холма.

В Риме враги Арнульфа быстро присмирели, и ничто не помешало его пышному вступлению в город и коронации в базилике Святого Петра. Римляне принесли присягу верности Арнульфу, после чего тот поспешил покинуть Рим, чтобы покончить со своими сполетскими соперниками.

Арнульф двинулся на Сполето, но внезапно оказался разбит параличом. Произошло это, как думали, не столько от яда, сколько от безалаберного и беспутного образа жизни. В скором времени скончался папа Формоз, от болезни или от яда – осталось загадкой.

После его смерти обстоятельства сложились в пользу дома Сполето. Преемником Формоза на папском троне был ставленник Сполетского дома, Стефан VI. Обезумев от ненависти, он совершил неслыханное деяние, покрыв позором себя и свой варварский век.

Суд над папой Формозом. Художник Ж.-П. Лоуренс. 1870 г.


Стефан VI предал суду Формоза за то, что тот короновал германца Арнульфа. Формоз был мертв и мирно покоился в своем саркофаге. Это возмутило Стефана VI (896—897). В начале 897 г. был созван церковный собор, останки папы Формоза извлекли из саркофага, одели в папское облачение и посадили в кресло.

Совершенно серьезно мертвецу предъявили официальное обвинение. От имени усопшего оправдательную речь произнесло какое-то духовное лицо. Формоз был признан виновным, осужден и низложен, с него сорвали папское одеяние, отрубили три пальца на правой руке, проволокли труп по улицам Рима и под улюлюканье толпы швырнули в Тибр.

По странному стечению обстоятельств как раз в это время рухнула обветшавшая Латеранская базилика, разрушение которой суеверные люди истолковали как предвестие падения христианской Церкви.

Осенью того же года злой рок настиг Стефана VI: сторонники поруганного Формоза подняли в Риме восстание, схватили нечестивого папу, затащили в темницу и удавили, а церковные власти в скором времени издали постановление, запрещавшее впредь устраивать суд над умершими.

Труп Формоза, выловленный из Тибра рыбаками, был торжественно погребен в правление папы Теодора II (897), которое продолжалось всего 20 дней в конце года. А через несколько лет был реабилитирован свергнутый и удавленный папа Стефан VI, и в базилике Святого Петра ему воздвигли памятник.

На рубеже IХ—X вв. в истории Рима наступил период, когда власть перешла в руки женщин, причем отнюдь не добродетельных. В летописях эта эпоха называется «временем правления непотребных женщин». Эти женщины носили титулы римских патрициев и сенаторов, а на деле властвовали над Римом. Речь прежде всего идет о Теодоре Старшей (? – после 915) и ее дочери Мароции (883—937). Обе они отличались завидной красотой, желанием властвовать и при этом не особенно большим умом.

Папа Ландон


В январе 904 года папой стал ставленник Теодоры, Сергий III (904—911), которому, благодаря поддержке властительницы, удалось удерживать власть в своих руках в течение целых семи лет – по тем временам это очень солидный срок правления. Сергий сразу же заявил о себе как о человеке сильном и крайне энергичном. Летописцы называют его чудовищем, намекая на незаконный захват власти.

Однако в Вечном городе он чувствовал себя очень уверенно и даже начал строить здания. Сергий восстановил Латеранскую базилику, которая пришла в упадок после процесса над Формозом. Силы в его правление распределились следующим образом: власть духовная принадлежала Сергию, светская – сенатору Теофилакту (мужу Теодоры), а на деле вся власть принадлежала только Теодоре Старшей.

После смерти Сергия III в 911 г. папа был назначен Мароцией. Выбор вздорной женщины пал на ее любовника Анастасия III (911—913), который в конце концов ей опротивел и был низложен. Наследовавший ему папа Ландон (913—914) по приказу Мароции на её глазах удушил Анастасия в подземелье замка Святого Ангела. Однако менее чем через год Ландон разделил участь своего предшественника, осушив поднесённого Мароцией отравленного вина.

Тогда Теодора Старшая убедила дочь сделать папой ее молодого любовника Иоанна X (914—928), отличавшегося красотой и мужеством. Мароции импонировал ловкий понтифик, лично возглавлявший походы против арабов. В своей цитадели, замке Святого Ангела, она предавалась самому разнузданному разврату, не забывая уничтожать неугодных свидетелей. Из Тибра, много чего повидавшего на своем веку, частенько вылавливали обезображенные трупы людей, погибших от зверских истязаний.

Иоанн X попытался ослабить власть Мароции, но едва умерла Теодора Старшая, как Мароция приказала его убить. Тогда вопреки пожеланиям распутницы римляне избрали папой Льва VI (928), чем подписали ему смертный приговор. Помучив бедного папу ожиданием гибели, Мароция приказала схватить и доставить Льва VI в ее резиденцию. Понтифика приволокли и, нанеся множество ран, бросили к ногам властительницы, забрызгав её при этом кровью.

Папой был назначен новый любовник Мароции Стефан VII (928—931), принимавший участие в убийстве своего предшественника. Опираясь на друзей, он попытался расправиться со своей слишком опасной возлюбленной, но не рассчитал сил. Мароция безжалостно с ним расправилась и под именем Иоанна XI (931—935) посадила на престол своего восемнадцатилетнего сына, прижитого от Сергия III.

Укрепляя свои позиции, Мароция в 932 г. вышла замуж за новоиспечнного короля Италии Гуго Прованского (926—947), который был братом её покойного мужа. Чтобы дать им возможность сочетаться браком, Иоанн XI объявил своего покойного отца Гвидо Сполетского незаконнорожденным.

Колоннада Бернини


Мароция пообещала своему новому мужу, что Иоанн XI провозгласит его императором и торжественно коронует в храме Святого Петра древней железной короной лангобардских королей. Но прежде чем кончились приготовления, Гуго страшно оскорбил сына Мароции Альберика II Сполетского (931—954), пообещав с ним расправиться после коронации. Юный герцог, пользовавшийся любовью римлян, поднял мятеж, осадил замок Святого Ангела и принудил Гуго постыдно бежать.

Опасаясь гнева непредсказуемой матери и враждебно настроенного брата-понтифика, Альберик взял обоих под стражу. В начале 937 г. они кончили свои дни в тюремной камере, то ли от болезни, то ли от отравленной пищи

Альберик стал первым диктатором папского Рима. Такого еще не было, чтобы светское лицо встало у папского престола. Казалось бы, здесь и подошел конец церковной власти. Но все сложилось иначе.

Альберик не решался устранить папу от управления государством и создал своего рода двоевластие. Он сохранил за папой формальные права, но по существу вся власть принадлежала ему. Как самый настоящий диктатор, он упразднил папские выборы и стал назначать папу сам.

Перед своей кончиной в полном расцвете сил Альберик успел передать папскую тиару своему сыну, Октавиану, вступившему на престол под более скромным, монашеским именем Иоанн XII (955—964).

Но характером новый папа был совсем не как его отец. Он, наместник Бога на земле, стал вести распутный образ жизни и превратил постепенно свою резиденцию, Латеранский дворец, в пристанище разврата и порока. Здесь находился его многочисленный гарем. Но чем дальше, тем хуже: юный папа пожелал отвоевать Южную Италию, а для того чтобы укрепить свое положение в Риме, он вступил в союз с германцами.

Встреча папы римского Иоанна XII и короля Оттона I Великого


Иоанн XII призвал германского императора Оттона I (962—973) и пообещал ему в качестве награды корону римского правителя. Так, в зависимости от того, кто приходил к власти и какие выбирались союзники, в истории Ватикана и Рима сменялась прогерманская и проитальянская политика. С этого времени начинается история Священной Римской империи, потому что Оттон I вместе со своей супругой Адельгейдой (912—973) был коронован императором в базилике Святого Петра.

После этого Рим и его жители расстались со своей самостоятельностью и принесли присягу верности императору. Снова возродилась Священная Римская империя, но императорский титул перешел к германским королям. Теперь центр ее находился в Германии, а Рим считался окраиной государства.

С этого момента началась борьба Рима и всей Италии против Германии за независимость, и у всех итальянских городов появилось желание обрести свой собственный статус.

Оттон расширил свои права. В ноябре 963 г. он вторично вступил в Рим и объявил, что отныне папой будет избираться только человек, угодный самому императору. Точнее, только император теперь мог назначать папу. Римляне, дорожившие столько веков правом избрания верховного владыки, потеряли его.

Укрепил позиции Оттона и курьезный случай. Император устроил в базилике Святого Петра суд над бывшим папой Иоанном XII, сбежавшим из города. На этот процесс папа прислал письмо, где грозил отлучить от церкви епископов, если они изберут другого папу. Однако письмо было написано на народном итальянском языке, а не на латыни, как того требовал обычай. Тогда стало ясно, что Иоанн XII латинским языком просто не владеет. Собор низложил его и избрал нового папу, Льва VIII (963—965), который был мирянином, но вел очень благопристойный образ жизни.

Иоанн XII предпринимал безуспешные попытки вернуть себе престол, пока не погиб.

X и XI вв. были временем процветания варварства в Вечном городе. Доказательством тому может служить история перехода папского престола от одной воинствующей группировки к другой. В 1012 г. Феофилакт, сын графа Тускуланского, самовольно захватил нынешний Ватикан и провозгласил себя папой под именем Бенедикт VIII (1012—1024). Он стал первым узурпатором ватиканского престола. Папа сделал правителем Рима своего брата Романа, и Вечный город перешел, таким образом, во владение Тускуланского дома.

Новые властители оказались дальновидными политиками и сумели удержать власть в своих руках. Папа стал препятствовать торговле церковными должностями и запретил духовенству жениться. Но эти нововведения были проигнорированы.

После смерти Бенедикта VIII Тускуланский дом проявил расторопность и, чтобы не выпустить власть из своих рук, купил место папы римского для двенадцатилетнего (по другим сведениям пятнадцатилетнего) графа Теофилакта Тусколо, восшедшего на престол под именем Бенедикта IX (1032—1044, 1045, 1047—1048).

Как только Бенедикт подрос, он вздумал полностью насладиться жизнью и стал развлекаться и грабить по ночам римских жителей. Как известно, в прошлом многие папы были закоренелыми грешниками, но Бенедикт затмил всех. В конце концов, всем надоели его бесчинства. Чувствуя шаткость своего положения, папа решил в 1044 г. избавиться от своего сана и продал его за 650 кг золота римскому богатому еврею-выкресту Иоанну Грациану, который был в то время протопресвитером церкви Святого Иоанна у Латинских ворот. Так на престоле воцарился новый папа – Григорий VI (1045—1046). Правда, весной 1045 г. Бенедикт IX сделал попытку вернуть себе папскую тиару, но не продержался в Риме и трех месяцев – был изгнан горожанами.

Папство тогда находилось в крайнем упадке. Казна была пуста, а священники часто не отличались благопристойностью нравов. При помощи своего капеллана Гильдебранда Григорий VI попытался навести порядок в римской церкви. Однако некоторые римские фракции не захотели подчиняться папе и обратились к германскому королю, чтобы тот разрешил спорную ситуацию. В 1046 г. Генрих III (годы правления 1046—1056) созвал в Сутри около Рима церковный собор. Бенедикт IX отказался явиться на него, был осужден, низложен и приговорен к заключению в монастырь. Григорий VI был обвинен в покупке папского титула – симонии. Он сам не отрицал данного факта, но просил учесть обстоятельства, при которых это произошло. Тем не менее епископы убедили Григория добровольно отречься от престола. В 1047 г. Григорий VI направился в Кёльн, где и отказался от папского трона. Его секретарем и товарищем в этом путешествии был молодой монах Гильдебранд, который тридцатью годами позднее прославился как Григорий VII – великий папа-реформатор. На место низложенных пап синод избрал бамбергского епископа Суидгера, одного из самых влиятельных германских иерархов. Он стал папой Климентом II (1046—1047).

Через несколько дней после восшествия на престол этот папа возложил императорскую корону на германского короля Генриха III. Таким образом, город в очередной раз перешел под опеку германцев, утратив связь с Тускуланским домом. Понтификат Климента II официально положил начало эпохе цезарепапизма, когда церковное управление было полностью подчинено германским светским владыкам.

В январе 1047 г. Климент созвал в Риме большой собор, на котором была запрещена симония под угрозой отлучения от церкви. Затем папа сопроводил императора в Германию, где канонизировал монахиню Вибораду, замученную гуннами в 925 г. Возвращаясь в Рим, папа заболел и умер в аббатстве Святого Фомы близ Пезаро. Климент II был захоронен в соборе горячо любимого им Бамберга. Он является единственным папой, похороненным в Германии. Проведенное в наши дни исследование останков Климента показало наличие в них соединений свинца, что отчасти подтверждает средневековое предание об отравлении папы свинцовым сахаром. Впрочем, в те времена это вещество использовалось для лечения венерических заболеваний.

В середине XI в. папство вступило в конфликт с Византией. Папа Лев IX (1049—1054) потребовал себе земли Южной Италии, находившиеся под властью византийского императора. Он рассчитывал, что напряженная международная обстановка заставит императора быть поуступчивей, но все оказалось не так просто. Папа встретил яростный отпор. Представители римской курии, прибывшие в Византию, предали константинопольского патриарха анафеме и покинули восточную столицу. Это событие стало началом раскола между Западной и Восточной христианской церковью.

В 1054 г. произошло разделение церкви. И Западная, и Восточная претендовали на звание Вселенской (католической по-латински) церкви. Когда такое наименование закрепилось за Западной ветвью, то Восточная выбрала для себя название православной.

В XI же веке начались первые реформы католической церкви. Главой реформаторов стал монах Гильдебранд. Он и его сторонники избрали папой Николая II (1059—1061), который должен был проводить в жизнь политику подчинения светской власти церковной. Императорская партия, венчавшая Николая II на папский престол, совершила грандиозную ошибку – она сама, должно быть в пылу борьбы, не заметила, как нарушила главный принцип независимости церкви от государства. Но эту несуразность можно объяснить. Ведь император не мог оставить папу вне сферы светской власти. Если он помогал отделять церковь, то только потому, что это было выгодно папству. Фактическим правителем в папстве времен Николая II был Гильдебранд. Именно по его настоянию в 1059 г. Николай II осуществил первую серьезную реформу католической иерархии, результаты которой дошли до наших дней. Право избрания пап отныне закреплялось за коллегией кардиналов. Собрание кардиналов стало называться конклавом.

В 1073 г. Гильдебранд сам был возведен на папский престол под именем Григория VII (1073—1085) и стал одним из величайших римских пап в истории. Ярый женоненавистник, именно он ввел в католической церкви целибат – обязательное безбрачие католического духовенства.

Святой папа Григорий VII Гильдебранд


Папа жестко запретил симонию – распространенную до него в средневековой Европе покупку-продажу церковных должностей, которая практиковалась королями, крупными феодалами, князьями церкви. Название произошло от волхва Симона, который, согласно Евангелию, пожелал купить у апостолов дар распоряжаться Святым Духом.

Но в историю Григорий VII вошел прежде всего как победитель германского императора Генриха IV (1050—1106), с которым он боролся за инвеституру. Так в Средние века в Западной Европе назывался юридический акт введения вассала во владение феодом. Инвеститура духовных лиц, кроме этой светской инвеституры, включала также утверждение епископа, аббата в духовном сане (духовная инвеститура). В XI—XII вв. за право инвеституры происходила борьба между императорами Священной Римской империи и римскими папами, претендовавшими на это право, конец которой положил Вормсский конкордат 1122 г.

Примат папства при Григории VII был реализован во всех отношениях. С его понтификатом завершился длительный исторический период развития католической церкви. Одновременно он заложил основы для осуществления мировластных целей наиболее выдающихся пап Средневековья – Иннокентия III (1198—1216) и Бонифация VIII (1294—1303). Григорий VII в период своего правления распространил принцип верховной власти пап и на политическую жизнь. Это практически означало, что папа считает себя главой христианского универсума, которому обязаны повиноваться и светские князья. В концепции григорианского папства место имперской идеи Карла Великого заняла вселенская (церковная и светская) верховная власть папы. Программа понтификата Григория VII была изложена в документе под названием «Диктат папы» («Dictatus рарае»), составленном, по всей вероятности, в 1075 г. В сущности, это была Великая хартия папства. Прежде достоверность сборника решений об авторитете папы ставилась под сомнение, в настоящее время считается, что автором сборника был Григорий VII.

По замыслу Григория VII, короли должны находиться в зависимости от Святого престола. Однако действительными вассалами «апостолического князя» были лишь норманнские герцоги, хорватский и арагонский короли. Курия же хотела распространить требования вассальной верности также на Сардинию и Корсику, а затем и на всю Тоскану. Выдвинутые на различных юридических основаниях требования вассальной верности Англии, Франции, Венгрии папе реализовать не удалось.

Несомненно, что устремления Григория VII представляли собой угрозу самостоятельности светских государей. Папа противопоставил себя не только германскому королю, но и другим, например французскому королю Филиппу I. Но если во Франции отказались поддерживать римскую верховную власть и стали на сторону своего короля, то в Германии феодалы, боровшиеся с центральной властью, вошли в союз, направленный против короля. Генриху уже пришлось сражаться не с папой за власть над немецкой церковью, а за свои собственные права как главы государства. Григорий VII хорошо рассчитал время проведения своих реформ: король Генрих IV еще не был коронован как император и мог получить корону лишь из рук папы. С другой стороны, папа старался использовать также распри, существовавшие между норманнами, саксонцами и императором.

Открытая борьба между папством и императорской властью вспыхнула в результате опубликования декретов Латеранского собора 1075 г. Апофеоза это противостояние достигло в момент так называемого «хождения в Каноссу» короля Генриха IV, когда он босиком и рубище несколько дней шел в замок-резиденцию римского папы, а затем, долгое время стоя на коленях, молил Григория VII о прощении. В борьбе с оппозиционными феодалами он смог в результате «хождения на Каноссу» нейтрализовать папу римского, благодаря чему позже подавил оппозицию. Наиболее сильной позиция Григория VII была до Каноссы, когда южногерманские феодалы призывали папу в феврале 1077 г.приехать в Аугсбург для суда над Генрихом. Позднее Генрих IV разгромил защитников папы, вынудил последнего бежать. Во время бегства папа умер.

Неудачи на Западе заставили римскую курию направить свои вожделения на Восток. Папство хотело утвердиться и здесь, чтобы создать единый христианский мир. В этот период начались знаменитые крестовые походы. Причин для них существовало много. Но самой главной было стремление католической иерархии к наживе. Кроме того, папство намеревалось показать, кто хозяин в христианском мире.

Новая страница римской истории открывается с началом правления папы Иннокентия III. Как только он вступил на престол, то сразу же обратился с посланием к целому ряду итальянских коммун (независимых городов) и призвал свой народ освободиться наконец от германского императора.

А для того чтобы сделать свои доводы более наглядными, папа прибегнул к средствам убеждения, которые были сильнее слов. Он просто представил на обозрение итальянскому народу всех покалеченных германцами, а таких людей в Риме нашлось немало. Вид этих несчастных отбил у горожан стремление и дальше жить под покровительством империи. Участниками борьбы должны были стать практически одни бедняки. Несомненно, Иннокентий извлек выгоду из этого предприятия.

Курия получила крупные средства от императорских владений. Кроме того, Иннокентий воспользовался ослаблением Священной Римской империи, которое было связано с городским движением на севере Италии. Однако необходимо было не просто освободить Италию, но и объединить ее под эгидой римской курии, а это уже было намного сложнее.

Папа Иннокентий III


Иннокентий III вел тогда же борьбу против еретического движения на юге Франции – ересь катаров. Против еретиков папа организовал знаменитый Лангедокский поход, во время которого по повелению понтифика мирное население на французском побережье Средиземного моря вырезалось подчистую.

В Средние века возникают и монашеские ордена, которые так или иначе связаны с Римом.

Так, доминиканский орден сразу же нашел общий язык с папой. Доминиканцы гордились своей привязанностью к римскому престолу, даже название их ордена означает верность (Domini canes – псы Господни). Вся их деятельность была направлена на борьбу с ересями.

Св. Альберт Великий. Фреска Томмазо да Модена


Фома Аквинский. Фреска Фра Анджелико


Франциск Ассизский. Единственное прижизненное изображение, сделанное на стене монастыря св. Бенедикта в Субиако


Орден выступал как нищенствующий, хотя на самом деле был одним из богатейших в истории церкви. Ведь борьба с еретиками требовала больших средств. Через доминиканцев папы контролировали ситуацию за пределами Рима.

Однако нельзя не отметить и тот примечательный факт, что из недр доминиканского ордена вышли великие средневековые философы-теологи Альберт Великий (ок. 1193—1280), и Фома Аквинский (1225/1226—1274).

Еще раньше доминиканского ордена был создан другой, получивший название по имени своего основателя – Франциска Ассизского (1181—1226). Он проповедовал добровольную нищету и поэтому сначала встретил недоброжелательное к себе отношение.

Эти два ордена были для католической церкви крайне удобны, так как позволяли принимать дары и заключать финансовые договоры не с коммерческими партнерами, а с т.н. жертвователями. Формально отказываясь от благ, монахи предпочитали жить в «соблазне мира». При этом именно представители францисканского и доминиканского орденов известны в истории как особо ярые инквизиторы.

В XIV в. папство подпало под власть французской короны. В 1309 г. резиденция пап с их согласия была перенесена во французский город Авиньон, где и находилась до 1377 г. Здесь, под покровительством короля, папы чувствовали себя намного уверенней. Тем более что им предоставлялись многочисленные льготы, а расплачивались папы тем, что назначали на престижные духовные должности практически только одних французских кардиналов.

Пребывание пап в Авиньоне печально сказывалось на делах в Италии, где местные феодалы и знать стали слишком вольготно себя чувствовать и разорять города. В 1377 г. папа Григорий XI (1370—1378) вернул папскую резиденцию в Рим.

Таковы наиболее яркие страницы истории папства и Ватикана в Средние века.

Эпоха Возрождения в Папской области стала временем правления т.н. пап-меценатов, на века скомпрометировавших римскую курию в глазах человечества и ставших главными виновниками Реформации и раскола католической церкви, породившей церкви протестантские. Это время наполнено для Италии многочисленными мелкими войнами. Но это было и время расцвета итальянского искусства и архитектуры, покровителями которых и выступили римские папы.

Понтифики увлеклись искусством с не меньшей страстью, чем войнами и борьбой за власть. Мастера и художники искали у них покровительства и средств. Первым папой-меценатом стал папа Николай V (1328—1330). Он был знаком с идеями гуманизма, увлекался античной литературой. С молодых лет будущий папа тратил огромные средства на приобретение старинных рукописей. Его собрание составило основу будущей Ватиканской библиотеки. Коллекция папы насчитывала 794 латинские и 353 греческие рукописи. Пергаментные рукописные книги были украшены богатыми миниатюрами и имели красивые переплеты, выполненные из изысканного малинового бархата.

Папа Николай V начал реконструкцию Рима – реставрацию церквей и домов, но в поисках средств на покровительство и меценатство он же открыл повсеместную торговлю индульгенциями (свидетельствами о полном или частичном отпущении грехов; от латинского indulgentia – милость).

Надгробие папы Николая V


Папа Павел II (1464—1471), большой любитель роскоши, воздвиг для себя Палаццо Венеция. Для его строительства использовали камни старинного Колизея, поскольку они были в те годы самым доступным строительным материалом.

Однако первым папой, почувствовавшим себя вполне уверенно в Риме, стал все-таки знаменитый Сикст IV (1471—1484). Родом он был из рыбаков, а потому обладал вполне демократичным характером. При этом именно он ввел инквизицию в Испании и благословил массовые сожжения еретиков. Первое такое сожжение произошло в 1481 г. в Севилье.

Законы Сикста IV превратили Испанию в самую мрачную страну Европы, где до начала XIX в. пылали костры инквизиции. Только представьте эту цифру: за три с половиной столетия инквизиция сожгла около 36 тыс. человек.

Положительной заслугой Сикста было начало возрождения Рима. По его приказу осушили болота, расчистили улицы и укрепили городские стены. Рим стал первым городом, в котором появился музей. По этому случаю Сикст подарил Риму свою коллекцию античной скульптуры.

Папа Сикст IV назначает Бартоломео Платину первым смотрителем Ватиканской библиотеки. Фреска Меллоццо да Форли. XV в.

Надгробие папы Сикста IV


В 1480 г. папа перенес свою резиденцию из Латерана, где до этого располагался папский дворец, в Ватикан. Сикст приказал отреставрировать античный мост Адриана, ведущий от замка Святого Ангела к Ватикану. Он основал Ватиканскую апостолическую библиотеку. По указанию Сикста IV была возведена прославленная Сикстинская капелла (1471). Именно со времен этого папы Рим стал городом зодчих и художников.

Сикст умер в 1484 г. В дни его кончины в Риме произошел кровавый погром – народ истреблял земляков покойного – генуэзцев. На них изливали накопившуюся злобу. Фаворит папы, Джироламо Риарио, вовремя скрылся из Рима, иначе бы тоже не избежал смерти. В городе повсюду красовались надписи: «Радуйся, даже Нерон не превзошел тебя!»

При Иннокентии VIII (1484—1492), в 1490 г., вблизи Ватикана был воздвигнут Бельведерский дворец, впоследствии ставший загородной резиденцией папы.

Продолжил строительство Рима и Ватикана папа Юлий II (1503—1513). Он был одним из самых воинственных первосвященников, но в то же время и самым выдающимся меценатом эпохи Возрождения. Этот папа, умело пользовавшийся человеческими слабостями, ловко использовал политические и экономические противоречия между государствами. Он категорически настаивал на необходимости инквизиции. Всякому, кто оказывал помощь в поимке колдунов, папа обещал индульгенцию.

Юлий II приказал перестроить Ватикан и базилику Святого Петра (подробнее об этом ниже). Помимо этого, он поручил Донато Браманте (1444—1514) создать новую цельную архитектурную композицию папской резиденции. Юлий II пожелал соединить свою летнюю резиденцию, виллу Бельведер, с Сикстинской капеллой, папским дворцом и собором Святого Петра. Браманте создал две великолепные галереи. Им же были начаты окружавшие двор Святого Дамаза лоджии, которые впоследствии закончил и расписал Рафаэль.

Юлий II мечтал о сильном и независимом папском государстве. В этих целях он отвоевал Парму, Пьяченцу и Реджио.

Папа Юлий II. Художник Рафаэль


По причине того, что живой силы для ведения войн папе не хватало, в 1505 г. Юлий II заключил договор с двумя кантонами Швейцарии о наемниках. Теперь они обязаны были поставлять ему гвардейцев. Традиция эта сохранилась по сей день. Стражники города-государства одеты в цветные полосатые костюмы, сшитые в стиле XVII в.

По приказу Юлия II в Риме начались раскопки, в ходе которых была найдена знаменитая статуя Лаокоона.

Тщеславный папа стал великим покровителем гениального Микеланджело Буонарроти (1475—1564). Желая непременно быть похороненным в соборе Святого Петра, Юлий II заказал скульптору для себя – грандиозную многофигурную мраморную гробницу. Микеланджело вдохновенно принялся за работу. Он сам отправился в Каррару за мрамором. В горах скульптор провел семь месяцев, в течение которых занимался поисками и сортировкой необходимого материала. Мрамор привезли в Рим и выгрузили на площади Святого Петра. Однако гробница не была выполнена так, как это планировал Микеланджело. Из задуманных сорока статуй было завершено только четыре (Моисей и рабы), а восемь остались незаконченными. Центральным элементом всей композиции стала титаническая фигура Моисея. Микеланджело представил его в величественной позе – пророк сидит, опираясь одной рукой на скрижали, а другой держит ниспадающую бороду, которая выполнена из мрамора таким образом, что создается впечатление пушистых и мягких волосков.

Конец ознакомительного фрагмента.